«Натюрморт», холст, масло

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы:
• желание создать станковую картину, используя выразительные средства масляной живописи;
• создать творческую работу, добиться адекватного данной теме пластического и колористического решения;
• показать красоту окружающего мира, рассмотреть натюрморт как жанр и разобраться в тонкостях и основных закономерностях искусства изображения вещи в технике масляной живописи.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Обоснование выбора темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
1.1. Характерные особенности искусства живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2. Виды и жанры живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….12
2. Натюрморт в живописи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . 19
2.1. История развития и становления натюрморта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..23
2.2. Анализ аналогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
2.3. Оборудования и материалы живописи………………………………………...34
2.4. Технология и техника масляной живописи…………………………………...42
2.5. Методика работы над выполнением натюрморта в технике масляной живописи…………………………………………………………………………...46
3. Характеристика работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49
3.1. Идейно-смысловое содержание работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 49
3.2. Композиция. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
4. Ход работы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
4.1. Описание последовательности работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . ..52
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53
Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Список иллюстраций. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 55
Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 112.75 Кб (Скачать файл)

     Большое место натюрморт занял в творчестве Ю. И Пименова. Предмет в его натюрмортах наделен большой эмоциональной выразительностью.

     Обогащенный новыми темами, образами и художественными  приемами, русский натюрморт начала XX века развивался необычайно стремительно: за полтора десятилетия он проходит сложный путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества, играя большую роль в становлении искусства нашего века. Никогда ранее не занимал он такого видного места в истории русской живописи.

     Натюрморту, если так можно сказать, суждено  было стать для многих художников, да и вообще для русской живописи начала XX века своеобразной лаборатории поисков нового живописного языка. Но, конечно же, менялся и в целом по-своему обогащался не только так называемый формальный язык живописи, но и ее содержание, ее метод, принципы ее образной системы.

     Натюрморту  этого времени мы обязаны необычайным  расширением границ его как изобразительного жанра. Человеческая личность той сложной эпохи раскрывается в нем очень многосторонне. В этом натюрморте зритель не только ощущает специфику того или иного жизненного уклада, но и те неповторимые черты, которые присуще определенной индивидуальности. Глубинная сущность явления окружающего мира раскрывается теперь полнее.

     Понятие прекрасного в натюрморте стало  разнообразнее; художник видит богатство форм и красок там, где прежде не находил ничего примечательного. Неизмеримо расширялся круг явлений находящих свое изображение в натюрморте.

     Белорусский натюрморт 20 века

     В первой половине XX века жанр натюрморта не пользовался такой популярностью  среди белорусских живописцев, как  сюжетно-тематическая картина, портрет  или пейзаж. Однако и те немногие уцелевшие произведения, находящиеся  в коллекции музея, в той или  иной степени отражают различные  направления в развитии жанра, существовавшие в рамках соцреализма, утвердившегося в советском искусстве в начале 1930-х годов. На выставке представлены работы А.А. Астаповича, Ф.И. Дорошевича, В.А. Ясинского, Н.Л. Тарасикова, Д.М. Порохни и др. Многие из них выставлены впервые. 

     В 1950-е гг., после огромного экономического и духовного урона, нанесенного  Великой Отечественной войной, художественная жизнь Беларуси активизировалась: городские, республиканские выставки перемежались со всесоюзными. И хотя главное место  во всех экспозициях занимала многофигурная  историческая картина, жанр натюрморта был активной составляющей изобразительного искусства 1950-х гг. В творчестве многих художников он, не являясь доминирующим, занимал немаловажное место. В экспозиции натюрморт 1950-х гг. представлен произведениями В.В. Волкова, В.К. Жолток, Н.Е. Пославской, С.Д. Ли, Н.М. Воронова, А.С. Гугеля, А.М. Шевченко и др. Многие работы несут в себе следы старого академического понимания  натюрморта – постановочность, уравновешенность композиции. Представленные картины  отличаются внешней красотой – живописностью, тонким колористическим письмом, острой наблюдательностью в отображении  предметной среды. 

     В 1960-е гг. Беларусь переживала бурный культурный подъем, формирование новых  эстетических идеалов, обогащение достижениями мировой культуры, в определенной степени – свободу мысли и  творчества, что выразилось в стилистическом разнообразии творческих манер в  сравнении с предыдущим периодом. Мастера старшего и среднего поколений  продолжали традиции белорусской школы  живописи, заложенные в предшествующие десятилетия XX века (произведения И.О. Ахремчика, Б.В. Аракчеева, Г.Ф. Бржозовского, А.С. Гугеля и др.). Полотна же молодых  художников в большинстве своем  были пронизаны поэтикой т.н. «сурового  стиля» (возникшего в советском изобразительном  искусстве на рубеже 1950–1960-х гг.), который стал чем-то вроде антитезы «лакированному» стилю предшествующих лет. Станковые произведения приобретали  монументально-эпический размах. В 1960-е гг. создавались картины, в  которых использовались отдельные  элементы монументально-декоративного  искусства. Для произведений Г.Х. Ващенко, В.К. Жолток, Я.И. Роздзяловской, А.А. Малишевского, Х.М. Лившица и других мастеров этого  периода характерны обобщенный, лаконичный образ, широкий мазок, непривычная  скульптурная емкость всей картины. 

