Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:36, курсовая работа
В данной курсовой работе я рассматриваю тему «Парадный портрет в творчестве Ф.С. Рокотова ». Целью курсовой работы является - проанализировать через творчество Ф.С. Рокотова его достижения в развитии портретного жанра, которые заключаются новым пониманием назначения портрета, т.е. передача внутреннего мира человека.
Задачи, с помощью которых решается данная цель:
1. Охарактеризовать тот период времени, когда творил художник, исторические события.
2. Познакомиться с ситуацией в которой находилось образование живописцев того времени, переменами в нём.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА I. ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ XVIII ВЕКА……………………………...4
ГЛАВА II. ПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. С. РОКОТОВА…9
2.1 Новая композиционная форма……………………………………………..15
2.2 Особенности живописи Ф. С. Рокотова……………………………………17
ГЛАВА III ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ Ф. С. РОКОТОВА……………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….29
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ……………………………………………………31
(Иллюстрация 2)
Среди работ Ф.Рокотова особенно выделяется портрет Василия Ивановича Майкова, в облике которого за томной изнеженностью угадываются проницательность, иронический ум талантливого поэта. Чувственное лицо Майкова, написано осязаемо материально, а колорит портрета, построенный на сочетании зеленого и красного, еще более подчеркивает полнокровность, жизненность образа. Это произведение - одно из самых значительных в искусстве XVIII века.
Типичный представитель просвещенной части московской знати, Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком. Беседа с ним доставляла неизменное удовольствие его друзьям и знакомым. Таким и изобразил его на своем портрете Рокотов, не скрыв черточек, свойственных поклоннику земных радостей.33
Сам Майков, автор «комических поэм» и баснописец. Знает себе цену, ведает цену жизни. Полное лицо лучится довольством от прожитого дня и удовольствием, предвкушаемым от дня будущего. Лицо кривит улыбка всезнания. Рокотов запечатлел победоносно-чувственное самодовольство человека, словно бы снисходительно вещающего: «Живите всласть, вкушайте жизнь»...
Но видимая плотоядность — не обывательское понятие о радостях бытия. Майков пытался жить «как долг и честь велит» и призывал к нравственному самоочищению: «противу злобы ополчайтесь», «качество души телесных сил дороже»... Творчеством поэта интересовался Дидро, его поэму «Елисей» одобрял Пушкин.
Рокотов показывает внимательную зоркость поэта, его способность к насмешке, не знающей пощады. Правдивые и обличающие картины тогдашней жизни находим мы в поэмах и одах Майкова. Восторгаясь мужеством русских воинов, поэт жестко говорит о войне: «Ты яд на землю изливаешь...» .34
Красочными, но какими-то намеренно небрежными мазками переданы травянисто-зеленый кафтан поэта, красные отвороты с золотым шитьем, кружевное жабо. Этот прием позволяет художнику сосредоточить все внимание зрителя на лице своей модели. Чуть насмешливое, немного одутловатое, румянец, едва заметно прищуренные глаза — все это в совокупности позволяет увидеть в «сочинителе» еще и склонного к сибаритству барина, любителя пожить в свое удовольствие.35
«Портрет А.П. Сумарокова»
вторая половина 1770г, холст, масло, 72.5x118.5
Государственный художественный музей Латвии, Рига
(Иллюстрация 3)
Кисть Рокотова воссоздала и облик автора од и притч, трагедий и песен, элегий и сатир — А. П. Сумарокова. Сумароков непосредственно вслед за Ломоносовым стоит в ряду зачинателей «словесности российской». Сумарокову принадлежит по праву и достопамятное место одного из создателей российского театра. Рокотовский портрет Сумарокова датирован 1777 годом — последним годом жизни поэта. В этом человеке, как бы подводящем итоги прожитых лет, уже не так много свойственной ему в более молодые годы подвижности, переходившей порой, по свидетельству современников, даже в некоторую суетливость. Внимательному взгляду без труда раскроется в портрете и колкая язвительность поэта, столь дорого обходившаяся ему, и та неуравновешенность натуры, которая подчас принимала болезненный характер. Сумароков на рокотовском портрете как бы пытается укрыться от постороннего недружелюбного взгляда за чинами и орденами: наряден фиолетовый бархатный кафтан «его превосходительства господина действительного статского советника» (этот чин, равнозначный армейскому генерал-поручику, Сумароков получил выходя в отставку), поблескивает нашитая на кафтане по обыкновению тех времен серебряная звезда ордена св. Анны, перекинута наискось алая с золотой полоской орденская лента («кавалерия», как говорили в те времена). Но за всей парадностью проглядывает тревожная неудовлетворенность человека огромной творческой силы, реализовать которую в полной мере помешала нелегко сложившаяся жизнь поэта. 36
Улыбка, выражающая жизнерадостность и превосходство, не гасит, а еще и освещает грусть в глазах. Перед нами крупнейший поэтический авторитет ХVIII века.
