Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 16:14, реферат

Краткое описание

Владимир Лукич Боровиковский - великий мастер русской живописи, известный портретист, жил и работал на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Как мастер, он сформировался в просветительскую эпоху царствования Екатерины Великой. Расцвет его творчества пришелся на краткое и противоречивое правление Павла I, которого называли и «безумным деспотом», и «русским Гамлетом». Боровиковский пережил «дней александровых прекрасное начало», а также нашествие Наполеона и Отечественную войну 1812 года.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Творческий путь………………………………………………………..5
Анализ работ
«Портрет М.И. Лопухиной»……………………………………..10
«Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке»………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………13
Личное мнение………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………..….16

Вложенные файлы: 1 файл

Vladimir_Lukich_Borovikovsky_rodilsya_4_avgusta.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

 

«Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке»

 

Новое понимание портретных задач, отличающее Боровиковского от предшественников, знаменует «Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» (1794). Это — первый пример камерного толкования образа государыни, которая предстает перед зрителем нетрадиционно. На коронационном портрете кисти Ф.Рокотова великая монархиня восседает на троне при царских регалиях, в работах С.Торелли она в образе богини Минервы, покровительницы муз, на полотне Д. Левицкого — жрица богини Фемиды. В. Боровиковский показал Екатерину II «по-домашнему», в салопе и чепце. Преклонных лет дама неспешно прогуливается по аллеям старинного парка, опираясь на посох. Рядом с ней — любимая собачка, английская левретка. О необычайной привязанности императрицы к этим существам свидетельствуют современники.

Идея подобного изображения, вероятно, возникла в литературно-художественном кружке Н.А.Львова и тесно связана с новым течением в искусстве, получившим название сентиментализм. Показательно, что портрет Екатерины II не был исполнен с натуры. Есть свидетельство, что художнику позировала одевшаяся в платье императрицы ее любимая камер-юнгфера М.С.Перекусихина.

За это произведение В.Л.Боровиковский, о котором хлопотал И.Б.Лампи, был удостоен звания «назначенного» в академики. Однако, несмотря на признание Академии художеств, портрет, по-видимому, не понравился императрице и не был приобретен дворцовым ведомством. Тем не менее, отвергнутый Екатериной II, именно этот образ возникает в культурной памяти русских людей благодаря А.С.Пушкину. Выросший в Царском селе, где все было наполнено воспоминаниями о временах «матушки Екатерины», поэт почти «процитировал» портрет в«Капитанской дочке». Образ царицы, земной, доступной, способной к сочувствию и потому милостивой, более импонировал людям александровского времени, и именно таким создал его Пушкин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Владимир Лукич Боровиковский  был выдающимся русским портретистом. Его творчество можно охарактеризовать как заключительный этап в развитии традиций портретной живописи XVIII в. Творчество Боровиковского охватывает период конца XVIII – первой четверти XIX века, являясь, таким образом, связующим звеном двух столетий, а также во многом предвосхищает искусство нового времени.

          Боровиковский был портретистом по призванию. «Великий мастер русского портрета, поэт мечтательной грусти и нежных «сантиментов», с особенной любовью писавший очаровательных женщин Павловского и Александровского времени», – писал о нем И. Э. Грабарь. Будучи тесно связанным с лучшими людьми своего времени, следуя традиции классического искусства, Боровиковский привнес в живопись высокие представления о человеке.

           Внимание художника было обращено на характеристику внутреннего мира человека, его неповторимую индивидуальность. Образ же в целом подчинялся единому, полюбившемуся художнику идеалу чистой поэтической личности, обладающей возвышенной душой. Поза, движения рук, пейзаж были своеобразным обрамлением, в котором выступало лицо модели.

              Каждому портретному образу этого мастера присущи красота и одухотворенность. Великолепно владевший живописной техникой, обладавший безукоризненным композиционным мастерством, он сумел достичь совершенной гармонии в изображении внешнего облика и       внутреннего мира людей.

              На протяжении всей своей жизни Боровиковский работал много и плодотворно. Он оставил огромное художественное наследие, насчитывающее свыше трехсот произведений. Прежде всего, живописец полностью реализовался в разнообразных типологических структурах портретного жанра. Это и репрезентативные полотна большого размера, и малоформатные камерные изображения, миниатюры. Отдал дань художник и аллегорическим картинам. Боровиковский — автор многочисленных икон для огромных соборов и небольших церквей, домашних киотов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личное мнение

         Мое знакомство с работами В.Л. Боровиковского  произошло еще в школьные годы. Именно на его портретах М.И. Лопухиной и Е.А. Нарышкиной, М.И. Долгорукой складывалось мое представление о том, как выглядели эти необыкновенно женственные, словно парящие по воздуху, очаровательные барышни «пушкинских» и «лермонтовских» времен. Когда я рассматриваю портреты Владимира Лукича, в частности женские, то у меня складывается впечатление, что свои картины знаменитый портретист писал с совершенной легкостью и любовью к своим моделям, настолько воздушными и непринужденными кажутся его героини.

         Любая работа выполнена Владимиром Лукичом с художественной искусностью. Посредством внешних проявлений художник ведает нам о внутреннем состоянии своих героев, об их затаенных мыслях. Нет ничего лишнего: та или иная деталь портрета обязательно перекликается с внутренним миром героя. Эта манера придает картинам художника определенную загадку, которую волей неволей пытаешься разгадать, рассматривая картину.

       Лично мне творчество В.Л, Боровиковского импонирует. Я нахожу его работы, особенно те, что были написаны им под влиянием сентиментализма, поэтичными и прекрасными своею чувственностью. Художник не обременяет глаз смотрящего лишними и громоздкими деталями – его работы выполнены вполне лаконично и созвучно с мироощущением самого творца. Гармоничное сочетание человека с природой – вот одна из самых характерных черт великого портретиста, прослывшего на рубеже XVIII-XIX вв. на всю Российскую Империю.

 

 

       

Список использованной литературы:

  • «… Красоту ее Боровиковский спас»: Владимир Лукич Боровиковский. 1757—1825: К 250-летию со дня рождения художника. — М., 2008.
  • Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII—XIX веков. — М., 1975.
  • Всеобщая история искусств. Том 4. Искусство 17-18 веков // Под общей редакцией Ю.Д.Колпинского и Е.И.Ротенберга – М.: Искусство, 1963
  • Маркина Л. Красоту ее Боровиковский спас // Наше наследие, № 81.М., 2007
  • Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Издательский дом «Вече», 2007

 

       




Информация о работе Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке