Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 16:14, реферат
Владимир Лукич Боровиковский - великий мастер русской живописи, известный портретист, жил и работал на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Как мастер, он сформировался в просветительскую эпоху царствования Екатерины Великой. Расцвет его творчества пришелся на краткое и противоречивое правление Павла I, которого называли и «безумным деспотом», и «русским Гамлетом». Боровиковский пережил «дней александровых прекрасное начало», а также нашествие Наполеона и Отечественную войну 1812 года.
Введение………………………………………………………………..3
Творческий путь………………………………………………………..5
Анализ работ
«Портрет М.И. Лопухиной»……………………………………..10
«Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке»………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………13
Личное мнение………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………..….16
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Творческий путь………………………………………
Анализ работ
«Портрет М.И. Лопухиной»……………………………………..10
«Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке»………………………………………………11
Заключение……………………………………………………
Личное мнение……………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Владимир Лукич Боровиковский -
великий мастер русской живописи, известный
портретист, жил и работал на рубеже восемнадцатого
и девятнадцатого столетий. Как мастер,
он сформировался в просветительскую
эпоху царствования Екатерины Великой.
Расцвет его творчества пришелся на краткое
и противоречивое правление Павла I, которого
называли и «безумным деспотом», и «русским
Гамлетом». Боровиковский
Искусство Боровиковского
Сентименталистские настроения отнюдь не исчерпывают сущности творчества Боровиковского даже на ранних этапах его развития. Столь же типичным явлением для его произведений 1790-х — начала 1800-х гг. было стремление к более объективной, более индивидуализированной характеристике изображенного человека.
Внимание художника было обращено на характеристику внутреннего мира человека, его неповторимую индивидуальность. Образ же в целом подчинялся единому, полюбившемуся художнику идеалу чистой поэтической личности, обладающей возвышенной душой. Поза, движения рук, пейзаж были своеобразным обрамлением, в котором выступало лицо модели.
Вместе с тем, художник ярко проявил себя и как представитель позднего классицизма.
Творческий путь
Владимир Лукич
Боровиковский родился 4 августа
1757 года на Украине, в небольшом
городке Миргороде. Отец художн
Незадолго до визита в
Киев и Крым Екатерины II киевский
губернатор, известный поэт граф
В.В. Капнист, пригласил
20 октября 1787 года Боровиковский
навсегда покинул Миргород. Жил
Владимир Лукич в столице
Львов привил провинциальному
художнику интерес к истории,
поэзии и музыке. В его доме
собирался один из известных
литературных салонов той поры.
Видимо, Львов познакомил
Начиная с конца
В 1795 году Боровиковский написал один из самых известных своих портретов – «Екатерина II на прогулке в Царском Селе». Он изобразил императрицу не как правительницу, а в домашней обстановке, нарушив тем самым традиции официального парадного портрета.
Портрет Екатерины был новым словом в русском искусстве, ярко отразившим новые идеи – простота стала теперь таким же идеалом, каким раньше была пышность.
После портрета императрицы
члены императорской семьи и
самые знатные дворяне стали
заказывать художнику свои
Однако ни слава, ни деньги
не повлияли на характер и
образ жизни Боровиковского. В
письмах того времени встает
образ художника, погруженного
в свой внутренний мир,
Художник жил замкнуто и
одиноко. Он не был женат,
не имел детей. Круг его
В 1797 году Боровиковский пишет портрет М.И. Лопухиной, свое самое поэтическое произведение. Со всей полнотой выразилось в этом портрете то, что является самым основным и существенным в творчестве Боровиковского, – стремление раскрыть красоту человеческих чувств
Благодаря языку возвышенной идеализации художника в памяти потомков остались Е.Н. Арсеньева, М.А. Орлова-Денисова, Е.А. Нарышкина и другие.
В конце девяностых годов
художник создает ряд
После воцарения Павла I Боровиковский
создает большой портрет
Не оставлял Боровиковский
и занятия иконописью: в начале
нового века, наряду с другими
русскими художниками, он
В начале девятнадцатого
столетия в образах
Эти черты ярко
В поздних произведениях Боровиковского намечается движение в сторону чистого реализма. Старушка Дубовицкая (1809) изображена совсем просто – и без сентиментальной чувствительности и без благородной позы. Портрет же М.И. Долгорукой (около 1811) наоборот создает образ женщины исключительного благородства.
Получив известность,
Но добровольное отшельничество художника со временем приняло болезненный характер. В своих письмах к родным он признавался, что почти ни у кого не бывает, не имеет времени читать, не ведет переписки. Вместе с этим, Боровиковский, всегда склонный к религиозным настроениям, увлекся распространенным в это время религиозным мистицизмом. В 1819 году он вступил в «Духовный союз», возглавляемый Е.Ф. Татариновой, надеясь найти единомышленников. Однако вскоре художника постигает разочарование в кружке и он все больше и больше замыкается в себе.
В его искусстве сказывается упадок. Боровиковский пишет все меньше портретов. Отчасти это объяснялось тем, что заказы поступали ему все реже и реже. Симпатии публики оказались отданными другим, более молодым художникам. В конце жизни Боровиковский почти полностью посвящает себя религиозной живописи, которой он так или иначе занимался всю жизнь.
Последней большой
работой Боровиковского был
Не имевший семьи мастер завещал все свое движимое имущество, «состоящее в нескольких картинах, небольшом количестве книг, денег, сколько по смерти останется (всего четыре тысячи рублей), и в прочих домашних вещах» раздать в помощь неимущим.
Анализ работ
«Портрет М.И. Лопухиной»
Идеал живописца, его представления о красоте русской дворянской барышни воплощен в знаменитом «Портрете М.И.Лопухиной» (1797). Эта картина стала своего рода визитной карточкой живописца. Мария Ивановна Лопухина происходила из древнего графского рода Толстых: ее братом был знаменитый Федор Толстой Американец. В возрасте 22 лет Мария Толстая вышла замуж за пожилого егермейстера двора С.А.Лопухина. Согласно преданию, в браке с ним Мария Ивановна «была очень несчастлива» и через два года умерла от чахотки.
На портрете восемнадцатилетняя Мария представлена еще до замужества. Она одета по моде тех лет: на ней — просторное белое платье с прямыми складками, напоминающее античный хитон. На плечи наброшена дорогая кашемировая шаль. Главной темой портрета служит гармоничное слияние человека с природой. Пейзаж в портрете выступает в качестве аккомпаниатора душевного состояния модели. Композиционно-ритмические и колористические соотношения даны художником в изображении модели и пейзажа. Лопухина изображена на фоне старинного парка, она опирается на мраморный парапет. Плавный изгиб ее фигуры вторит изгибу дерева на заднем плане, склоненным колосьям ржи и поникшему бутону розы справа. Белые стволы березок перекликаются с цветом хитона, голубые васильки — с шелковым поясом, нежно-лиловая шаль — с цветами розы.
Образ М.И.Лопухиной не
только овеян удивительной поэтичностью,
но и отмечен жизненной
В заключение,
нельзя не привести стихотворения, которое
поэт
Я. Полонский посвятил этому портрету:
Она давно прошла, и нет уже
тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень
печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Информация о работе Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке