Пленэрная практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 22:50, отчет по практике

Краткое описание

Пленэрная практика — особый период в учебном процессе, наиболее благоприятный для расширения кругозора художника, для развития их общекультурной компетентности. Выявление этих развивающих факторов способствовало бы повышению эффективности учебного процесса. Пленер является важной составной частью учебного процесса по подготовке будущих специалистов. Выполнение заданий учебной практики на основе изучения объектов природы ведет к развитию художественного вкуса и росту профессионального мастерства. Студенты должны обладать целостным восприятием натуры с учетом общего тонального и цветового состояния и применять в этюдах метод работы отношениями.

Содержание

Введение 2
Основная часть 5
1.1. Художественные материалы для пленера 7
1.2. Стилизованный пейзаж 11
1.3. Цвет в стилизации 12
1.4. Описание выполненных задач в ходе практики 13
1.5. Методические рекомендации по выполнению заданий учебной практики (пленер) 15
Вывод 21
Список использованной литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

плен.практ моя..docx

— 55.34 Кб (Скачать файл)

 Стиль формулирует  сущность, исключительность художественного  творчества в общности всех  компонентов — содержания и  формы, изображения и выражения, личности и эпохи.

Стиль часто путают с манерой. И хоть эти два понятия очень близки, понятие «манера» намного уже, чем понятие «стиль». Манера — внешнее индивидуальное использование художником изобразительных средств в ходе творческого процесса. В то время как стиль — соединение, единство всех компонентов художественного произведения.

 Главной задачей стилизации  является достижение его максимальной  выразительности и эмоциональности  в ущерб реалистичности и правдивости. Все несущественные детали отбрасываются, а характерные признаки и особенности, отражающие суть акцентируются и выделяются.

 Основные общие черты  стилизованных объектов и декоративных  изображений: лаконичность форм, обобщенность  и символичность, красочность и  геометричность.

 При стилизации характерные  особенности изображаемого объекта  в различной степени утрируются  и искажаются. Чем больше преувеличений  и искажений, тем больше изображение  становится обобщенным и условным, а на самой последней стадии  — абстрактным.

 Высшей формой отказа  в изображении от несущественных  реалистичных деталей с одновременной  заменой их абстрактными элементами  является абстрактная стилизация. Абстрактную стилизацию разделяют  на два вида: абстракция, имеющая  натуральный образец, и абстракция  беспредметная (вымышленная).

 Особенно широко используется  стилизация при создании растительного  орнамента. Природные формы, нарисованные  с натуры, слишком перегружены  несущественными деталями. Стилизуя, художник, выявляет декоративную  закономерность форм, отбрасывает  случайности, упрощает детали, находит  ритмическую основу изображения.

    1. Стилизованный пейзаж

 Исторические корни  стилизованного пейзажа уходят  вглубь веков. Мы можем их встретить  в настенных росписях и декоративно-прикладных  изделиях ремесленников Древней  Руси. В более позднее время  стилизацию к пейзажу широко  применяли как в декоративном  искусстве, так и в станковой  живописи.

 В творчестве известных  мастеров XIX-XX вв. стилизованный декоративный  пейзаж занимал видное место, благодаря чему в наше время  этот жанр отличается разнообразием  стилей и художественных направлений.

 Очень показателен  в плане стилизации японский  пейзаж XIX века. В отличии от живописного пейзажа, в стилизованном пейзаже отсутствует воздушная и линейная перспектива и все элементы переднего и заднего планов изображаются одинаково четкими.

 Декор в пейзаже  может использоваться как в  большей, так и в меньшей степени. Композиция может быть достаточно  насыщенна деталями или же  акцентирована лишь на некоторых  участках форм, которые желательно  выделить. В основном декоративный  пейзаж строится на упрощении  деталей и акцентировании характерных  линий и очертаний. Возможно и  количественное изменение изображаемых  объектов. Если этого требует  замысел художника. В стилизованном  пейзаже цвет используется также  как в орнаментах и натюрмортах. Либо соответствует реальному, либо  замыслу автора.

1.3. Цвет в стилизации

 Декоративное стилизованное  изображение с использованием  натуры часто подсказывают или  задают цветовую гамму. Но в  то же время любая стилизованная  композиция должна иметь четкую  цветовую схему, которая в большей  степени поможет выразить авторский  замысел и наиболее ярко создаст  необходимое впечатление. Поэтому  декоративной стилизации особенно  свойственны условные цветовые  отношения, локальное и контрастное  использование цвета. Цвет каждого  отдельного объекта декоративной  композиции, как и ее общую  гамму, нужно переосмысливать и  преобразовывать для подчеркивания  и усиления стилизационного эффекта, таким образом, делая цвет одним из важных изобразительных средств стилизации.

 В соответствии с  творческим замыслом цвет стилизованного  объекта композиции может быть  объективным (натуральным, реальным) или  субъективным (нереальным, выдуманным).

 Для беспредметной  абстракции правильный и точный  выбор колорита особенно важен, так как в таких композициях  основной задачей цвета — передача  эмоциональных состояний и настроений.

1.4. Описание выполненных задач в ходе практики

Оборудование для пленерной практики:

  • Удобная одежда и обувь по погоде, головной убор

  • Этюдник, планшет или специальная папка для рисунков

  • Складной стульчик

  • Наборы красок, бумаги, картона, кистей и других материалов и инструментов для работы с натуры в соответствии с заданием

В ходе прохождения пленэрной практики  необходимо было выполнить живописные наброски и работы в графике, а также стилизации к этим наброскам. Работая над передачей состояния в пленэре необходимо помнить, что освещенный солнцем пейзаж светлее вечернего или утреннего. В серый день не бывает резких различий света и тени. В пленэрной живописи важно уметь выражать состояние освещенности в природе. Пейзажи, написанные в разное время дня и в различную погоду, должны отличаться друг от друга так же как отличаются состояния освещенности утром и вечером, осенью, весной, зимой и летом.

Чтобы передать в живописном изображении общее тоновое и цветовое состояние, при построении цветовых отношений этюда с натуры, самое светлое и самое интенсивное по цвету пятно в натуре не надо брать на холсте самой светлой и самой яркой краской. Для достижения пропорциональности тоновых и цветовых отношений необходимо, прежде всего, решить в какой гамме красок следует строить пропорциональные отношения  – в более светлой или более темной - и в каких пределах интенсивности цвета. Насыщенные цвета в природе встречаются очень редко, поэтому для соблюдения правильного тонового и цветового масштаба художники чаще употребляют более сдержанные краски и не полностью используют диапазоны светлых и ярких тонов палитры.

Успех в живописи этюда будет обеспечен, если верно взять тоновые и цветовые отношения земли, неба, воды. Поэтому краткосрочные этюды дают возможность научиться работать отношениями, учитывать при этом состояние освещенности в пейзаже, что является специфической особенностью пленэрной живописи.

К характерным трудностям изучения данной темы в период летней пленэрной практики следует отнести цветовое однообразие окружающей среды, особенно если практика проводится за городом в лесу. Доминирующим цветом травы и деревьев в летнем лесном пейзаже является зеленый. Несмотря на то, что это наиболее доступная глазу область цветового спектра, ее изображение оказывается сложным делом  потому, что зеленый цвет больше других маскирует рефлексы неба и соседних предметов, поэтому у начинающих живописцев этюды получаются ядовито-зелеными, без влияния цвета неба и воздушной среды.

Чаще всего существенные недостатки в работе над этюдом появляются так же из-за торопливости и небрежности в запоминании общего цветового тона световоздушной среды, результатом чего становится «ядовитость», пестрота или чернота этюда. Поочередное закрывание и сравнение между собой «спорных» частей этюда позволяет верно оценить характер ошибок, допущенных при определении общего тона. Главная причина учебных ошибок в тоне часто допускается не в процессе непосредственной работы с материалом, а в процессе восприятия натуры. Поэтому важно уже в начале работы с натуры стремиться увидеть цельно все основные объекты или хотя бы несколько из них, наиболее контрастных друг к другу по своей форме и цвету. Каждый тон принято находить не по отдельности (земля, вода, небо), а все тона одновременно, в определенных отношениях между собой: самый светлый – небо, самый темный – земля, промежуточный между ними – вода. Для этого на палитре по соседству друг с другом стараются найти и сопоставить три группы красок. Которые должны различаться между собой пропорционально натуре и вместе с тем объединяться цветовой гармонией.

1.5. Методические рекомендации по выполнению заданий учебной практики (пленер)

В конкретных заданиях пленэра применяются различные виды рисунка: длительный рисунок, зарисовка, набросок. Длительный рисунок необходим для наиболее полного анализа мотива (задания по изображению целого строения, элементов архитектуры, фактурных особенностей отдельных частей предметов и т. п.). Работа ведется поэтапно, начиная от компоновки изображения на листе бумаги, определения пропорций и перспективного построения форм до проработки тональных и светотеневых отношений и передачи фактуры. Длительный рисунок выполняется в течение 3-6 часов в зависимости от сложности мотива.

