Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 16:05, курсовая работа
Тема восприятия является актуальной не только для педагогической науки, но дошкольной педагогики в частности. Восприятие (наряду с мышлением, памятью, вниманием, воображением) входит в совокупность психических процессов человека. Восприятие формы, цвета, размеров предметов имеет очень важное значение в дошкольном возрасте; от развития восприятия дошкольника во многом зависит развитие других его психических процессов; поэтому развитию восприятия детей в дошкольных учреждениях должно придаваться очень большое значение. Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства.
1. Теоретические основы развития восприятия дошкольников через изобразительную деятельность
1. 1. Общая характеристика восприятия
1.2Особенности развития восприятия в дошкольном возрасте.
1.3 Изобразительная деятельность как фактор развития восприятия дошкольников.
Заключение
Список литературы
Для воспитания способности вычленять и находить обобщенные формы в предметах одного вида важно пользоваться сравнением. Сопоставление одного предмета с другими помогает выделению общих признаков. Например, у всех деревьев направление ствола вертикальное, ветви расположены под углом к нему; у большинства животных туловище овальной формы.
Как же должно проходить восприятие формы предмета? Оно познается как зрительно, так и с помощью осязания. Надо учить ребенка глазом или движением руки последовательно охватывать одну часть за другой, обрисовывая контур. В младших группах обязательно включать движение руки, которое поможет детям и при рисовании. У старших детей движения более координированы и подчинены контролю зрения, для них вполне доступно зрительное восприятие контура, они могут проследить основную линию контура. Дети четырех лет не могут этого сделать, их внимание переходит от одной детали к другой, что затрудняет правильное изображение предмета.
Легче всего выделяется такой признак формы, как округлость. Воспринимается она осязанием, что положительно сказывается на создании округлых форм в лепке. В рисовании или аппликации восприятие рукой всей массы круглой формы предмета менее эффективно, чем обведение округлости по контуру.
Движения, производимые при восприятии предмета с гранями, носят другой характер. Здесь они имеют остановки, перерывы на углах, после чего изменяется направление движения. Такое обследование формы, начиная с одночастных несложных предметов, можно проводить с детьми первой младшей группы. Для более старших ребят надо чаще включать зрительное обследование.
Это положение вполне объясняется данными психологии о различной роли зрения и осязания на разных этапах возрастного развития ребенка. Если для младшего дошкольника большое значение в познании формы имеет осязание, то у старшего дошкольника ведущим является зрительное восприятие, а рука служит вспомогательным органом.
Восприятие величины доступно в простых формах уже младшему дошкольнику. Он легко определяет понятия «большой» или «маленький» там, где эта разница значительна. В рисунке величина изображается им в большей части случайно. Произвольная передача величинных соотношений доступна детям старшего возраста (5—6 лет) благодаря развитому зрительному контролю. Восприятие величины, включающее вопрос о пропорциональных соотношениях, также требует и зрительного, и осязательного способов обследования. Причем показатели зрения, осязания должны проверяться в сравнении зрительным путем и действенным — прикладыванием одной части к другой.
Вопрос о пропорциональности частей в предмете связан с восприятием строения, конструкции предмета. Важно научить вычленять из целого части, их соотношения между собой (и пропорциональные, и по положению в пространстве).
Восприятие пространственных отношений с целью дальнейшего их изображения — наиболее сложная задача для освоения детьми. Целенаправленное восприятие пространства проводится с детьми старшей и подготовительной групп, причем легче ими осваивается, если процесс восприятия проходит одновременно с рисованием. Интересный опыт такой работы описан в исследовании Л. А. Раевой.
Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное воздействие на ребенка, хотя часто и не относится к числу существенных признаков. Поэтому не всегда надо при обследовании выделять его специально. Но в то же время цвет является в рисунке, аппликации одним из главных выразительных средств. И когда дети хорошо обследуют все другие свойства предмета, надо обратить их внимание и на цвет. В цветовых отношениях дети также могут усвоить эталоны, по которым в дальнейшем будут ориентироваться. Исследования по сенсорному воспитанию показали, что уже в 5 лет дети способны запомнить и выделить при восприятии все цвета спектра, а в 6—7 лет они могут понять, как высветлить насыщенный тон до получения разнообразных оттенков.
Таким образом, дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития восприятия, поэтому необходимо целенаправленно развивать восприятие дошкольников через все виды деятельности. В изобразительной деятельности дошкольник учится передавать свое восприятия окружающей действительности через рисунок. Чтобы научиться этому, ему необходимо научиться правильно воспринимать и передавать цвета, формы, размеры предметов, их расположение в пространстве; вычленять части предметов и объединять их в целое. Поэтому изобразительная деятельность имеет очень важное значение для развития восприятия дошкольников.
Заключение
Восприятие – процесс активный. Направляясь первоначально только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях и тем более информативный голод не позволяют восприятию выполнять свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде.
Образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия, при формировании конкретного образа, направляется его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, это и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Формирующиеся в процессе восприятия образы обладают качествами, которые позволяют регулировать целесообразное поведение.
Основные свойства образа – константность, предметность, целостность, обобщенность – свидетельствуют об определенной независимости его от изменения условий восприятия в конкретных пределах: константность – от изменений физических условий наблюдения, предметность – от разнообразия фона, на котором воспринимается объект, целостность – от искажения и замены частей фигуры, обобщенность – от вариаций свойств объектов в границах данного класса. Можно сказать, что обобщенность – это константность внутри класса, целостность – структурная константность, а предметность – семантическая константность.
Особенностями восприятия в дошкольном возрасте являются:
- развитие восприятия
в ходе освоения системы
- исследование свойств
окружающих предметов через
- от младшего дошкольного возраста к старшему – увеличение целостности, произвольности восприятия.
Иными словами, дошкольник переходит постепенно от примитивных видов восприятия к целенаправленному, сознательному наблюдению различных сторон окружающих предметов и явлений.
Целенаправленные упражнения по развитию восприятия на занятиях по изобразительному искусству способствует развитию восприятия:
- формы предметов;
- размеров предметов;
- частей и целого;
- восприятия пространства;
- восприятия сюжета картинки;
- восприятия художественного образа.
В условиях правильно организованного педагогического процесса дошкольник постепенно научается не довольствоваться первыми впечатлениями, но более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы и передавать их в изображении. В результате этого возникающие в его голове образы восприятия окружающей действительности становятся более точными и богатыми по содержанию.
Список литературы
Гамезо М.В., Домашенко И.А. //Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 1999.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000.
Дьяченко О. М., Лаврентьева Г. В. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 128с.
Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте». Москва, «Школа-Пресс», 1998г.
Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М., 1978.
Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Ч. II. -- М., 1981
Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду М., «Просвещение», 1977
Крысько В.Г. //Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999.
Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2000.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. // Учебник для студентов высших учебных заведений. Изд. 6-е стереотипное. - М., Академия. 2000. - 456с.
Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
Поддьяков Н. Н. Проблемы речевого и умственного развития детей дошкольного возраста // Проблемы изучения речи дошкольника / Под ред. О. С. Ушаковой. - М: 1994. -С. 119-126.
Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана - СПб., 2003. - 368 с.
Рубинштейн С.Л. // Основы общей психологии: В 2т. – Т. II. – М., 1989.
Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.
Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.
Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961
Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.-336с.
Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001.
Приложение 1.
Методика «Какие предметы спрятаны в рисунке» (рисунки)
1 Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2000. С. 200.
2 Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000. С. 31.
3 Крысько В.Г. // Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999. С. 86.
4 Гамезо М.В., Домашенко И.А. // Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 1999. С. 135.
5 Там же. С. 136.
6 Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 2000. С. 33.
7 Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. С. 132.
8 Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1983, С. 147.
9 Косминская В. Б. и др.
Теория и методика
10 Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 1961. С. 149.
11 Запорожец А. В. Психология, М., Учпедгиз, 1953. . 153.
12 Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982. С. 167.
39
Информация о работе Развития восприятия дошкольников через изобразительную деятельность