... Рокотов, несомненно, трагедии его видел, басни читал, был свидетелем того, как везде заучивали и повторяли его любовные стихи и куплеты. А лубочные картинки с текстами басен продавались во всех книжных лавках. Художник не мог не относиться к поэту приязненно. Но портрет создает, не приукрашивая: личность незаурядная и противоречивая.
Как гордо повернулся к нам Сумароков, сановно демонстрируя и звезду и алую анненскую ленту, но художник все это оставляет без внимания — лицо, прежде всего лицо, привлекает его. И кажется, все жанры, которыми владел поэт: трагедия, комедия, басня, ода, любовный стих, совместились в этом зеркале души. Лицо поэта, проповедника, страстно хотевшего поучать бестолковое стадо правящего дворянства.
Разве не близки были Рокотову проповедь разумного начала в человеке:« не люби злодейства, лести, сребролюбие гони»... Разве не разделял он выпадов против глупости и невежества: «А ты, в ком нет ума, безмозглый дворянин»...37
И потому, прежде всего, подчеркивает художник в портрете гордое достоинство таланта, веру поэта в свое назначение.
Портрет красноречив: на красноватом лице брезгливое опасение соседствует с уязвленностью и презрением к тем, кто недооценил его дарования на разных поприщах — а был он и первым директором российского театра, и издавал журнал «Трудолюбивая пчела». Человек, неоднозначный, заносчивый, обидчивый, познавший и сладость, и яд быстрой славы, он понял, наконец: «все на свете коловратно».38
«Портрет Графа Д.М. Бутурлина»
Около 1793 г.
Холст, масло. 73 х 57 (овал)
Тамбовский музей.
(Иллюстрация 4)
С овального портрета, к сожалению, не слишком хорошо сохранившегося (он находится ныне в Тамбовском музее, куда поступил в свое время из имения Воронцовка Тамбовской губернии), на зрителя глядит тридцатилетний граф Дмитрий Петрович Бутурлин, спокойный, уверенный в себе, немного ироничный. Чувствуется, он знает себе цену, и вовсе не потому, что обладает огромным состоянием и громким титулом, которые роду принесли немалые заслуги перед Отечеством его деда, сподвижника Петра I фельдмаршала А. Б. Бутурлина; и не потому, что, служа офицером в армии под предводительством князя Г. А. Потемкина, показал себя отважным воином и отказался от блестящей карьеры по собственной воле. Истинную гордость испытывает Д. П. Бутурлин, обладая не имеющей в Москве равных библиотекой (к сожалению, ей суждено было сгореть в московском пожаре 1812 года). Позднее, поселившись по настоянию врачей в Италии, Д. П. Бутурлин собрал еще одну уникальную библиотеку. Во дворце Д. П. Бутурлина на Яузе были собраны выдающиеся произведения живописи и скульптуры и разбит ботанический сад, поражавший удивительной коллекцией растений. Деятельность Бутурлина отмечена немалыми усилиями в пополнении сравнительно скромной поначалу коллекции произведений искусства Эрмитажа. Об образованности Бутурлина, его всесторонних энциклопедических знаниях в России и за рубежом рассказывали легенды, имевшие, впрочем, вполне реальные основания. Так, например, однажды знаменитый парижский издатель Ф. Дидо объявил, что в только что изданном им романе Франсуа Фенелона «Похождения Телемака» самый дотошный читатель не сможет найти ошибку,— в противном случае издатель готов уплатить нашедшему ее сто луидоров. Бутурлин обнаружил пять ошибок, а полученные деньги отдал Парижу на оказание помощи беднякам.39
Все эти люди, смотрящие на нас с портретов Рокотова, отмечены особым вниманием художника к их внутреннему миру.
