Музыка как вид искусства. Ее специфические особенности. Музыкальные жанры и направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 10:11, контрольная работа

Краткое описание

Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.
С самых древних времен, начало которых даже самые дотошные человеческие науки установить не в состоянии, первобытный человек пытался сначала чисто чувственно приноровиться, приспособиться, адаптироваться к ритмам и ладам ритмически меняющиеся, развивающиеся и звучащего мира. Это зафиксировано в самых древних предметах, мифах, легендах, сказаниях.

Содержание

Введение
1. Музыка как вид искусства
2. Ее специфические особенности
3. Музыкальные жанры и направления
3.1. Народная музыка
3.2. Детский фольклор
3.3. Вокальное исскуство
3.4. Хоровая музыка
3.5. Камерная музыка
3.6. Симфоническая музыка
3.7. Опера
3.8. Балет
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

музыка.docx

— 59.87 Кб (Скачать файл)

колоратурный  стиль, где мелодия в известной мере отходит от слова и уснащается многими украшениями, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные или слоги.

Пение без слов – вокализ (от франц. Vocalise - гласный звук), музыкальное  произведение для пения без слов на гласный звук, обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны и вокализы для концертного  исполнения.

Различные национальные школы  пения характеризуются своим  стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука. Национальная школа пения как исторически  сложившееся стилистическое направление  оформляется тогда, когда возникает  национальная композиторская школа, выдвигающая  перед певцами определённые художественно-исполнительские  требования. В национальной манере пения находят отражение исполнительские  традиции, особенности языка, темперамент, характер и др. качества, типичные для  данной национальности.

3.4. Хоровая музыка

Хоровое пение - достаточно специфическая область искусства, имеющее в своей основе идею приобщения к музыке посредством коллективного пения. Через голос человек выражает всю гамму своего чувственного мира, все богатство и разнообразие эмоциональных состояний. А пение в хоре - это общение между людьми именно на уровне этих чувств и состояний, общение, не нуждающееся в словесных пояснениях.

В русской  музыкальной культуре хоровое пение  главенствовало, и до XVIII века хоровой жанр успешно развивался. Все хоровые коллективы можно разделить на профессиональные, любительские, бытовые.

Бытовые хоры, как правило, организовывались по принципу совместной трудовой деятельности или места жительства. Так, например, в деревнях старой России во время полевых работ или отдыха возникал хор. Среди работающих находился талантливый запевала, который начинал песню и вёл её до конца. Все остальные, внимательно слушая ведущий голос, подстраивались к нему, украшая его своим мелодическим узором и лилась песня, исполненная великой любви к жизни. Такой самодеятельный, как принято теперь называть, хор существовал практически в каждой деревне, в каждом селе.

Любительские хоры - это коллективы, состоящие из певцов, для которых пение в хоре не является профессией. Они возникли во многих странах в связи с организацией специальных хоровых обществ. Многие любительские хоры достигают высокого уровня исполнительства, и нередко композиторы доверяют им исполнять свои сочинения впервые. В СССР любительское хоровое искусство получило необычайный размах. Хоровые коллективы были в университетах, институтах, средних специальных учебных заведениях и школах.

Тип хора определяется в зависимости  от того, какие партии его составляют. Хор, состоящий из женских голосов, называется однородным женским хором. Аналогично – мужской хор называется однородным мужским, а хор, состоящий  из мальчиков и девочек, называется детским хором. Существует традиция исполнения произведений, написанных для детского хора, женским составом и наоборот.

Хор, состоящий из мужских и женских  голосов, называется смешанным хором. К типу смешанных хоров относятся  также неполные смешанные хоры. Неполные смешанные хоры - это такие хоры, где отсутствует какая-либо одна из партий. Чаще всего это басы или  тенора, реже - какие-либо из женских  голосов.

Обычный смешанный хор состоит из четырёх  партий: женские голоса - сопрано  и альты (если в хоре поют мальчики, то сопрановая партия называется дискантами), мужские голоса - тенора и басы. Каждая партия в свою очередь может делиться на несколько самостоятельных групп  в зависимости от партитуры исполняемого сочинения. Количество партий в хоре определяет его вид: двух-, трёх-, четырёх-, шести-, восьмиголосный и т. д.

Уменьшение  и увеличение числа реально звучащих партий путем дублирования или, наоборот, разделения может дать новые виды хора. Например: однородный одноголосный хор, однородный четырехголосный хор, смешанный восьмиголосный хор, смешанный одноголосный хор и т.д.

