Проектирование светильника в стиле барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить, разработать и создать дизайн-проект оформления светильника.
В соответствии с целью, объектом и предметом сформулированы следующие задачи курсовой работы:
• изучить литературу по данной теме;
• изучить существующие аналоги светильника;
• рассмотреть виды бисера и основные техники плетения;
• выявить особенности изготовления светильника в стиле барокко;
• изготовить светильник в стиле барокко.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Теоретические аспекты бисероплетения……………………………6
1.1. Роль бисера в истории народов………………….........................6
1.2. Виды бисера и основные техники плетения …...........................10
1.3. Особенности стиля барокко в интерьере………………….........17
Раздел 2. Разработка светильника в стиле барокко методом проекта.........23
2.1. Дизайн-концепция проекта………………………………………. 23
2.2. Технология изготовления светильника в стиле барокко………27
Заключение……………………………………………………………………...31
Список литературы……………………………………………………………..32
Приложение А……………………………………………………………………34
Приложение Б……………………………………………………………………36
Приложение В.…………………………………………………………………...38
Приложение Г…………………………………………………………………....41
Приложение Д……………………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая проектирование светильника.doc

— 2.15 Мб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Курганский  государственный университет»

Педагогический  факультет 

Кафедра профессионального обучения, технологии и дизайна

 

 

 

 

 

 

 

 

курсовая работа

по  дисциплине «Проектирование»

 

Проектирование светильника в стиле барокко

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  группы П-3938                                               И.А. Черепанова

 

Специальность - 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)»

 

 

 

Руководитель:                                                                                         А.Ю. Васильева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курган 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Раздел 1. Теоретические аспекты бисероплетения……………………………6

   1.1. Роль бисера в истории народов………………….........................6

1.2. Виды бисера и основные техники плетения …...........................10

1.3. Особенности стиля барокко  в интерьере………………….........17

Раздел 2. Разработка светильника в стиле барокко методом проекта.........23

            2.1. Дизайн-концепция проекта………………………………………. 23

            2.2. Технология изготовления светильника в стиле барокко………27

Заключение……………………………………………………………………...31

Список литературы……………………………………………………………..32

Приложение А……………………………………………………………………34

Приложение Б……………………………………………………………………36

Приложение  В.…………………………………………………………………...38

Приложение  Г…………………………………………………………………....41

Приложение  Д……………………………………………………………………42

          

 

 

 

 

 

 

Введение

            С давних времен люди были вынуждены прибегать к искусственному освещению помещения. По вечерам зажигались лучины, а свечи считались показателем достатка и благосостояния. На сегодняшний день свечи несут, в большей степени, функцию интимной подсветки.

Понятие освещение  не является таким простым, как может  показаться на первый взгляд. В современном мире с развитием дизайна интерьеров освещение приобретает новый смысл. Оно становится необходимым не только для обычного освещения квартир, улиц, городов.

Широчайшие  возможности осветительных систем позволяют, даже без особой перестановки мебели, предать помещению тот или иной образ, и даже изменить вид его пространства. С помощью современных осветительных приборов можно не только изменять, украшать пространство, но и делить его на различные функциональные зоны, что позволяет придавать интерьеру красоту и индивидуальность. Освещение играет немаловажную роль в создании комфорта и уюта квартиры, а качественное освещение способно полностью изменить даже самый скучный интерьер.

В стиле барокко  освещение играло особую роль, поэтому осветительный прибор того времени играл исключительно важную роль. Создавая тени, он давал всему интерьеру дополнительный объем. Свечи, используемые ранее в осветительных приборах, придавали некую мягкость и романтизм интерьеру. Тени словно играли на стенах свою историю. Поэтому, создавая сегодня интерьер в стиле Барокко, для полного соответствия, люстра или светильник не должны светить ярко.

           Выбором для разработки светильника, послужил тот факт, что подобные изделия, очень востребуемы в обществе, и являются как средством украшения интерьера, так и непосредственно вещью для его прямого назначения. Настольные светильники предназначены для обеспечения местного освещения рабочей зоны. Различные варианты исполнения, оригинальный современный дизайн и широкие функциональные возможности обеспечивают любые запросы потребителей.

Свет – это  лучистая энергия, делающая внешний  мир видимым. Без него невозможна жизнь – не удивительно, что во многих странах поклонялись Светилу. Никто не знает, кто первый додумался  освещать свое жилище и сказал историческую фразу, изменившую ход цивилизации: «Я могу продлить день!», но сегодня в каждом доме есть небольшое воплощение великого Ра, и не одно, а целые гирлянды маленьких солнц.

Существует  старая теория, что свет – это  проблема сугубо инженерная, и занимаются этим исключительно электрики. В том смысле, что специалисты должны решить множество технических вопросов: рассчитать площадь сечения электропроводки, разработать схему подключения всех осветительных приборов и т.п. А потом все это смонтировать. О возможности светодизайна при этом скромно умалчивают, оставляя после себя одинокую (без какого-либо оборудования) сиротливо свисающую вниз лампочку накаливания.

Свет, при всей своей рациональности, несет в себе немалую долю эстетической и эмоциональной нагрузки. Причем эстетическое решение сегодня большей, частью предшествует техническому. Дизайнер или хозяин «объекта» разрабатывает схему будущего освещения и передаёт её специалистам-электрикам для воплощения в жизнь.

Практическая  значимость и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы курсовой работы: «Проектирование светильника в стиле барокко».

Цель работы: изучить, разработать и создать дизайн-проект оформления светильника.

Объект исследования: процесс проектирования в дизайне объектов интерьера.

Предмет исследования: проектирование дизайна настольного светильника в стиле барокко.

В соответствии с целью, объектом и предметом  сформулированы следующие задачи курсовой работы:

    • изучить литературу по данной теме;
    • изучить существующие аналоги светильника;
    • рассмотреть виды бисера и основные техники плетения;
    • выявить особенности изготовления светильника в стиле барокко;
    • изготовить светильник в стиле барокко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Теоретические аспекты бисероплетения

 

    1. Роль бисера в истории народов

 Название  бисер возникло от арабского  слова бусра, бусер - фальшивый жемчуг [23]. Бисер - очень древний материал. Его история начинается с IV тысячелетия до нашей эры, когда было изобретено стеклоделие.  Легенда гласит, что около 6 тысяч лет назад финикийские моряки, везя из Африки груз соды, высадились на ночлег и обложили костер не камнями, а кусками соды. А утром они нашли в золе слиток, прозрачный и очень твердый. Это было стекло, и возникло стеклоделие. Древние египтяне, научившись делать стекло 4000 лет назад, стали применять его в качестве украшений. Разноцветными блестящими шариками они украшали одежду, шею, руки и ноги. Стеклянные бусины - непосредственные предшественники бисера - украшали одежду древнеегипетских фараонов (Приложение А, рис. 1). В начале бусинки нанизывали на конский волос, затем на травинки, а позднее на нитки. Так постепенно зарождалось бисероплетение.

    Кочевые  племена сарматов и скифов  еще за несколько столетий  до Рождества Христова носили одежду и обувь, отделанную бисером. Маленькие стеклянные шарики украшали ворот, края рукавов и нагрудную часть рубах, а также шаровары, пояса и головные уборы.

    На  протяжении нескольких столетий  единственным центром производства  бисера в Европе была Венецианская республика. До этого его изготовляли в стеклодельных мастерских Германии и Галлии, из этих мест оно перекочевало в Византию, а уже из Византии пришло в Венецию.

    Центром  производства венецианского стекла  стал остров Мурано (Приложение А, рис. 2). Если на начальном этапе создания промысла в мастерских делали различные типы стеклянных изделий, то несколько позже они стали специализироваться на каком-либо одном виде продукции. Венецианское стекло, в том числе и бисер, приносили республике колоссальные доходы. Страны Восточной Африки, европейские государства, а затем и Америка - такова география торговли стеклянными изделиями.

    Значительные  прибыли Венецианской республики, являвшейся монополистом в стеклоделии,  вызывали зависть у жителей соседних государств, которые пытались разузнать секреты стекольного производства. Стремясь сохранить монополию в торговле стеклом, правительство республики в 1275 году издало указ, запрещавший вывоз за ее пределы сырья, необработанного стекла и даже его осколков. Сделано это было для того, чтобы конкуренты не могли определить состав стекольной массы. Жестокое наказание ждало мастеров, вывозивших секреты производства стекла за границу, - их объявляли государственными изменниками, брали в заложники родственников, добиваясь возвращения беглецов, убивали. Но правительство Венецианской республики стремилось удержать стеклоделов не только силой. Им давалась исключительная привилегия - дочери мастеров могли выходить замуж за патрициев. Мало того, власти закрывали глаза на разбойные нравы, царившие в Мурано.

Главным, наиболее тщательно скрываемым секретом стеклоделия  было производство соды - обязательной добавки к песку, из которого варилась стекольная масса.

 Однако эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами(Приложение А, рис. 3). Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке.

    Первая  попытка создать производство  бисера в России относится  к концу XVII века. В 1670-1680 годах  в дворцовом селе Измайлово  при содействии венецианских  мастеров была организована мастерская  по его изготовлению. Но наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус продолжали ввозить из-за границы. Его закупки постоянно росли: если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако дефицит на бисер по-прежнему оставался значительным. Поэтому

 М. В. Ломоносов,  в совершенстве владевший техникой  изготовления смальты - цветного  непрозрачного стекла, применяемого  для мозаичных панно, решил  расширить в России еще одно направление стеклоделания - изготовление бисера.

    По  указу Сената ему была предоставлена  безвозмездная ссуда в размере  4 тысяч рублей и земля, на  которой планировалось разместить  стекольное производство. Фабрика  была организована в 1754 году в Усть-Рудицах. Первая ее продукция появилась год спустя. Ломоносов постоянно совершенствовал технологию изготовления бисера, разрабатывал новое оборудование, и к 1670 году количество выпускаемого стекляруса и бисера значительно возросло. Стекольная фабрика в Усть-Рудицах просуществовала до 1765 года, но после смерти М. В. Ломоносова производство было свернуто и фабрика закрылась. Потребность в бисере продолжала удовлетворяться за счет поставок из Богемии и Венеции [6].

    Во  второй половине XIX века, в основном на территории Подмосковья, возникло множество мелких стеклодельных мастерских, в которых изготовляли бисер. Но продукция кустарей была очень низкого качества, она не могла удовлетворить спрос на этот материал. Только в 1883 году в Одессе открылась стеклярусная фабрика Я. Б. Ронигера, где было налажено изготовление качественной, конкурентоспособной продукции.                

    Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом. В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом и насыпаны стеклярусом по зеленой земле"[15].

    Стеклярус,  модификацию бисера удлиненной  цилиндрической формы, изобрели  во Франции. Он не только  насыпался на клеевую поверхность, но и пришивался на ткань. Основой подобных настенных панно служил холст. На него углем наносился рисунок, по которому выкладывались одноцветные стеклярусные нити, набранные на прочную нитку или проволоку. Снизки стекляруса пришивались к основе рабочей нитью при помощи стежков-перехватов, располагавшихся в промежутках между несколькими бусинками стеклярусной снизки. Такой вид вышивки получил название шитья "вприкреп" (Приложение А, рис. 4). Расположение стеклярусных нитей подчеркивало форму элементов изображения, а контуры рисунка обводились снизками черного цвета. Эти несложные приемы придавали настенному панно большую выразительность. Черный цвет контура усиливал яркость и сочность красок, а различное расположение цилиндриков стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Выполненные в такой технике сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получили название "французские обои". Этими "обоями" был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II [15].

Информация о работе Проектирование светильника в стиле барокко