Своих подлинных вершин мастерство Рокотова достигает в целом ряде женских портретов — В. Е. Новосильцевой — воспитанницы и медалистки Смольного института (иллюстрация 5); Е. В. Санти — несколько надменной красавицы (иллюстрация 6); В. Н. Суровцевой — женщины несколько болезненной, но отмеченной печатью удивительной душевной мягкости; Е. Н. Орловой — кузины, а позже жены Г. Орлова. Самое же известное и наиболее удавшееся Рокотову произведение — это уже упоминавшийся портрет А. П. Струйской.40
Выхваченные наблюдательным художником из потока жизни и запечатленные им лица составят галерею рокотовских полотен. И каждое из них подобно лирической новелле, камерность которой ничуть не мешает ощутить общечеловеческую значимость индивидуального духовного мира каждой личности. Но рокотовские портреты — это еще и «история в лицах», которые в совокупности рисуют нам общую картину давным-давно ушедшей эпохи. Они ценны для нас как источник понимания неразрывности духовной связи времен, питающей наш патриотизм.41
Сопоставление скупых отрывочных сведений позволяет предположить, что два последних десятилетия своей жизни Рокотов уже не писал портретов. По-видимому, воспрепятствовало этому ослабление зрения, тяжело воспринятое художником. Он умер в декабре 1809 года на восьмом десятке лет. Впрочем, в некоторых источниках называется и 1808 год. Похоронили его неподалеку от дома — на кладбище московского Новоспасского монастыря. Могила впоследствии затерялась. Смерть его прошла не замеченной современниками — прижизненную славу он намного пережил.42
Признание вернулось к Рокотову уже на рубеже XIX и XX столетий. Вновь вглядевшись в его поэтические портреты, соотечественники поняли, насколько велик был этот мастер, умевший перенести на полотно многообразие тончайших чувств и ощущений человеческой души и тем самым связать незримой нитью сердца разделенных безостановочным бегом времени поколений.
Глядя на портреты работы Рокотова, думаешь о том, что каждый человек казался художнику явлением неповторимым, необычным, частицей необходимейшей — сверкнет, пропадет она — боль невосполнимой потери пронижет все человечество.43
Заключение
Мир Рокотова… Не просто живопись, не просто портреты — целый мир чувств, ощущений, впечатлений художника, воплотившийся в живописных полотнах. Никогда еще в русском искусстве не вырисовывался он так очевидно, трепетно и властно, никогда не захватывал так зрителя, рождая чудо сопричастности к прозрениям и виртуозному мастерству художника.
Есть множество восторженных строк, посвященных рокотовским портретам, их таинственным полуулыбкам и затаенной грусти, переливам настроений и загадочности внутренней жизни. Несравнимо меньше сказано о том, насколько эта загадочность выражала изображенного человека и самого художника. А между тем Федор Рокотов первый, кто в русском искусстве сумел подчинить все средства живописи душевному миру художника — композицию, рисунок, цвет, самое движение кисти, обретшей неожиданную в те годы свободу и выразительность. Такое слияние мазка с душевным состоянием и переживанием художника знали древние китайские рисовальщики. Рокотовская кисть живет постоянным движением — легкая, стремительная, полная неиссякаемой экспрессии. Ее называли нервной и блестящей, ее точнее назвать увлеченной и нетерпеливой в своей увлеченности.