     В 1960-е гг. в творчестве некоторых  живописцев жанр натюрморта начинал  занимать главенствующее место. Особо  следует выделить творчество В.К. Жолток и Я.И. Роздзяловской. Обе художницы, каждая по-своему, согласно своему темпераменту, создавали натюрморты-картины, многообразные  по замыслу, но всегда безупречно скомпонованные, гармоничные по цвету. Произведения В.К. Жолток носят преимущественно мажорный характер, изображение предметного мира в них имеет особую масштабность и декоративность. Полотна же Я.И. Роздзяловской отличаются камерной интонацией, интимным созерцанием. 

     В 1970-1980-х гг. в белорусской живописи усиливались философские, интеллектуальные начала в трактовке образов, значительная роль отводилась символам и аллегориям. Многие живописцы утверждали свою индивидуальность яркой манерой, оригинальным стилем (произведения В.И. Сахненко, А.А. Малишевского, Н.А. Опиека, Л.Д. Щемелева, Г.Х. Ващенко, А.В. Кузнецова, А.М. Кищенко и др.). В 1970-е гг. в полную силу раскрылся  талант Г.Х. Ващенко, для произведений которого (в т.ч. и натюрмортной живописи) была свойственна глубокая философичность, базировавшаяся на глубоком национальном самосознании. 

     В конце 1970-х – 1980-е гг. натюрморт  по своей значимости «уравнялся»  с другими жанрами изобразительного искусства. Для произведений белорусского натюрморта этого периода было характерно сочетание фольклорных и национально-романтических  мотивов, как, например, в работах  выдающегося пейзажиста В.К. Цвирко, который в 1980-е гг. обратился и  к натюрморту. Его натюрморты в  значительной степени расширили  рамки творческих возможностей белорусских  живописцев.

     В 1990-е гг. в изобразительном искусстве  Беларуси сосуществовали многочисленные течения, которые были направлены на преодоление художественных штампов  прошедших десятилетий. В 1990-е гг. жанр натюрморта наряду с пейзажем стал наиболее распространенным в белорусской  станковой живописи. В этот период натюрмортной живописи были свойственны  поэтичность, философичность, концептуальность и ассоциативность (произведения Н.В. Бущика, А.Н. Гришкевича, А.М. Кищенко, А.В. Кузнецова, Г.Г. Поплавского и др.). 

     Натюрморт ускользает от словесных описаний. Картины надо внимательно разглядывать, погружаясь в пространство произведения. Жанр натюрморта учит постигать собственно живопись, любоваться изображением мира вещного, его красотой, силой, глубиной. Далеко не всегда надо искать в натюрморте рассказ о вещах, скрытый сюжет. Сущность «содержания» натюрморта проявляется  в отношении человека и предмета, в чувстве «предметности» жизни, естества материи. Это в определенном смысле есть целое мировоззрение, определенное понимание видимости и ощущение реальности.

 

      2.2 Анализ аналогов

     Работа  Машкова И. «Снедь московская. Хлебы» Холст, масло 
129 х 145 (рисунок №1 см. список иллюстраций) выполнена в жанре натюрморт, вид – станковая живопись.

       Мастер, изображая аппетитные булки  и калачи, стремился привлечь  внимание к красоте самих красок  — густых и очень ярких.  Именно их насыщенность и плотность  создают ощущение изобилия и  полноты жизни

     В работе есть не только обобщенный образ, колорит, но, кажется, даже аромат той  эпохи. После стольких лет голода и разрухи Россия начинала возвращать себе былую славу.

     Здесь нет скромной still life, жизнь в этой картине более чем активная: связки баранок вот-вот упадут с полки, крендель «делает колесо», из-за занавески  стыдливо выглядывает лепешка, аппетитная обойма булочек борется за место  с расстегаем. Это изобилие… снеди, а ведь по-другому и не скажешь, разламывается, откусывается, растаивает, рассыпается, проминается, или режется. Это вкусно!

     Думаю, что этот натюрморт трогает современного зрителя еще и потому, что в  наш санитарно-гигиенический век  редко встретишь на прилавках  магазинов хлеб без целлофана. Запах  и ощущения, как правило, заперты  под капсулой коробки или пакета, а тут витрина буйства вкуса  и съедобной свободы. 

     Работа  Снейдерса Ф. «Фрукты в чаше на красной скатерти» Холст, масло, 59.8x90 (рисунок №2 см. список иллюстраций) выполнена в жанре натюрморт, вид – станковая живопись.

     Данное  произведение, меня очень впечатлило,  с его простой симметричной композицией, теплой красочной гаммой и пастозной  живописной техникой.

