Музыкальное воспитание детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление наиболее благоприятных педагогических условий музыкального развития ребенка в условиях семьи.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- на основе анализа литературы рассмотреть содержание понятия «семейное воспитание» и его особенности;
- рассмотреть педагогический потенциал семьи как фактора развития ребенка;
- рассмотреть понятие «музыкальные способности»;
- проанализировать понятие «музыкальное развитие»;
- рассмотреть основные задачи, методы, формы, средства музыкального развития ребенка в семье.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Музыкальное воспитание детей в семье……………………………….8
§ 1. Особенности воспитания ребенка в семье………………………………….8
§ 2. Воспитательный потенциал семьи как важный фактор успешного развития ребенка…………………………………………………………………12
§ 3. Анализ понятия «музыкальное развитие»………………………………...16
§ 4. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье…22
Глава II. Задачи музыкального воспитания детей в семье……………………25
§ 1. Методы обучения в семье………………………………………………… 26
§ 2. Формы организации музыкальной деятельности детей в семье……… 28
§ 3. Методические рекомендации по созданию условий в семье для развития музыкальных способностей детей…………………………………………… 29
Заключение……………………………………………………………………… 31
Литература………………………….…………………………………………. 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 70.66 Кб (Скачать файл)

     Вместе с тем в  семье имеются все возможности  для применения различных видов  музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная  деятельность). В семье, серьезно  занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, но основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании.

     Среди видов исполнительства  наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты-игрушки (металлофон, ксилофон, арфа, дудочка, барабан, бубен). Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по слуху, развивая метроритмические  способности. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные для забавы.

     Реже всего в семьях  занимаются с детьми музыкальным  творчеством, за исключением семей  профессиональных музыкантов. Однако  способные дети могут творить  спонтанно, «сочинять» музыку  во время игр – напевать  марш, ритмично стуча солдатиками  и изображая, что они маршируют;  петь колыбельную, убаюкивая куклу;  импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.

     Музыкально-образовательной  деятельностью в семье занимаются  в основном дети, которые обучаются  игре на музыкальном инструменте.  Большинство же дошкольников  получают музыкальные знания  стихийно, без какой-либо системы.

     Таким образом, в  семье дети получают различное  музыкальное воспитание. Если ребенок  посещает детский сад, то «двойное»  музыкальное образование позволяет  успешнее развивать его музыкальные  способности, формировать основы  музыкальной культуры.

     Педагог в своей  работе должен учитывать специфику  каждой семьи, ориентироваться  на различные условия, в которых  воспитываются дети, на их домашнее  музыкальное окружение.

 

Глава II. Задачи музыкального воспитания детей в семье

     Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей в семье можно назвать следующие:

- обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры;

- развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная, деятельность);

- способствовать общему развитию детей средствами музыки.

     Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей  в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются  обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный  опыт.

     Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

     Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.  

§ 1. Методы обучения в семье

     В музыкальном семейном воспитании, на наш взгляд,  возможно использование основных групп педагогических методов.

     Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).

     Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстрации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется возможность показать детям книги с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

     Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

     Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

     Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний, способностей, терпения, желания заинтересовать детей музыкой.

     Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш, а также ученик постарше не справляется с заданиями, его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

     К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занимаясь как с маленькими детьми, так и учениками старшего возраста, допускают необоснованную строгость, требовательность, не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят надолго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во время учебы, которые порождают затем негативное отношение к музыке.

     На наш взгляд, важными педагогическими условиями являются:

- использование игровых ситуаций;

 - соблюдение меры в постановке и оптимальном сочетании репродуктивных и творческих задач;

- смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.

     Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только в ситуации, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми.

     Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

 

§ 2. Формы организации  музыкальной деятельности детей  в семье

     Музыка в семье может использоваться как в виде организованных занятий с детьми, так и в более свободных формах - как развлечение, самостоятельное музицирование детей, она может звучать и фоном для другой деятельности. В занятиях с детьми роль взрослого (родителей или педагога) активна - это совместное слушание музыки, совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой).

     К менее активным формам руководства взрослого относятся слушание аудио-записей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку в использовании аудио-технических средств, подобрать мелодию и т. д. Ребенок должен чувствовать, что ему всегда окажут поддержку, уделят внимание.

      Более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки.

     Музыка может изучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

    Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.

 

§ 3. Методические рекомендации по созданию условий в семье для  развития музыкальных способностей детей

     Встречи ребенка  с музыкой позволяют ему по-разному  использовать ее в жизни. Так,  для праздника, приема гостей  ребенок предлагает включить  веселую, танцевальную музыку, в  детском саду ему хочется слушать  песни детского репертуара, классическую  музыку. А вот дома хотелось  бы, чтоб звучали  современные  песни и музыкальные сказки. Для  занятий спортом ребенок предлагает  использовать музыку в стиле  диско: «Музыка должна быть  бодрой», «Чтобы под нее можно  было прыгать, бегать, приседать,  делать наклоны…», «Можно использовать  марш», «Моя мама занимается  под специальную музыку и поэтому  она стройная». Для удовольствия, для душ некоторые дети предпочитают послушать романсы, старинную музыку или русские народные песни.   

     С целью создания наиболее благоприятных условий в семье для музыкального развития ребенка можно предложить усилить взаимодействие педагога и родителей. Исходя из собственного педагогического опыта, хочется отметить, что родители расположены к принятию новой информации, касающейся их ребенка через консультации, практические занятия и методическую литературу (опять же касается заинтересованных родителей, не безразлично относящихся к обучению своих детей). Очень успешно проходят совместные с детьми родительские собрания и творческие вечера, на которых атмосфера доброжелательности и взаимопонимания переносится и в домашнюю обстановку. Для учащихся младшего возраста можно рекомендовать совместно с родителями реализовывать предлагаемые педагогом творческие задания, игры и упражнения.

     Можно также  рекомендовать каждой семье по  возможности приобретать детские  музыкальные инструменты, или  современный в наши дни синтезатор, который аккумулирует в себе  разные виды инструментов, разные  виды стилей и, который, доступен  в обращении. 

     Желательно  чаще посещать детские музыкальные  театры, концерты, филармонии, предназначенные  для детей, с последующим обсуждением увиденного в семье. Необходимо учить детей слушать музыку и высказываться о ней. Очень приятно бывает слышать от родителей отзывы о том или ином концерте, который они посетили совместно с ребенком.

     Для наиболее  эффективного развития творческих  способностей детей в музыкальной  деятельности можно рекомендовать  обратить внимание родителей  на развитие основных музыкальных  способностей детей: ладовое чувство,  музыкально-слуховые представления,  чувство ритма. Также необходимы  творческие задания, которые позволять  каждому ребенку в зависимости  от своих способностей заниматься  музыкальным творчеством.

     Родителям важно помнить: каким бы видом деятельности не занимался ребенок, необходимо участие, понимание, поддержка и подпитка близких людей. Учреждения, где обучается ребенок, не может дать той полноты счастья и гармонии от проделанной работы, если не будет желания родителей видеть своих детей счастливыми в той деятельности, которой они занимаются!

 

Заключение

     Целью данной работы являлось изучение создания условий для музыкального развития ребенка в условиях семьи.

     Анализ литературных  источников, практического опыта  показал, что согласование педагогических взглядов педагога и семьи выделен как  ведущий фактор, определяющий эффективность музыкального развития ребенка.

Информация о работе Музыкальное воспитание детей в семье