Петровские преобразования в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:23, реферат

Краткое описание

Преобразование России в первой четверти 18 века связаны с именем Петра I. Насущная необходимость преобразований вызывалась комплексом различных факторов. Нарастало экономическое, а, следовательно, и военное отставание России от европейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету. Служилое сословие, опора самодержавной власти, ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах.

Содержание

Введение………………………………………………………….2- 3
1.«Европеизация» культуры и быта в эпоху Петра Первого ……4-12
2. Петровские преобразования в искусстве ……………………….12-33
2.2 Архитектура, скульптура ……………………………………….12-18
2.3 Живопись ………………………………………………………...18-22
2.3 Образование……………………………………………………...22-26
2.4Книжное дело. ……………………………………………………………………………26-29
2.5 Ювелирное искусство …………………………………………...29-33
Заключение ………………………………………………………..33-34
Список литературы …………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 1.08 Мб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………….2- 3

1.«Европеизация» культуры и быта в эпоху Петра Первого ……4-12

2. Петровские преобразования в искусстве ……………………….12-33

    1. Архитектура, скульптура ……………………………………….12-18
    2. Живопись ………………………………………………………...18-22

2.3 Образование……………………………………………………...22-26

2.4Книжное дело. ……………………………………………………………………………26-29

2.5 Ювелирное искусство …………………………………………...29-33

Заключение ………………………………………………………..33-34

 Список литературы …………………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Преобразование  России в первой четверти 18 века связаны с именем Петра I.

Насущная необходимость  преобразований вызывалась комплексом различных факторов. Нарастало экономическое, а, следовательно, и военное отставание России от европейских стран, что  представляло серьезную угрозу национальному  суверенитету. Служилое сословие, опора  самодержавной власти, ни по своему социально-политическому, ни по культурному  развитию не соответствовало требованиям  общественного развития страны, и, в  массе своей, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой  эпохи, имевшей смутное представление  даже о своих сословных интересах.

Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры, призванных, с  одной стороны, вернуть Россию в  лоно европейской цивилизации, а  с другой - укрепить власть новой  рационалистической идеологией, идущей на смену религиозному обоснованию  ее всемогущества.

Древняя русская жизнь  исчерпала себя вполне. Она развила  все начала, которые в ней скрывались, все типы, в которых непосредственно  воплощались эти начала. Она сделала  все, что могла, и, окончив свое призвание, прекратилась. В XVII в. наше государство  дошло до полной несостоятельности, нравственной, экономической и административной, и могло выйти на правильную дорогу только путем резкой реформы.

Петр вывел Россию из этого  кризиса на новый путь. Преобразования Петра представляются естественной исторической необходимостью. Приобщение к европейскому, более цивилизованному  быту, стало главной задачей Петра  в области культуры.

Петр не был творцом  культурного вопроса, но был первым человеком, решившимся осуществить  культурную реформу. Результаты его  деятельности были велики: он дал своему народу полную возможность материального и духовного общения со всем цивилизованным миром.

Его поведение, вся его  манера действовать показывали, что  он не просто видоизменяет старые порядки, но питает к ним страстную вражду и борется с ними ожесточенно. Он не улучшал старину, а гнал ее и принудительно заменял новыми порядками.

В истории России вряд ли сыщется время, равное по своему значению петровой четверти XVIII века. За многовековую историю существования Российского государства было проведено немало реформ. О том, что дали России петровские преобразования, со всей определённостью сказало время.

Известный историк и публицист  М.М. Щербатов считал, что путь пройденный страной при Петре I, без него пришлось бы преодолевать два столетия. Карамзин в начале XIX века полагал, что на это  потребовалось бы шесть столетий.

XVIII век был знаменателен  для России значительными переменами  и достижениями в области искусства.  Изменилась его жанровая структура,  содержание, характер, средства художественного  выражения. И в архитектуре,  и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство  выходило на общеевропейские  пути развития.

XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию русской  культуры, определив две основные  её линии: профессиональную, ориентированную  на общеевропейский путь, и местную,  продолжающую развивать традиции  народного творчества.

 

 

 

 

 

  1. «Европеизация» культуры и быта в эпоху Петра Первого


В первой четверти XYIII века в  России осуществляются преобразования, непосредственным образом связанные с “европеизацией” русской культуры. Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европезации.

Следует отметить, что на протяжении всего XYII века наблюдалось  активное проникновение западноевропейской культуры на Русь. Тем не менее, в  петровскую эпоху изменяется направленность западноевропейского влияния, а  новые идеи и ценности насильственно  внедряются, насаждаются во все сферы  жизнедеятельности русского дворянства - главного объекта преобразовательной политики Петра I. Такого рода ситуация во многом объяснялась государственными целями - Петру были необходимы достижения и опыт Европы для проведения, прежде всего, промышленной, административной, военной, финансовой реформ, для решения  задач внешней политики. Успех  этих реформ Петр связывал с формированием  нового мировоззрения, перестройкой культуры и быта русского дворянства в соответствии с европейскими ценностями.

Большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к  западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, во время частых его визитов в  Немецкую слободу в Москве, где  он обрел первых друзей и где, по словам современника князя Б. И. Куракина, у него «амур начал первый быть». Этой иррациональной душевной склонностью, по-видимому, объясняется то огромное значение, которое Петр придавал реформам в области быта и культуры.

После первого путешествия  за границу Петр задался целью  перенести в Россию европейские  институты, обычаи, формы общения  и развлечений, мало задумываясь  о том, что они не имели здесь  органичной предыстории. Более того, те способы, которыми Петр внедрял европейскую  цивилизацию, говорят о том, что  преобразователь требовал от своих  подданных преодолеть себя, демонстративно отступиться от обычаев отцов  и дедов и принять европейские  установления как обряды новой веры.

Сближение с западом проявлялось  в заботах правительства о  том, чтобы русский человек и  внешним видом напоминал европейца. На следующий день после приезда  из-за границы (26 августа 1698 года) Петр выступил в  роли цирюльника, велев принести ножницы и самочинно обрезав бороды у шокированных этой выходкой бояр. Подобную операцию Петр проделывал несколько раз. Для Петра борода стала символом ненавистной старины, несущей, например, в лице стрельцов, угрозу ему и его планам. Борода издавна считалась неприкосновенным украшением, признаком чести, родовитости, предметом гордости, поэтому этот указ вызвал сопротивление. Указ 1705 года обязывал все мужское население страны за исключением священников, монахов и крестьян, брить бороды и усы. Так изначально русское общество оказалось разделенным на две неравные части: для одной (дворянство и верхушка городского населения) предназначалась насаждаемая сверху европеизированная культура, другая сохраняла традиционный уклад жизни.

Борьба шла и с широкорукавным платьем. Вскоре после возвращения "великого посольства" состоялось шуточное освящение Лефортого дворца. Многие гости прибыли на пир в традиционной русской одежде: в сорочках с вышитым воротником, шелковых зипунах яркого цвета, поверх которых были надеты кафтаны с длинными рукавами, стянутыми у запястья нарукавниками. Поверх кафтана было длинное платье из бархата, сверху донизу застегнутое на множество пуговиц. Шуба и меховая шапка с высокой тульей и бархатным верхом завершали наряд знати (такой наряд был совершенно не удобен для работы).В тот день царь вновь шокировал многих знатных людей, собственноручно взял ножницы и начав укорачивать рукава.

В 1700 г. был принят специальный  указ об обязательном ношении венгерского  платья (кафтанов), а в следующем  году было запрещено носить русское  платье, его изготовление и продажа  карались законом, предписывалось носить немецкую обувь - сапоги и башмаки. Это  было сознательное противопоставление нового, современного, удобного - старому, архаичному. Очевидно, долгие голы только насилием можно было поддерживать новые  моды и нравы. Не раз публиковались  указы, угрожавшие нарушителям различными карами, вплоть до каторги.

Европеизация воспринималась русскими дворянами субъективно, поскольку  главным критерием европеизированного быта у них считалось отличие  от крестьянской жизни. Для русского дворянина быть европейцем означало изменить одежду, прическу, манеры, т.е. отгородиться от крестьянской жизни. И  это можно было сделать путем  обучения европейской культуре.

Русским дворянам нелегко  давалось такое обучение, так как  они родились и выросли еще  в допетровской Руси и воспитывались  в соответствии с традиционными ценностями. Поэтому русский дворянин в петровскую эпоху оказался у себя на родине в положении иностранца, которому во взрослом состоянии искусственными методами следует обучаться тому, что люди обычно получают в раннем детстве непосредственным опытом. Петр понимал, что обучить своих подданных новому “языку” с помощью одних только угроз и указов невозможно, поэтому под его непосредственным руководством выходили пособия и руководства по обучению “правильному” поведению.

Подлинным пособием для дворянина  стало так называемое “Юности  честное зерцало, или Показание  к житейскому обхождению”. Это сочинение  неизвестного автора формирует новый  стереотип поведения светского  человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости придерживающегося  европейских манер. Основная мораль данного произведения: молодость - подготовка к службе, а счастье - следствие  прилежной службы.

