Принципы построения композиции в разных видах искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Понятие «композиция» существует с давних пор. В римском праве оно означало примирение спорящих сторон или противопоставление борцов на спортивной арене. Термин «композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке, сочинение, соотношение сторон и поверхностей, которые, вместе взятые, составляют определенную форму. В таком широком понимании термин «композиция» применим к различным видам искусства.

Содержание

Введение. Обзор истории развития композиции.
Основные законы композиции сточки зрения изобразительного искусства.
Закон цельности.
Закон типизации.
Закон контрастов.
Закон подчинённости всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу.
Принципы построения композиции в разных видах искусства.
Станковая скульптура.
Графика, её средства и компоненты.
Композиция книжной графики.
Плакат, его особенности.
Монументальное искусство.
Декоративно-прикладное искусство.
Дизайн. Основные принципы композиционно-художественного формообразования.
Архитектура. Композиционные средства второго эшелона.
Принципы компановки литературного произведения.Основные элементы драматической композиции.
Музыкальная композиция.
Кинематограф.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

контр по теории искусств.docx

— 63.38 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт искусств

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

     ПО  ПРЕДМЕТУ

ТЕОРИЯ ИСКУССТВ

НА ТЕМУ:

«ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА»

 

                                        Выполнила:

                                                                    студентка группы ЗИВ-201

                                                Медведева О.Г.

                                          Проверила:

                                                            педагог Попкова М.Д.

 

 

 

Екатеринбург 2013

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

  1. Введение. Обзор истории развития композиции.
  2. Основные законы композиции сточки зрения изобразительного искусства.
    1. Закон цельности.
    2. Закон типизации.
    3. Закон контрастов.
    4. Закон подчинённости всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу.
  3. Принципы построения композиции в разных видах искусства.
    1. Станковая скульптура.
    2. Графика, её средства и компоненты.
      1. Композиция книжной графики.
      2. Плакат, его особенности.
    3. Монументальное искусство.
    4. Декоративно-прикладное искусство.
    5. Дизайн. Основные принципы композиционно-художественного формообразования.
    6. Архитектура. Композиционные средства второго эшелона.
    7. Принципы компановки литературного произведения.Основные элементы драматической композиции.
    8. Музыкальная композиция.
    9. Кинематограф.
  4. Заключение.

 

 

 

 

 

Введение. Обзор истории развития композиции.

Понятие «композиция» существует с давних пор. В римском праве оно означало примирение спорящих сторон или противопоставление борцов на спортивной арене. Термин «композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке, сочинение, соотношение сторон и поверхностей, которые, вместе взятые, составляют определенную форму. В таком широком понимании термин «композиция» применим к различным видам искусства. [8,стр. 5]

Композиционные начала лежат в архитектурных постройка, в музыкальной пьесе или опере, в повести, романе-эпопее или стихотворении, в скульптуре или картине, в театральной постановке или кинофильме. Принципы единства или членения, симметрии и ритма проявляются в различных видах искусства по-разному. Яркий пример композиционного синтеза являет собой театр, где сочетаются драматургия, мастерство актеров и режиссера, декорационная живопись, музыка. [8,стр. 6]

Композиция – это, с одной стороны, творческий процесс создания произведения искусства от начала до конца, от появления замысла до его завершения, с другой стороны – своеобразный комплекс средств раскрытия содержания картины, основанный на законах, правилах и приемах, служащих наиболее полному, целостному и выразительному решению замысла.[8,стр. 7] Общие законы композиции необходимо соблюдать при создании произведения любого жанра. Применение того или иного правила или приема зависит от жанра, вида искусства и, конечно, от умения автора профессионально распоряжаться изобразительными средствами.

КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИИ.

Композиционные формы и закономерности складывались одновременно с развитием изобразительного творчества, начиная с первобытных времен. У первобытных художников, несмотря на их острую наблюдательность, чувство композиции было развито очень слабо, о чем свидетельствуют, например, беспорядочные изображения стада, представленного через отдельные фигуры.

В композициях Древнего Востока расположение объектов на плоскости подчиняется строгому порядку. Забота художника о композиционной упорядоченности вытекает из связи живописи с архитектурой и обрядовыми, культовыми регламентациями, узаконенными в рабовладельческом обществе.

В древнем египетском искусстве появляются новые приемы композиции. Это связано с развитием общественного мышления, с более активным познанием жизни. Искусство также расширяет свои возможности. Открываются новые средства и закономерности, которые способствуют достижению правдивости художественных произведений. Более выразительным становится линейный рисунок, в котором уточняются пропорции частей изображаемого. Все большее значение приобретают цветовые и тоновые отношения. [8,стр. 11]

Художники древнего мира подметили, что в природе существуют определенные, довольно прочные закономерности, например периодичность в смене времен года, симметричность в построении растений и т.д. Отсюда берут свое начало такие композиционные закономерности, как симметрия и ритм. Ритм ясно прослеживается в древнегреческих рельефах. Это внесло жизненность в искусство Древней Греции. Симметрию древние греки успешно использовали в композициях фронтонов классического периода, где движение постепенно нарастает и усиливается слева и справа к центру и здесь достигает кульминации, так как оно наталкивается на спокойно и величественно стоящие фигуры в центре (западный фронтон храма Зевса в Олимпии). [8,стр. 12]

«Средневековое искусство во всех его проявлениях отказывается от трехмерной композиции, от композиции свободно движущихся в пространстве фигур». (Алпатов М.В. Композиция в живописи. М. – Л., 1940, с. 25) [8,стр. 12] Жесткие религиозные догмы запрещали изображать человека полнокровно-жизненным, как это было свойственно художникам Древней Греции, фигуры утрачивают телесность, изображаются вне реальной среды – на отвлеченном фоне, как бы в потустороннем мире. Композиционные задачи решались в плане орнаментальном, где нашли отражение ритм и декоративное начало. Единство произведений искусства того времени достигается через симметрию и ритм, объединяющих разновременные эпизоды и разномасштабные фигуры, величина которых определялась их положением в церковной иерархии.

В период позднего средневековья, на рубеже XIII-XIV столетий, в изобразительном искусстве постепенно усиливаются реалистические тенденции, поднимается интерес к окружающей действительности, религиозная аскетичность, скованность уступает место реальному содержанию произведений искусства. [8,стр. 13]

 Впервые задачи, связанные с композицией, были осознаны художниками раннего Возрождения в монументальных фресках (фрески Джотто в капелле дель Арена в Падуе: «Оплакивание Христа»). Люди и пейзажи изображены в трехъярусном расположении. Композиция построена так четко, что дает возможность выявить смысловой центр (голова лежащего на земле Христа). Джотто удачно использовал правила симметрии. Относительно поздние фрески этого мастера становятся более пространственными. Трехмерность объемных форм, в частности архитектурных, ритмичность в чередовании горизонталей и вертикалей, предельная обобщенность средств выразительности создавали цельный живописно-пластический образ.

Задачи композиции, которые Джотто решал в своих произведениях, в XV веке наиболее последовательно разрабатывал Мозаччо. Во фреске «Легенда о динарии» он показал ритмичное сочетание масс, большое пространство, объемность изображаемых фигур и в то же время добился цельности всей композиции. [8,стр. 15]

Художественная практика периода Высокого Возрождения добилась больших успехов в композиции, так как развивалась в тесной взаимосвязи с теорией, с попытками научного обоснования правил и закономерностей в различных видах искусства. Композиция Возрождения прежде всего основывалась на познании особенностей человеческого зрения и законах зрительного восприятия. Глаз, который Леонардо называет «окном души», воспринимает и одновременно познает природу вещей такими, какими они являются в действительности.

«Тайная вечеря» Леонардо может служить идеальным воплощением новой композиционной формулы, отвечающей законам зрительного восприятия существующего в действительности, соотносимой с масштабами нормального человеческого роста. В точке схода перспективных линий расположен главный персонаж, занимающий вершину «зрительной пирамиды», обоснованной в трактате Альберти. По направлению зрительных лучей (сторон пирамиды) мы видим всех участников сцены. [8,стр. 16]

В композиции Возрождения плоскость земли из вертикального положения опускается в естественное горизонтальное и на ней разворачивается объемно-пространственное изображение. Горизонт приобретает смысловое и композиционное значение, поскольку на нем лежит точка схода перспективных линий. Именно законы перспективы ложатся в основу композиционного строя. С помощью перспективы художники Возрождения добивались иллюзии пространства на плоскости. Живопись этого времени строится по принципу театральной сцены с ее кулисами и пространственными планами.

Иллюзорно-пространственное построение ренессансной картины предопределило многоплановое размещение фигур и предметов в самых разных положениях, включая сложнейшие ракурсы. Это, естественно, потребовало обновления композиции, которая приобретает черты структурного построения картины как совокупности взаимосвязанных частей и целого. [8,стр. 18]

В период Высокого Возрождения была создана, помимо теории линейной перспективы, теория теней; более того, были открыты закономерности изменения цвета с расстоянием, ослабления тона и тональных контрастов, стирания деталей, размытости контуров. Данные закономерности отражает понятие «воздушная перспектива». [3, стр. 21]

Художники Возрождения придавали большое значение показу движения жизни. [8,стр. 18] Леонардо да Винчи считал, что движение есть «самое важное, что только может встретиться в теории живописи». Жесты и движения, говорил Леонардо, «должны быть вестниками движений души того, кто их производит.

Художники, теоретики и историки искусства XVIII-XIX веков в своих трактатах, статьях, дневниках, письмах, воспоминаниях высказывались и по вопросам композиции. В частности, «Дневник» французского художника Э.Делакруа по широте охвата и глубине мыслей не уступает прославленным трактатам и эпистолярому наследию таких мастеров, как Леонардо да Винчи, А.Дюрер, П.Рубенс, Н.Пуссен. [8,стр. 19]

С конца XVI века начал формироваться учебный предмет композиция. Об этом свидетельствуют учебные программы по рисованию, а также методические пособия. В одной из программ по рисунку того времени, в частности, отмечается, что ученики должны заниматься компоновкой сюжетов (Виоле-ле-Дюк. История рисовальщика. СПб., 1882, с. 146). «Сочинение, - утверждает автор, - должно быть основано на определенных законах; без них оно обращается в фантазию, в каприз» (Виоле-ле-Дюк. История рисовальщика. СПб., 1882, с. 146). [8,стр. 20]

Основные законы композиции.

Рассмотрим основные законы композиции через изобразительное искусство. Шорохов Е.В. называет следующие законы: закон цельности, закон типизации, закон контрастов, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Благодаря соблюдению первого закона композиции – закона цельности произведение искусства воспринимается как единое неделимое целое. Главная черта закона цельности – неделимость композиции – означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость закладывается в композиции через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения.

Разработка деталей допустима лишь после определения положения основных частей композиции. Например, в картине «Тачанки» Грекова такой основной частью является перспективно сокращенный прямоугольник (пятно будущей тачанки), расположение которого в границах эскиза создавало чувство стремительного движения. [8,стр. 65]

Другой чертой или свойством закона цельности является необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. Исходя из конструктивной идеи, выделяется центр внимания, подчиняющий второстепенное. Этого требует закон цельности, вытекающей из закона закономерностей зрительного восприятия действительности. В природе форма и цвет существуют как части целого, в единстве со средой, в которой они находятся, во взаимосвязи между собой и пространством, имеющим глубину. В силу этого предметы видятся в сокращениях, ближние – более четко, чем дальние, теряющие при этом интенсивность своей окраски и значительное число деталей. [8,стр. 66]

Закон цельности подразумевает неповторимость элементов композиции, включая сюда формы, размеры, пятна, интервалы, характеры, типы, жесты. Все похожее либо объединяется в силуэт, либо чем-то отличается, индивидуализируется. В качестве примера можно привести «Крестный ход в Курской губернии» Репина: картина смотрится единым пятном – её сразу видишь всю целиком. Массы в композиции расположены по диагоналям, связывающим четыре угла картины. Изображена необычайно многолюдная толпа, но каждая фигура в ней не только характер, но и социальный тип. Здесь – все классы и сословия. Целое просто и нерасторжимо, детали бесконечно разнообразны. [8,стр. 67]

Закон типизации (закон жизненности) характеризуется тремя основными чертами.

Первая черта – типичность характеров и типичность обстоятельств, в которых развивается действие в композиции. [8,стр. 68] В таких пейзажах, как «Грачи прилетели» А.К.Саврасова, «Золотая осень» И.И.Левитана, «Березовая роща» А.И.Куинджи, «В голубом просторе» А.А.Рылова, перед нами не только содержательные, интересные, красивые мотивы, но и типические образы русской природы.

Второй чертой закона типизации принято считать передачу в произведении искусства ощущения движения, развития действия во времени. В отличие от зрелищных, синтетических видов искусства (театр, кинематограф), способных показать процесс развития сюжета, формирования характеров, изобразительное искусство может показать только один момент в развитии сюжета, события, зафиксировать его в «неизменной длительности». Поэтому, когда мы говорим о передаче движения в изобразительном искусстве, мы имеем в виду передачу ощущения движения. [8,стр. 72]

Информация о работе Принципы построения композиции в разных видах искусства