Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 14:27, доклад
Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый – Древний (2800–2250 лет до н.э.), второй – Среднее Царство (2050–1700 лет до н.э.), третий – Новое Царство (1580–1070 лет до н.э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов – Мемфиса. По-древнеегипетски же, согласно принятому в науке условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности произносилось как Хэ-ку-Птах.
По другим священным текстам, бог солнца в образе теленка был произведен на свет небесной коровой. Однако все мифы сходятся на том, что бог солнца, «создавший себя сам», был первым среди всех богов. Он произвел из себя богов воздуха и влаги – Шу и Тефнут. Эта пара родила богов земли и неба – Геба, бога земли, в образе мужчины, и Нут, богиню неба, в образе женщины. Они, в свою очередь, дали жизнь четверым старшим богам – братьям Осирису и Сету и сестрам Исиде и Нефтиде, игравшим основную роль в культе загробной жизни и в культах плодородия. Все эти боги и стали старшими божествами египтян, повсеместно почитавшейся эннеадой.
Иногда в качестве демиурга выступает бог Птах, сотворивший не только главных богов, но и весь мир, людей, животных, ремесла, людские жилища и храмы богов. По другим мифам, людей вылепил из глины бог Хнум.
3.2 Солярные мифы
Солнце, в равной степени
благословение и проклятие
«Календарные» мифы посвящены Ра и его дочери Тефнут (она же – Хатор), «солнечному оку», равно благой и жестокой богине. В одном из мифов, Тефнут в образе львицы покидает Египет, и стране грозит смерть от голода. Тогда Ра посылает за Тефнут бога Тота, который в образе павиана заманивает дочь верховного бога обратно на родину. Вернувшись в Египет, Тефнут заключает брак со своим божественным братом Шу, богом воздуха. Возвращение Тефнут-Хатор и ее брак как залог плодородия египетской земли отмечались всеегипетским празднеством «виноградной лозы и полноводья Нила».
Жестокость этой же
богини проявлялась в засуху.
Египтяне считали период
Один из египетских мифов, в котором фигурируют Ра и его правнучка Исида, особенно интересен, поскольку сближает египетские верования с мифологией других ближневосточных народов (в первую очередь, шумеров). Исида, вознамерившись выведать тайное имя Ра, дающее власть над верховными богом, задумала отравить его и предложить противоядие в обмен на имя. Этот же самый мотив с теми же участниками присутствует и в шумеро-аккадском эпосе (Инанна хитростью выведывает тайное имя Энкиду). Египетская Исида, подобно шумерской Инанне, выступает в этом мифе как великая волшебница, способная одержать победу даже над верховным богом. В цикле «климатических мифов» история об отравлении Ра Исидой и болезни бога солнца связывался с ослаблением летней жары.
Среди мифов о борьбе бога солнца с врагами выделяются два основных – миф о битве Ра со змеем Апопом и миф о Горе Бехдетском, сыне Ра.
Согласно первому мифу, Ра каждый день совершает свое путешествие по небесному Нилу, а вечером сходит под землю, где плывет по Нилу подземному. Змей Апоп, желая напустить на землю мрак, решил выпить всю воду из подземного Нила и погубить Ра. Однако в единоборстве двух богов верх одержал Ра и заставил Апопа изрыгнуть выпитую воду. В некоторых вариациях этого мифа Ра, воплотившись в рыжего кота, отрезает Апопу голову.
В мифе о Горе
Бехдетском роль победителя
Современные исследователи
видят в мифе о Горе отображени
Вершиной развития
солярной мифологии египтян
Именно такое широкое
распространение и
Заключение
Но ещё очень долго,
даже когда Египет перестал
быть самостоятельным
«Огромная роль Древнего Египта в истории мировой культуры до сих пор ещё не оценена должным образом, – пишет русский египтолог М.Э. Матье. – Ряд открытий в науке и технике всё ещё приписывается то грекам, то арабам, ибо мы узнаём о появлении этих открытий из античных или средневековых арабских источников, не подозревая подчас о том, что, в сущности, речь идёт о плодотворном использовании культурного наследия древности».
Список литературы
1. Алексеева В.В. «Что такое искусство?», М., «Советский художник»,1991г. 2. Васильев А.А. «История средних веков», М., «Республика», 1994 г.
3. Литература и искусство. Универсальная энциклопедия школьника. Сост.
4. Воротников А.А., Минск, «Валев», 1995 г.
5. Серия «Малая история искусств», М., «Искусство».
6. «Искусство средних веков». Тяжелев Е.В., Сапоцинский О., 1975г.
7. Культурология. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999 г.