Народное декоративно-прикладное искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 22:35, реферат

Краткое описание

Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению – искусство народное: народ создаёт вещи, народ находим им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передаёт нам в наследство. В произведениях декоративно-прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его переживания о лучшей жизни. Поэтому они имеют своё огромное познавательное значение. Археологи по вещам определяют историческую эпоху, общественные отношения, природные и социальные условия, материальные и технические возможности, народные верования и традиции, образ жизни, занятия, интересы и вкусы, их отношение к окружающему. Вещи оказывают большое воспитательное значение.

Содержание

ВИДЫ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ
ИСКУССТВО ОРНАМЕНТА В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
ДИЗАЙН. ВИДЫ ДИЗАЙНА

Вложенные файлы: 1 файл

Народное декоративно-прикладное искусство.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

 

  1. Дизайн. Виды дизайна

В настоящее время у специалистов существуют разные взгляды на понятие «дизайн».

Одни считают, что дизайн – это любое проектирование, т.е. процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды. Другие к дизайну относят новый вид профессиональной художественно-конструктивной деятельности, возникшей в ХХ в. А третьи понимают под художественным проектированием организацию эстетической среды жизни человека как целостности, которая складывается из продуманной системы образов.

На наш взгляд, все эти подходы верны, однако художественное проектирование предметно-пространственной среды не только создание материальных ценностей. Придавая определённые функциональные и эстетические свойства вещам и интерьерам, художник формирует или, можно сказать, «проектирует» человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Отсюда следует важная воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества. Научная основа дизайна – техническая эстетика.

Дизайн – это проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом ещё и красива.

Дизайн – это художественное проектирование и конструирование эстетических свойств окружающего нас природного мира. Дизайн – это органическое единство пользы и красоты, функции и формы.

Особенности дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы, надёжности и красоты, но и во всём многообразии её связей в процессе производства и функционирования. Необходимо обеспечить простоту изготовления, серийность, учитывать то, как предмет будут транспортировать, упаковывать, где и какое место он будет занимать в квартире, какого требовать ухода, как включаться и т.д. Смысл дизайна в комплексном системном подходе к проектированию каждой вещи.

Следует обратить внимание, что между дизайном и прикладным искусством существует тонкая связь. Их можно даже назвать двумя сторонами одной медали. Оба эти искусства направлены на создание эстетической предметной среды.

Знакомство с искусством дизайна лучше всего осуществить через изучение специфики и художественных достоинств отдельных его видов.

Выделяют следующие основные виды дизайна: промышленный дизайн, графический дизайн, визаж, дизайн одежды, фитодизайн, дизайн среды, экологический дизайн.

Промышленный дизайн – это конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многого другого. Дизайнеру необходимо позаботиться о том, чтобы форма всех этих изделий была удобной, соразмерной человеку и красивой. Польза, прочность и красота обуславливают друг друга в промышленном дизайне. Кроме этого, очень важно учитывать свойства и эстетические качества различных материалов.

На примере автомобиля можно рассмотреть стили и направления в индустриальном дизайне. Автомобили отражают культуру и социальные особенности среды, время и страну, в которой они были сделаны.

Дизайнер в творческой работе над вещью исходит из целого, которое он моделирует зрительно в эскизах, набросках. Именно это и является его художественной спецификой – он мыслит свободно, фиксируя свои замыслы карандашом в рисунке.

Графический дизайн – это промышленная графика (этикетки, упаковка товаров, открытки, конверты и.т.д.), различные оформительские изобразительные и шрифтовые работы, разработка графического стиля учреждения, графическая реклама продукции и др. Фирменный стиль включает создание знаков, шрифтов и прочего оформления для буклетов, бланков, этикеток, визиток, сувенирной продукции, дизайн упаковки и другие компоненты, используемые какой-либо фирмой.

Процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне может быть одним из примеров стилизации формы. Отличительные особенности знака – обобщённость и условность в изображении предметных форм, обозначающих какую-либо фигуру или явление окружающего мира.

Знак коренным образом отличается от конкретно-предметного изображения, он только указывает или обозначает внешние признаки какого-нибудь объекта. Знак можно назвать абстрактным символом.

К области графического дизайна так же относится разработка знаков визуальной коммуникации. Это знаки-эмблемы, которые помогают ориентироваться в городской среде или каком-нибудь учреждении и помогают безошибочно находить буфет, медицинский пункт, спортивное сооружение и многое другое.

Особая область графического дизайна – дизайн книги, или её художественное конструирование, заключающееся в создании книжного оформления и конструкции книги в целом.

Арт-дизайн можно понимать как искусство проектирования в самом широком значении этого слова. Это может быть проектирование такие объектов, которые не имеют прямого функционального назначения, но, будучи созданными по всем законам формообразования, колористики и гармонии, эти объекты будут отвечать высоким требованиям, предъявляемым к произведениям искусства, поэтому их можно демонстрировать в выставочных залах. Объекты, кажущиеся совершенно бесполезными, порой могут приобретать практическую значимость как скульптура, памятник, архитектурная деталь или сувенир.

Визаж, или искусство макияжа, участвует в создании прекрасного облика человека. Визажист – дизайнер и архитектор лица. Понятие «макияж» имеет два значения: в одном случае подразумевают косметические препараты, служащие рабочим материалом для визажиста, а в другом – искусство оформления лица.

В основе макияжа лежит живописный приём, то есть работа с красками. Все изобразительные средства живописи и рисунка: линия, цвет, тень, блеск, цвет, колорит, гармония – используется в макияже.

Дизайн одежды включает её моделирование и конструирование. Продуманная форма и крой, цветовое решение, подбирая материалы для современной одежды, дизайнер в тоже время создаёт неповторимый и запоминающийся образ.

Мода – явление переменчивое, капризное. Но мода – это отражение нашего мировоззрения, образа жизни, культурного уровня, социальных условий и многих других слагаемых жизни общества.

Фитодизайн представляет собой составление как отдельных объёмных и плоскостных композиций из живых или засушенных цветов и растений, так и целостное оформление интерьера цветами, травами, деревьями, корягами и т.п. Правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом растения создают психологический комфорт в помещении, улучшают его микроклимат.

Дизайн среды включает проектирование интерьеров и экстерьеров, ландшафтный дизайн.

Ландшафтный дизайн занимается озеленением и благоустройством территорий. Опыт специалистов-ландшафтников обогащает рекомендации по устройству парков, садов, усадеб, их оформлению различными декоративными элементами, скульптурами, фонарями, оградами, дорожками, беседками, мостами и другими архитектурными деталями.

В настоящее время появилась необходимость выделить в отдельную область экологический дизайн. Он решает проблему благотворного влияния на человека проектируемой и создаваемой окружающей среды. Например, учёные доказали, что однообразие линий фасадов, расположение окон в современных серийных жилых домах плохо влияет на восприятие человека.

 

Таким образом, рассмотренные примеры показывают, что все виды дизайна участвуют в формировании целостной эстетической среды, а дизайн можно рассматривать как масштабное явление культуры, потому что этот вид творческой деятельности направлен на обеспечение интересов отдельных пользователей, а в конечном итоге – на проявление заботы об удобстве, благе и красоте всего общества.

 

 

 


Информация о работе Народное декоративно-прикладное искусство