Материальная культура Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 14:27, доклад

Краткое описание

Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый – Древний (2800–2250 лет до н.э.), второй – Среднее Царство (2050–1700 лет до н.э.), третий – Новое Царство (1580–1070 лет до н.э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов – Мемфиса. По-древнеегипетски же, согласно принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности произносилось как Хэ-ку-Птах.

Вложенные файлы: 1 файл

Материальная культура Египта.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

 По другим священным  текстам, бог солнца в образе  теленка был произведен на  свет небесной коровой. Однако  все мифы сходятся на том, что  бог солнца, «создавший себя сам», был первым среди всех богов. Он произвел из себя богов  воздуха и влаги – Шу и Тефнут. Эта пара родила богов земли и неба – Геба, бога земли, в образе мужчины, и Нут, богиню неба, в образе женщины. Они, в свою очередь, дали жизнь четверым старшим богам – братьям Осирису и Сету и сестрам Исиде и Нефтиде, игравшим основную роль в культе загробной жизни и в культах плодородия. Все эти боги и стали старшими божествами египтян, повсеместно почитавшейся эннеадой.

 Иногда в качестве  демиурга выступает бог Птах, сотворивший не только главных  богов, но и весь мир, людей, животных, ремесла, людские жилища и храмы богов. По другим мифам, людей вылепил из глины бог Хнум.

 

 

3.2 Солярные мифы

 Солнце, в равной степени  благословение и проклятие Египта, с глубокой древности, стало центральным  образом множества мифов. Все  эти мифы делятся на две группы. Одни так или иначе связаны с ежегодным сельскохозяйственным циклом, с ослаблением или усилением засухи. Другие посвящены борьбе благого божества солнца со своими врагами, олицетворениями мрака.

 «Календарные» мифы  посвящены Ра и его дочери  Тефнут (она же – Хатор), «солнечному оку», равно благой и жестокой богине. В одном из мифов, Тефнут в образе львицы покидает Египет, и стране грозит смерть от голода. Тогда Ра посылает за Тефнут бога Тота, который в образе павиана заманивает дочь верховного бога обратно на родину. Вернувшись в Египет, Тефнут заключает брак со своим божественным братом Шу, богом воздуха. Возвращение Тефнут-Хатор и ее брак как залог плодородия египетской земли отмечались всеегипетским празднеством «виноградной лозы и полноводья Нила».

 Жестокость этой же  богини проявлялась в засуху. Египтяне считали период невероятного  усиления летнего зноя с наказанием, ниспосылаемым Ра людям за  их грехи и неблагочестие. Дочь  Солнца-Ра, приняв облик львицы  по имени Сехмет, спускается на землю и убивает людей.

 Один из египетских  мифов, в котором фигурируют Ра  и его правнучка Исида, особенно  интересен, поскольку сближает египетские  верования с мифологией других  ближневосточных народов (в первую  очередь, шумеров). Исида, вознамерившись  выведать тайное имя Ра, дающее власть над верховными богом, задумала отравить его и предложить противоядие в обмен на имя. Этот же самый мотив с теми же участниками присутствует и в шумеро-аккадском эпосе (Инанна хитростью выведывает тайное имя Энкиду). Египетская Исида, подобно шумерской Инанне, выступает в этом мифе как великая волшебница, способная одержать победу даже над верховным богом. В цикле «климатических мифов» история об отравлении Ра Исидой и болезни бога солнца связывался с ослаблением летней жары.

 Среди мифов о борьбе бога солнца с врагами выделяются два основных – миф о битве Ра со змеем Апопом и миф о Горе Бехдетском, сыне Ра.

 Согласно первому мифу, Ра каждый день совершает свое  путешествие по небесному Нилу, а вечером сходит под землю, где плывет по Нилу подземному. Змей Апоп, желая напустить на землю мрак, решил выпить всю воду из подземного Нила и погубить Ра. Однако в единоборстве двух богов верх одержал Ра и заставил Апопа изрыгнуть выпитую воду. В некоторых вариациях этого мифа Ра, воплотившись в рыжего кота, отрезает Апопу голову.

 

 В мифе о Горе  Бехдетском роль победителя сил  зла отводится Гору-соколу, сыну  Ра и одному из воплощений  бога солнца. Гор, сопровождающий  барку Ра в путешествии по  подземному миру, расправляется  с чудовищами – крокодилами  и гиппопотамами, а также с верховным божеством сил зла – богом Сетом, одним из старших богов. Помощь Гору в этом подвиге оказывает Исида. Богиня дает ему слиток меди, из которого Гор изготавливает себе копье.

 Современные исследователи  видят в мифе о Горе отображение политических реалий Древнего Египта периода первых династий. Гор как олицетворение царской власти очищает Нил от сил зла подобно тому, как фараон, царь единого Египта, побеждает своих врагов. Видимо, именно в связи с этим мифом Гор стал почитаться как покровитель фараонов.

 Вершиной развития  солярной мифологии египтян стал  культ Амона, одного из воплощений  бога солнца, культ которого был  более всего развит в Фивах. С тех пор, как во времена  Среднего царства этот город  стал политическим центром страны, религиозный центр естественным образом переместился в Фивы. Амон стал верховным божеством египетского пантеона. В его образе сосредоточились основные черты культов Ра и Гора. Культ Амона в короткий срок получил распространение в самых широких кругах египетского общества. Он считался богом-покровителем и заступником бедняков. На период Среднего и Нового царства Амон стал самым «демократичным» божеством.

 Именно такое широкое  распространение и укорененность  культа Амона в сознании подавляющего  большинства египтян в конце концов привели к неудаче религиозной реформы фараона Эхнатона, учредившего в стране единобожие и поклонение не богу солнца, а непосредственно солнечному диску, воплощению бога Атона. Вскоре после смерти Эхнатона культ Атона был забыт, а страна вернулась к почитанию Амона-Ра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Но ещё очень долго, даже когда Египет перестал  быть самостоятельным государством, его многотысячелетняя культура  исподволь питала культуру Средиземноморья. Египетский город Александрия  в 4 веке до нашей эры стал  местом скрещения и синтеза греческой и египетской культур; правивший Александрией правитель македонской династии Птолемеев называл себя фараоном, «избранником Ра, любимцем Амона». Знаменитая Александрийская библиотека и Александрийский музей – храм муз и оплот науки – были обязаны своим существованием не только грекам, но и египтянам, обладавшими обширными познаниями в астрономии, математике, ремёслах и искусстве. Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре, геометрии Герона, исследовании дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика седьмого века нашей эры Анания Ширанского. Греческие мудрецы, например Пифагор, стремились овладеть знаниями египетских жрецов, и проводили много лет у них в ученичестве.

 «Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры до сих пор ещё не оценена должным образом, – пишет русский египтолог М.Э. Матье. – Ряд открытий в науке и технике всё ещё приписывается то грекам, то арабам, ибо мы узнаём о появлении этих открытий из античных или средневековых арабских источников, не подозревая подчас о том, что, в сущности, речь идёт о плодотворном использовании культурного наследия древности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Алексеева В.В. «Что такое искусство?», М., «Советский     художник»,1991г.       2. Васильев А.А. «История средних веков», М., «Республика», 1994 г.

3. Литература и искусство. Универсальная энциклопедия школьника. Сост.  

4. Воротников А.А., Минск, «Валев», 1995 г.

5. Серия «Малая история искусств», М., «Искусство».

6. «Искусство средних веков». Тяжелев Е.В., Сапоцинский О., 1975г.

7. Культурология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999 г.

 

 

 

 


Информация о работе Материальная культура Египта