Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:43, реферат
Павел Андреевич Федотов родился 22 июня 1815 года на окраине Москвы в семье отставного поручика, очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времён, а впоследствии титулярного советника Андрея Илларионовича Федотова. Мать - Наталья Алексеевна. Павел Андреевич был крещен 3 июля в церкви Харитония в Огородниках, Никитского сорока. В бедности, постоянной нужде протекало его детство. Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и "все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке". Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. "Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, - писал впоследствии Федотов, - составляет... основной фонд моего дарования".
И рада, рада уж была,
Что вышла за калеку».
С огромной силой характеризует Федотов действующих лиц этой картины. Выражение томного восторга написано на лице старой девы. Горбатый жених, одетый со всей роскошью моды, с превеликим трудом преклонил перед нею колени, преподнося букетик цветов. Он весь блестит и лоснится, начиная с розовой плеши и кончая начищенными модными ботинками. Богатая гостиная обставлена по последней моде. Из-за портьеры выглядывают радостно взволнованные родители. Они возносят благодарение небу, подняв свои взоры к потолку. Эта сатира на брак без поэзии чувства, без любви - это сделка. В этих высохших, очерствелых душах нет никакой романтики. С беспощадной сатирой характеризует Федотов своих персонажей: старую деву, ее жениха - франтовато одетого горбуна и обрадованных родителей. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Годы напряженного труда не пропали даром, художник научился виртуозно передавать материальность предметов - блеск красного дерева и переливы шелкового платья невесты, позолоту рам и мягкую ворсистость ковров. Персонажи на самом деле проживают столь важную для них ситуацию, всецело отдаваясь своим чувствам. Вещи вокруг строго отобраны, и ни одна из них не кажется лишней: и цилиндр с положенными в него перчатками, опрокинутый женихом, когда он резво бросился к ногам невесты, и предметы обстановки.
Избран был тот решающий момент, который позволял все понять — и судьбы людей, объясняющихся друг с другом, и суть самого объяснения, и то, что вслед за этим последует. Эта среда – достойная оправа жеманности и фальши человеческих отношений. Но тонкость живописной работы и чувство меры художника превращают красоты «презренной жизни» в подлинный «перл создания».
Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась картина "Сватовство майора". Популярности Федотова немало способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со "Сватовством майора" стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
Вот купецкий дом,
Всего вдоволь в нем…
И вот извольте посмотреть,
Как наша пташка хочет улететь;
А умная мать
За платье ее хвать…
И вот извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице,-
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
Я, дескать, до денежек доберусь!
По его поводу надо заметить,
что Федотов с юных лет любил
упражняться в поэзии, и что
рисование и живопись перемежались
у него беседой с музою. Большинство
художественных идей, выраженных его
карандашом или кистью, потом выливались
под его пером в рифмованные
строки, и наоборот, та или другая
тема, сначала давшая Федотову содержание
для стихотворения, впоследствии делалась
сюжетом его рисунка или
Годом ранее Федотов написал поэму "Женитьба майора, или поправка обстоятельств", где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. Обычный, ничем не примечательный эпизод из жизни купечества, приобретает в этом произведении обобщающее значение. Бравый офицер сватается к купеческой дочке, он промотал состояние и теперь не прочь поправить дела. А богатый купец (отец невесты) не жалеет денег, на то, чтобы породнится с дворянином. В комнату вбежала сваха и докладывает о приезде жениха. Этой минуты давно ждут. Стол накрыт, приготовлено вино, служанка вносит пирог. И все же появление майора вызвало переполох. Хозяин, суетливо, застегивая сюртук спешит на встречу гостю. Смущенная невеста бросилась вон из комнаты. Мать решительно схватила ее за подол. Жених еще за дверью, важно подбоченившись, он крутит длинный ус.
Федотов не просто высмеивал тщеславие купца, корысть майора, жеманство невесты или грубость матери. Он сделал объектом своей критики мораль людей различных сословий, людей, превращающих брак в средство наживы, в сделку. В этом звучал приговор уродливым явлениям быта, которые в николаевской России никого не удивляли. Если вдуматься в происходящее на картине "Сватовство майора" - нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком. "Это была снова трагедия, - писал В. В. Стасов, - грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы".
Эта картина на вид веселая, но в ней глубокая горечь, сочувствие, негодование и сдерживаемые рыдания. Таким образом, Федотов заботился о том, чтобы сделать свое понимание чувств и действий изображаемых лиц и свои мысли о них, доступными всем, приблизить язык и смысл своего искусства к пониманию простого человека.
С необыкновенной силой проявился в картине талант Федотова. Удивительно жива, естественна и проста композиция. Тесно связаны друг с другом фигуры действующих лиц, мы словно читаем повествование о жизни, обычаях и нравах купеческой семьи. Очень выразителен язык жестов, который входит в характеристику героев.
Работая над картиной, Федотов прежде всего шел от жизни. Но главным для художника были не мелочные подробности, а поиски выразительного, типичного. Созданные им образы - результат вдумчивого отбора, синтеза характерных черт, присущих определенному социальному типу.
Произведения Федотова произвели
необыкновенное впечатление на современников.
Зрители почувствовали
Этот портрет был исполнен художником в поздний период творчества, буквально за 2-3 года до смерти. На нем изображена 14-летняя Надежда Петровна Жданович (1836 – 1915) – младшая сестра Павла Ждановича, сослуживца и хорошего друга Федотова. Воспитывалась в Императорском воспитательном обществе благородных девиц при Смольном, выпущена в 1854 году. Была замужем за офицером Финляндского полка А.И. Вернером, впоследствии генералом от инфантерии. У Ждановичей была большая и дружная семья, которая жила на углу 7-й линии Васильевского острова, и все они охотно позировали художнику.
Наденьку Жданович Федотов знал еще совсем маленькой. Он делал парные акварельные портреты ее и сестры Оли, нарисовав обеих в одинаковых красных платьицах, с голыми руками (первый из них сохранился, второй пропал). Уже тогда в девочке-подростке с серьезным взглядом он угадал тот характер, который вполне обнаружился потом в молоденькой девушке-институтке: чистота без ханжества, женственность без жеманства, достоинство без надменности, живость без кокетства, ум без педантизма, скромность без уничижительности.
Все это время Надежда
Петровна бережно хранила письма,
стихи и рисунки Павла
Девушка в синем платье и белом переднике изображена в момент исполнения фортепьянного произведения: чуть удивленно приподняты ее брови, серьезность во взгляде приглушена легкой улыбкой на губах. С помощью определенных композиционных приемов художник позволяет зрителю почувствовать характер и настроение своей модели.
Портрет этот отличается несравненной
живостью и мастерством исполнения.
Особенно четко нарисованы голова и
руки, прекрасны не только их форма,
но и как бы связанное с музыкой
грациозное и легкое движение рук, следующее
после заключительного аккорда.
Конец исполнения знаменует и
выражение лица юной пианистки, оглянувшейся
в сторону слушателей и как
бы проверяющей впечатление
Девушка предстает перед нами во всей сложности своего душевного бытия, в период пробуждения чувств, целеустремленного движения к будущему.
Нейтральный фон чуть высветлен вокруг фигуры, создавая ощущение свето-воздушной среды и в то же время акцентируя ее центральное положение на полотне. Портрет отличается непосредственностью и мастерством исполнения. Несмотря на миниатюрность, живопись смела и энергична. Характеристика лица свидетельствует о силе, страстности, живости и, одновременно, мягкости характера модели. Богатый линейный и светотеневой ритм полотна, сдержанные пастельные тона в одежде и мастерская передача неяркими цветами фактуры дерева рождает в целом ощущение спокойствия и домашнего уюта.
Такие девушки из хороших
русских семей становились
Сколько лет уж минуло, и прах ее давно истлел, а на крохотном федотовском холсте, этой жемчужине русской живописи, все светятся и будут светиться чудные синие глаза и легкая улыбка, не таящие в себе никаких загадок, кроме простой, но вечной загадки чарующей женской прелести. Как ни прекрасны по-своему были прежние, ранние портреты Федотова, ни в одном из них он, пожалуй, не смог бы достигнуть такой высоты, как в портрете Наденьки Жданович.
Почти одновременно с "Вдовушкой"
Федотов написал еще две
Перед нами разворачивается сцена из жизни офицера, которого служба забросила в маленькую, затерянную в глуши деревушку. Здесь тоскливо и невыразимо скучно – нет ни общения, ни занятий, ни книг. Беспросветная жизнь в унылой провинции может довести человека до отчаяния, тоски, сумасшествия.
Мы видим тесную солдатскую квартирку и офицера, растянувшегося на низкой лавке. Служба забросила его в дальнюю, глухую деревушку. Через маленькое окошко в комнату попадает холодный свет луны. Тускло горит и тревожно мерцает свеча на столе. Лицо и фигура военного почти не различимы. Человек заставляет прыгать через палку собаку. «Анкор, еще анкор!» - кричит он собаке, мешая французские слова с русскими («анкор» означает «еще» по-французски). Белый пудель совсем измучался, снова и снова прыгая через протянутую палку. От пустой, бесцельной жизни человек становится жестоким и жалким. Энергия, заключенная в его движении,– уходит впустую, и нет в этом движении ни конца, ни цели.
А за окном долгая зимняя ночь. Кажется, что на много верст вокруг такая же бессмысленность и пустота, скука и зло. Предаваясь своему бестолковому занятию, убивает офицер час за часом. Так проходит его жизнь, лишенная смысла и цели.
Картина похожа на набросок – в ней не хватает столь характерных для других произведений Федотова прорисованности деталей. Но внимание к мелочам присутствует – мы видим флягу на крючке, глиняный умывальник, кружку и складное зеркальце на столе.
Более широкой и темпераментной становится живописная манера художника, более активной делается роль цвета в освещении. Характером замысла продиктована и тревожная, напряженная цветовая гамма картины "Анкор, еще анкор!" - сочетание красновато-коричневых тонов интерьера и холодного, интенсивно синего квадратика неба в небольшом окне.
Это произведение - вершина творческого развития художника, один из шедевров русской реалистической живописи XIX века. Картина «Анкор, еще анкор!» отличается необычным для творчества Федотова драматическим пафосом. Пожалуй, во всей мировой живописи нет другой картины, в которой с такой силой была бы показана беспросветная тоска, способная довести до отчаяния, до сумасшествия, а так же опустошенность человека, обреченного на бессмысленное существование, разуверившегося в ценности своей жизни. Эта картина, как грустный аккорд, заключает короткую жизнь художника.