Материальная культура Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 14:27, доклад

Краткое описание

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый – Древний (2800–2250 лет до н.э.), второй – Среднее Царство (2050–1700 лет до н.э.), третий – Новое Царство (1580–1070 лет до н.э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов – Мемфиса. По-древнеегипетски же, согласно принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности произносилось как Хэ-ку-Птах.

Вложенные файлы: 1 файл

Материальная культура Египта.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

В позднюю эпоху, примерно в VII в. до н.э., иератическое письмо развилось в скоропись – так называемое демотическое письмо.

 

Что касается иероглифики – священного письма, то лучшей иллюстрацией может служить таблица Нармера .Изображение сокола, который держит в лапе веревку, протянутую через ноздри лежащего на земле человека с растущими из прямоугольника-тела шестью стеблями тростника, является записью о том, что фараон (его символизирует сокол, это один из древнейших образов царя и бога Гора) захватил в плен шесть тысяч пленников (пленник изображен с максимальной наглядностью, каждый стебель тростника обозначает число «1000»).

Иератическое письмо представляет сложность не столько из-за необходимости трактовать рисунки (как это происходит в ранней иероглифике), сколько из-за необходимости для писца выразить в тексте самые разные грамматические понятия, а не одну только семантику слова. Скажем, при записи врачебного рецепта – снадобья, в которое входил корень какого-то растения, писец для обозначения корня (по древнеегипетски «корень» звучит как менит) должен был нарисовать значок слога «мен», означавший одновременно и саму букву «М», отметить далее буквы «Н» и «Т», а затем поместить рядом со словом значок-детерминатив, относящий написанное слово в группу «растительной» лексики.

Египетская письменность представляет собой определенную сложность при расшифровке еще и потому, что не существовало четкого стандарта оформления текста. Писали либо горизонтальными строчками, читавшимися как слева направо, так и справа налево, либо вертикальными колонками, которые читались только сверху вниз.

Египетские писцы не брезговали никаким материалом, пригодным для письма. Надписи иероглифическими и иератическими письменами делались на камне, на глине, на пергаменте и на папирусе (это был наиболее распространенный писчий материал).

3. Верования, традиции, обычаи  древних египтян

3.1 Религия

 

 Религиозные воззрения  древних египтян – та сторона  древнеегипетской цивилизации, которая, возможно, более прочих притягивает современного человека. Европейская культура выросла из верований и мировоззрения других культур Древнего мира – с одной стороны, иудейской, с другой – греко-римской. Египетская же культура и ее основа, религиозное мировоззрение – явление абсолютно уникальное. Религиозное мировоззрение и мифология Древнего Египта сформировались в течение нескольких тысячелетий под взаимным влиянием верований охотничьих, скотоводческих и земледельческих племен.

 Характерная особенность  системы верований древних египтян  – ее консервативность. Крайне  медленное развитие государства, практически неизменный общественный  уклад способствовали длительному  сохранению древнейших культов, в частности, фетишизма и в особенности тотемизма. Существует, в частности, версия о том, что строительство пирамид, помимо чисто египетского культа мертвых, связано еще и с отголосками древнего фетишизма и почитания камня.

 Религия Древнего Египта  крайне символична, и ее символизм  тесно связан с культом природы и естественных сил. Поклонение стихиям во всех их проявлениях – черта всех древнейших верований человека. Характер этих верований изменялся в стране Кеми в зависимости от того, как изменялся образ жизни ее обитателей.

 Первоначальные верования древних египтян складывались как верования охотничьих племен. Этим объясняется преобладание анималистических элементов – обожествления различных животных, в которых воплощались боги-покровители племени, помогавшие охотникам. Впоследствии поклонение некоторым из этих божеств вошло и в культ скотоводческих племен. Анимализм вообще наиболее характерная черта древнеегипетской религии, сохранившаяся вплоть до позднего периода развития египетской цивилизации и лишь усилившаяся ближе к концу существования Древнего Египта.

 

 Пантеон Древнего Египта  складывается в ту пору, когда  египтяне переходят к оседлому  образу жизни и к земледелию. С этим переломным этапом связано  обожествление земли и воды. Божества, связанные с этими началами, в  более позднее время заняли главнейшие позиции в системе верований древних египтян.

 Особое место занимал  в этой системе культ бога  Солнца. В разные исторические  периоды его олицетворяли различные  боги. В эпоху Древнего царства  верховным богом Египта стал  Ра, позднее его сменил Амон, которому поклонялись в Фивах – столице фараонов Среднего и Нового царства.

 

 Формирование политической  и административной системы страны  также оказывало влияние на  становление системы верований. Номы, территориально сложившиеся  еще в додинастический период, имели каждый собственных богов, зачастую выступавших в разных местах в одних и тех же обличьях, но носивших иное имя. В каждом номе имелась триада верховных божеств, вокруг образов которых складывались местные мифы. По мере объединения страны происходило слияние многих богов, связанное с возвышением тех или иных политических и религиозных центров.

