Методика преподавания акварельной живописи для детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Под словом методика мы имеем ввиду прежде всего совокупность рациональных (эффективных) приемов обучения и воспитания. В живом процессе преподавания у каждого педагога вырабатывается своя методика работы, однако она не может быть произвольной, случайной. Индивидуальная система педагога должна быть построена в соответствии с общими задачами школы , целями и направлением современного развития изобразительного искусства.
Одна из главных задач занятий изобразительным искусством – помочь детям познать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, научить видеть, но в то же время не заглушить их творческую индивидуальность.

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяMicrosoft Office Word.docx

— 56.38 Кб (Скачать файл)

3)Методика преподавания  акварельной живописи Психофизиологические особенности восприятия и воспроизведения цвета детьми младшего школьного возраста. 
 
Согласно библейским сказаниям, первым человеком, увидевшим радугу, был спасшийся во время Всемирного потопа Ной. Появление на небе разноцветного чуда стало для него предвестием того, все неприятности позади и в будущем всё будет хорошо. Вероятно с того самого момента цвет стал ассоциироваться с жизнью. 
Цвет - мощное средство воздействия на человека: он оживляет и придаёт силы, приводит в восторг и ввергает в уныние, дарует счастье и навевает печаль, создаёт ощущение тепла и холода, тесноты и простора. 
Человеческий глаз способен различать около 1,5 миллиона оттенков, причём женщины в этом отношении более чувствительны, нежели мужчины, а дети и молодые люди до 25 лет различают большее количество цветов и оттенков, чем тридцатилетние и люди в возрасте. 
Учёные утверждают, что ребёнок способен воспринимать цвет не только мозгом, но и всем телом, даже кожей. Например, в комнате, где преобладают красные тона, у ребёнка (даже если у него завязаны глаза) увеличивается пульс, в жёлтой он приходит в норму, а в зелёной замедляется. 
     В современной общеобразовательной школе большее внимание уделяется вопросам социальной адаптации детей в процессе их обучения, нежели цветовой гамме и гармоничности классов, хотя, безусловно, одно неотъемлемо связано с другим. От цветовой гаммы интерьера зависит и усвояемость материала, и взаимоотношения между детьми, и, возможно, успеваемость в целом. В связи с этим, актуальной становится проблема формирования цветовосприятия и цветовоспроизведения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы, которые отличаются индивидуальными психофизиологическими особенностями восприятия цвета.  
     В начальной школе обучаются дети, которые представляют собой неоднородную группу. Среди них есть школьники с недостатком развития способностей к цветовосприятию, а также с психофизиологическими особенностями видения и воспроизведения цвета. Приоритет интересов личности, для этого контингента обучаемых предполагает становление, формирование, развитие цветовосприятия, как одного из важных условий их социальной адаптации, что в полной мере может осуществляться на уроках изобразительного искусства.  
     Младший школьный возраст - ответственный период в развитии детей. Это время активного формирования представлений об окружающем мире, в котором цвету отводится большое значение как важному признаку предметов и явлений.  
     В связи с этим, актуальными становятся вопросы педагогического руководства процессами изобразительной деятельности младших школьников и, прежде всего, проблема формирования способностей к цветовосприятию.  
Особую актуальность приобретает данная проблема в связи с недостаточной разработанностью вопросов, направленных на определение педагогических условий, способов, методов эффективного формирования цветовосприятия у детей младших классов, с индивидуальными особенностями цветовосприятия.  
Учителя, работающие с младшими школьниками, часто затрудняются в организации процесса обучения изобразительному искусству детей с индивидуально-психологическими особенностями цветовосприятия. Эти трудности связаны с не разработанностью практических методик выявления индивидуально-психологических особенностей восприятия цвета, незнанием методики формирования цветовосприятия у младших школьников, отсутствием педагогически корректной оценки детских работ, выполненных учащимися с нарушениями цветовосприятия.

 Вопросами ознакомления  детей с цветом и обучения  их элементам живописи на первоначальных  этапах обучения в общеобразовательной  школе уделяли внимание такие  просветители и педагоги как Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци и Фридрих Фребель.

Процесс художественного  образования и эстетического  воспитания невозможен без развития художественно-творческих способностей. Развитие детей средствами акварельной  живописи в период младшего школьного возраста представляется наиболее благоприятным. В этом возрасте происходит активное накопление информации об окружающей действительности, ребенок постигает окружающий мир и создает художественные образы этого мира. 
   Исходя из гуманистической парадигмы образования школьников, учителям начальной школы нужно теоретически обосновать, смоделировать и экспериментально проверить процесс обучения цветовосприятию и цветовоспроизведению, который позволяет обеспечить развитие школьников, в том числе с нарушениями восприятия цвета, с тем, чтобы обеспечить их полноценное существование и деятельность. Так, если задача для ребенка, выполняющего этюд пейзажа, слишком проста, то она будет служить проверкой уже имеющихся умений, если же она слишком сложна, трудновыполнима, то будет развивать художественные способности ученика. Мотивация способствует превращению занятий акварелью в потребность обучаемых, а положительная атмосфера на уроке создает благоприятные условия для осуществления этой деятельности. Следует также отметить, что художественно-творческие способности во многом зависят от особенностей интеллекта. Изобразительная деятельность, творчество, как и любой труд, включает решение мыслительных задач. В процессе выполнения акварельных этюдов преподавателю необходимо активизировать мыслительную деятельность обучаемых, ставить перед ними определенные цели и задачи, например: написать пейзаж-состояние. Это может быть пейзаж как состояние природы – дождь, снег, весенний день – или как состояние человека – грустный пейзаж, радостный пейзаж. В процессе выполнения живописных работ акварелью следует обратить особое внимание на развитие трудолюбия и работоспособности. Многочисленные акварельные этюды известных художников говорят об  их огромной работоспособности, которая, как указывал И.Е. Репин, составляет базу всякого гения. Чем больше учащиеся будут писать акварелью, тем лучше будут развиваться их способности к изобразительной деятельности.

 Живопись акварелью  развивает у детей наблюдательность, зрительную память, глазомер, мелкую  моторику руки, мышление, творческое  воображение. Акварель является  уникальным материалом, способным  открыть ребенку путь в творчество, развить его художественные способности,  обогатить эстетически.

Дети любят писать акварелью: во-первых, она очень красива, а  во-вторых, акварельные краски легкие, их удобно брать с собой на занятия  в изостудию, в школу, в группу продленного дня. Развитие художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста является актуальной проблемой воспитания и обучения. Исследованием способностей занимались и занимаются многие психологи и педагоги.

Особо выделим работы А.В. Бакушинского, Б.М. Теплова, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейн, Т.С. Комаровой, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Кузина, С.Е. Игнатьева. Психологи определяют способности как индивидуально-психологические особенности ребенка, являющиеся условием успешного выполнения им той или иной продуктивной деятельности. Творчество – процесс динамичный, зависящий не только от природных задатков человека. Творчество развивается и обогащается по мере расширения сферы предметного мира, преобразуемого человеком, объема его знаний и умений. Изобразительное, художественное творчество невозможно без овладения материалом как средством творческого выражения. Работу акварелью мы считаем активным средством познания окружающего мира, представляющим собой одну из наиболее эмоционально увлекательных форм деятельности. В процессе обучения детей работе акварелью, на мой взгляд, наиболее уместен метод a la prima – живопись по сырому листу, выполненная за один сеанс, без последующих изменений. Все цвета берутся сразу в нужную силу, работа ведется чистым цветом, желательно без предварительной карандашной подготовки. Границы цвета исчезают, акварельные затеки мягко переходят один в другой, создавая необычайно красивый эффект. Данный метод положительно влияет на развитие творческих способностей ребенка, раскрытие его творческого потенциала, совершенствование технических возможностей в постижении основ живописи. В процессе обучения педагогу необходимо продумать систему заданий, с тем чтобы она была приспособлена к возможностям развития каждого ученика, учитывала его способности. При осуществлении индивидуального подхода большое значение имеет знание свойств нервной системы ребенка (силы, слабости, лабильности, инертности), влияющих на развитие обучаемых, которое у каждого проходит по-разному. Дети с повышенной  нервной возбудимостью начинают писать акварельный этюд легко, стремятся передать свое эмоциональное отношение к натуре, и преподавателю легче вести с ними процесс обучения. У детей со слабой нервной системой первый этап работы над этюдом (выбор мотива, композиционное решение) протекает вяло, медленно. Они бурно переживают свои неудачи, что иногда тормозит процесс восприятия новых знаний, однако педагог, зная  о повышенной чувствительности таких детей, может быстро вывести их из данного состояния. Важными условиями развития способностей являются творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудности ее исполнения, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя учащихся в ходе ее осуществления. Безусловно, если занятия акварельной живописью будут носить творческий характер, то они станут привлекательными для детей, вызовут чувство удовлетворенности от работы и послужат стимулом к дальнейшим занятиям акварелью. Оптимальный уровень трудности выполняемой работы также будет способствовать развитию способностей.

       Значимую роль в развитии художественно-творческих способностей играет адекватная оценка собственных работ. Этот процесс не должен носить стихийный характер, им следует управлять. Преподаватель может помочь учащимся объективно оценить свои работы, похвалить их, так как для детей чрезвычайно важен положительный результат. Кроме того, на развитие способностей и активизацию творческой деятельности большое влияние оказывает личный пример преподавателя. Если преподаватель – яркая творческая личность, умеет грамотно и выразительно изобразить любой объект, провести мастер-класс, показать этапы выполнения работы акварелью, то он легко сможет вызвать интерес учащихся к своему предмету. В основе искусства лежит образное познание жизни, ее художественное освоение. Искусство не является копией действительности или слепком с нее. Это очень важно объяснить учащимся на начальных стадиях освоения изобразительной грамоты.

Особенности в рисунках младших  школьников.

 Характерные  черты рисунков детей 6-9-летнего  возраста указывают на конкретный, образный, эмоциональный характер  детского мышления и особенности  их восприятия.

  Рисовать любят  почти все дети. Делают они  это смело, не заботясь о  качестве изображения. Детские  рисунки отличаются некоторыми  свойствами, связанными именно с  особенностями их восприятия  и отсутствием у них навыков  рисования. Вот основные из  них:

1.Младшие  школьники в своем рисунке  часто неправильно передают пропорции  изображаемых предметов и пропорциональные  соотношения их между собой.

2. Рисуют  они, как правило, жирной контурной  линией, сильно нажимая на карандаш.

3. Предметы  чаще всего изображают мелко,  без передачи объема, иногда в  выразительном силуэтном повороте.

4.Предметы, чаще всего, располагаются по  одной или нескольким горизонтальным  линиям (фризовое расположение).

5 Для  некоторых рисунков детей характерна  множественность точек зрения.

6. Не  умеют младшие школьники передавать  перспективные сокращения предметов  и использовать при  рисовании  метод загораживания одних предметов  другими.

7.Для  них свойственна передача второстепенных  мелких деталей в рисуемых  предметах, в то же время  они могут упустить главное,  например, характерную форму самого  предмета.

8. При  работе красками, дети закрашивают  обычно яркими красками отдельные  предметы, оставляя их на белом  фоне. В некоторых случаях они  закрашивают небо и землю в  виде двух отдельных полос  (сверху и снизу).

    Несмотря на все эти особенности,  рисунки младших школьников почти  всегда отражают события, связанные  с их повседневной жизнью или  сюжеты из прочитанных книг, детских  спектаклей или мультипликационных  фильмов. Посмотрев на рисунки  ребенка можно узнать, чем он  интересуется, судить об общем  его развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Бакушинский, А.В. Художественное

творчество и воспитание : Опыт исследований

на материале пространственных искусств /

А.В. Бакушинский. – М. : Культура и просвещение, 1922. – 66 с.

2. Боголюбов, Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах /

Н.С. Боголюбов.– Краснодар, 1992. – 27 с.

3. Ростовцев

4. В. С. Кузин  Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах: Пособие для учителей.

5. Н. В. Одноралов  Материалы об изобразительном искусстве. 
 
М.: Просвещение  1983. 
 
6. Н. М. Сокольникова  Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе

Сайты:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Рассмотрим пример выполнения одного из заданий по акварельной  живописи, которое подходит для  занятий как в детской изостудии,  так и в группе продленного  дня.

Задание: выполнить по памяти пейзаж- состояние на тему «Закат»  акварельным методом a la prima по предварительно увлажненному листу.  Рекомендуем проводить работу следующим образом.

1. Создается соответствующее  эмоциональное состояние, для  чего преподаватель показывает  репродукции произведений известных  мастеров, выполненных на данную  тему. При этом можно прослушать  или поставить фоном подходящую  по настроению классическую музыку. Пейзаж требует от художника  взволнованного, поэтического отношения  к действительности. Живописец передает  не только видимый «предметный  сюжет», красоту пейзажа, но и  то настроение, которое вызвал  в его душе изображаемый мотив.

2. Для создания акварельного  пейзажа используют бумагу небольшого  формата. Рисунок под акварельный  этюд выполняется легкими линиями

карандашом средней твердости  и  желательно без использования  ластика, так как он может повредить  поверхность бумаги и сделать  ее непригодной для акварели. Когда  пишут закат, особое внимание уделяется  красоте неба, поэтому, выполняя  подготовительный композиционный рисунок, надо оставить на небо большее пространство листа, а меньшее отвести на землю, деревья и т.д.

3. Преподаватель показывает  детям, как при помощи широкой  кисти и воды увлажнить бумагу  – горизонтальными движениями, по  направлению сверху вниз. Ребенок  должен  успеть написать работу  на небольшом листе, пока бумага  остается влажной. Такой этюд  сохраняет всю свежесть и непосредственность, характерную для приема a la prima. Бумага для работы акварелью должна быть белого цвета и иметь шероховатую или зернистую фактуру. Чтобы поверхность бумаги не высыхала слишком быстро, можно положить под лист влажную ткань. На занятиях очень удобно пользоваться склейками из бумаги небольшого размера: 25х35 см, 30х40 см.

Информация о работе Методика преподавания акварельной живописи для детей младшего школьного возраста