     При некоторой хаотичности в своей  основе точно и четко организованные композиции мастер создаёт впечатление  законченного декоративного целого, эффектного красочного зрелища, где  из общего оливкового фона выступают  излюбленные и наделенные особой выразительностью крупные цветовые акценты — красного разных оттенков

     Картина с ограниченным числом предметов отмечена динамизмом и повышенной жизненной энергией; точность передачи осязательных свойств натуры сочетается в них с декоративным эффектом. 

     Работа  Петров-Водкин К. «Селедка» Холст, масло, 58x88.5 (рисунок №3 см. список иллюстраций) выполнена в жанре натюрморт, вид – станковая живопись.

     В этом натюрморте все предметы сиротливо отделены друг от друга. Еды мало, влажный, ржаной хлеб не режут, он так и лежит пайкой - чтобы не разошелся на крошки. Селедка - набившая оскомину, надоевшая до тошноты, но все же, такая необходимая для поддержания физических сил истощенного организма. На, некогда алого цвета, выцветшей и смятой скатерти лежит скудный обед для голодающей семьи. Но сухая краюшка хлеба, две картофелины и вяленная исхудавшая сельдь, лежащая на оберточной бумаге насыщенно синего оттенка – все равно выглядят аппетитно. Такой эффект возникает за счет того, что художник тонко и уделяя много внимания прописал каждый предмет на столе, добавляя скромному обеду лоска и привлекательности. Вот переливаются мелкие чешуйки сухопарой рыбины, и возбуждает аппетит скромная горбушка, одиноко лежащая в центре стола. Минимальное количество пищи на столе подчеркивает нищету хозяев, но в тоже время акцентируется и вся важность этого обеда для всей семьи. Стол окружен семьей, находящейся в ожидании начала трапезы. Изображения членов семьи срезаны рамой.

     Плоскость стола занимает практически все  поле изображения. Ткань, покрывающая  стол, измята – за счет этого приема художник постаралсяпередать фактуру  ткани, ее трехмерность. Представьте  эту же скатерть без полос, придающих  ей динамичность, обозначающих рифленую ткань. Ткань перестанет быть «живой»  и осязаемой. Драпировки, мятая ткань  и светотеневая обработка поверхностей предметов в натюрморте придают  композиции 

     Полотно, покрывающее стол, напоминает бархат, но очень затертого и полинявшего  королевского алого цвета. Почему именно такой цвет скатерти выбран автором  для этой композиции? Вероятно, художник хотел с помощью такой символики, напомнить о том, что ничего не вечно: сегодня ты богат и имеешь в подчинении целую кухню поваров, а завтра вся твоя семья доедает  оставшиеся залежалые крохи провианта. Следовательно, цвет скатерти, выступает  как активный цвет и заполняет  все пространство картины. 

     Работа  Грабарь И. «Неприбранный стол»  Холст, масло, 96х100 (рисунок №4 см. список иллюстраций) выполнена в жанре  натюрморт, вид – станковая живопись.

     благодаря системе рефлексов (цветных бликов) все предметы мастерски объединены в колористическое целое. Среди  окружающей зелени сада на квадратном столе, покрытом голубой скатертью, царит беспорядок. Завтрак окончен, сдвинуты на угол вазочки с вареньем, вилки и ложки, стаканы. Каждая деталь «мертвой природы» тем не менее значима  для живописца. Контрастами голубых, красных, серых и желтых тонов, объединенных синим цветом, выявляются блеск посуды, шероховатость скатерти, матовость  спелых фруктов, нежность цветков цинерарий. Яркая зелень фона воспринимается как  декоративный узор и повышает мажорное звучание полотна.

     Натюрморту  свойственны постановочные композиции. На картинах этого жанра традиционно  можно увидеть самые разнообразные  предметы домашнего обихода, которые  сочетаются с объектами живой  природы, помещенными в неестественную для них среду. Это могут быть, к примеру, живые цветы в вазе или битая дичь на столе. Живая  природа, помещенная в окружение  неживого, в натюрморте сама становится вещью. Изредка художники оттеняют эту картину изображениями живых  существ. Однако они лишь являются дополнением  композиции.

     Натюрморт фокусирует внимание человека на малом. Выделяя привычные вещи из контекста  повседневной жизни, художник заставляет их представать в новом свете. Причем, натуралистичность изображения  не является главным критерием. Образы, которые используются в натюрмортах, нередко вызывают целую гамму  ассоциаций. В разные эпохи некоторые  предметы наделялись определенной символикой. Так, например, в Древнем Риме изображение  мухи на картине символизировало  доблесть, а в Средние века муха отождествляется с грехопадением. 

     Работа  Головин А. «Фарфор и цветы» Дерево, темпера. 86 х 73 (рисунок №5 см. список иллюстраций) выполнена в жанре  натюрморт, вид – станковая живопись.

Информация о работе «Натюрморт», холст, масло