 

 После объединения  верхнеегипетских и нижнеегипетских  номов в единое царство, после  окончательного объединения страны  в культурном плане сложилась и неизменная с тех пор группа общеегипетских верховных божеств, равно почитавшихся по всей стране – так называемая эннеада. Входящие в эннеаду боги считались старшими богами Египта, и их имена встречаются практически во всех религиозных текстах.

 Эннеада состояла из божеств стихий, солнца и владык земной жизни и подземного царства. Основные мифы складывались именно вокруг них, что обусловило три основные темы египетской мифологии – сотворение мира, мифы о борьбе солнца со своими недругами и цикл мифов, связанных с культом мертвых (в этих последних центральное место играют мифы об Осирисе).

 Египетские боги воплощались  едва ли не во всех животных, которые были известны древним  египтянам. В разных областях  почитали своих богов-покровителей, но имелось и несколько общеегипетских персонификаций. Так, повсюду в Древнем Египте был распространен культ быков и коров. Бык (как практически во всех древних культурах) отождествлялся с вождем племени, а в династический период, особенно в эпоху Раннего царства культ быка сливался с культом фараона. Пример тому – знаменитая палетка Нармера, древнейший памятник египетской истории. На одной стороне этой резной шиферной пластинки фараон изображен в образе быка, сокрушающего стены вражеской крепости. Еще в древнейших текстах правителя нередко именовали «тельцом». Отголоски слияния культа быка с культом царя сохранились до самого позднего времени фараоновского Египта. Во время церемонии на празднестве «Хеб-сед» фараон появлялся на людях с привязанным к одежде бычьим хвостом.

 С другой стороны, бык являлся для египтян символом плодородия. Эта символическая функция быка также являлась общей для древнейших оседлых культур. В различных местах Египта быка почитали как олицетворение местного верховного бога. Мемфисский Апис, воплощавшийся в черном быке с белыми отметинами, был связан с богом Птахом и с Осирисом, другой священный бык Мневис воплощал в себе бога солнца Ра.

 

 Несколько иное значение  имел культ коровы. По древнейшим  египетским верованиям, небо представляло  собой черную корову со шкурой, усыпанной звездами. Богиня неба Хатор, «небесная корова», тесно связана в египетских мифах с культом солнца. Впрочем, и корова почиталась как божество плодородия, и в этом плане два культа довольно близки друг к другу. Ритуалы, связанные с божествами коров и быков были, однако, различны. В культе священного быка (особенно в поздний период) играла важную роль мистерия, в течение которой жрецы оскопляли и убивали животное, чтобы его кровь окропила землю и принесла плодородие.

 Животные, которых египтяне использовали в хозяйстве, олицетворяли разных богов. Где-то баран выступал как воплощение Амона, где-то он становился Хнумом. Подобное многообразие – характерная черта египетского анимализма.

 Дикие животные также  попали в пантеон Древнего  Египта. Одно из центральных мест занимали лев и львица (их черты приобретали боги и богини Хатор, Тефнут, некоторые местные божества). Змея имела двоякий символизм в египетской мифологии. С одной стороны, заклятый враг Ра – змей Апоп, воплощение зла. С другой стороны, одна из богинь плодородия Рененутет, покровительница кладбищ Меретсегер также носили обличье змеи. Священные змеи, изображенные на двойной короне фараона, охраняли его на протяжение земной и загробной жизни.

 Важное место в египетской  системе верований занимал шакал, воплощение бога Анубиса. Изначально бог подземного царства, он со временем трансформировался в хранителя покоя умерших и верного помощника Осириса. Такую роль египтяне отводили шакалу не случайно. По ночам шакалы приходили на кладбища в надежде на поживу. Животные, непрестанно снующие среди священных для египтянина захоронений, в представлении религиозно настроенных людей просто не могли быть связаны ни с какой иной сферой, кроме загробного царства. Анубис с телом человека и головой шакала изображен на всех росписях в усыпальницах египтян как проводник души по царству мертвых к трону судьи и владыки мира мертвых Осириса

 Почитали египтяне  и птиц. К примеру, сокол-Гор выступал  и как воплощение бога Солнца, и как важный элемент культа  царя. Первые фараоны единого Египта в обязательном порядке включали в свою титулатуру имя «Гор», и традиция эта сохранилась неизменной на всем протяжении египетской истории. В изображениях фараонов Древнего царства (статуи и портреты в гробницах) почти всегда присутствует изображение сокола, как бы охраняющего, прикрывающего своими крыльями голову царя. Гор – по исторической традиции, в титулатуре фараонов это имя пишется как «Хор».

 Другой бог, которого  олицетворяла птица – Тот, воплощавшийся  в ибисе. Культ Тота играл особую роль в жизни египтян. Как правило, прилет ибисов на поля предвещал скорый разлив Нила.