Зарисовка – основной способ работы на пленэре. В зарисовках нужно передавать главное, характерное. За время краткосрочного рисунка решается ограниченная задача. Начинать зарисовки на открытом воздухе целесообразно именно с растений. Необходимо выбрать натуру, интересную для изображения, обладающую выразительным силуэтом, выраженным ритмом и характером листьев, общим движением массы. Композиционное размещение изображения – первый этап работы. Намечается конструкция ветки, пропорции частей, выявляется пространственное положение элементов, выступающие и отступающие планы. В конце работы прорабатывается штрихами форма, идет обобщение деталей, рисунок приобретает цельность. Зарисовывая дерево, живую натуру, архитектурный элемент, следует сразу строить изображение на плоскости, не разделяя на этапы, но учитывая закономерности объемно-пространственного решения. Длительность зарисовок на пленэре от 20 минут до 2 часов.

Цель наброска – передача характера натуры и пластического движения формы без предварительной подготовки. Наброски фигуры человека на фоне пейзажа выполняются за предельно короткий срок. Основные пропорции фигуры должны быть переданы в композиционной взаимосвязи с вариантами пейзажных мотивов. Не позирующую модель – живую натуру приходится рисовать не только с натуры, но и по воображению, наблюдению. Набросок развивает зрительную память. Упражнения в набросках вырабатывают динамичную активную технику, процесс ее освоения начинается с линейного наброска, затем набросок выполняется с элементами светотени. Длительность наброска 3-5 минут. На одном листе бумаги возможно размещение однофигурного наброска или многофигурной композиции, организованной пластически и ритмически.

В живописи на пленэре осваиваются законы цветовой гармонизации, проводится построение цветом объемной формы. Живописный строй этюдов зависит от общего состояния освещения. Солнечный или пасмурный день создает разную тональность и колорит. Цвет предметов обусловлен окружением и зависит от пространственной среды. Сравнение цветовых и тоновых (светлотных) отношений между собой, использование воздушной перспективы создают ощущение пространства в живописных работах. Слой воздуха ослабляет интенсивность цвета, снижает контрастность светотени, упрощает объем, растворяет контуры предметов. В пейзаже, где пространство безгранично, наблюдается постепенное изменение цвета от первого плана к дальним. Цвет приобретает холодный голубоватый оттенок.

В живописных этюдах выявляется многообразие рефлексов, ставится задача уловить общее состояние пейзажа за счет цельности освещения. Этюд, начатый при солнечном освещении, можно продолжить и завершить на следующий день в то же время. В длительном этюде техника может быть многослойной, этюд выполняется в течение 3 – 6 часов.

С целью передачи общего состояния делаются быстрые этюды- наброски пейзажа. При рассеянном освещении в пасмурный день этюд можно написать за один сеанс. В краткосрочных этюдах внимание сосредоточено на основных цветовых отношениях, общем колорите. Этюд пишется без детальной проработки формы. Краткосрочные этюды выполняются приемом “а-ля прима”, то есть сразу, без предварительных прокладок и последующих исправлений. Этюд сохраняет непосредственность и свежесть первого впечатления. Длительность краткосрочного живописного этюда ограничивается 10-30 минутами. Живописный набросок фигуры человека должен сочетать единство грамотной передачи формы и решения цветовых и тональных задач. Пятновое решение наброска имеет высокую степень обобщения и лаконизма в изображении силуэта фигуры и костюма, взаимосвязь с элементами среды, ясность композиционного строя.

Убедительность (выразительность) живописной техники в работе над этюдами очень важна – от того, как и куда направлен живописным мазком цвет, от его точности, интенсивности, плотности и динамичности зависит звучание формы, будет ли ее трактовка лаконична и целостна или же многословна и дробна.

 При выполнении заданий  учебной практики по композиции  на пленэре следует помнить, что  декоративно-графическое решение  изображения требует обобщения  натуры, выявления ее декоративности  и орнаментальности. Плоскостная  трактовка изображения предполагает  яркую выразительность силуэта  мотива, четкий ритм в композиции, красивую лаконичную линию, то  есть строгий отбор средств  графического выражения.

 Задание по созданию  силуэтной композиции с элементами  стилизации растений требует  выбора натуры с выразительным  силуэтом. Самый простой способ решения задачи – темный или черный силуэт с небольшими просветами. Варианты силуэтно-графических изображений могут быть самыми разными.

 Более сложная графика  – в декоративном решении композиции  растений, обладающих элементами  различной фактуры, например, пушистыми  соцветиями и ажурно-орнаментальными  листьями. Богатство тоновых градаций, воздушность и мягкость привлекательны  в этой технике.

 Пристальный интерес  может вызвать не только растение  в целом, но и отдельные его  формы. В этом случае орнаментальная  трактовка листьев и цветов  является результатом обобщения  изученных форм. Чередование силуэтов  по принципу "позитив – негатив" создает ритмическую организацию плоскости. Рисование одним цветом – техника гризайль, дает возможность решать тональные (светлотные) отношения в зарисовках на тонированной бумаге. Гризайль выполняют несколькими способами: по сырой основе, по сухой основе, комбинированным способом.

Информация о работе Пленэрная практика