Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 01:47, реферат
Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства, это и часть духовного опыта всего человечества, и основа формирования культур многих стран, особенно европейских. И немаловажную роль в искусстве античности играет культ Диониса - бога умирающей и возрождающейся природы, покровителя виноделия, театра. Со времени своего утверждения в Элладе дионисийский культ был тесно связан практически со всеми сферами жизни древнегреческого общества: экономической, политической, культурной, духовной.
Саратовский Государственный Технический Университет им. Ю.А. Гагарина
Реферат
Тема: «Образ Диониса в древнегреческом искусстве.»
Выполнила: студентка группы ДАРС-22
Салимжанова Я. Р.
Проверила: Посохина М. В.
Саратов 2012 г
Оглавление
античный искусство культ дионис
Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства, это и часть духовного опыта всего человечества, и основа формирования культур многих стран, особенно европейских. И немаловажную роль в искусстве античности играет культ Диониса - бога умирающей и возрождающейся природы, покровителя виноделия, театра. Со времени своего утверждения в Элладе дионисийский культ был тесно связан практически со всеми сферами жизни древнегреческого общества: экономической, политической, культурной, духовной.
Греки любили повторять: "Мера, мера во всем". Но не являлось ли это частое обращение к "мере" намеком на то, что греки в чем-то побаивались самих себя? Дионисизм показал, что под покровом здравого смысла и упорядоченной гражданской религии клокотало пламя, готовое в любой момент вырваться наружу.
До открытия микенской культуры многие исследователи полагали, что Дионис пришел в Грецию с варварских земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством, казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту эллинов. Дионисова линия в истории греческого духа была очень сильной и оказала глубокое влияние на все эллинское сознание, а его экстатический культ нашел свое отражение, как в искусстве античности, так и в искусстве последующих эпох.
Для написания реферата использовались труды ряда авторов. О происхождении Диониса говорится в книге А. А. Тахо-Годи. 1В ней мы узнаем о миф о рождении Диониса его воспитании, а также значении культа божества для людей и богов. Множество мифов и легенд описаны в книге Куна2, в которой сообщаеются нам подвиги Диониса и распространение его культа.
Образ Диониса в искусстве античности мы прослеживаем на вазах и росписях стен, которые ярко отражены в книгах Виппера Б.Р3, Ривкина Б.И.4, Кривченко5. С эмоциональностью и в тоже время научной точностью описываются изображения на киликах, амфорах древнегреческих авторов и стенах вилл Древнего Рима.
О скульптуре и рельефах античного мира мы также узнаем у этих авторов. Диониса мы находим и на метопах Парфенона, в скульптурных изваяниях классических мастеров Древней Греции.
Тематика данной работы ставит перед собой следующие цели:
– выяснить происхождение Диониса и понять как влиял культ божества на древних греков.
– рассмотреть особенности образа Диониса в древнегреческом искусстве.
Народная основа культа
Диониса отразилась в мифах о
незаконном рождении бога, его борьбе
за право войти в число
Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливающие его приход. Дионис - воплощение плодоносных сил земли - хтонического происхождения, мощное иррациональной стихийностью и оргиазмом, оказывается в классической мифологии сыном Зевса, являющимся в разных ипостасях.
То это древнейший
Дионис Загрей (Великий охотник),
связанный с критской
Рождение его тоже необычно, как и всех детей Крониона, не имеющих
отношения к Гере. Однако коварство Геры сказалось и здесь: она сделала Зевса
невольным убийцей Семелы. Гера, приняв вид старой няньки, внушила Семеле
мысль потребовать от Зевса его появления перед возлюбленной во всей своей
божественной моши. Связанный клятвой, Зевс явился перед ожидавшей рождения ребенка Семелой в громах и молниях.Когда же громы и молнии
испепелили Семелу и сожгли ее терем, Дионис, рожденный до срока (ему было всего шесть месяцев), был выхвачен Зевсом из пламени (Аполлон тоже выхватил из пламени костра своего сына Асклепия), зашит им в бедро, доношен до необходимого срока и рожден уже самим отцом
вторично, подобно тому, как была рождена Афина. Зевс отдал сына через посредничество Гермеса на воспитание нимфам в дальние горы Нисы, и малыш рос в душистой пещере, увенчанный хмелем и лавром. 6
Дионис нашел виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела–Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Дионис через Фракию отправился в Индию. Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Диониса похищают морские разбойники-тирренцы:
«Дионис покарал и тирренских морских разбойников, но не столько за то, что они не признавали его богом, сколько за то зло, которое они хотели причинить ему как простому смертному.
