Павел Андреевич Федотов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 21:43, реферат

Краткое описание

Павел Андреевич Федотов родился 22 июня 1815 года на окраине Москвы в семье отставного поручика, очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времён, а впоследствии титулярного советника Андрея Илларионовича Федотова. Мать - Наталья Алексеевна. Павел Андреевич был крещен 3 июля в церкви Харитония в Огородниках, Никитского сорока. В бедности, постоянной нужде протекало его детство. Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и "все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке". Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. "Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, - писал впоследствии Федотов, - составляет... основной фонд моего дарования".

Вложенные файлы: 1 файл

П. А. Федотов.docx

— 56.71 Кб (Скачать файл)
  1. «Вдовушка» – 1852 год.

Одна из первых драматических  картин художника – «Вдовушка», имеет несколько вариантов. Первый вариант (1851г.) помещен в Ивановском областном краеведческом музее. Остальные - в Третьяковской галерее и в Русском музее. С большим сочувствием рассказал Федотов о горестной судьбе одинокой женщины, оставшейся без мужа и ожидающей ребенка. Рассматривая картину, ясно представляешь себе, как в мрачную сутолоку похорон ворвались кредиторы, поспешившие заявить свои права и наложить запрет на имущество. Вещи опечатаны за долги, оставшиеся после мужа, в комнатах рыскают полицейские чиновники, описывая нехитрый скарб. Комнату наполняют вещи, в беспорядке сваленные в корзинах или составленные на полу. Это предметы роскоши и расточительства, они отмечены алыми клеймами сургучных печатей. Полузакрытая тяжелыми зелеными драпировками дверь в соседнюю комнату запечатана и является как бы символом навсегда отрезанного прошлого. Маленький комод красного дерева так же опустошен кредиторами: на это намекает неплотно задвинутый ящик. Сверху на комоде - личные вещи вдовы, которые закон милостиво оставил ей, как ее скудную личную собственность: портрет умершего мужа - молодого человека в гусарской форме, икона Спасителя на шкатулочке, две церковные книги в кожаных переплетах, тетрадка нот, торчащая из-под коробки.

Поза и лицо вдовушки выражают бессилие перед судьбой. В глубокой задумчивости стоит она, облокотясь о комод. У нее выплаканные глаза, покорно склоненная голова и безвольно опущенная рука. Но ей присуще и предощущение будущего материнства, и это чувство составляет внутренний центр картины. Комнату наполняет холодный дневной свет. Но в глубине ее горит забытая на стуле свеча, источник живого трепетного света. Этот теплющийся огонек вносит неясное, но теплое чувство в атмосферу безжизненного холода, которым наполнена комната.

 Лирическая на первый взгляд картина оказывалась не менее острой и значительной, чем ранние полотна. И здесь Федотов выступал с обличением мира насилия и произвола, где особенно легко может погибнуть слабый беззащитный человек.

Толчком к возникновению  замысла картины явилась судьба овдовевшей сестры Федотова, на руках  которой после смерти мужа осталось двое маленьких детей.

  1. Вывод по жизни и творчеству П. А. Федотова.

Довольно бросить беглый взгляд на совокупность произведений этого замечательного художника, чтобы  распознать в них два направления, не представляющих, однако, резкого  перехода от одного в другое. Работы, относящиеся к первому направлению, ограничиваются рисунками и эскизными  набросками. Они сильно отзываются влиянием Гогарта. В них Федотов, еще плохо владея рисунком, не столько добивается точного воспроизведения действительности, сколько успевает рельефно выставлять напоказ общечеловеческие слабости и недостатки и осмеивать пошлые или темные стороны современных ему русских нравов. Сочинение этих произведений отличается сложностью и запутанностью; их основная идея, так сказать, подчеркивается прибавкой к выражающей ее главной сцене побочных эпизодов; художник не скупится на аксессуары, могущие усилить вразумительность сюжета, и иногда совершенно загромождает ими свою композицию; движение человеческих фигур, хотя и характерно, но угловато и утрированно; то же самое надо сказать и о лицах, которых тип и экспрессия переходят в гримасу. Словом, преобладающий элемент этих работ - карикатура. Но по мере того, как Федотов все более и более покорял себе трудности рисунка и осваивался с приемами живописи, характер его произведений изменялся, делаясь менее изысканным. При этом типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц не только не ослабевали, но и возрастали вследствие того, что художник все сильнее и сильнее укреплялся в привычке работать с натуры, не навязывая ей форм и выражений, представлявшихся его фантазии. Он подыскивал в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям; нагроможденность композиции, уяснение ее посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью; самая идея, ложившаяся в основу композиции, становилась все более и более серьезной и близкой к жизни. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, которые возникали перед ним почти на каждом шагу в недостаточно покорной технике, Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию, достиг блестящих результатов. Но они, вне всякого сомнения, были бы еще более поразительны, если бы судьба обставила его жизнь лучшими условиями и не пресекла ее столь жестоко и преждевременно. Тем не менее, и сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось на веки одним из самых славных имен в истории русского искусства. Он открыл новую, еще никем до него не тронутую в нашей живописи жилу национальности и сатиры, первый из всех художников показал пример удачной ее разработки и оставил ее в наследство возникшим после него талантам. Не явись Федотов - русская живопись, быть может, еще долго не обратилась бы от школьных, измышленных, чуждых общественного интереса задач к правдивому воспроизведению отечественного быта с его недостатками и светлыми сторонами.

  1. Список используемой литературы.
    • «Большая советская энциклопедия».  Главный редактор – А. М. Прохоров. Москва, издательство «Советская энциклопедия», 1973 год
    • «Энциклопедический словарь». Главный редактор - Б. А. Введенский.

Москва, государственное  научное издательство «Большая советская  энциклопедия», 1953 год

    • «Кто есть кто в мире». Главный редактор – Г. П. Шалаева. Филологическое общество «Слово», издательство «Эксмо», 2007 год
    • «Моя первая Третьяковка: Рассказы о русских художниках». Автор – В. И. Порудоминский. Москва, издательство «Русское энциклопедическое товарищество»,  «ОЛМА Медиа Групп», 2009 год
    • «П. Федотов». Автор – Н. Машковцев. Москва, государственное издательство изобразительного искусства, 1958 год
  1. Список используемых сайтов.
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%E4%EE%F2%EE%E2,_%CF%E0%E2%E5%EB_%C0%ED%E4%F0%E5%E5%E2%E8%F7
  • http://www.nearyou.ru/fedotov/0fedotov.html
  • http://www.nearyou.ru/fedotov/0fed-bio2.html
  • http://smallbay.ru/fedotov.html
  • http://xreferat.ru/47/4532-1-razvitie-tradiciiy-p-a-fedotova-v-zhanrovoiy-zhivopisi-1850-1860h-godov.html
  • http://www.nearyou.ru/fedotov/51vdov.html
  • http://www.artsait.ru/foto.php?art=f/fedotov/img/7
  • http://www.rodon.org/art-080417143513
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D1%80,_%D0%B5%D1%89%D1%91_%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D1%80!_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0)
  • http://www.ikleiner.ru/lib/tretyakovka/tretyakovka-0033.shtml
  • http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/166
  • http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=19437&cat_ob_no=
  • http://www.ikleiner.ru/lib/tretyakovka/tretyakovka-0031.shtml
  • http://rusmilestones.ru/day/show/?id=47495
  • http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/596
  • http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=19450
  • http://www.nearyou.ru/fedotov/47nev.html
  • http://www.detskiysad.ru/art/kartina058.html
  • http://www.artvek.ru/fedotov05.html

 


Информация о работе Павел Андреевич Федотов