Список литературы.
1.Балакина Т. И. История русской культуры - учебное пособие. М Издательский центр 1996 г.
2. Воронина Н. Блестящий портретист XVIII века. - Художник 1972 г. №5
3.Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках - М. Просвещение 1988 г.
4. Каталог. Дмитрий Григорьевич Левицкий и Федор Степанович Рокотов - Искусство. Ленинградское отделение 1987 г.
5. Лапшина Н. П. Ф. С. Рокотов. М., 1959.
6. Лебедев А. Рокотов и Левицкий. - Искусство 1985 г. №7
7. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 8. М.; Л., 1959.
8. Молева Н. М. Загадки Рокотова, или Жизнь великого портретиста времен Екатерины. М., 1994.
9. Обоймина Е., Татькова О. Этот пленительный образ. – М., Изд – во: Эксмо, 2006. – 448 с.
10. Огарева-Тучкова Н.А. Воспоминания. С. 21; Молева Н.М. Загадки Рокотова, или Жизнь великого портретиста времен Екатерины. – М., 1994;
11. Пелевин Ю.А. Александра Струйская: судьба и тайна // Историк и художник. 2006. № 4 (10);
12. Подольский Р. Новые материалы о Рокотове // Искусство. 1958. № 12.
13. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. В 4 т. Т. 4. СПб., 1889.
14. Романычева И. Раннее творчество мастера // Художник.1986. № 1.
15. Сучков С.В. Федор Степанович Рокотов. – Л., 1976;
16. Романычева И. Г. К биографии Ф.С. Рокотова // Памятники культуры. Ежегодник. 1989. М.,1990.
17. Савинов А. Н. [Вступ. ст.] // Федор Степанович Рокотов и художники его круга: Каталог выставки. М., 1960.
18. Струйский Н. Сочинения Николая Струйского. СПб., 1790.
19. Федор Степанович Рокотов: Каталог выставки портретов / Сост. И. Э. Грабарь. М.; Пг., 1923.
20. Фролова А. Р. Федор Рокотов руку приложил // Панорама искусств 9. М., 1989.
Список иллюстраций
1772, холст, масло, 59,8х47,5cм
Государственная Третьяковская галерея, Москва…………………………..…32
Государственная Третьяковская галерея……………………………………….33
Государственный художественный музей Латвии, Рига…………………...…34
Холст, масло. 73 х 57 (овал)…………………………………………………….35
1780г, холст, масло, 70.5 x 59 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва……………………………..36
1785, холст, масло, 72 x 56
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург………………………….37
Иллюстрация 1.
«Портрет А.П.Струйской»
(1735 - 1808)
1772, холст, масло, 59,8х47,5cм
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иллюстрация 2
Ф. Рокотов. Портрет В.И. Майкова
Ок. 1765 г. Холст, масло. 60 х 47,8.
Государственная Третьяковская галерея.
Иллюстрация 3
Ф. Рокотов. Портрет А.П. Сумарокова
вторая половина 1770г, холст, масло, 72.5x118.5
Государственный художественный музей Латвии, Рига
Иллюстрация 4
«Портрет Графа Д.М. Бутурлина»
Около 1793 г.
Холст, масло. 73 х 57 (овал)
Иллюстрация 5
Ф.Рокотов
(1735 - 1808)
Портрет Новосильцевой,
Варвары Ермолаевны
1780г, холст, масло, 70.5 x 59 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Иллюстрация 6
Ф.С.Рокотов
(1735-1808)
Портрет княгини Елизаветы Санти
1785, холст, масло, 72 x 56
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
1 Иванов А. Б. Рассказы о русских художниках - М. Просвещение 1988 г.