Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 12:01, курсовая работа
Понятие «композиция» существует с давних пор. В римском праве оно означало примирение спорящих сторон или противопоставление борцов на спортивной арене. Термин «композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сопоставление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке, сочинение, соотношение сторон и поверхностей, которые, вместе взятые, составляют определенную форму. В таком широком понимании термин «композиция» применим к различным видам искусства.
Введение. Обзор истории развития композиции.
Основные законы композиции сточки зрения изобразительного искусства.
Закон цельности.
Закон типизации.
Закон контрастов.
Закон подчинённости всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу.
Принципы построения композиции в разных видах искусства.
Станковая скульптура.
Графика, её средства и компоненты.
Композиция книжной графики.
Плакат, его особенности.
Монументальное искусство.
Декоративно-прикладное искусство.
Дизайн. Основные принципы композиционно-художественного формообразования.
Архитектура. Композиционные средства второго эшелона.
Принципы компановки литературного произведения.Основные элементы драматической композиции.
Музыкальная композиция.
Кинематограф.
Заключение.
Иллюзии зрительного восприятия. Оптические иллюзии есть результат ошибочной трактовки сознанием зрительной информации из-за особенностей и необычных средовых обстоятельств наблюдения, устойчивых стереотипов психологической оценки плоскостного изображения. «Борьбу» с иллюзиями иллюстрирует древнегреческая архитектура, в которой смягчение технически жестких прямолинейных форм храмов достигалось легким искривление горизонтальных линий (курватуры антаблемента и стилобата), силуэта колонн (энтазис). Чтобы не создавалось ощущения «развала» вертикально поставленных колонн, крайним из них придавали легкий наклон к центру фасада; при этом для устранения эффекта иррадиации эти колонны имели несколько большую толщину. [6,стр. 227]
КОМПОЗИЦИЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.
К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия "издателей", диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни; все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются композиционными элементами. Создавая произведение, автор сам выбирает принципы компоновки, "сборки" этих элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при этом особые композиционные приемы. Разберем некоторые принципы и приемы:
Композиция произведения может быть тематической, при которой главным становится выявление отношений между центральными образами произведения. Различают три вида такой композиции:
КОМПОЗИЦИЯ В ДРАМАТУРГИИ.
«Схема» построения драматургического произведения не покушается ни на индивидуальное своеобразие пьесы, ни на бесконечное разнообразие произведений драматургического творчества в целом. Она носит условный характер, но без основных элементов драматургической композиции — изображения начала борьбы, хода (развития) борьбы и результата борьбы — невозможно создание целостного образа конфликтного события. Их наличие и названная последовательность расположения в драматургическом произведении являются необходимым художественным требованием драматургического искусства. На необходимость присутствия в произведении драматургии трех названных основных элементов в свое время обратил внимание Гегель. Поэтому принципиальную схему, лежащую в основе драматического произведения, принято называть гегелевской триадой.
Аль Д.Н. перечисляет конкретные элементы
драматургической композиции и раскрывает
сущность и назначение каждого из них.
Начало борьбы раскрывается в экспозиции
и в завязке основного конфликта. Ход борьбы
раскрывается через конкретные поступки
и столкновения героев — через так называемые
перипетии, составляющие общее движение
действия от начала конфликта к его разрешению.
Во многих пьесах есть выраженный момент
высшего напряжения действия — кульминация.
Результат борьбы показан в развязке (разрешении)
основного конфликта и в финале пьесы
(или в эрзацфинале).
Кастельветро(1505-1571) отметил взаимосвязь
трех единств – действия, места и времени.
Он первый сформулировал правило трех
единств, как внутренний целостный закон
драмы.
КОМПОЗИЦИЯ В МУЗЫКЕ.
Понятие композиции в музыке, как законченного художественного целого сложилось не сразу. Его становление тесно связано с уменьшением роли импровизационного начала в музыкальном искусстве и совершенствованием нотной записи, на определенном этапе развития сделавшей возможной точную письменную фиксацию существенных черт музыкальных произведений. Вследствие этого современный смысл композиция приобретает лишь в 13 веке, когда в нотной записи выработались средства фиксации не только высоты, но и длительности звуков.
История музыки во многом представляет собой историю музыкальной композиции в выдающихся произведениях крупных музыкантов. Понятие композиции в теории музыки очень многогранно: во-первых, под композицией имеют в виду процесс сочинения музыкального произведения; во-вторых, так называют и само созданное композитором произведение; в-третьих же, композицией считают лишь одну определенную сторону произведения — сторону, связанную с его временной структурой.[4,стр.13]
Выделяются два основных типа композиции в музыке — симфонический и камерный.[4,стр.23] Типичные композиционные функции в сложных формах музыкального произведения: вступления, экспозиции, середины, разработки, эпизода, репризы, коды.[4,стр.16]
Понятия композиции и композиционных функций наполняются новым содержанием, когда речь идёт о вариациях и импровизациях. В них отсутствуют такие нормы композиции, как целостность и завершенность.[4,стр.17]
Разнообразные компоненты музыки (звук, интонация, тема, голос, ступень звукоряда, доля такта, раздел композиции, группа инструментов, выразительный прием и т. д.) с позиций функционального подхода являются носителями функций.[4,стр.55]
Также как в художественной
литературе в музыкальной
Интересно
в заключении привести мнение
автора книги «Логика
КОМПОЗИЦИЯ В КИНО И ТВ.
Средством, при помощи которого авторы телевизионных произведений общаются со зрителем, является телеэкран. Режиссером, оператором и художником совместно делается раскадровка, т.е. рисуется каждый кадр будущего фильма, подробно разрабатывается мизансцена и масштаб изображения. Композицией кадра режиссер и оператор устанавливают порядок видения главных элементов своего произведения, концентрируют внимание зрителя на главном и подчиняют этому главному все иные, дополняющие детали(также как в изобразительном искусстве). Но в операторской профессии содержание понятия «композиция кадра» несколько отличается от понятия «композиция» на полотне художника-живописца. Художник свободно оперирует предметами окружающего мира, произвольно включая их в композицию своей картины. Он может «передвинуть» или вовсе «убрать» дом, дерево и другие объекты в целях создания наиболее выразительной композиции. Он в состоянии воспроизвести какое-либо явление или событие, изображая его по памяти. Создавая свою картину, он способен объединить в этом изображении результаты многодневных наблюдений, наиболее интересное освещение и цвет, используя заранее сделанные наброски и этюды.
Оператор, создавая постановочную композицию, также свободен в своих действиях. Он, как и художник-живописец, может произвольно перемещать объекты в композиционном поле, добиваясь наибольшей выразительности. Однако при съемке пейзажа или естественного интерьера оператор, в отличие от живописца, лишен такой возможности. В этом случае оператор выбирает оптимальную точку съемки, соответствующее его замыслу освещение, дожидается необходимого состояния атмосферных условий. Но в арсенале фотографа и оператора есть технические средства и оптика, которые позволяют «создать» необходимые атмосферные состояния и другие условия для воплощения изобразительного замысла(задымление, дождевальные установки, вспышки, динамичность камеры, пиротехника, светофильтры идругие разнообразные возможности оптики).[2,стр.3-50]
Живопись, скульптуру, графику, фотографию мы можем рассматривать сколь угодно долго. Кино и телевидение отводят нам на восприятие изобразительного фрагмента, т.е. кадра, строго определенное время. Схожесть восприятия музыкального фрагмента, созданного композитором, и изобразительного эпизода, смонтированного режиссером, здесь очевидна.
В отличие от «статичных» видов изобразительного искусства – таких как живопись, скульптура, графика, фотография, - кинематограф и телевидение обладают уникальной возможностью отражать окружающий мир в движении, в динамике. [2,стр. 59] В кинематографе динамично всё: объекты съёмки (пейзаж,интерьер,портрет), свет, камера(панорама, проезд, отъезд, наезд,ЗУМ) [2,стр.60-68]
Заключение.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что законы композиции практически одинаковы для всех видов искусств. Конечно, эти законы, правила и приемы преломляются в разных искусствах по-разному – в силу специфики выразительных средств каждого искусства. Основа же у них общая: она выработана человечеством с опытом художественной деятельности и опытом восприятия результатов. Словом, все искусства – это дети одной матери, и как бы не различались они между собой, генетически связь между ними существует и напоминает о себе довольно часто. С. Эйзенштейн обращал внимание своих студентов на «… явления так называемого синэстетического порядка, проявляющегося в более узкой сфере органов чувств. Благодаря этим явлениям нам кажется, что цвет может быть «кричащим», что запах может быть слишком «острым», что такая-то музыка «бесцветна». Под этим кроется звуковое восприятие цвета, цветовое – музыки, моторное – фактуры и т.д. В области искусства мы постоянно сталкиваемся с этим явлением. Оно имеет место и в быту». Можно добавить в этот ряд такие выражения как «архитектура симфонии» или «тектоника поэмы».
В
данной контрольной работе не
была затронута тема
В общей сложности закономерностей построения любого художественного произведения немного,но композиционная целостность в каждом случае уникальна, неповторима. Композиций на свете столько же, сколько произведений искусства. Потому в истории искусства и в теории композиции (вопреки академическим канонам) нет незыблемых правил, законов, рецептов, а существуют лишь в той или иной мере проявляемые закономерности, зависящие от типа и вида искусства, также художественного направления, стиля, течения, школы, того или иного мастера и, наконец, индивидуального мышления художника.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Аль Д.Н. Основы драматургии: Учебное пособие. – СПб, 1995.
2. Волынец М.М. Профессия: оператор: Учебн. Пособие для студентов вузов/М.М.Волынец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 184 с.
3. Житенева О.А. Композиция: Учебное пособие. Екатеринбург: издательство Уральского государственного проф.-пед. ун-та, 2000. 42 с.
4. Назайкинский Е.В. «Логика
музыкальной композиции» — М.: Музыка,1982.—319с.fandeev-
5. Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов/А.В.Степанов, В.И.Мальгин, Г.И.Иванова и др. – М.: Издательство «Архитектура-С», 2007. – 256 с.
6. Ткачев В.Н. Архитектурный дизайн (функциональные и художественные основы проектирования): Учебное пособие – М.: Архитектура-С, 2006. – 353 с.
7. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. - 2-е изд., уточненное и доп./В.Б.Устин. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 239с.
8.Шорохов Е.В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальность № 2109 «Черчение, рисование и труд». – М.: Просвещение, 1979. – 303 с.
Информация о работе Принципы построения композиции в разных видах искусства