 

 Многочисленные обитатели  долины Нила и самой реки  по-разному обожествлялись в разных  регионах Египта, но место в  пантеоне нашлось практически  всем – от крокодилов и гиппопотамов до лягушек и насекомых. Среди насекомых, кстати, наибольшее распространение получил жук-навозник (скарабей), почитание которого тесно связывалось с культом солнца. Жук, катящий перед собой навозный шар, олицетворял в глазах египтянина движение по небу солнечного диска. Символика образа скарабея в египетской мифологии довольно разностороння. Он олицетворяет восходящее солнце, и в этом качестве воплощает идею воскресения из мертвых, что в свою очередь, сближает культ навозника с культом Осириса.

 Священные животные, при  жизни обитавшие при храмах  и получавшие все божественные  почести, после смерти удостаивались  соответствующих похорон. Археологам, работающим в Египте, и сегодня  доводится раскопать крупное  захоронение – кладбище священных животных, мумифицированных по всем правилам и уложенных в расписные деревянные гробы.

 Первоначально анимализм  египтян выражался в простом  поклонении животным, особенно имевшим  определенные отличительные знаки (так, священным почитался, как было  отмечено выше, черный бык с белыми пятнами. То же было верно и в отношении коровы, чья черная шкура с белыми подпалинами олицетворяла звездное небо). По мере развития и усложнения верований, слияния нескольких культов в один, часть богов, ранее изображавшихся в виде животных, приобрела антропоморфные черты. В таком виде эти боги стали изображаться на рельефах и росписях. Чаще всего человеческое тело божества было украшено звериной или птичьей головой. В скульптуре, однако, боги преимущественно изображались в виде полностью зооморфных статуй животных – воплощений бога. У некоторых божеств таких воплощений было более одного – Тот, например, имел свою священную птицу – ибиса, и священное животное – павиана, облик которого принимал во многих мифах (в частности, в мифе о бегстве Тефнут, дочери Ра, в Нубию – Тот в облике павиана пением и музыкой завлек богиню, воплотившуюся в львицу, обратно домой).

 В свою очередь, обожествление  фараона и связанная с этим  художественная традиция также  оказались затронуты тенденцией  слияния антропоморфных и зооморфных черт. Речь идет, разумеется, о сфинксах – колоссах с телом льва и головой человека, олицетворявших фараона. Символика данного образа вполне традиционна – правитель в большинстве восточных культур отождествлялся со львом, самым могучим зверем пустыни.

 Древние египтяне порой  «одомашнивали богов», подобно животным. Широко известно, что они почитали  кошку как священное животное  богини Баст. Менее известен тот  факт, что первоначально воплощением  Баст была не изящная египетская  кошка, а львица. Древнейшие изображения этой богини не оставляют в том ни малейшего сомнения. Кошка, конечно же, была гораздо более покладистым объектом поклонения, нежели дикая обитательница пустыни.

 Помимо культа животных, в Египте был распространен  и культ растений. Наиболее почитаемое растение – лотос, цветок, из которого, согласно мифам, вышел на свет Ра, первый из богов. В Мемфисе, древней египетской столице, существовала и тщательно охранялась священная роща, посвященная богине Хатор.

 Обожествление всевозможных сил природы и проявлений жизни достигло в Египте небывалого уровня, несопоставимого ни с одной другой древней культурой. Необычайно красочные образы, созданные египетскими художниками, оставляют далеко позади многообразие демонов, населявших мир Шумера и Вавилонии, а с всеохватностью египетского пантеона вряд ли сравнится любая из древних религий. Образность и фантастичность при минимуме собственно фантастических элементов – вот основные черты египетской мифологии, делающие ее явлением не только мировоззренческого, но и художественного порядка.

 Почитание четырех  основных начал и стихий было  широко распространено во всем  Египте. Наряду с общепризнанными  божествами эннеады в каждой  области поклонялись собственным  богам земли и воды. Единым  для всех областей Египта был Хапи – божество Нила. Боги земли и неба в разных номах носили разные имена. После становления единой религии были повсеместно признаны бог земли Геб и богиня неба Нут, почитавшаяся наряду с Хатор.

 С сотворением мира  и с возникновением главных богов связано большинство египетских мифов. Эти мифы воссоздают примерно следующую картину сотворения всего сущего.

 В начале, как верили  древние египтяне, был хаос, водная  пучина Нун. Из него вышли все  боги и все живое, причем разные  истории описывают этот процесс по-разному. В некоторых мифах фигурирует холм, поднявшийся из вод, на котором птица «великий Гоготун» снесла яйцо, из которого вылупился бог солнца. Один из мифов описывает появление бога солнца на свет из цветка лотоса, распустившегося на этом холме.

Информация о работе Материальная культура Египта