Музыкальное воспитание детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 09:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление наиболее благоприятных педагогических условий музыкального развития ребенка в условиях семьи.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
- на основе анализа литературы рассмотреть содержание понятия «семейное воспитание» и его особенности;
- рассмотреть педагогический потенциал семьи как фактора развития ребенка;
- рассмотреть понятие «музыкальные способности»;
- проанализировать понятие «музыкальное развитие»;
- рассмотреть основные задачи, методы, формы, средства музыкального развития ребенка в семье.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Музыкальное воспитание детей в семье……………………………….8
§ 1. Особенности воспитания ребенка в семье………………………………….8
§ 2. Воспитательный потенциал семьи как важный фактор успешного развития ребенка…………………………………………………………………12
§ 3. Анализ понятия «музыкальное развитие»………………………………...16
§ 4. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье…22
Глава II. Задачи музыкального воспитания детей в семье……………………25
§ 1. Методы обучения в семье………………………………………………… 26
§ 2. Формы организации музыкальной деятельности детей в семье……… 28
§ 3. Методические рекомендации по созданию условий в семье для развития музыкальных способностей детей…………………………………………… 29
Заключение……………………………………………………………………… 31
Литература………………………….…………………………………………. 36

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 70.66 Кб (Скачать файл)

     Важным условием музыкального развития в семье является подготовленность родителей в вопросах содержания и активизации детского музыкального творчества.    

     Анализ эмпирических данных позволяет говорить о том, в большинстве семей нет целенаправленного обучения пению, игре на музыкальном инструменте, посещения концертов, театров, совместного организованного слушания музыки.

     Музыкальные  игрушки, имеющиеся у большинства  детей, способствуют лишь развитию  общего интереса к музыкальной  деятельности, но они не могут  развивать музыкальные способности,  столь нужные для детского  музыкального творчества. Ведущими  педагогами по музыкальному воспитанию  О.П. Радыновой, К.В. Тарасовой доказано, что музыкально-слуховые представления необходимо развивать, используя настоящие музыкальные инструменты или же детские музыкальные инструменты (металлофоны, ксилофоны, флейты), имеющие темперированный строй и изготовленные на специализированном заводе по изготовлению музыкальных инструментов.

     Но, опыт показал,  что практически у всех родителей  есть желание сделать все необходимое  для того, чтобы дети занимались  музыкальным творчеством. Для  этого им необходимы консультации, практические занятия, подбор  литературы по этому вопросу.  Следовательно, через проведение специально организованных для родителей мероприятий педагогической и музыкально-просветительской  направленности можно способствовать созданию условий для музыкального развития ребенка в семье.

     Проведенная  работа позволила сделать следующие  выводы:

  1. Семейное воспитание – это процесс  влияния на детей со стороны родителей и других членов семьи для достижения желаемых воспитательных результатов. Особенностями семейного воспитания являются: органичное слияние со всей жизнедеятельностью растущего человека: включение ребенка во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. Причем проходит все этапы: от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно-значимых форм поведения.
  2. Семья является во многом определяющим фактором развития ребенка, поскольку:    

А) Семью, как фактор воспитания, характеризует воспитательная среда, в которой организуется жизнь и деятельность ребёнка. Известно, что с момента рождения среда для ребёнка является условием и источником развития. Его взаимодействие со средой играет важную роль в психическом развитии и становлении личности. Именно семейная среда становится для малыша первой культурной нишей. От того, как организована воспитательная среда в семье, зависят и методы воздействия на ребёнка, их эффективность для его развития.

Б) Куликова Т.А. отмечает, что вся жизнь семьи складывается из отдельных социальных ситуаций. Это прощание перед сном и приветствие друг друга утром, расставание перед уходом на работу, в детский сад, в школу, сборы на прогулку и многое другое. Родители, придавая целевую направленность той или иной социальной ситуации, превращают её в педагогическую. Тогда фактором воспитания становится всё окружающее: интерьер помещений, расположение предметов и отношение к ним, различные события семейной жизни, взаимоотношения и способы общения между членами семьи, обычаи и традиции и т.д. (8, с.102). Продуманная окружающая домашняя среда становится богатейшей базой для развития чувств, мыслей, поведения ребёнка, развития его способностей. Социальные ценности и семейная атмосфера помогают домашней среде стать средой воспитательной, а также ареной для саморазвития и самореализации ребёнка.

В) Опираясь на исследования Марковой Т.А. , Куликовой Т.А., мы выделили следующие особенности семейного воспитания:

*Семейное воспитание характеризуется постоянством и длительностью воспитательного воздействия родителей или других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях. В семье целенаправленные действия родителей сочетаются со стихийными воздействиями, выражающимися в манере поведения, укоренившихся привычках взрослых, их распорядке и другом. Такие воздействия регулярно повторяются и оказывают влияние на ребёнка изо дня в день. Это постоянство воспитательных воздействий благоприятно отражается на формировании нервной системы ребёнка, который знает и предвидит каждый жизненный момент, что его ожидает.

*Воспитательный процесс в семье - это явление своеобразное, которое не имеет ни начала, ни конца. Оно осуществляется постоянно, словом и делом, интонацией и поступками взрослых.

* Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. «Проводник» семейного воспитания - родительская любовь к детям и их ответные чувства к родителям (доверие, нежность, привязанность). Семейное воспитание эффективно благодаря эмоциональным узам, которые связывают всех членов семьи.

* В семье организуются разнообразные виды деятельности детей. После рождения ребёнка родители обеспечивают его взаимодействие с окружающим миром, создавая определённую окружающую среду, так как сам по себе ребёнок не может полноценно развиваться. В семье ребёнок приобщается к различным видам деятельности: познавательной, игровой, предметной, учебной, трудовой, творческой, а также деятельности общения.

3. Основными принципами  музыкального развития в семье  являются:

- обогащение духовного  мира ребенка музыкальными впечатлениями,  формирование основ музыкальное  культуры;

- развитие музыкальных  и творческих способностей в  процессе различных видов музыкальной  деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность);

- способствование общему  развитию детей средствами музыки.

4. Ведущими методами музыкального  развития в семье являются:

- наглядно-слуховой;

- наглядно-зрительный;

- словесный;

- практический.

5. Оптимальными формами  музыкального развития являются:

- специально организованные  занятия с детьми;

- игровые;

- самостоятельное музицирование детей;

-совместное слушание  музыки;

- совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально - ритмические движения, игры с музыкой).

- слушание аудио, видео-записей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2005.
  3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.
  4. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки: два разных мира. – 1998.
  5. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн.заведений. – М.: Академия, 2000.
  6. Основы дошкольной педагогики /Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1980.
  7. Куликова С.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн.заведений. – М.: 2002.
  8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 2000.
  9. Латышев О.Л. Педагогические проблемы семейного музыкального воспитания детей. – диссертация, Калуга, 2002.
  10. Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. – М.: РУССЛИТ, 1991.
  11. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, академия развития, 1997.
  12. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с. 
  13. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Академия, 1994.
  14. Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т. – М., 1985. – Т. I.

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 


Информация о работе Музыкальное воспитание детей в семье