Однажды стоял юный Дионис на берегу лазурного моря. Морской ветерок ласково играл его темными кудрями и чуть шевелил складки пурпурного плаща, спадавшего со стройных плеч юного бога. Вдали в море показался корабль; он быстро приближался к берегу. Когда корабль был уже близко, увидали моряки – это были тирренские морские разбойники – дивного юношу на пустынном морском берегу. Они быстро причалили, сошли на берег, схватили Диониса и увели его на корабль. Разбойники и не подозревали, что захватили в плен бога. Ликовали разбойники, что такая богатая добыча попала им в руки. Они были уверены, что много золота выручат за столь прекрасного юношу, продав его в рабство. Придя на корабль, разбойники хотели заковать Диониса в тяжелые цепи, но они спадали с рук и ног юного бога. Он же сидел и глядел на разбойников со спокойной улыбкой. Когда кормчий увидал, что цепи не держатся на руках юноши, он со страхом сказал своим товарищам:
– Несчастные! Что мы делаем? Уж не бога ли мы хотим сковать? Смотрите, – даже наш корабль едва держит его! Не сам ли Зевс это, не сребролукий ли Аполлон или колебатель земли Посейдон? Нет, не похож он на смертного! Это один из богов, живущих на светлом Олимпе. Отпустите его скорее, высадите на землю. Как бы не созвал он буйных ветров и не поднял бы на море грозной бури!
Но капитан со злобой ответил мудрому кормчему:
– Презренный! Смотри, ветер попутный! Быстро понесется корабль наш по волнам безбрежного моря. О юноше же мы позаботимся потом. Мы приплывем в Египет или на Кипр, или в далекую страну гипербореев и там продадим его; пусть-ка там поищет этот юноша своих друзей и братьев. Нет, нам послали его боги!
Спокойно подняли разбойники паруса, и корабль вышел в открытое море. Вдруг совершилось чудо: по кораблю заструилось благовонное вино, и весь воздух наполнился благоуханием. Разбойники оцепенели от изумления. Но вот на парусах зазеленели виноградные лозы с тяжелыми гроздьями; темно-зеленый плющ обвил мачту; всюду появились прекрасные плоды; уключины весел обвили гирлянды цветов. Когда увидали все это разбойники, они стали молить мудрого кормчего править скорее к берегу. Но поздно! Юноша превратился в льва и с грозным рычаньем встал на палубе, яростно сверкая глазами. На палубе корабля появилась косматая медведица; страшно оскалила она свою пасть.
В ужасе бросились разбойники на корму и столпились вокруг кормчего. Громадным прыжком лев бросился на капитана и растерзал его. Потеряв надежду на спасение, разбойники один за другим кинулись в морские волны, а Дионис превратил их в дельфинов. Кормчего же пощадил Дионис. Он принял свой прежний образ и, приветливо улыбаясь, сказал кормчему:
– Не бойся! Я полюбил тебя. Я – Дионис, сын громовержца Зевса и дочери Кадма, Семелы!».7 В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Диониса.
Культ Диониса и мистерии, которые его сопровождали, распространились по всей Греции, а затем (с III в. до н.э.) – по всей территории империи Александра Македонского. Всюду, где появлялся молодой бог, его сопровождали взрывы энтузиазма и оргии:
«С веселой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит веселый бог Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда с украшенным плющом тирсом в руках. Вокруг него в быстрой пляске кружатся с пением и криками молодые менады; скачут охмелевшие от вина неуклюжие сатиры с хвостами и козлиными ногами. За шествием везут на осле старика Силена, мудрого учителя Диониса. Он сильно охмелел, едва сидит на осле, опершись на лежащий около него мех с вином. Венок из плюща сполз набок на его лысой голове. Покачиваясь, едет он, добродушно улыбаясь. Молодые сатиры идут около осторожно ступающего осла и бережно поддерживают старика, чтобы он не упал. Под звуки флейт, свирелей и тимпанов шумное шествие весело двигается в горах, среди тенистых лесов, по зеленым лужайкам. Весело идет по земле Дионис-Вакх, все покоряя своей власти. Он учит людей разводить виноград и делать из его тяжелых спелых гроздей вино.» 8
Вобрав в себя оргиазм природы, Дионис дает возможность человеку,
ограниченному установлениями,
традициями, законами, выразить кроющийся
в каждом избыток сил, приобщиться
к беспредельной божественной стихии,
почувствовать неизмеримость
Рожденный вне Олимпа, Дионис особенно характерен именно для олимпийской мифологии, поскольку в его образе, уходящем в глубины хтонизма, наличествуют замечательные тенденции всемерно растущего героизма, которому благодаря неимоверным испытаниям, страданиям и подвигам станет открыто соперничество с богами, пусть не всегда удачное, пусть даже караемое бессмертными, но все-таки дерзко утверждаемое смертными людьми.
Враждебное отношение со стороны многих богов, а также неприятие вина как ритуального напитка отражает миф об Икарии. Миф этот связан с Аттикой, т. е. с той областью греческого материка, где культ Диониса будет особенно популярен в VI - IV вв. до н. э. Но в архаический период сельское население Аттики занимало достаточно консервативную позицию по отношению к вину и к вызывающему поведению менад. Миф рассказывает о том, что, бродя по холмам, Дионис, отыскал виноградную лозу и, выжав сок спелых гроздей, превратил его в вино. Бог познакомил и людей с секретом изготовления чудесного напитка. Икарий был первым, разведшим в Аттике виноград.:
«Но печальна была судьба Икария.Однажды он дал вина пастухам, а они, не зная, что такое опьянение, решили, что Икарий отравил их, и убили его, а тело его зарыли в горах. Дочь Икария, Эригона, долго искала отца. Наконец с помощью своей собаки Майры нашла она гробницу отца. В отчаянии повесилась несчастная Эригона на том самом дереве, под которым лежало тело ее отца. Дионис взял Икария, Эригону и ее собаку Майру на небо. С той поры горят они на небе ясною ночью – это созвездия Волопаса, Девы и Большого Пса».10
Дионис славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвет оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены. Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил с Ликургом – сыном царя эдонов:
« Не везде признают власть Диониса. Часто приходится ему встречать и сопротивление; часто силой приходится покорять ему страны и города. Но кто же может бороться с великим богом, сыном Зевса? Сурово карает он тех, кто противится ему, кто не хочет признать его и чтить, как бога. Первый раз пришлось Дионису подвергнуться преследованиям во Фракии, когда он в тенистой долине со спутницами своими менадами весело пировал и плясал, охмелев от вина, под звуки музыки и пения; тогда напал на него жестокий царь эдонов [11] Ликург. В ужасе разбежались менады, бросив на землю священные сосуды Диониса; даже сам Дионис обратился в бегство. Спасаясь от преследования Ликурга, он бросился в море; там укрыла его богиня Фетида. Отец Диониса, Зевс-громовержец, наказал жестоко Ликурга, осмелившегося оскорбить юного бога: Зевс ослепил Ликурга и уменьшил срок его жизни ».12
Однако в Греции Дионис встретил не только сопротивление, но и поддержку. Культ Диониса находил себе почитателей во многих греческих государствах. Хотя Дионис достаточно поздно входит в число 12 олимпийских богов, однако, уже с VII - VI вв. до н. э. с развитием его культа некоторые полисные герои вынуждены были уступить свое место Дионису (Her. V, 67).
Таким образом, появление на свет сына Зевса Диониса — это не бессмысленное преизбыточное плодородие старого хтонизма, вакханалии и оргиазм,но и утверждение новых разумных отношений, единство разрушения и созидания, гармонии, безграничности и предела. Культ Диониса дает почуствовать человеку свободу и его собственную мощь, преобщает к божественным стихиям, показываяя, что иррациональность может быть толчком к вдохновению.
Образ Диониса прошел в своем становлении длительный путь.Сохранилось множество памятников античного искусства, воплотивших образ Диониса и сюжеты мифов о нём в росписях на стенах, мозаике и вазописи. Широко распространены были (особенно в вазописи) сцены шествия Диониса и его спутников, вакханалий. Диониса изображали в сценах гигантомахии, а также плывущим по морю. Например килик Эксекия «Дионис в ладье» , описание которого мы можем найти в книге Ривкина:
Информация о работе Образ Диониса в древнегреческом искусстве.