Изучение данного текста интересно с точки зрения выявления  противоречий между традиционными  и новыми ценностями и рассмотрения процесса адаптации на русской почве  европейской культуры. Так, книга  внушала, что благовоспитанный молодой  человек должен отличаться тремя  добродетелями: приветливостью, смирением  и учтивостью. Чтобы пользоваться успехом в обществе, он должен владеть  иностранными языками, уметь танцевать, ездить верхом, фехтовать, быть красноглаголивым и начитанным и т.д. В заключение перечислялись 20 добродетелей, которые украшают благородных девиц. Интересно, что наряду с вышеизложенными рекомендациями давались и следующие советы: “ обрежь свои ногти, да не явятся, якобы оные бархатом обшиты… Не хватай первой в блюдо и не жри, как свинья…Не сопи, когда яси, Ногами везде не мотай, не облизывай перстов, не грызи костей. Зубов ножом нечисти… Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже…”. Подобного рода соединение несопоставимых рекомендаций и советов очень характерно для культуры петровской эпохи и показательно при выявлении ее противоречий.

При анализе “Юности честное  зерцало…” просматривается одна из основных целей европеизации: “Младые  отроки должны всегда между собой  говорить иностранными языками, дабы тем  навыкнуть могли, а особливо когда  им что тайное говорить случится, чтоб слуги и служанки дознаться не могли и чтоб их от других незнающих  болванов распознать”. Из данной цитаты видно, что для русских дворян иностранное должно стать нормой и “владение иностранными языками повышали социальный статус человека”. Дворянство становилось привилегированным сословием и Петр как бы санкционировал отгороженность дворян от крестьянской жизни, подтверждая своими наставлениями правильность выбора ими главного критерия европеизированного быта.

Важнейшие социально-экономические  и политические сдвиги в общественной жизни России в Петровскую эпоху  нашли яркое отражение в литературе и публицистике. В 1717г. в Петербурге вышло в свет “Рассуждение...”  о причинах войны с Швецией, подготовленное по поручению Петра вице-канцлером П.П. Шафировым и представляющее собой первый в российской истории обстоятельный дипломатический трактат о внешнеполитических приоритетах страны. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося ученого-самородка Б.Т. Посошкова (1652 - 1726), и прежде всего его наиболее известной работой “Книга о скудости и богатстве”.

Одним из блестящих ораторов, писателей, церковных и общественных деятелей эпохи Петра был главный  сторонник церковной реформы  Феофан Прокопович (1631 - 1736). Им был разработан “Духовный регламент” (1721) и важный политический трактат “Правда воли монаршей” (1722). Другим видным церковным деятелем был митрополит Стефан Яворский (1658 - 1722) - местоблюститель патриаршего престола в 1700 - 1721 гг. Его литературная деятельность отмечена крупными религиозными трактатами “Знамение пришествия антихристова” и “Камень веры”, направленными против реформаторства и протестантизма.

Ко времени Петра относятся  попытки создания публичных театров (“комедиальных храмин”)

«Комедиальная храмина» – театральное  здание, выстроенное в Москве в 1702 году на Красной площади против Никольских ворот Кремля. Театральное помещение  выстроено по приказу царя Петра I для публичного государственного театра. Новый театр значительно  отличался от существовавшего во времена царя Алексея Михайловича. Он был общедоступным, то есть рассчитанным не на придворного, а на городского зрителя. Петр I придавал этому театру большое значение. Находясь в Архангельске, он не забывал следить за выполнением  его указа о строительстве  театра в Москве. Идея Петра I, конечно  же, встречала сопротивление в  среде поборников старого стиля  жизни – им не нравилось и то, что театр расположили в самом центре древней русской столицы. (По первоначальному замыслу театр должен был располагаться внутри Кремля.) К концу 1702 года «Комедиальная храмина» была готова.

Петр Великий ставил перед театром  задачи воспитания общества в духе патриотическом, и он должен был  прославлять российское государство  и самого Петра, он должен был прославлять  победы русского оружия и быть культурным и приличным развлечением. Открытие театра совпало со временем больших  побед, одержанных русской армией над  войсками Карла XII. Театр предполагалось открыть представлением «триумфальной  комедии», посвященным военным победам  России в произошедшей войне. Давились пьесы на исторические темы и комедии (например, Ж.-Б. Мольера “Амфитрион” и “Доктор принужденный”).

Информация о работе Петровские преобразования в искусстве