Дублирования  и разделения могут быть как постоянные, так и временные. Хоровая партитура  с нестабильным изменением количества голосов будет иметь вид, называемый эпизодическим одно-, двух-, трех-, восьмиголосием, с обязательным указанием стабильного  числа голосов (например, однородный двухголосный женский хор с эпизодическим  трехголосием).

Минимальный состав хора - 12 человек (по три человека в партии), максимальный - 100-120 человек. Иногда несколько коллективов объединяются в сводный хор. В таком хоре поют 200, 400, 600, 800 человек. Сводные хоры выступают на больших праздничных  концертах, на праздниках песни.

Давно известно, что голоса мальчиков, прошедшие  специальную подготовку, отличаются замечательной подвижностью, красотой, серебристостью звучания. Именно на эти  качества детских голосов обратило внимание духовенство и включило мальчиков в церковные хоры. Такие  капеллы существовали во многих странах  Европы уже в средние века, а  с XVIII века и в России. Для подготовки малолетних певчих создавались специальные школы.

Кроме простых хоров существуют также  многохорные составы, когда в  исполнении произведений одновременно участвуют несколько хоров, имеющих  самостоятельные хоровые партии. Такие многохорные партитуры  особенно часто встречаются в  оперной музыке. В православной музыкальной  практике также существует традиция сочинения так называемых антифонных (антифонное пение (буквально – звук против звука) – тип исполнения, при котором попеременно звучат два хора, например, левый и правый клиросы в православной церкви) произведений, при которой два хора поют, как бы отвечая друг другу. Такие составы называются соответственно: двойные, тройные и т.д.

3.5. Камерная музыка

Камерная музыка - это инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни. Камерная музыка развилась рядом с оркестровой с XVI столетия и тяготела более к инструментальной, чем к вокальной музыке.

В первоначальном значении камерная музыка была предназначена для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях – в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале, почему число исполнителей весьма ограничено, инструменты выбираются не особенно сильные по звуку, например струнные (квартеты, квинтеты, секстеты, октеты), гораздо реже духовые деревянные (квинтет Моцарта для кларнета со струнными, квинтет Бетховена для фортепиано, гобоя, кларнета, фагота, валторны, его же септет es-dur для фортепиано, скрипки или альта, виолончели, контрабаса, кларнета, фагота, валторны).

Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах  изменило значение термина. С конца 18 века выражение «камерная музыка»  прилагается к произведениям, написанным для исполнения ансамблем, в котором  каждая партия предназначается одному исполнителю (а не группам, как в  хоре и оркестре) и все партии более или менее равноправны (в  отличие от произведений для солирующего  голоса или инструмента с аккомпанементом).

В истории  камерной музыки просматриваются три  периода:

1. Период  с 1450 по 1650 гг., для которого характерно  развитие техники игры на виолах  и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто  инструментальной музыки при  сохраняющемся преобладании вокального  стиля. Среди дошедших до нас  сочинений этого периода, написанных  специально для инструментальных  составов без голосов, – фантазии  Орландо Гиббонса и канцоны  и сонаты Джованни Габриели.

2. Период  с 1650 по 1750 гг. отмечен распространением  жанра трио-сонаты (обычно они  сочинялись для двух скрипок  и виолончели с клавиром, который  обеспечивал гармоническую основу) и других ансамблей, как инструментальных, так и с участием голосов,  которые обязательно сопровождались  т.н. цифрованным басом (аккордами)  клавишного инструмента. Среди  мастеров трио-сонаты этого периода  – Арканджело Корелли, Генри  Пёрселл и Гендель. 

3. Период  с 1750 года и до современности,  в котором доминирует струнный  квартет, состоящий из двух  скрипок, альта и виолончели.

Основная  структура современной камерной музыки – почти всегда трех- или  четырехчастный сонатный цикл. Свободные, часто программные формы, пристрастием к которым отмечена оркестровая  музыка в 19 века, мало повлияли на камерные жанры, поскольку ограниченные тембровые  возможности камерных ансамблей  не предоставляли больших возможностей для создания оригинального колорита и сильных драматических эффектов.

Современный камерно-инструментальный репертуар  до сих пор имеет в своей  основе сочинения классиков: струнные трио и квартеты Гайдна и Моцарта, струнные квинтеты Моцарта и Боккерини, а также квартеты Бетховена и  Шуберта.

В послеклассический  период большинство крупных композиторов, принадлежавших к разным направлениям (романтизм, импрессионизм и экспрессионизм), писали камерную музыку, но все же в общераспространенном репертуаре закрепились лишь отдельные ее образцы: например, фортепианный квинтет Шумана, трио, квартеты, квинтеты и секстеты Брамса, струнные квартеты Дебюсси и Равеля.

По  принятой классификации, в понятие  «камерная музыка» включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты и дециметы, при самых  разнообразных составах инструментов. К камерным относятся также некоторые  жанры для соло с аккомпанементом: например, романсы (камерно-вокальный  жанр) или инструментальные сонаты (камерно-инструментальный жанр). Существует «камерная опера» (например, Ариадна на Наксосе Р.Штрауса, 1925), подразумевающая небольшое число исполнителей и камерную атмосферу действия. Термин «камерный оркестр» прилагается к оркестру, насчитывающему не более 25 исполнителей (т.е. типичному оркестру эпохи Гайдна и Моцарта); однако следует различать «малый оркестр», который есть не что иное, как несколько уменьшенный «большой оркестр», и «камерный оркестр», который предполагает лишь по одному исполнителю на партию (возможно, по два исполнителя на первых и вторых скрипках и альтах) и достаточную самостоятельность каждой партии.

Струнная камерная или так называемая квартетная музыка достигла апогея своего развития в особенности при Бетховене. После Бетховена камерную музыку писали Шуберт, Мендельсон, Шуман, Брамс, Сен-Санс и др. В России в этой области работали Глинка, Рубинштейн, Чайковский, Бородин, Афанасьев, Кастриот-Скандербек, Римский-Корсаков, Глазунов, Танеев, Аренский, Направник.

Для поддержания этого  искусства неоднократно назначались  в Санкт-Петербурге конкурсы Императорским  Русским Музыкальным Обществом  и обществом камерной музыки, к этой области относятся также романсы для пения, небольшие фортепианные пьесы, сонаты для фортепиано или фортепиано и струнного инструмента. Исполнение камерной музыки должно отличаться большой тонкостью, детальностью.

Настоящая камерная музыка, в соответствии с современным  взглядом, носит сосредоточенный, углубленный  характер, поэтому камерные жанры  лучше воспринимаются в небольших  помещениях, в свободной обстановке, нежели в обычных концертах и  в неподходящей для подобной музыки акустической среде больших залов. Эта отрасль музыкального искусства, требующая тонкого знания форм, гармонии, контрапункта, выработалась в более  позднее время, под влиянием величайших музыкальных гениев.

3.6. Симфоническая музыка

Симфоническая музыка - музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма.

Симфонический оркестр, большой  коллектив музыкантов, включает три  группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.

Классический (парный, или  двойной) состав малого симфонического оркестра сложился в творчестве Й.Гайдна (духовые парного состава, литавры  и струнный квинтет). Современный  малый симфонический оркестр  может иметь ненормированный  состав.

В большом симфоническом  оркестре (с начала 19 века) расширены  группы духовых, ударных, введены арфы, иногда рояль; группа струнных смычковых  численно увеличена. Название состава  симфонического оркестра определяется по числу инструментов каждого семейства  духовых (парный, тройной и т. д.).

Симфония (от греч. symphonia - созвучие), - музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в конце 18 - начале19 вв. (Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии (Ф.Шуберт, Ф.Мендельсон), программные симфонии (Г.Берлиоз, Ф.Лист).

Циклические формы  инструментальной музыки, - музыкальные формы, складывающиеся из нескольких относительно самостоятельных частей, раскрывающих в совокупности единый художественный замысел. Сонатная циклическая форма состоит, как правило, из четырех частей — быстрой 1-й в сонатной форме, медленной лирической 2-й, быстрой 3-й (скерцо или менуэт) и быстрой же 4-й (финал). Такая форма характерна для симфонии, иногда сонаты, камерного ансамбля сокращенная циклическая форма (без скерцо или менуэта) типична для концерта, сонаты. Другой тип циклической формы образуют сюита, иногда вариации (оркестровые, фортепианные), в которых количество и характер частей могут быть различными. Встречаются и вокальные циклы (серии песен, романсов, ансамблей или хоров), объединенные сюжетом, словами одного автора и др.

Информация о работе Музыка как вид искусства. Ее специфические особенности. Музыкальные жанры и направления