Петровские преобразования в искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:23, реферат

Краткое описание

Преобразование России в первой четверти 18 века связаны с именем Петра I. Насущная необходимость преобразований вызывалась комплексом различных факторов. Нарастало экономическое, а, следовательно, и военное отставание России от европейских стран, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету. Служилое сословие, опора самодержавной власти, ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны, и, в массе своей, оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, имевшей смутное представление даже о своих сословных интересах.

Содержание

Введение………………………………………………………….2- 3
1.«Европеизация» культуры и быта в эпоху Петра Первого ……4-12
2. Петровские преобразования в искусстве ……………………….12-33
2.2 Архитектура, скульптура ……………………………………….12-18
2.3 Живопись ………………………………………………………...18-22
2.3 Образование……………………………………………………...22-26
2.4Книжное дело. ……………………………………………………………………………26-29
2.5 Ювелирное искусство …………………………………………...29-33
Заключение ………………………………………………………..33-34
Список литературы …………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

история.docx

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Реформа шрифта не затронула церковную книгу, тем самым положив начало отчуждению духовного, религиозного образования  от светского, государственного. Религиозная литература по-прежнему ориентировалась на уникальность, свойственную рукописной книге. Два типа образованности в буквальном смысле стали говорить и писать на разных языках, все меньше понимая друг друга.    

Именно  учебники начали войну против церковной учености и церковной книги. Светская книга решительно отделилась от церковной по языку, типографскому шрифту, орфографии и даже по внешнему облику. Новая книга должна была быть легкой, прочной, легко читаемой, приспособленной к заучиванию. Ее ценность состояла не во внешней внушительности, а в практической пользе. Религиозная старопечатная книга, безусловно, заняла свою нишу в просвещении, но уже никогда не была ведущей в книжной литературе. Рукописная старообрядческая книга,  старопечатные книги сохранялись в церковной и народной среде, питая традиционную культуру и традиционную образованность. Кроме того они послужили основой для такого вида книжного искусства, как русский рисованный лубок. Одной из первых в этом роде была лубочная картина «Как мыши кота хоронили», созданная в среде противников  преобразований. 

   Поставив  книгопечатание на службу преобразования, Петр Великий содействовал расширению базы для развития книжного дела. В это время увеличилось число типографий, появились типографии гражданской печати, началась их специализация по виду издания литературы (учебники, карты, таблицы, официальные материалы и т.д.). В Москве в 1705 году первую гражданскую типографию открыл В. А. Кипранов. Он был одним из активных деятелей петровских преобразований. Также известен как составитель некоторых учебных пособий, соавтор «Арифметики» Л. Ф. Магницкого, в его типографии гравировались таблицы к этой книге.   

Усилиями  молодого царя книжное дело быстро обрастало  своими учреждениями. С 1714 года в Петербурге началось собрание книг для первой в России библиотеки. С 1719 года книжное собрание существовало при Кунсткамере, а позже составило материальную базу для  учрежденной в России Академии наук. Также в 1714 году открылась государственная книжная лавка в Петербургском гостином дворе. Здесь продавались печатные указы, учебники и азбуки, гравюры, календари. В Москве книги продавались в лавке Печатного двора.    

Обеспокоенное появлением печатных и рукописных произведений, в которых осуждалась преобразовательная деятельность, правительство в 1721 году издало указ, запрещающий без разрешения Синода печатать и распространять «листы и картинки». Этот указ положил начало официальной цензуре. 

2.5 Ювелирное искусство

Преобразования  и приобщение России к европейским  традициям, культуре, быту в конце XVII - XVIII веков отразились и на изделиях русского ювелирного искусства. Само слово «ювелир», столь привычное сейчас, пришло в начале XVIII века на смену старому русскому названию «золотых и серебряных дел мастер». Причем, это не просто замена одного термина другим, а показатель наличия новых тенденций, связанных с европейскими веяниями в русской жизни, культуре и искусстве.

На протяжении веков  развитие ювелирных украшений находилось в тесной зависимости от стилистических изменений моды, покроя одежд и  т.п. Украшения начала XVIII века не отличались от аналогичных изделий конца XVII века до тех пор, пока не произошли  и прочно не укоренились в быту изменения в костюме. Для украшения  одежды и головных уборов по-прежнему использовались запоны разных форм и с разным декором (от скромных серебряных со стеклами до золотых, обильно дополненными алмазами, рубинами, изумрудами и эмалями).

