Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 16:25, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение периода расцвета русской иконописи с XIVпо XVIвв. Этой цели подчинен следующий ряд задач: исследовать общие закономерности русской иконописи в этот период и выделить особенности техники исполнения икон таких мастеров как Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.
Введение 3
Глава 1.Особенности русской иконописи XIV-XVI вв. 5
Глава 2. Творчество величайших иконописцев
§ 1. Феофан Грек 10
§ 2. Андрей Рублев 14
§ 3. Дионисий 16
Заключение 19
Список использованных источников и литературы 21
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Саратовский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского»
Институт истории и международных отношений
Контрольная работа на тему:
«Расцвет русской иконописи в XIV-XVI веках. Феофан Грек.
Андрей Рублев. Дионисий»
Выполнила
Студентка 2 курса 241 группы
Института истории и международных отношений
Специальности «Социально-
культурный сервис и туризм»
Мусина Юлия Наилевна
Саратов 2012
Содержание
Введение 3
§ 1. Феофан Грек
§ 2. Андрей Рублев
§ 3. Дионисий
Заключение
Список использованных источников
и литературы
Икона - это живописное рельефное изображение святых, Богоматери, Иисуса Христа. Ее нельзя считать картиной, т.к. в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он следует. Икона появилась на Руси в X в. после того, как в 988г. Русь приняла от Византии христианство. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства. Хотя христианские храмы существовали в Киеве и раньше, именно после 988г. началось строительство первой каменной церкви. Строительство и роспись были выполнены приглашенными византийскими мастерами. Археологические раскопки позволяют утверждать, что важнейшие части ее росписи были выполнены в технике мозаики, а весь храм украшен фреской. Князь Владимир I привез из Херсонеса в Киев ряд икон и святынь, но, к сожалению, со временем они были утрачены. Из Киева, Чернигова, Смоленска и других южных городов до нашего времени не дошло ни одной иконы этого периода. Но об иконописи можно судить по многочисленным настенным росписям, для исполнения которых князья приглашали лучших мастеров Византии. Вместе с христианством Русь получила и достижения византийской культуры. Самые древнейшие на Руси иконы сохранились в Великом Новгороде (Софийский собор), Юрьевом монастыре. К началу XIII века наивысший расцвет русской иконописи достигает художественный центр Владимиро-Суздальского княжества. Но Русь разоряет Батый, что оказало сильное влияние на развитие иконописи. Из икон уходит гармония, свойственная Византии, приемы письма консервируются и упрощаются. Но художественная жизнь не прервалась целиком. Продолжают работать русские мастера в Ростове Великом, Вологде, на Русском Севере. Ростовские иконы отличалась повышенной экспрессией, резкостью исполнения и активностью образов, появляется тонкость, артистичность, рафинированные сочетания красок.
Но с конца XIV столетия
в Москве сосредотачивается вся
художественная жизнь Руси. Здесь
работают многочисленные мастера: русские,
сербы, греки. В Москве работает Феофан
Грек. Иконопись этого периода
подготовила основание для
Актуальность данной работы
состоит в том, что в последнее
время проявляется большой
Целью данной работы является рассмотрение периода расцвета русской иконописи с XIV по XVI вв. Этой цели подчинен следующий ряд задач: исследовать общие закономерности русской иконописи в этот период и выделить особенности техники исполнения икон таких мастеров как Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.
В русской иконописи периода расцвета существуют два центральных образа: это образ Спаса и образ Богородицы. Главный, центральный образ всего древнерусского искусства - образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель (Спас) - это слово абсолютно точно выражает представление о нем христианской религии. Она учит, что Иисус Христос - Человек и одновременно Бог и Сын Божий, пренесший спасение человеческому роду.
Традиционно расположены на любом его изображении по обеим сторонам от головы IC XC - обозначение словом его личности, сокращенное обозначение его имени - Иисус Христос ("Христос" по-гречески - помазанник, посланник Божий). Также традиционно окружает головы Спаса нимб - круг, чаще всего золотой, - символическое изображение исходящего от него света, света вечного, потому и обретающего круглую безначальную форму. Нимб этот в память о принесенной им за людей крестной жертве всегда расчерчен крестом.
Самый распространенный тип изображения Спаса – это «Спас Вседержитель». «"Спас Вседержитель" - это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием - знаком принесенного им в мир учения - и с правой рукой, деснице, поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения»1.Русская иконопись XV века является искусством светлым и радостным. Ей одинаково чужды как суровая византийская созерцательность, так и напряженная экспрессивность готики. Ее сияющие краски, сильные и яркие, ее ритмичные силуэты, певучие и мягкие, ее просветленные лики, ласковые и поэтичные, ее эпическое настроение, спокойное и сосредоточенное - все это вызывает у зрителя ощущение какой-то внутренней легкости, когда все противоборствующие страсти приведены в согласие и когда возникает то особое чувство гармонии, которое рождается при звуках совершенной музыки. Не случайно популярнейшей темой русской иконописи XV века было Умиление. Икона с изображением ласкающей своего сына матери - это одна из вершин русского художественного творчества. Ни французская готика, ни итальянское Возрождение не умели вложить в этот образ большей теплоты. Они создавали образы более человечные, но не более задушевные. Русские иконы Умиления оправдывают свое название, потому что при взгляде на них зрителя охватывает чувство глубокой умиленности.
Проницательный анализ образов русской иконы мы находим в работах Е. Трубецкого. Он наглядно показал, что наиболее характерной чертой восприятия мира, лежащего и в основе русской иконописи, и в основе самого русского православия, является столкновение двух полярных чувств, двух полярных форм отношения к миру; и это столкновение связано с тем, что сам мир понимается дуалистически, противоречиво, как составленный из двух полярных сфер. В русской иконе, утверждает Трубецкой, «мы находим живое, действенное соприкосновение двух миров, двух планов существования. С одной стороны, потусторонний вечный покой; с другой стороны, страждущее, греховное, хаотическое, но стремящееся к успокоению в Боге существование - мир ищущий, но еще не нашедший Бога»3.
Феофан Грек - один из немногих византийских мастеров-иконописцев, чье имя осталось в истории, возможно, благодаря тому, что, находясь в расцвете творческих сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, где умели ценить индивидуальность живописца. Этому гениальному "византийцу", или "гречину", суждено было сыграть решающую роль в пробуждении русского художественного гения.
Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище Грека. Наиболее вероятной датой рождения художника считаются 30-е годы XIV столетия. На Русь он приезжает в возрасте 35-40 лет. К этому времени Феофаном было расписано сорок каменных церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате. Из Византии мастер перебрался в Кафу (Феодосия), в ту пору богатую генуэзскую колонию, а оттуда - в Новгород.
Зрелым, сложившимся мастером Феофан Грек приехал на Русь. Благодаря нему русские живописцы получили возможность познакомиться с византийским искусством в исполнении не рядового мастера-ремесленника, а гения.
На Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, Феофан нашел плодотворную почву для развития своего могучего творческого дара. Его глубоко оригинальное искусство, идущее от византийских традиций, развивается в тесном взаимодействии с русской культурой. «Именно Феофан занес в Новгород столичную палеологовскую манеру, создал здесь свою школу. С этой школой следует связывать два фресковых цикла: росписи церкви Феодора Стратилата и церкви Успения Богородицы в селе Волотово».4
Первая работа, выполненная Феофаном Греком на Руси, - фрески одного из замечательных храмов Новгорода Великого - церкви Спаса Преображения на Ильине улице, построенной в 1374 году. Над фресками этой церкви он работал летом 1378 года по заказу боярина Василия Даниловича и горожан с Ильиной улицы.
Каждому из святых Феофан Грек
дает глубоко индивидуальную, сложную
психологическую
Даже в композиции "Троицы" нет умиротворенности. В образах ангелов не ощущается юношеской мягкости. Их прекрасные лица полны суровой отрешенности.
Информация о работе Расцвет русской иконописи в XIV-XVI веках. Феофан Грек. Андрей Рублев. Дионисий