Общеевропейское и национальное в творчестве Франсиско де Гойи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:30, реферат

Краткое описание

Творчество Франсиско Гойи многообразно и охватывает самые разные жанры. Вдохновенный, с сильным темпераментом живописец и рисовальщик, в глазах потомства вновь доставшийся Испании на пороге 19 столетия, первое место в европейском художественном движении.
После золотого века испанской культуры, приехавшие в Испанию мастера-иностранцы. По большей части, это были выходцы из Италии. Одной из примечательных фигур того времени можно считать немецкого художника Антона Рафаэля Менгса. На фоне царившего в Испанской культуре застоя, появления Гойи часто сравнивают с « осветившей ночной небосклон ракетой».

Содержание

Введение ……………………………………………..….………….……………..3
Часть 1. Биография и историческая обстановка..………………...……………..………………….…………..4
Часть 2. Анализ картин…………………………...………………..…… 5 2.1. Автопортрет Гойи и Рембрандта……………………………….………………………….. 5 2.2. Автопортрет с доктором Арьета……………………………………...………………. ……….. 5 2.3. Махи, танцующие с горожанами……………………………….5
2.4. Зонтик……………………………………………….............. …..6
2.5. Портрет Дона Мануэля Осорио де Снига……………………...6
2.6. Маха обнаженная и Маха одетая……………………………….7
2.7. Портрет герцогини Альба в черном и белом платье.……………………………….……………………………………8
2.8. Офорты. Тавромахия.…………………………………………...8
2.9. Выводы………………………………………………………………9
Список литературы………………………………………………………10

Вложенные файлы: 1 файл

Франсиско Хосе де Гойа.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

 

                        Негосударственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа

«Обнинская свободная  школа»

 

 

 

 

Реферат (экзаменационная работа по истории искусств)

 

Тема: «.Общеевропейское и национальное в творчестве Франсиско де Гойи»

 

 

 

 

 

 

 

 

ученика 9 класса  Грибановской Дарьи

 

учитель: Онищенко Ольга  Леонардовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Обнинск, 2012

                    

               

 

 

                                                   Оглавление.

 

Введение  ……………………………………………..….………….……………..3                                                                                                                                           

Часть 1. Биография и историческая обстановка..………………...……………..………………….…………..4                                                                                                                               

Часть 2. Анализ картин…………………………...………………..…… 5                                                                                                                                       2.1. Автопортрет Гойи и Рембрандта……………………………….………………………….. 5                                                                                                                                                        2.2. Автопортрет с доктором Арьета……………………………………...………………. ……….. 5                                                                                                                               2.3. Махи, танцующие с горожанами……………………………….5

2.4. Зонтик……………………………………………….............. …..6

2.5. Портрет Дона Мануэля Осорио де Снига……………………...6

2.6. Маха обнаженная и Маха  одетая……………………………….7

     2.7. Портрет герцогини Альба в черном и белом платье.……………………………….……………………………………8

     2.8. Офорты. Тавромахия.…………………………………………...8

2.9. Выводы………………………………………………………………9

Список литературы………………………………………………………10

 

 

 

 

              

                  

 

 

 

 

                               

                          

 

 

 

 

 Введение.

                   

  Франсиско Хосе де Гойя- и- Лусьентес.

 

Творчество Франсиско  Гойи многообразно и охватывает самые  разные жанры. Вдохновенный, с сильным темпераментом живописец и рисовальщик, в глазах потомства вновь доставшийся Испании на пороге 19 столетия, первое место в европейском художественном движении.

После золотого века испанской  культуры, приехавшие в Испанию мастера-иностранцы. По большей части, это были выходцы из Италии. Одной из примечательных фигур того времени можно считать немецкого художника Антона Рафаэля Менгса. На фоне царившего  в Испанской культуре застоя, появления Гойи часто сравнивают с « осветившей ночной небосклон ракетой». Начало творческого пути Гойи характеризуется медленным, но неуклонным развитием, тогдашняя его манера, отличавшаяся высоким техническим мастерством, темнее менее была лишена неповторимой индивидуальности. Засилье при дворе художников-иностранцев привело к тому что общий стиль испанской живописи потерял национальный колорит, основными требованиями живописи стали усредненность и лакировка. Молодой Гойя работал вполне в русле этих требований, но уже в его картонах, созданных для королевской шпалерной мануфактуры, появляется отчетливый испанский акцент. Эти произведения, сюжетно восходящий к интернациональному стилю рококо, насыщены чисто испанскими деталями - пейзажем костюмами и своеобразным юмором. Впоследствии эти элементы лягут в основу и всех зрелых работ художника подобно многим художникам современникам, Гойя коллекционировал гравюры с картин иностранных мастеров, что помогало ему находиться в курсе всех основных событий культурной жизни Европы. Однако большинство тем для своих картин Гойя черпал из окружающей жизни – к ним относятся коррида, инквизиция, религиозные праздники в испанском варианте и, в некоторых случаях, махи и мачо. Два последних слова означают соответственно красавиц и «модников» из низших сословий.

