Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:16, курсовая работа
Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
В Концепции модернизации российского образования отмечается необходимость более полного использования нравственного потенциала искусства, как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.
Школа – важная ступень в формировании личности. Она много делает в развитии и воспитании молодого поколения. Это выражается, прежде всего, в развитии эстетического отношения к жизни и искусству, в развитии зрительных представлений и творческого воображения у школьников. Рисунок и живопись помогают ученикам видеть удивительную красоту многообразных явлений в жизни.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
1.1 Общее понятие о цвете и его значение в образовательно-воспитательном процессе на уроках изобразительного искусства в начальной школе
1.2 Сущность и теоретические основы цветоведения, используемые в обучении младших школьников на уроках изобразительного искусства
Глава 2. Практические аспекты использования методики организации и проведения уроков по обучению цветоведению в начальной школе
2.1 Приемы и методы обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства в начальной школе
2.2 Эффективность приемов и методов обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства
Заключение
Список литературы
2.2 Эффективность приемов и методов обучения основам цветоведения на уроках изобразительного искусства
Познакомившись с
Как мы уже говорили, урок рисования дает учащимся не только основы живописной грамоты, но и способствует развитию творческих способностей. Особенно эффективно развиваются творческие способности учащихся на уроках по изучению основ цветоведения.
В процессе организации и проведении уроков по изучению основ цветоведения нам нужно выявить уровень развития умения и навыков в рисовании учащихся 1 класса МОУ «СОШ №2», г. Губкина в данной области.
Цель исследования заключается в изучении и анализе работы учителя по проведению уроков по основам цветоведения. Для достижения данной цели были использованы следующие методы:
1. Анализ деятельности учителя.
2. Анкетирование учащихся.
3. Анализ детских работ.
4. Описание практической деятельности в ходе практики.
Говоря о рисовании в школе необходимо сказать о том, что основная руководящая роль принадлежит учителю, который должен правильно организовать учебный процесс, направить ученика на самое основное, указать путь быстрейшего усвоения учебного материала. Каждый учитель является ответственным за обучение и воспитание, он возглавляет и направляет деятельность школьников. Овладеть основами изобразительной грамоты школьник может только с помощью учителя. Педагог покажет ему, как приступить к рисунку, с чего его начать и в какой последовательности, как преодолеть чистый лист бумаги.
Рассмотрев систему работы по ознакомлению детей с основами цветоведения, мы узнали, как на практике реализовывается обучение младших школьников с данным видом деятельности.
Итак, начался урок изобразительного искусства по теме «Яркие бабочки». Учитель подобрал интересный, познавательный материал, учитывая особенности детей семилетнего возраста.
Дети слушают очень внимательно, с любопытством. Приступили к работе с красками. Школьники работают по-разному. У всех разные навыки, разные способности. Но в ходе урока возникали трудности. У кого-то не получается нарисовать красивые крылья бабочек, а кто-то не может подобрать нужный цвет из набора красок, интерес пропадает и начинаются разговоры.
Эффективность уроков изобразительного
искусства зависит от того, насколько
увлекателен для
При подготовке к уроку по изучению основ цветоведения необходимо подобрать качественный наглядный материал, который вызовет огромный интерес и привлечет внимание ребят. Если же дети затрудняются что-то нарисовать, учитель должен применять педагогический рисунок. Хотя лучше иметь готовые таблицы по цветоведению, чем педагогу вместе с детьми рисовать красками на листе, прикрепленном в классе к доске. Этот процесс занимает больше времени на уроке, и в результате спешки, если возьмешь больше воды, краска течет, и педагогический рисунок может получиться не очень удачным.
Большое внимание обращается
на организацию рабочего места ученика,
так как это непременное
При подготовке к уроку по обучению основам цветоведения мы пользовались программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». По нашему мнению эффективность данной программы в том, что она идет с элементами развивающего обучения, используется дифференцированный подход, интеграция заданий, предполагается оснащение урока учебниками и рабочими тетрадями для учеников. Программа содержит методические рекомендации к урокам, что облегчает подготовку к уроку.
Процесс обучения построен нами в соответствии с целью программы - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Наши уроки направлены на решения основных задач курса:
1) формирование художественно-творческой активности;
2) формирование у обучаемых нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
3) овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Отметим, что главный смысловой стержень программы – ориентация на развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств, на воспитание интереса и любви к искусству, на формирование духовной культуры личности.
Программа «Изобразительное
искусство и художественный труд»
в начальной школе
Особое внимание на своих уроках мы уделяем основам цветоведения. Задания, предложенные нами, были длительными и кратковременными (смешивание красок, задания для закрепления новой темы). Смешивание красок выполнялось в начале, в середине или в конце урока (в зависимости от конкретных задач урока). Для развития зрительной памяти, пространственных представлений мы давали обучающимся задания рисовать бабочек, цветы, снежинки, форма, строение и окраска которых были тщательно проанализированы.
Как преподавателю наилучшим образом организовать свою работу в классе, когда учащиеся начали рисовать?
Наилучшим образом эту работу можно провести. Спустя 2-3 минуты после объяснения учитель обходит класс и наблюдает за работой детей, заметив ошибку, обращает на нее внимание ученика. Таким образом, в результате первого обхода каждый ученик получает от педагога замечания, которые направляют его на правильный путь дальнейшего ведения работы. Обойдя весь класс, учитель снова возвращается к тому ученику, с которого начал обход. Когда же преподаватель замечает типичную ошибку всего класса, она приостанавливает работу и обращает внимание всех учащихся на эту ошибку. Объяснение таких ошибок педагог чаще всего проводит у доски или с помощью методических пособий.
При изложении учебного материала перед нами должна постоянно стоять задача - сделать все возможное, чтобы все ученики понимали нас. Каждое наше слово было понято детьми. Учебный материал мы стараемся излагать так, чтобы дети воспринимали его без особых усилий.
Каждому возрасту необходим
свой объем знаний и навыков, своя
методика изложения учебного материала.
Но с основными законами изобразительной
грамоты дети должны познакомиться
в начальной школе. И мы знаем,
что там, где учитель руководит
их приобщением к изобразительному
искусству успех у детей
Дети еще в дошкольном возрасте проявляют большой интерес к рисованию. Сначала эта деятельность носит характер игры, и дети не обращают внимания на качество изображений. С развитием восприятия изображения обогащаются, появляются новые детали, связное содержание, движение.
Анализ рисунков учеников позволяет сделать следующие выводы:
• учащиеся 1 класса в своих рисунках не всегда правильно передают цвет изображаемых предметов и их пропорциональные соотношения между собой, рисуют, как правило, они жирной контурной линией, сильно нажимая на карандаш.
• предметы чаще всего изображают мелко, закрашивая всю его форму.
• изображение пространства в их рисунках не отличается разнообразием, чаще всего это способ, при котором рисуемые предметы располагаются по одной или нескольким горизонтальным линиям.
• В рисунках свойственна передача мелких второстепенных деталей в изображаемых предметах, в то же время они упускают главное, например, характерную форму самого предмета.
• не имея навыков работы с красками, дети закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых случаях они закрашивают небо и землю в виде отдельных двух полос (сверху и снизу).
В ходе практике нами было проведено анкетирование учащихся 1 класса МОУ СОШ № 2, г. Губкина. (Приложение 11)
Проанализировав ответы детей на предложенные им вопросы, мы пришли к выводу, что учащиеся хорошо усвоили сущность уроков по цветоведению. Большинство ребят (21 из 25) ответили верно, что составляет 84% знаний. 12% детей (3 человека) быстро и четко ответили на вопрос «Какие три основных цвета, ты знаешь?», у остальных детей (4 %) этот вопрос вызвал некоторые затруднения.
Итак, из выше сказанного можно сделать вывод, что мы, прежде всего сами должны хорошо разбираться в вопросах цветоведения, тогда мы сможем помочь детям правильно подобрать нужный цвет красок и верно показать его в рисунке. Каждый преподаватель должен знать структуру уроков по обучению основам цветоведения, программное содержание и правильно его применять.
Для того чтобы у детей возникало меньше ошибок в работе с цветом, нам важно с первых уроков, использовать не только интерес детей к рисованию, но и развивать их творчество, воображение, умение применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности на уроке.
При подготовке к проведению уроков по основам цветоведения важно помнить, что занятия по этому предмету имеют цель с одной стороны развить у учащихся художественный вкус и творческое воображение, а с другой - привить детям изобразительные умения и навыки, показать им практическое значение цветовой гармонии в жизни человека. Важно также хорошо знать и учитывать уровень подготовки каждого ребенка к изобразительной деятельности и предусмотреть индивидуальный подход к учащимся в процессе их обучения на уроке.
Под влиянием благоприятной окружающей обстановки, эффективных методов обучения и воспитания, развитие ребенка претерпевает качественные изменения. Создание необходимых условий для развития художественных способностей, влияют на воспитание у детей умения наблюдать, видеть особенности окружающих предметов, сравнивать их между собой, находить у них общие и различные черты, выявлять главное, а также от выработки у них технических умений и навыков в работе с карандашом и красками. (18)
При подготовке к уроку по основам цветоведения мы вначале составляем примерный план-конспект. У нас есть свои, индивидуально выработанные формы работы. В конспекте можно предусмотреть ответы учеников, их вопросы и даже учебно-воспитательные мероприятия. Например, мы можем предусмотреть, что во время занятий кто-то не готов к уроку, кто-то отвлекается, мешает другим.
Важной и трудной задачей для нас при подготовке к уроку рисования является подбор учебных и методических пособий. Мы обязаны заранее продумать необходимое оборудование, как для ученика, так и для проведения урока. Надо подбирать репродукции картин, таблицы по цветоведению доступные для восприятия младших школьников. Не следует заранее вывешивать все наглядные пособия, приготовленные для проведения урока на доску сразу, так как дети будут отвлекаться от анализа одной картины, их внимание будет рассеиваться. Еще К. Д. Ушинский указывал, что: «Картины, используемые на уроке, не должны быть заранее известны учащимся, не должны все висеть в классе. Пусть, учитель меняет их тогда, когда содержание одной картины будет беседою исчерпано». (15)
Методически грамотно и доступно
необходимо познакомить детей с
основными понятиями
Каждый урок должен быть законченным, цельным и в тоже время являться частью системы уроков, связанных между собой общей целью и общими задачами данного учебного предмета.
При составлении плана-конспекта следует придерживаться определённой формы и структуры. В ней должны быть отражены следующие компоненты:
1) вид занятия; 2) тема урока; 3) цель урока; 4) оборудование: для учителя и учащихся; 5) использование классной доски; 6) план и ход урока:
а) организационная часть,
б) объяснение нового материала,
в) самостоятельная работа учащихся,
г) завершение урока и задание на дом.
При организации урока по основам цветоведения, необходимо обращать внимание на рациональное распределение времени. Каждый урок членится на следующие части: