Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 22:35, реферат
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создаёт вещи, народ находим им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передаёт нам в наследство. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его переживания о лучшей жизни. Поэтому они имеют своё огромное познавательное значение. Археологи по вещам определяют историческую эпоху, общественные отношения, природные и социальные условия, материальные и технические возможности, народные верования и традиции, образ жизни, занятия, интересы и вкусы, их отношение к окружающему. Вещи оказывают большое воспитательное значение.
ВИДЫ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ
ИСКУССТВО ОРНАМЕНТА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
ДИЗАЙН. ВИДЫ ДИЗАЙНА
Тема: Народное декоративно-прикладное искусство
План:
ЛИТЕРАТУРА
Содержание лекции
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создаёт вещи, народ находим им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передаёт нам в наследство. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его переживания о лучшей жизни. Поэтому они имеют своё огромное познавательное значение. Археологи по вещам определяют историческую эпоху, общественные отношения, природные и социальные условия, материальные и технические возможности, народные верования и традиции, образ жизни, занятия, интересы и вкусы, их отношение к окружающему. Вещи оказывают большое воспитательное значение. Изучение произведений декоративно-прикладного искусства, их художественных особенностей и средств создания воспитывает бережное отношение к вещам, уважение к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду людей, повышает наш культурный уровень.
Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о ее практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства, раскрывавшие поэтическое представление мастера об окружающем мире. В народном искусстве всегда находила отражение родная природа. Скромные, хорошо знакомые с детства цветы и травы, преображенные фантазией художника, превращались на поверхности расписного изделия в яркий и выразительный орнамент. Обычный ковш в руках резчика принимал красивую и удобную форму утицы, а охлупень, венчавший крышу крестьянской избы, скульптурно обрабатывался в виде крутогрудого коня.
Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Но, создавая новое произведение, настоящий мастер не только опирался на опыт прошлых поколений, но и старался найти свое оригинальное решение, одухотворяя каждое изделие своей личностью и талантом. Оттого каждое изделие народного мастера как бы хранит тепло его рук.
Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Выражая представление о прекрасном своими специфическими средствами, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а передает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного материала, его декоративных достоинств и особенностей технологической обработки.
Как уже отмечалось, красота и польза неотделимы, они органично сливаются в каждом подлинном произведении декоративно-прикладного искусства. Представьте себе, что мастер, желая сделать красивой чайную чашку из фарфора, украсил ее ажурным прорезным орнаментом. Разумеется, пить из такой чашки не только неудобно, но и невозможно, ведь достаточно ее наклонить, как чай тут же хлынет из прорезных проемов. Это один из характерных примеров, когда бездумное украшательство приводит к подобным курьезам.
При изготовлении любого предмета мастер уделяет большое внимание красоте формы. Но и ее он не может создавать без учета практического назначения изделия. Не задумывались ли вы над тем, почему обычный молочный кувшин всегда имеет широкую горловину, в то время как у других сосудов, предназначенных для кваса, меда или пива, горлышки чаще всего узкие? Секрет, оказывается, прост. Молоко, в отличие от других жидкостей, образует на стенках кувшина нерастворимые осадки. Удалить их можно только механическим воздействием, то есть мыть стенки молочных сосудов нужно обязательно с помощью тряпки или мочалки. Значит, горловина у них должна быть такой, чтобы в нее свободно проходила рука человека. И это должен учитывать гончар, формующий кувшин для молока. Всякое уменьшение диаметра горловины ведет к тому, что сосуд нельзя будет использовать по прямому назначению.
Большое значение имеет декоративная отделка изделий, которая не только усиливает выразительность формы. Например, глазурование улучшает внешний вид гончарной посуды, делая ее более привлекательной. Одновременно керамическая посуда становится влагонепроницаемой и гигиеничной.
Художник-прикладник должен уметь видеть тончайшие оттенки цвета в различных материалах, так же как их видит живописец в природе. Скромная древесина сосны или березы может быть не менее привлекательна, чем более эффектная древесина грецкого ореха или красного дерева. Надо только умело выявить скрытую красоту этих материалов и найти им такое применение, где все их достоинства могут раскрыться с лучшей стороны. Даже самый простой естественный материал всегда лучше, чем грубая подделка под более дорогой. Антихудожественно и безвкусно будет выглядеть деревянное изделие, раскрашенное масляными красками «под орех». Бесконечным разнообразием отличаются окраска и рисунок широко распространенных камней. Даже обычный кремень поражает богатством тончайших цветовых оттенков, не говоря уже о поделочных камнях, цветовое разнообразие которых безгранично. Множество цветовых оттенков различают мастера-косторезы в таком, казалось бы, ахроматическом материале, как кость. Известен особый вид инкрустации, в которой из тонких пластинок, имеющих самую разнообразную естественную окраску, выкладывают многоцветную композицию. А металл! Положите рядом латунный, медный и стальной листы. Медь имеет красный цвет, латунь — желтый, а сталь? Приглядитесь к стали внимательнее, сравните ее с медью и латунью, и вы, конечно, заметите, что она отливает чуть голубоватым или зеленоватым цветом. Если металлурги делят металлы на цветные и черные, то для художников все металлы цветные. Это хорошо знают инкрустаторы, гармонично сочетая вставки из различных металлов, подобранных по цветовому признаку, например в насечке по дереву.
В произведениях декоративно-прикладного искусства большое значение имеет также фактура материала. Одни материалы, такие, как кость и рог, требуют обязательной полировки. В других предпочтительна матовая поверхность. Довольно часто декоративная выразительность достигается контрастным противопоставлением матовых и блестящих поверхностей. Например, в среднеазиатской резьбе ислими полируют только выступающие элементы орнамента, оставляя матовым фон. Народные мастера хорошо знают и тонко чувствуют материал, в процессе работы немедленно реагируя на малейшие изменения его свойств. Изучение приемов художественной обработки различных материалов, выработанных на протяжении многих столетий народными художниками, может быть настоящей школой для современных мастеров.
Хохлома
Хохлому приятно называть золотой. Золотистого эффекта мастера добиваются, натирая посуду алюминиевым порошком и покрывая после росписи олифой, которая благодаря закалке в печи приобретает медовый оттенок. Иначе закалку в печи называют термической обработкой. Такая обработка делает лаковое покрытие особенно прочным, обеспечивающим долгую жизнь деревянной посуде. Однако нужно помнить, что при термической обработке некоторые цвета меняют свою тональность: медово-жёлтая плёнка лака придаёт теплоту холодному красному цвету, чёрный цвет под ней приобретает коричневый отблеск, жёлтый становится светлее, зелёный мягче. Используя эту особенность, мастера иногда пишут не по полуде, а по предварительно нанесённой на неё и закаленной или подцвеченной лаковой плёнке. Такая роспись после второй закалки приобретает тёплый осенний колорит.
Хохломской росписи свойственны два вида письма - верховое и фоновое. Классическим примером верхового письма, выполненного пластичными мазками по металлизированной поверхности, является «травка», или «травная роспись», с красными и чёрными кустиками. Каждый кустик благодаря мелким, обогащающим его представляет собой вполне законченный мотив. Не смотря на его кажущуюся простоту и не большое количество участвующих в росписи цветов, из орнамента «травка» можно создавать разнообразные и довольно оригинальные композиции.
К классу верхового
письма относятся роспись с названием
«под ягодку» и роспись «под
листок». Основу орнамента росписи «под
листок» составляют остроконечные или
округлые листья, объединённые в группы
по три или пять, и грозди ягод, величина
которых зависит от размера расписываемой
поверхности. В сравнении с «травкой»
роспись «под листок» обладает большими
декоративными возможностями, однако
мотив «травка» заметно обогащает её.
В этом случае травку пишут зелёной, красной
или коричневой.
Для фонового письма
характерен чёрный или цветной – красный,
коричневый, зелёный фон и золотой рисунок.
Основной разновидностью фонового письма
является роспись «под фон». Выполняется
она следующим образом. На покрытую полудой
поверхность наносят тонкий контур крупных
мотивов, производят их разработку, а затем
закрашивают фон. В композиции с золотыми
листьями способом верхового письма пишут
яблочки или ягодки, мелкие листочки и
кустики травки, а рядом с золотыми цветами
и листьями – гибкие веточки с ягодками-бусинкоми.
Другой вид фонового
письма называется «кудрина». Основу его
составляют округлые завитки,
сплошным ковром заполняющие поверхность.
Несмотря на довольно сдержанную разработку
орнамента, а иногда и полное отсутствие
её, золотой узор на красном, чёрном или
коричневом фоне смотрится довольно нарядно.
Иногда в золотые завитки вводят каплевидные
мазки цвета фона или другие цветные элементы.
Городецкая роспись
Роспись в Городецком промысле появилась примерно в 60-е годы прошлого века. На первых порах она была очень похожа на раскрашенную резьбу, и только на рубеже 80-90-х гг. графическое начало уступило место живописной манере, значительно расширившей возможности воспроизведения изображений, давшей большую свободу в их детализации.
Росписью в конце прошлого века городецкие умельцы старались украсить прялочные донца, детскую мебель и резную игрушку. На донцах в окружении пышных розанов и перистых листьев писали сценки из городской и сельской жизни – чаепитие, гуляние, посиделки, охоту и др. Сюжеты из городской жизни можно было распознать по интерьерам с богатой мебелью, картинами и часами на стенах, с самоварами или графинами на круглых столах, а также по костюмам персонажей.
Стремясь к большей декоративности, мастера придавали изображениям некоторую условность. С той же целью всех своих героев они старались представить в наиболее выразительных позах: человека в фас или в три четверти поворота; коня собаку или домашнюю птицу в профиль, птицу в полёте в фас с развернутыми крыльями.
Сложные сюжетные композиции
городецкие мастера строили без предварительной разметки
рисунка. Фигуры располагали симметрично
относительно центра. Растительные гирлянды
служили им обрамлением. Лучшие произведения
городецкой росписи отличаются затейливостью
изображений, тонким чувством ритма и
цвета, равновесием в распределении декоративных
пятен.
До середины 30-х гг.
городецкие мастера выполняли роспись
клеевыми красками ярких локальных тонов
- красной, зелёной, жёлтой, синей и чёрной.
Облагораживал колорит золотистый цвет
олифы. Во второй половине 30-х гг. клеевые
краски были заменены масляными, что повлекли
за собой некоторые изменения в колорите.
Но в целом роспись стала декоративней,
обработанней и тоньше.
Примерно в то же время в ассортименте Городецких мастеров появилось декоративное панно. В поисках композиционного решения росписи вытянутого по горизонтали прямоугольника мастера пробовали разделить его на клейма: в центре писали сценку, а по бокам – коня и птицу. Темами для центрального клейма служили сюжеты из современной жизни.
В 60-е гг. проводилась работа по созданию композиции с преобладанием растительных мотивов и была предпринята попытка возрождения росписи клеевыми красками. Для внедрения были предложены темперные краски. Но к сожалению эксперимент, проведённый довольно удачно, так и остался экспериментом, а роспись продолжают рисовать масляными красками.
По реконструированной технологии поверхность изделия перед росписью покрывали водным раствором столярного клея. Хорошо высушенную поверхность шлифовали мелкозернистой шкуркой и грунтовали специальным раствором. Грунт наносили плоской щетинной кистью в три приёма с промежуточной и окончательной сушкой в течение 2 часов при температуре 18-23 градусов. Высохшие изделия ещё раз шлифовали мелко зернистой шкуркой.
Дефекты поверхности, которые остались после этих операций заделывали шпатлёвкой, приготовленной из тех же компонентов, что и грунтовка, только с меньшим добавлением воды, таким, чтобы состав получился не жиже творожной массы. Перед шпатлеванием нужные места промазывали 30%-ным клеевым раствором. Шпатлёвку вдавливали в отверстия, а излишки снимали ножом или шпателем. Через 2-3 часа изделие ещё раз шлифовали шкуркой.
Современная городецкая роспись выполняется на цветном или на светлом естественного цветы древесины фоне. Характерные для неё мотивы чёрные кони со всадником или без него, птицы типа павлинов, пышные розаны, яркие розетки, мелкие цветочки и ягодки с листочками.
Городецкие кони очень изящные, у них маленькие головки на длинных, круто изогнутых шеях, умеренной массой тулово и стройные ноги. Выполняют их в три приёма, сначала свободными живописными мазками наносят контур всей фигуры, заливают его цветом, а потом белыми или жёлтыми тонкими лилиями производят детальную разработку, рисуют сбрую и намечают контуры седла. Седло дополнительно закрашивают красным цветом.
Птичку типа павлина городецкие мастера начинают писать с крыла. Двумя живописными мазками, положенными один рядом с другим, как бы намечают центр тяжести фигурки. Ориентируясь на него, наносят плавно изгибающуюся линию груди. К ней единым мазком пририсовывают контур головки и спины. Под острым углом к линии спины проводят верхнюю границу веерообразного хвоста. Плавной, изгибающейся волной, линией определяют его величину. Соединяют эту линию с нижней точкой крыла. Законченный рисунок фигурки птички закрывают одним или двумя цветами, пририсовывают к нему ножки и моделируют какой-нибудь светлой краской.
В растительных гирляндах ягодки, бутоны, много лепестковые розетки, пышные купавки и даже листочки пишут в два три – цвета. Варианты их неисчислимы. В построении композиции существует неписаный закон: в центре обязательно самый крупный красный цветок- купавка, по бокам розетки, окружённые мелкими цветочками, бутонами, ягодками и листочками. Остроконечные или округлые листья чаще расположены группами по три или пять лепестков.
Информация о работе Народное декоративно-прикладное искусство