 

Две души жили в груди  Гойи. Как живописец церковных фресок и алтарных образов, в которых лишь изредка вспыхивало его пламя самобытности, в то же время он работал, рука об руку с Менгсом и Байеу, а в действительности Тьеполо оказал на художника большее влияние. Художник, на протяжении всей жизни говорил что для него существует лишь три учителя - Веласкес, Рембрандт и сама природа. Что, несомненно, отобразилось на индивидуальности, типе живописи Гойи.

Он сумел вместить в свои произведения и нотки патриотичности, изображая типично Испанские сюжеты и колорит, так и нечто европейское, привычное скорее для умиротворенной Голландии, нежели чем для вспыльчивой и страстной Испании.

Однако ничто так  не поражает воображение зрителя, как  мрачные, тревожные, навечно западающие в память ,,Черные картины,,, написанные художником на закате жизни, когда непростое  время было как в жизни Испании, так и в жизни самого художника. Наряду с Гойей работали знаменитые на тот момент художники, различных школ: Севильской, Мадридской, Сарагосской и других.

Картины Гойи из народной жизни становятся теперь все более  мощными, мрачными, все более резкими в передаче событий, даже в саамы малых размерах все более величавыми в распределении форм и красок и все более вдохновенными по широте живописи.

Техническое мастерство Гойи счастливым образом сочеталось с особенностями его мировидения. Он, как никто, умел придать обычным предметам и событиям звучание, возвышавшее их до вселенского значения. Индивидуальный стиль Гойи начал складываться с 1788 года, когда художник познакомил зрителя с кошмарными созданиями, ставшими позже его визитной карточкой. Этот мир был порожден двумя источниками – с одной стороны, специфической фантазий художника, а с другой, войной, бушевавшей на всем континенте.

 

Биография и историческая обстановка.

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился в небольшой деревушке Фуэндетодосе на севере Испании 30 марта 1746 года. Родился он в семье мастера-позолотчика Хосе Гойи у которого было трое детей. Младшим сыном был Франсиско. Образование у детей было весьма поверхностное.

Спустя несколько лет, когда Франсиско исполнилось 13 лет, его семья переехала в Сарагосу, где в 1763 году, провалившись на экзаменах в Королевскую академию Сан-Фернандо, Гойя поступает в ученики к Франсиско Байеу. Именно в эти года свой первый официальный заказ Гойя получает от местной приходской церкви. (Рамка для хранения мощей)

После чего в 1774 году начинающий, амбициозный и целеустремленный Франсиско перебирается в Мадрид и начинает работать художником на Королевской шпалерной мануфактуре Санта-Барбара.

В 1780 году Гойя становится членом Королевской академии Сан-Фернандо, затем, спустя пять лет, избран вице-директором живописного отделения этой академии.

Добившись успеха, король Карл третий приглашает художника ко двору, а после смерти короля, его наследник Карл четвертый объявляет Франсиско придворным королем.

Зимой 1792-93 годов безоблачной жизни преуспевающего художника пришел конец. Гойя отправляется в Кадис навестить своего друга и там переносит неожиданную и загадочную болезнь. Художника постиг паралич и частичная потеря зрения. В течение нескольких месяцев художник был на грани жизни и смерти. Эта болезнь впоследствии сыграла большую роль в жизни художника и непосредственно в его творчестве. С этого момента в его творчестве стали преобладать странные образы, порожденные фантазией, тогда же его стали остро интересовать сюжеты составляющее темную сторону жизни.

После смерти Байеу, Гойя стал директором живописного отделения Королевской академии Сан-Фернандо. Этот период отмечен обращением к более свободной технике рисунка и гравюры и серьезным занятиями офортом. Первая серия из 80 офортов, объединенных названием ,,Капричос,, была опубликована в 1799 году и поразила всех остротой социальной сатирой.

Гойя в молодости очень успешно женился на сестре, известного на том момент художника Байеу, который помог обрести ему несколько немаловажных заказов. У Хосефы и Франческо было много детей, но в последствии все, кроме одного, в младенчестве умирали. После смерти жены в 1812 году Гойя сошелся с Леокадией Вейсс.

 

Анализ картин.

 

В работах Гойи мы сталкиваемся с  соединением чисто испанских  образов с образами европейской жизни, европейской манерой письма. На примере нескольких работ художника можно четко рассмотреть как их сходства, так и их различия.

Как говорилось ране, для художника  повлияло творчество Рембрандта, и  на примере двух автопортретов Гойи и Рембрандта, мы попытаемся найти национальные и европейские черты в манере письма Гойи.