Изысканным украшением костюма могли быть и пуговицы разных размеров и форм: плоские, в  виде диска, шарообразные, куполообразные и т.д. Их делали из меди, серебра, золота, порой превращая в изящнейшие произведения ювелирного искусства. Пуговицы были гладкими литыми и ажурными сканными, с узорной чеканкой, чернью, эмалью, зернью, гравировкой, драгоценными камнями. По мастерству исполнения медные пуговицы порой превосходили серебряные. Во второй четверти XVIII века в Москве существовали цеховые объединения мастеров медных перстней и запонок, медных и железных серег, серебряных серег, медного пуговичного дела.

В 1700 году указом Петра I был введен новый обязательный для ношения костюм на западноевропейский манер; новый костюм, естественно, требовал новых украшений - среди русских  ювелирных изделий впервые появились  броши, диадемы, пряжки для обуви  и платьев, запонки и др., широко распространенные в это время  в Европе. За двадцать пять лет после  указа новый костюм прочно вошел  в быт русских дворян, хотя одежда купечества, мещан и крестьян существовала почти без изменений до конца  столетия.

Для XVIII века, за исключением  последних лет характерно женское  платье с облегающим фигуру декольтированным корсажем и широкой юбкой; для  мужчин вводятся французского образца  кафтаны, камзолы, короткие панталоны, чулки, башмаки с пряжками, парик.

Русское общество познакомилось  в XVIII веке и с таким новым для  него явлением, как мода. Модная одежда распространялась с помощью готовых  образцов, которые выписывались наиболее состоятельными дворянами из Парижа и Лондона; информация о модных новинках печаталась журналах «Трудолюбивая  пчела», «Всякая всячина», «Магазин общеполезных знаний» и др.

Кроме моды в России XVIII века одежду дворян регламентировали также государственные постановления  и указы, в которых четко определялась не только форма костюма, но и характер его отделки, ткань, цвет, украшения.

В связи с коренными  переменами в женской и мужской  одежде меняется и характер украшений. Вместо мониста, «кружева» и т.д. появляются броши различных форм, запонки, булавки для галстуков и причесок, эгреты (украшения для шляп), ожерелья, браслеты, диадемы, пояса, пряжки для платьев и обуви. Новым и весьма популярным украшением стал склаваж, который носили на ленте высоко на шее, порой, одновременно с длинными, свободно висящими рядами жемчужных нитей.

Бурному расцвету придворного  ювелирного искусства в XVIII веке способствовала организация отечественных гранильных фабрик и привлечение большого числа  опытных западноевропейских ювелиров для выполнения дорогих заказов  петербургской знати. В 1721 году Петр I основал в Петергофе «Алмазную  мельницу» для обработки драгоценных  и поделочных камней, там же гранились  и алмазы.

В XVIII веке в Петербурге было много опытных иностранных  ювелиров - Жан-Пьер Адор, Иоганн Голиб Шарф, Иеремия Позье. Они долгие годы работали в России, обслуживая царский двор и знать. Знать способствовала распространению моды на все слои общества, разница состояла только в материале, из которого изготовляли украшения, и в искусности мастеров.

Позье оставил свои записки о пребывании в России в 1729-1764 гг. Там он отмечал, что «бриллиантов придворные дамы одевают изумительное множество. Они даже в частной жизни никогда не выезжают не увешанные драгоценными уборами».

Редкими и дорогостоящими украшениями были часы, которые привозились  из-за границы, или же иностранный  механизм вставлялся в отечественный  корпус. К последним относятся нагрудные часы в форме креста с механизмом работы лондонского мастера Гарфа (Guarf). Серебряный корпус их декорирован с обеих сторон растительным узором в технике многоцветной эмали на скани.

Оригинальным украшением были подвесные ароматники, предназначавшиеся для душистых веществ. Ароматникам придавали самые разнообразные формы: плодов, флаконов, сердечек, разных бытовых предметов. Ароматники начала XVIII века украшали красочными перегородчатыми эмалями, сканью с драгоценными камнями, гравировкой.

Самыми распространенными  и любимыми украшениями в России во все времена были серьги и перстни. В конце XVII-начале XVIII века по прежнему носили одинцы, двойчатки, серьги в виде корабликов и голубков; также появляется новая форма серег с квадратными и трапециевидными подвесками с драгоценными камнями в глухих гнездах, с крупными сверлеными жемчужинами и камнями-подвесками. Мочки серег становятся более тонкими, разъемными с шарнирами, предназначенными для продевания ухо. При этом украшалась только лицевая сторона подвески и мочки. В недорогих серебряных серьгах разъемные мочки часто заканчивались стилизованным листочком или раскрытым клювом птицы.

С начала XVIII века стали  широко использоваться для украшения  одежды запонки с головками разнообразных  форм (крестообразные, в виде розетки  из драгоценных камней, со стеклом, жемчугом и т.д.).

Широкое распространение  получили платяные броши и булавки, которые с одной стороны были украшениями, а с другой выполняли  чисто утилитарные функции: собирали складки платья, прикрепляли воротничок и т.д. Внешняя сторона их обильно  украшалась самоцветами и гранеными  алмазами. В изделиях с большим  количеством драгоценных камней трудно проследить характерные особенности  смены стилей (барокко, рококо). Только на украшениях со значительными поверхностями  драгоценных металлов можно увидеть  орнаментальные особенности стилей. Были распространены броши в виде букетов цветов, модными становятся броши с миниатюрными портретами, а в оправе более четко проявляются  стилистические особенности классицизма.

 

Заключение

Преобразования  Петра I обеспечили нашей стране новое  качественное состояние: во-первых, значительно сократилось отставание экономической и культурной жизни России от экономической и культурной жизни передовых стран Европы; во-вторых, Россия превратилась в могущественную державу; в-третьих, Россия вошла в число великих держав, и отныне ни один вопрос межгосударственных отношений в Европе не решался без её участия.

Изменения в быту и культуре, которые произошли  в первой четверти XVIII в. имели огромное прогрессивное значение. Но они ещё  более подчеркнули выделение  дворянства в привилегированное  благородное сословие, превратили использование  благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождались широким распространением галломаний и презрительного отношения  к русскому языку и русской  культуре в дворянской среде.

Можно сказать, что  европеизация в петровскую эпоху  носила не только внешний характер, но, как это не парадоксально, она  усилила проявление негативных черт культуры допетровской Руси. “Новая наука” была для русских дворян тяжела и  непривычна и очень часто вызывала инстинкты противоположного направления. Обходительность и вежливость по приказу и принуждению, не ставшие внутренней потребностью, порождали непристойность и грубость.

Происшедшие перемены затрагивали только верхушку общества; что касается русского крестьянина, то он ещё очень долго по прошествии Петровской эпохи не читал газет, не ходил в театр, не знал, что такое ассамблеи, и уж тем более никогда не носил париков.

В результате петровских реформ "социальное положение "благородного" сословия изменялось в одну сторону, - в сторону Запада, - в то самое  время, когда социальное положение "подлых людей" т.е. низкого происхождения  люди (чернорабочие, наймиты, поденщики) продолжало изменяться в сторону  прямо противоположную, - в сторону  Востока.

Реформы в области  культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, литературы и т.д. Но, с другой, механическое и насильственное перенесение многих европейских  культурных и бытовых стереотипов  препятствовало полноценному развитию культуры, основанной на национальных традициях.

Главное же заключалось  в том, что дворянство, воспринимая  ценности европейской культуры, резко  обособлялось от национальной традиции и ее хранителя - русского народа, чья привязанность к традиционным ценностям и институтам нарастала по мере модернизации страны. Это вызвало глубочайший социокультурный раскол общества, во многом предопределивший глубину противоречий и силу социальных потрясений начала ХХ в.

Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными  методами. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства, которое строилось по жесткому плану  монаршей воли. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в отрыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальные отличия созданной за четверть века Российской империи - великого государства европейского типа.

Несмотря на всю  противоречивость личности Петра и его преобразований, в отечественной истории его фигура стала символом решительного реформаторства, плодотворности использования достижений Запада и беззаветного, не щадящего ни себя, ни других, служения Российскому государству. У потомков Петр I, практически, единственный среди царей по праву сохранил дарованный ему при жизни титул Великого.

 

 

Список литературы

 

  1. Балязин В.Н. Сокровенные истории дома Романовых. - М.: СП «Икпа», 1992.
  2. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. - Прага: Артия, 1980.
  3. Валишевский К. Пётр Великий. Воспитание. Личность. - М.: СП «Икпа», 1990.
  4. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. - М., 1996.
  5. Забелин И. Е Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях -Новосибирск: Наука, 1992.
  6. Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века - М., 1999.
  7. Ключевский В. О. Статьи. Собрание сочинений. т. 8. - М.: Мысль. 1990.
  8. Ключевский В.О. Исторические портреты: Деятели исторической мысли. - М.: Правда, 1990.
  9. Рыбаков Б.А.. Очерки русской культуры. - М.: Высшая школа МГУ, 1990.
  10. Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории. - М.: Правда, 1991.
  11. Петракова А.Б. Русские ювелирные украшения XVIII века. //" Русскiй Антикварiатъ". - 2003- №3-4.
  12. История русской культуры – 1998 «Юрайт»
  13. Березовая Л.Г. , Берлякова Н.П. История русской культуры. Ч.1 – М., 2002 «Владос»
  14. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России – М., 2003 «Омега – Л»
  15. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Учебное пособие для 7 класса – М., 2002        «Просвещение.
  16. Использование интернет ресурсов

Информация о работе Петровские преобразования в искусстве