Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 01:47, реферат
Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства, это и часть духовного опыта всего человечества, и основа формирования культур многих стран, особенно европейских. И немаловажную роль в искусстве античности играет культ Диониса - бога умирающей и возрождающейся природы, покровителя виноделия, театра. Со времени своего утверждения в Элладе дионисийский культ был тесно связан практически со всеми сферами жизни древнегреческого общества: экономической, политической, культурной, духовной.
« Крупнейшим мастером чернофигурного стиля был Эксекий, чье творчество относится к третьей четверти VI века до н. э. Свои вазы он обычно подписывал словами: «Эксекий сделал». Одно из его лучших произведений — великолепный килик, исполненный около 540 года до н. э. Благородной простотой и точно найденными пропорциями отличается форма килика. На внешней его стороне изображены сцены битвы и глаза, что должно было оградить пьющего от дурного глаза, а внутри, на дне чаши, — морское путешествие бога вина Диониса. Эксекий использовал легенду о том, как пираты похитили Диониса, не подозревая, кто он, и собирались продать его в рабство. Корабль вышел в открытое море, и вдруг на палубе заструилось вино, темно-зеленый плющ обвил мачту, появились дикие звери, обычно сопровождавшие Диониса. Разбойники в ужасе стали прыгать с корабля и, не долетев до воды, превратились в дельфинов. Эксекий создал непринужденную и поэтичную сцену, пронизанную ясным и плавным ритмом. Бог вина возлежит на корабле, на мачте развернут белый парус, туго надутый ветром, а вокруг мачты вьются тонкие и гибкие лозы с тяжелыми гроздьями винограда. Около корабля прыгают и резвятся дельфины. Хотя художник не изобразил море, но кажется, что легкий корабль слегка покачивается на волнах. Смелая по замыслу композиция удачно вписана в круг на дне чаши. Изогнутый силуэт корабля, изгибающиеся лозы винограда и свободно расположенные фигуры дельфинов вторят форме чаши.»13
Изображение шествий Диониса можно найти и в произведении Евфимида – вазописца краснофигурного стиля VI - IV веков до н. э.:
« Около 510 года до н. э. выдающийся вазописец Евфимид расписал амфору, изобразив на одной из ее сторон праздничное шествие в честь бога Диониса. С тонким художественным вкусом мастер расположил на округлой поверхности вазы фигуры трех участников процессии. Их головы украшают венки, сплетенные из виноградных листьев, у одного в руках — чаша для вина, у другого — суковатая палка. Уверенным энергичным рисунком передает художник выразительные позы и приплясывающие движения танцоров. Немногими умело найденными штрихами выписаны мускулы тела. Изображая человеческую фигуру, мастер пользуется и условными приемами: лицо и ноги представлены в профиль, а грудь развернута в фас. «Картина» помещена на выпуклой части вазы и обрамлена изящным орнаментом.»14
Повсюду, где появлялся Дионис, он учреждл свой культ; везде на своем пути обучал людей виноградарству и виноделию. В шествии Диониса – (мозаика "Дионис на пантере"), носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры (роспись "Дионис и сатиры"), менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса – Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом.
Культ Диониса нашел отражение не только в искусстве Древней Греции, но и в искусстве Древнего Рима, что связано с тем, что римляне много заимствовали у этрусков, которые в свою очередь заимствовали у греков.
Дионисийские темы можно обнаружить в зале Виллы Мистерий, сооруженой в III веке до н. э., одна из самых древних в Кампании-стране в юго-западной части Средней Италии. Кривченко повествует:
« Зал Дионисийских мистерий, давший название вилле, находится в юго-западном углу здания. Узкая дверь соединяет его с кубикулой 4, а широкий проем на противоположной стене — с колонным портиком, выходящим на террасу. Как предполагают исследователи, на стенах зала показан ритуал посвящения в таинства дионисийских мистерий. Дионисийский культ, распространенный в Кампании и Этрурии, был запрещен в Риме специальным указом сената. Роспись, по-видимому, была заказана хозяйкой дома, поклонницей, а может быть, и жрицей Диониса. Возможно, что около двери в спальню изображен ее портрет. По другую сторону двери, на продольной стене, начинается роспись, в которой насчитывается двадцать пять персонажей. Первый эпизод посвящен чтению свитка с предписаниями ритуала. Священный свиток держит перед собой обнаженный мальчик. За правильностью чтения следят сидящая матрона, положившая руку ему на плечо, и вошедшая женщина в покрывале.
Далее следует сцена
приготовления
Существует и другое, более распространенное объяснение: силен с двумя сатирами совершают возлияние в честь бога вина Диониса и его супруги Ариадны. Роль маски силена заключается в ее устрашающем действии, и, кроме того, она связывает культ Диониса с возникновением театра.
На торцовой стене, рядом со своими спутниками, показаны Дионис и Ариадна. К сожалению, их лица повреждены, но мы имеем возможность представить себе группу полностью, так, как ее часто изображали на античных геммах. Спокойствие и безмятежность богов сменяется таинственной сценой снятия покрывала. Коленопреклоненная женщина в молитвенной позе склонилась над плоской корзиной, в которой хранится символ плодородия. Заканчивается роспись торцовой стены изображением крылатой богини с бичом в руках. Состояние покорной обреченности передано в позе полуобнаженной девушки, упавшей на колени перед жрицей, в ее лице с закрытыми в смертельной муке глазами. Боль и страдание в сцене бичевания сменяются радостью обнаженной вакханки, кружащейся в вихре танца с кастаньетами (кроталами), поднятыми над головой. Эти два контрастных образа, выражающих мысль о возрождении жизни, представляют собой кульминацию дионисийской мистерии.»15
Из всего выше изложенного видно, что образ Диониса и его культ нашел отражение во множестве прозведений вазописцев и живописцев Древней Греции. Вазовые рисунки рассказывают об охотах и битвах, о процессиях и танцах, но чаще всего фантазия вазописцев возвращается к мифам, к смелым подвигам и чудесным приключениям Диониса, а также к праздничным шествиям в честь божества, оргиастическим мистериям, в которых принимали верные спутницы и почитательницы Диониса-вакханки менады. В дальнейшем этот образ вдохновлял авторов и Древнего Рима.
Образ Диониса и мифы о нём воплотились также и в пластике (статуи и рельефы) античного искусства. Широко распространены были сцены шествия Диониса и его спутников, вакханалий; эти сюжеты нашли отражение в рельефах саркофагов. Диониса изображали среди олимпийцев на рельефах восточного фриза Парфенона.Об этом пишет Ривкин:
« Центральное место в композиции восточного фронтона Парфенона занимала ныне утраченная сцена, и изображавшая рождение Афины из головы громовержца Зевса. В левом углу фронтона сохранилось изображение бога солнца Гелиоса. Он поднимается на небо на колеснице, и над волнами моря показались головы его коней, жадно вдыхающих воздух широко раскрытыми ноздрями. Навстречу Гелиосу обращает свой взор прекрасный обнаженный юноша — бог Дионис. Он полулежит на скале, расстелив звериную шкуру, в естественной и непринужденной позе. Блики света и тени, скользящие по его телу, подчеркивают крепкую лепку атлетической фигуры. Живая игра мускулов создает ощущение пробуждающейся энергии. Рядом с Дионисом — две сидящие богини. Деметра и ее дочь Кора, к которым стремительно приближается вестница Ирида, спешащая возвестить миру о рождении Афины.»16
Шествия Диониса и участвовавшие в нем вакханки, сатиры, менады , охваченные священным безумием , были запечетлены многими авторами. Среди них скульптор Скопас: «Одним из лучших произведений скульптора, работавшего в 380—330 годах до н. э. во многих городах Древней Эллады, является мраморная статуя «Менады» (вакханки), спутницы бога Диониса, созданная в середине IV века н. э. Она сохранилась в поврежденной копии римского времени. Мастер изобразил вакханку в состоянии бурного и стремительного танца, во власти стихийного порыва, захватившего всё ее существо. Фигура вакханки резко изогнута, голова запрокинута, и распущенные волосы тяжелой волной падают на плечи. Короткие складки развевающегося хитона вторят порывистому движению вакханки, подчеркивают красоту и крепкую лепку упругого тела. Беспокойная игра светотени усиливает ощущение душевной взволнованности. Стремясь к повышенной эмоциональности, Скопас выбирает момент наибольшего накала человеческих чувств.»17
Скульптурные изображения Диониса ещё младенцем можно найти в произведениях таких античных авторов как Лиссип и Пракситель. Так например статуя Силена с младенцем Дионисом, сделанная по аналогии с фарнезским Гераклом: « Статуя эта известна по многочисленным репликам. Старик Силен прижимает к груди болтающего ножками младенца Диониса и нежно смотрит ему в глаза. Здесь развита проблема двухфигурной группы, которую впервые поставил Кефисодот в своей Эйрене и которую использовал Пракситель в своем Гермесе. Но то, что не удалось им, здесь осуществлено полностью — пластическое и духовное единство группы. Ребенок уже более не атрибут на руках взрослого, он самостоятельный, полноценный элемент композиции. Пересекая грудь Силена своим тельцем, обнимая его шею, маленький Дионис активно участвует в ритме пластической массы. Вместе с тем, всей ситуации придан удивительно интимный, непринужденный характер.»18
Другой автор запечетлевший миф о новорожденном Дионисе Пракситель: «Единственное произведение Праксителя, сохранившееся в оригинале до наших дней, — статуя Гермеса, вестника богов Олимпа и покровителя путешественников, найденная в XIX веке, среди руин храма Геры. Она представляет одну из поздних работ скульптора и относится к 330 году до н. э. Мастер использовал мифологический сюжет: Зевс приказал Гермесу отнести на воспитание к лесным нимфам своего новорожденного сына Диониса. Пракситель запечатлел сцену в пути, когда утомленный Гермес остановился в роще, сбросил свой плащ и слегка облокотился на высокий пень.»19
Вероятно, с восточными походами Диониса связывается статуя с его изображением, которая долгое время была известна под именем Сарданапала — из-за надписи, сделанной в позднейшее время. Знатоки искусства признали в ней изображение Диониса (тип восточного Вакха) в образе благообразного величавого бородатого старца, задрапированного в длинные парадные одежды.
Во время одного из своих шествий Дионис встретил прекрасную Ариадну — дочь легендарного царя Миноса, которую Тезей, пленившись ее красотой, увез с острова Крита. Согласно легендам, на свадебном пире в честь бракосочетания Диониса и Ариадны невесте был преподнесен лучезарный венец. (Рельеф "Свадебная процессия"). Но недолговечен был этот союз: бог вина и веселья вскоре покинул супругу во время ее сна, усомнившись однажды в ее верности. Удостоился Дионис и любви прекрасной Афродиты, которая родила ему двух сыновей: Гименея - бога бракосочетания и Приапа — божества плодоносящих сил природы.
Таким образом, скульптурная пластика античного мира во многом черпала свои образы и сюжеты из мифов о древних божествах, о их рождении, сражениях и подвигах. В свою очередь образ Диониса являлся неотъемлимой частью многих произведений скульпторов, так как раскрывает в них внутреннюю, глубинную, сокровенную сущность вещей, показывая всю эмоциональность, чувственность и красоту тел.
Древняя Греция стала колыбелью античной цивилизации. В Греции, откуда пришли в Рим вакханалии, культ Диониса дал толчок в развитии не только в изобразительном искусстве, но и в скульптурной пластике во всем мире. Культ Диониса дает почуствовать человеку свободу и его собственную мощь, преобщает к божественным стихиям, показываяя, что иррациональность может быть толчком к вдохновению.
Его культ обогатил многие виды искусства: сюжеты мифов о рождении Диониса, его воспитании, подвиги, а также культ божества раскрыты в скульптуре, вазописи, живописи.
Образ Диониса и его культ нашли отражение во множестве прозведений вазописцев и живописцев Древней Греции, которые мы прослеживаем на вазах и росписях стен, с эмоциональностью, яркостью и в тоже время с точностью описынных в изображениях на киликах, амфорах древнегреческих авторов и стенах вилл Древнего Рима. Дионис был любимым героем чернофигурного стиля. Немало встречается бог вина и на вазах краснофигурного стиля. Вазовые рисунки рассказывают об охотах и битвах, о процессиях и танцах, но чаще всего фантазия вазописцев возвращается к мифам, к смелым подвигам и чудесным приключениям Диониса, а также к праздничным шествиям в честь божества, оргиастическим мистериям, в которых принимали верные спутницы и почитательницы Диониса-вакханки менады. В дальнейшем этот образ вдохновлял авторов и Древнего Рима.
Раскрывая внутреннюю, глубинную, сокровенную сущность вещей, показывая всю эмоциональность, чувственность и красоту тел образ Диониса запечетлевают классические мастера пластического искусства. Диониса мы находим и на метопах Парфенона, и в скульптурных изваяниях классических мастеров Древней Греции.
Информация о работе Образ Диониса в древнегреческом искусстве.