 

2.1 Автопортрет Гойи и Рембрандта.

Слева автопортрет Гойи, на котором  мы ясно ощущаем влияние Рембрандта. Мягкость линий, пастельные краски, игра со светом, затемненный фон, даже взгляд художников очень похожий, чувственный, наполненный смыслом.  На этих портретах невидно влияния национальной живописи, скорее, наоборот, в отличие от экспрессивной Испании, на этом холсте спокойная и чувственная Голландия.

 

2.2. Автопортрет с доктором Арьета.

 

Автопортрет с доктором Арьета написан Гойей в 1820 году. Этой работой художник отдал дань уважения врачу, спасшему ему жизнь в 1819 году. Персонажи заднего плана могут быть отражением кошмаров, мучивших Гойю во время болезни. На этой картине мы видим Гойю как мастера передачи чувств и эмоций, в этой работе опять присутствует влияние Рембрандта и Веласкеса. Это видно по великолепной передачи всех морщин, складок одежды, темному фону и характерной гамме красок. А также на картине присутствует воздух, который умело, мог передавать Рембрандт.

 

2.3. Махи, танцующие с  горожанами.

Еще одна картина Гойи под названием ,,Махи, танцующие с  горожанами,, На этой картин мы видим еще одного учителя художника – Природу. Прекрасно написана природа, передана чувственность атмосферы. Но все-таки это уже не Италия и не Франция, и даже не Голландия, а Испания. Это видно не только по самому сюжету, но и по цветовой гамме, по четкости линий.

 

Зонтик.

Картина, с простым  название ,,Зонтик,, показывает нам другую сторону Гойи, потому что от европейского искусства на этой картине практически ничего не взято. Цвета, характерные явно для Испании :насыщенный зеленый зонт, желтая юбка и конечно красный костюм юноши. И сами лица, если вглядеться, то можно сразу отличить национальную принадлежность юных натурщиков. Разве что собачка, на коленях девушки является скорее французской чертой, нежели испанской.

 

Портрет дона Мануэля  Осорио де Сунига.

Портреты живописца  становятся все более глубокими  по замыслу, все более живописными по исполнению.

На этом портрете дона Мануэля Осорио де Сунига, мы видим, что в произведении появляются новые приемы мастера, которые впоследствии станут основополагающими в его творчестве, и главный из них – сосредоточенное внимания на психологическом состоянии героев.  Чтобы отвлечь заказчика от собственной личности портретируемых, Гойя тщательно и виртуозно прорабатывал тончайшие детали их одежды и аксессуаров. Фон становился однотонным – ничто не должно отвлекать зрителя от созерцания моделей. И именно этот портрет мальчика можно назвать действительно лучшим портретом этого периода в живописи художника.

И опять по колориту и  образу мальчика мы замечаем испанские  нотки, но фон, характер героя, игра света  и тени, мягкость линий, все это говорит о непосредственном влиянии на художника европейской живописи и конечно Рембрандта.

 

 

Наконец, настоящим чудом  живописной техники являются обе  картины, представляющую полулежащую, один раз одетую, другой раз совершенно нагую,, Маху,, ,перенесенные их мадридской академии в Музей Прадо.

 

Маха обнаженная.

Произведение, показывающее, насколько художник совершенствовался  в техники живописи. В этой картине, безусловно, больше европейских черт, но у модели мы четко видим черты  испанской девушки: черные густые брови, очерченные черты лица, темные вьющиеся волосы.

Эта уникальная работа –  единственное произведение, написанное художником в период, когда сам жанр ню был запрещен Инквизицией.

Немногие женские ню породили литературу, подобную той, что  стала откликом на это произведение Гойи. В основном, это было связано с ореолом романтичности и загадки, окружавшим личность модели.

Некоторое время считалось, что это герцогиня Альба. Произведение также отмечено отсутствием аллегоричного  подтекста. И хотя по свидетельству сына Гойи Хавьера, изначальным намерением художника было написать Венеру, но он изображает женщину, решительно глядящую на зрителя, максимально правдиво, избегая любых мифологических элементов.

 

Маха одетая. Скорее всего, эта Маха была написана позже Махи обнаженной. Белое одеяние прилегает к телу, подчеркивая женственные формы модели, а взгляд, устремленный зрителя, полон лукавства и игривости. Как и платье, небольшой  жакет с декоративными кисточками и розовый шарф написаны свободным, энергичным мазком. Эта маха больше отображает национальный характер картины, чем маха обнаженная.

В 1815 году Инквизиция приказала  Гойи открыть имя той, что  изображена на этих двух полотнах, а также причины, побудившие его создать подобные произведения, однако ответ художника до нас не дошел.

Информация о работе Общеевропейское и национальное в творчестве Франсиско де Гойи