Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 16:14, реферат
Владимир Лукич Боровиковский - великий мастер русской живописи, известный портретист, жил и работал на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Как мастер, он сформировался в просветительскую эпоху царствования Екатерины Великой. Расцвет его творчества пришелся на краткое и противоречивое правление Павла I, которого называли и «безумным деспотом», и «русским Гамлетом». Боровиковский пережил «дней александровых прекрасное начало», а также нашествие Наполеона и Отечественную войну 1812 года.
Введение………………………………………………………………..3
Творческий путь………………………………………………………..5
Анализ работ
«Портрет М.И. Лопухиной»……………………………………..10
«Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке»………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………13
Личное мнение………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………..….16
«Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке»
Новое понимание портретных задач, отличающее Боровиковского от предшественников, знаменует «Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» (1794). Это — первый пример камерного толкования образа государыни, которая предстает перед зрителем нетрадиционно. На коронационном портрете кисти Ф.Рокотова великая монархиня восседает на троне при царских регалиях, в работах С.Торелли она в образе богини Минервы, покровительницы муз, на полотне Д. Левицкого — жрица богини Фемиды. В. Боровиковский показал Екатерину II «по-домашнему», в салопе и чепце. Преклонных лет дама неспешно прогуливается по аллеям старинного парка, опираясь на посох. Рядом с ней — любимая собачка, английская левретка. О необычайной привязанности императрицы к этим существам свидетельствуют современники.
Идея подобного изображения,
вероятно, возникла в литературно-художественном
кружке Н.А.Львова и тесно связана с новым
течением в искусстве, получившим название
сентиментализм. Показательно, что портрет
Екатерины II не был исполнен с натуры. Есть
свидетельство, что художнику позировала
одевшаяся в платье императрицы ее любимая камер-юнгфера М.С.
За это произведение В.Л.
Заключение
Владимир Лукич Боровиковский был выдающимся русским портретистом. Его творчество можно охарактеризовать как заключительный этап в развитии традиций портретной живописи XVIII в. Творчество Боровиковского охватывает период конца XVIII – первой четверти XIX века, являясь, таким образом, связующим звеном двух столетий, а также во многом предвосхищает искусство нового времени.
Боровиковский был портретистом по призванию. «Великий мастер русского портрета, поэт мечтательной грусти и нежных «сантиментов», с особенной любовью писавший очаровательных женщин Павловского и Александровского времени», – писал о нем И. Э. Грабарь. Будучи тесно связанным с лучшими людьми своего времени, следуя традиции классического искусства, Боровиковский привнес в живопись высокие представления о человеке.
Внимание художника было обращено на характеристику внутреннего мира человека, его неповторимую индивидуальность. Образ же в целом подчинялся единому, полюбившемуся художнику идеалу чистой поэтической личности, обладающей возвышенной душой. Поза, движения рук, пейзаж были своеобразным обрамлением, в котором выступало лицо модели.
Каждому портретному образу этого мастера присущи красота и одухотворенность. Великолепно владевший живописной техникой, обладавший безукоризненным композиционным мастерством, он сумел достичь совершенной гармонии в изображении внешнего облика и внутреннего мира людей.
На протяжении всей своей жизни Боровиковский работал много и плодотворно. Он оставил огромное художественное наследие, насчитывающее свыше трехсот произведений. Прежде всего, живописец полностью реализовался в разнообразных типологических структурах портретного жанра. Это и репрезентативные полотна большого размера, и малоформатные камерные изображения, миниатюры. Отдал дань художник и аллегорическим картинам. Боровиковский — автор многочисленных икон для огромных соборов и небольших церквей, домашних киотов.
Личное мнение
Мое знакомство с работами В.Л. Боровиковского произошло еще в школьные годы. Именно на его портретах М.И. Лопухиной и Е.А. Нарышкиной, М.И. Долгорукой складывалось мое представление о том, как выглядели эти необыкновенно женственные, словно парящие по воздуху, очаровательные барышни «пушкинских» и «лермонтовских» времен. Когда я рассматриваю портреты Владимира Лукича, в частности женские, то у меня складывается впечатление, что свои картины знаменитый портретист писал с совершенной легкостью и любовью к своим моделям, настолько воздушными и непринужденными кажутся его героини.
Любая работа выполнена Владимиром Лукичом с художественной искусностью. Посредством внешних проявлений художник ведает нам о внутреннем состоянии своих героев, об их затаенных мыслях. Нет ничего лишнего: та или иная деталь портрета обязательно перекликается с внутренним миром героя. Эта манера придает картинам художника определенную загадку, которую волей неволей пытаешься разгадать, рассматривая картину.
Лично мне творчество В.Л, Боровиковского импонирует. Я нахожу его работы, особенно те, что были написаны им под влиянием сентиментализма, поэтичными и прекрасными своею чувственностью. Художник не обременяет глаз смотрящего лишними и громоздкими деталями – его работы выполнены вполне лаконично и созвучно с мироощущением самого творца. Гармоничное сочетание человека с природой – вот одна из самых характерных черт великого портретиста, прослывшего на рубеже XVIII-XIX вв. на всю Российскую Империю.
Список использованной литературы:
Информация о работе Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке