Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 11:12, реферат
Специфика предмета каждой науки может привести и к тому, что определенные типы знаний, доминирующие в одной науке, могут играть подчиненную роль в другой. Они могут также представать в ней в трансформированном виде. Наконец, следует учитывать, что при возникновении развитых форм теоретического знания более ранние формы не исчезают, хотя и могут резко сузить сферу своего применения.
Система научного знания каждой дисциплины гетерогенна. В ней можно обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т.д.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ
ЮЖНО-УКРАИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. К.Д. УШИНСКОГО
Институт искусств
Художественно-графический факультет
РЕФЕРАТ
по философии
ОСОБЕННОСТИ ЭМПИРИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЯЗЫКА НАУКИ
Выполнила: студентка 5 курса, магистр
Одесса – 2013
СОДЕРЖАНИЕ:
Список литературы
Научные знания представляют собой
сложную развивающуюся систему,
в которой по мере эволюции возникают
все новые уровни организации. Они
оказывают обратное воздействие
на ранее сложившиеся уровни знания
и трансформируют их. В этом процессе
постоянно возникают новые
В своих развитых формах наука предстает
как дисциплинарно
Специфика предмета каждой науки может
привести и к тому, что определенные
типы знаний, доминирующие в одной
науке, могут играть подчиненную
роль в другой. Они могут также
представать в ней в
Система научного знания каждой дисциплины гетерогенна. В ней можно обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т.д.
Все эти формы могут быть отнесены
к двум основным уровням организации
знания: эмпирическому и теорет
Языки науки – сложное, внутренне дифференцированное многослойное образование, строение и функционирование которого определяется задачами формирования, трансляции и развития научного знания. Язык науки – не просто форма, в которой выражается некоторое внешнее по отношению к ней содержание научного знания, а именно способ возникновения и бытия научного знания как определенной реальности. Возникновение и совершенствование науки как особого типа познания мира находит свое воплощение в генезисе и развитии языка науки.
Формирование
науки и рационально-
Деятельность
по разработке смыслов применяемых
в языке науки терминов определяет
процесс теоретизации науки, возникновения
все более сложных и внутренне дифференцированных
концептуальных структур науки и в конечном
счете научных теорий. Формирующийся теоретический язык науки
включает как многочисленные специфически
научные термины, не имеющие прямого аналога
в донаучном языке, так и термины, заимствованные
из обыденного языка, но получившие самостоятельный
научный смысл. В обоих случаях семантика
теоретических «конструктов» языка науки
определяется их связями в контексте соответствующей
концептуально-теоретической системы.
Для того, чтобы быть выражением реального
знания о данном в опыте мире, теоретический
уровень должен иметь эмпирическую интерпретацию, т.
Язык науки как целое представляет собой иерархизированную многослойную структуру, уровни которой дифференцированы по вертикали, определяющей движение от эмпирии к абстрактным положениям теории. Между различными подсистемами языка науки, расположенными на различных слоях этой вертикали, осуществляется взаимодействие, своего рода диалог, возникают проблемы согласования и взаимопонимания, которые, однако, не могут быть решены путем однозначного перевода, «погружения» семантики одной подсистемы языка науки в другую
Специфическое содержание языка науки может быть выражено и знаковыми средствами обыденного естественного языка, и своей особой семиотикой, разрабатываемой уже только в рамках языка науки (язык науки в узком смысле слова). Эти выработанные в языке науки знаковые средства могут включать элемент наглядности, визуальной образности (различные геометрические модели, схемы, графики и т.д.). Наглядность (образность) не противопоказана языку науки, однако в данном случае имеется в виду специфическая образность наглядной модели, фиксирующей особое научное содержание. Существенную роль в языке науки играют различного рода математические языки (включая и язык математической логики), обеспечивающие возможность не только точного выражения научной мысли, но и логического анализа и обработки содержащейся в научном знании информации.
Эмпирическое исследование базируется
на непосредственном практическом взаимодействии
исследователя с изучаемым
Кроме средств, которые связаны
с организацией экспериментов и
наблюдений, в эмпирическом исследовании
применяются и понятийные средства.
Они функционируют как особый
язык, который часто называют эмпирическим
языком науки. Он имеет сложную организацию,
в которой взаимодействуют
Смыслом эмпирических терминов являются
особые абстракции, которые можно
было бы назвать эмпирическими
Возьмем, например, описание опытов Био и Савара, в которых было обнаружено магнитное действие электрического тока. Это действие фиксировалось по поведению магнитной стрелки, находящейся вблизи прямолинейного провода с током. И провод с током, и магнитная стрелка обладали бесконечным числом признаков. Они имели определенную длину, толщину, вес, конфигурацию, окраску, находились на некотором расстоянии друг от друга, от стен помещения, в котором проводился опыт, от Солнца, от центра Галактики и т.д.
Из этого бесконечного набора свойств и отношений в эмпирическом термине "провод с током", как он используется при описании данного опыта, были выделены только такие признаки: 1) быть на определенном расстоянии от магнитной стрелки; 2) быть прямолинейным; 3) проводить электрический ток определенной силы. Все остальные свойства здесь не имеют значения, и от них мы абстрагируемся в эмпирическом описании. Точно так же по ограниченному набору признаков конструируется тот идеальный эмпирический объект, который образует смысл термина "магнитная стрелка". Каждый признак эмпирического объекта можно обнаружить в реальном объекте, но не наоборот.
Что же касается теоретического познания,
то в нем применяются иные исследовательские
средства. Здесь отсутствуют средства
материального, практического взаимодействия
с изучаемым объектом. Но и язык
теоретического исследования отличается
от языка эмпирических описаний. В
качестве его основы выступают теоретические
термины, смыслом которых являются
теоретические идеальные
Их примерами могут служить материальная точка, абсолютно черное тело, идеальный товар, который обменивается на другой товар строго в соответствии с законом стоимости (здесь происходит абстрагирование от колебаний рыночных цен), идеализированная популяция в биологии, по отношению к которой формулируется закон Харди - Вайнберга (бесконечная популяция, где все особи скрещиваются равновероятно).
Идеализированные
Эмпирический и теоретический
типы познания различаются не только
по средствам, но и по методам исследовательской
деятельности. На эмпирическом уровне
в качестве основных методов применяются
реальный эксперимент и реальное
наблюдение. Важную роль также играют
методы эмпирического описания, ориентированные
на максимально очищенную от субъективных
наслоений объективную
Что же касается теоретического исследования,
то здесь применяются особые методы:
идеализация (метод построения идеализированного
объекта); мысленный эксперимент
с идеализированными объектами,
который как бы замещает реальный
эксперимент с реальными
Все эти особенности средств и методов связаны со спецификой предмета эмпирического и теоретического исследования. На каждом из этих уровней исследователь может иметь дело с одной и той же объективной реальностью, но он изучает ее в разных предметных срезах, в разных аспектах, а поэтому ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-разному. Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На этом уровне познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях, проступают через их конкретную оболочку.
На уровне же теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде.
Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории как раз и заключается в том, чтобы, расчленив эту сложную сеть законов на компоненты, затем воссоздать шаг за шагом их взаимодействие и таким образом раскрыть сущность объекта.
Изучая явления и связи между ними, эмпирическое познание способно обнаружить действие объективного закона. Но оно фиксирует это действие, как правило, в форме эмпирических зависимостей, которые следует отличать от теоретического закона как особого знания, получаемого в результате теоретического исследования объектов.
Эмпирическая зависимость
Известен, например, закон Бойля - Мариотта, описывающий корреляцию между давлением и объемом газа: PV = const, где P - давление газа, V - его объем.
Информация о работе Особенности эмпирического и теоретического языка науки