Новые советские обряды. Антирелигиозный характер праздника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 10:29, реферат

Краткое описание

В год свершения Великой Октябрьской социалистической революции и в грозные годы гражданской войны массовые театрализованные представления и празднеств проводятся во многих городах Советской России. Эти представления и празднества, объединявшие тысячи активных участников и десятки тысяч зрителей, обычно назывались действами, обрядами, мистериями, инсценировками.

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_prazdniki.docx

— 38.30 Кб (Скачать файл)

Научно-техническая революция, как и социальная» переделывает человека. Но на бытовом уровне освоение технического прогресса подчас идет сквозь призму потребительского личного  благополучия, узкомещанской заинтересованности в бытовом комфорте. Не случайно на XXV съезде КПСС подчеркивалось: «Мы  добились немалого в улучшении материального  благосостояния советского народа. Мы будем и дальше последовательно  решать эту задачу. Необходимо, однако, чтобы рост материальных возможностей постоянно сопровождался повышением идейно-нравственного и культурного  уровня людей. Иначе мы можем получить рецидивы мещанской, мелкобуржуазной  психологии. Этого нельзя упускать из виду» ".

Советские люди и материально  и духовно стали жить богаче. Важно, чтобы не было нарушено равновесие между тем и другим. Поэтому  одна из задач по совершенствованию  советского образа жизни — постоянное стремление к оптимальному соотношению  в нем между материальным и  духовным, общественным и личным началами. На важность работы по настойчивому внедрению  советской обрядности указал июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС12, поскольку пропаганда и внедрение в жизнь новой  обрядности есть один из элементов  совершенствования духовной и семейно-бытовой  сферы развитого социализма. Урбанизация, новые информационные связи, миграция и другие процессы, связанные с  научно-технической революцией, оказывают  оптимальное влияние на освобождение от религиозных традиций основных, ритуально оформленных этапов в  жизни человека. Меняется, качественно  улучшаясь, социальная структура советского общества, а вместе с ней и социальные связи людей, их духовный облик, духовные запросы. Особенно заметна связь  между процессом секуляризации  и социальной характеристикой людей, в первую очередь их социально-профессиональным положением. Изменения в социально-профессиональной структуре колхозного крестьянства и рабочего класса и особенно возросшее  число работников высококвалифицированного  труда во всех  отраслях народного хозяйства — одно из существенных условий, способствовавших секуляризации бытового уклада людей и повышению социально-нравственных основ образа жизни в целом. Важный показатель качественного характера советского образа жизни — высокая степень развитости народного образования. Народное образование в СССР способствует внутренней трансформации духовной культуры всего общества. А это необходимое условие для развития человека-гуманиста, что позволяет людям более глубоко освоить социокультурные ценности нашего времени, в том числе и новые гражданские обрядово-праздничные традиции. Образ жизни людей в определенной степени зависит от типа поселения. Известно, например, что в городской среде разрушение старых традиций и норм идет интенсивнее, чем в сельской. Многообразие компонентов городской среды — с ее высокой технической оснащенностью, развитой сетью средств массовой коммуникации, более разносторонним социально-культурным опытом горожанина, ослабленным воздействием традиционного мнения — способствует тому, что в городе быстрее разрушаются религиозно-культовые традиции. Обряды и праздники на протяжении веков в ритуализированной форме закрепляли отношения между людьми и обществом. Они — как форма социальных связей и социального опыта людей — стали важным средством в- идеологическом и нравственном воспитании широких трудящихся масс в соответствии с новыми задачами, возникшими на современном этапе исторического развития. Так, проведенное в Ивано-Франковской обл. исследование показало, что большинство опрошенных (61,1%) принимает участие в современных праздниках и обрядах из-за желания по-новому отмечать события личной и общественной жизни. Исследование общественного мнения в этой же области одновременно выявило, что новые праздники и обряды привлекают людей как одна из форм общения и внимания к человеку, как средство восполнения эстетических и художественно-эмоциональных запросов.

Красные посиделки.

В довоенные и в последующие  вплоть до начала 60-х гг. очень популярными  среди молодежи были посиделки.

Когда начинались холода, девушки  поочередно организовывали в своих  домах посиделки, обычно по одной  недели в одном дворе и по одной  в других домах.

На этих посиделках  девушки пряли кудель, и шерсть, вручную и на прялках. Вязали  носки, варежки, кружева. Вышивали платочки, кисеты, а затем дарили их парням. Рукоделие сопровождалось песнями  под гармошку, плясками, шутками. Парни , пришедшие на посиделки куражились, шутили, играли на гармошке. Между парнями и девчатами возникали словесные шуточные перебранки.

Девушки на посиделках были в вышитых блузках, длинных юбках, причем  надевали несколько юбок одна на другую, а поверх обязательно надевали фартук, и, тоже с обязательной вышивкой. У парней одежда тоже была праздничной, рубашка-косоворотка, брюки с поясом. Более богатые носили хромовые сапоги, а обычной обувью были: самодельные сандалии, лапти, галоши, валенки. Очень многие носили, полушубки, чапаны, фуфайки, толстовки. Молодежь, пришедшая из армии, долго носила  армейские шинели и бушлаты (бушлаты ценились выше шинелей).

Из игр самыми интересными  были- игры в галушки- вызов на танец, в коршуна- вызов на песню. Водили хороводы. Если парню правилась девушка, он вставал в центре хоровода, а она стояла за кругом. Парень разбивал хоровод и подходил к девушке, если парень ей нравился, она давала ему  прялку или спицу. Ребятишки смотрели на присутствующих с полатей и печей с ними парни шутили, щекотали, а они визжали и прятались в дальних углах печей и полатей.

В небольших собиралось очень  много молодежи, причем пьяных не было. Основная цель посиделок - это выбор  жениха и невесты. На посиделках парни  приглядывались к девушкам, видели, кто из них хорошая рукодельница, какой у нее характер, а затем  начинали за ними ухаживать. В результате Гражданской и Отечественной войн, демографический состав был не в пользу женщин, и, выйти замуж в те годы было трудно.

С приходом  лета девушки устраивали посиделки около своих дворов. Сидели на лавках  вязанием и вышивкой не занимались. Основными танцами тогдашней молодежи были: краковяк, барыня, извозчик, цыганочка, подгорный, казачок.  Пели песни, частушки, водили хоровод. Молодежь с более высоким образованием ходили в клуб, где танцевали под музыку баяна и патефона, в основном это были вальсы или кадриль. Естественно эти группы молодежи недолюбливали друг друга.

В 60 ые гг. взамен посиделок  появились так называемые «Пятачки». Молодежь собиралась в отдалении  от жилых домов проводили электричество  проводами времянками, и веселились под магнитофоны. Здесь не требовались  способности сочинять песни и  частушки, вообще  о чем то думать, часто приходили пьяные, начинались ссоры и драки т. е. все стало примитивнее по сравнению с посиделками где были правила, мораль, выдумка.

Красная свадьба.

До Октябрьской революции 1917 г. регистрация актов гражданского состояния производилась в соответствии с религиозными правилами, когда  делалась соответствующая запись в  церковных книгах. Одним из первых декретов Советской власти ведение  книг актов гражданского состояния  было возложено исключительно на советские органы (декрет от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях  и о ведении книг актов состояния»). Документы, выданные церковными органами в удостоверение совершенных  до образования советских органов  записи актов гражданского состояния  церковных обрядов, приравнивались к документам, выданным ЗАГСами.

Декрет был отменен в 1927 г. Этот документ не отменял церковный брак, но признавал его «частным делом  брачующихся», а официальным фактом признавалась лишь соответствующая  регистрация в государственных  органах.

Новый строй, уклад жизни и государственности  внесли изменения в символику  и обрядность брака и семьи. В  их основе лежали идеологические установки  правящей Коммунистической партии, нацеленные на утверждение советского образа жизни, поведения и норм. Они должны были олицетворять социальную справедливость и высшую нравственность социалистического  государства и общества, которые провозглашались целью для всех граждан. В связи с этим в противовес церковному венчанию в 20-е годы практиковались т.н. красные свадьбы. «Красная свадьба» рассматривалась прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации.

Первый нарком социального обеспечения  Александра Коллонтай подготовила  два важных декрета - о расторжении  брака и о гражданском браке, устанавливающем гражданское и  моральное равенство супругов (опубликован 19 декабря 1917 г.), а также об уравнении  в правах внебрачных детей с законнорожденными (опубликован 20 декабря 1917 г.).

Записью о браке самой Александры Коллонтай с Павлом Дыбенко (в 1917 г. нарком военно-морского флота) была начата новая книга актов гражданского состояния в Советской стране.

«Полюбив друг друга, - писал один из биографов, - большевистские наркомы  Коллонтай и Дыбенко решили стать  мужем и женой. Дыбенко отказывался  устраивать свадьбу: «Зачем возвращаться к старому?» - «Нет, Павел, ты не прав. Чтобы нас, большевиков, не обвинили в безнравственности, все сделаем  гласно. Мы - члены правительства, враги  следят за каждым нашим шагом, и мы не имеем права давать пишу для  клеветы. К старому возвращаться не станем, все будет по - новому, по — советски. Устроим красную свадьбу!» (ноябрь 1917 г.).

А.В. Луначарский (нарком просвещения  РСФСР 1917-1929гг.) выступал с докладами  о браке, семье, о положении женщины  в обществе. Сохранились тезисы к  докладам, где А.В. Луначарский поднимает  такие вопросы: «Семья, как важнейшая  бытовая форма. Старая и новая  семья.

Семья, соответствующая требованиям  нашего времени. Новый закон о  фактическом браке. Брак и развод».

Вот как проходила красная свадьба  в 1924 году в заводском клубе: за большим  столом, покрытым красной скатертью, сидели молодые, перед ними - делопроизводитель отделов записи актов гражданского состояния, в стороне - члены ячейки. Прямо перед публикой на стене - портрет Ильича. Красную свадьбу открывал партийный гимн «Интернационал». Молодых приветствовали различные организации. Например, так: «Вы показываете путь другим беспартийным. Я уверен, что не за горами время, когда люди будут счастливы и без попов!» Раздавались аплодисменты. Молодым в подарок подносили две книги...

В 1958 году комсомольцы Ленинградского производственного объединения  «Светлана» предложили создать специальные  дворцы для проведения ритуалов регистрации  бракосочетания. Ленинградский горком партии поддержал эту инициативу. Одновременно во многих областях РСФСР  стали создаваться различные  варианты свадебных обрядов.

1960-80-е годы — период распространения  комсомольских свадеб, во время  которых обязательным было посещение  памятников В.И. Ленину, монумента  или братской могилы павших  воинов и возложение цветов  в знак глубокого уважения  к людям, жизнь которых была  великим подвигом и примером  служения священному делу Октябрьской  революции и защиты социалистической  Родины. Проводилось также украшение  свадебного кортежа медведями,  одетыми в свадебную одежду, а  позже - куклами, одетыми в костюмы  Жениха и Невесты, украшение  свадебной машины лентами.

Во время организации свадебных  торжеств по инициативе активистов зарождались  комсомольские традиции — посадка  деревца в честь молодоженов, создание аллеи молодоженов, вручение «Ключа» от семейного счастья, вручение «Летописи семьи», вручение медали «Совет да любовь».

Свадьбы праздновали с приглашением большого количества людей, при этом значительное распространение имели  традиции, отражавшие устойчивые стереотипы массовых представлений о символике  и характере ритуалов, которые  в новой внешней форме представляли вековые устои нравственности русского народа. К ним относились, в частности, родительское благословение, приветствие молодых коллективом, где они работают или учатся, общественностью. Кроме того, большое значение имели наиболее значимые социальные мероприятия, которые организовывались в стране в тот или иной период. Например, во время особенно активной борьбы против пьянства и алкоголизма проводили безалкогольные свадьбы,, исключающие употребление алкогольных напитков.

После свадьбы молодожены отправлялись в свадебное туристическое путешествие  в столицу, в города-герои, по родной стране (свадебную путевку получали в салонах обрядовых услуг  или общественных организациях учреждений по месту работы или учебы). В этот период существовали салоны обрядовых  услуг службы быта, где по специальным  талонам, выданным органами ЗАГС, молодожены могли приобрести свадебную одежду, обувь, постельное белье, кольца.

Бракосочетание в советский  период было одним из наиболее торжественных  и ответственных событий в  жизни человека. Семья возлагает  на молодую чету высокие обязательства  перед государством и обществом, связанные с моральной ответственностью за воспитание детей. Торжественность  регистрации бракосочетания обеспечивали районные Советы народных депутатов  и их органы записи актов гражданского состояния. В населенных пунктах, где  отсутствовали органы ЗАГС, проведение гражданских обрядов осуществляли сельские, поселковые Советы народных депутатов.

Октябрины.

Октябрины - существовавший в первые годы в СССР обычай - вместо крестин - торжественно, в кругу гостей нарекать новорожденного именем.

Советские власти придумали  свой ритуал, дабы отучить людей  от церкви

Отмена советской властью  религиозных праздников была началом  широкомасштабной кампании большевиков  против церкви. Ранее религия проникала  практически во все сферы человеческой жизни, и коммунистическая идеология  обязана была занять ее место во что бы то ни стало. Народ все еще верил в таинство крещения, и власти придумали свой ритуал, дабы отучить людей от «пережитков прошлого».

КРАСНЫЕ ЗВЕЗДИНЫ. Как рассказал «Сегодня» научный сотрудник ДНИМ Дмитрий Романчук, советская власть успешно прививала народу свои обряды. «Только в январе 1924 года губзагс Екатеринослава зарегистрировал 15 примеров так называемых «октябрин», крестин по-новому (еще их называли «звездинами». — Авт.). Обряды проходили по одному сценарию: общие собрания с президиумом и заочными почетными председателями, коими, как правило, были Ленин и Троцкий, а далее новорожденным вручали подарки», — рассказал нам историк. Кроме того, младенцев сразу же принимали в профсоюзы и комсомол. Так одна из местных газет описывала новое веяние в статье

 «Первые октябрины на сахзаводе»: «29 января 1924 года рабочий клуб Знаменского сахарного завода был битком набит рабочими. Необычайное на заводе событие — октябрины. Ребенок переходит на руки секретарю комсомола, который заявляет, что с 14 лет маленький товарищ зачисляется членом комсомола сахзавода, где получит воспитание для вступления в ряды Компартии. Далее предзавком сахарников обещает учить девочку, когда она подрастет, как строится пролетарское государство, как оно управляется, и тут же предлагает считать ее членом союза сахарников. Как новому члену профорганизации, завком тут же выдает новорожденной членскую карточку с 14-летним отпуском».

Информация о работе Новые советские обряды. Антирелигиозный характер праздника