Режиссерский замысел, как интуитивная проникновение в художественную истину

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

В таком понимании режиссерское искусство сформировалось сравнительно недавно. Лишь на рубеже XIX и XX столетий в историю мирового театра начали входить имена выдающихся режиссеров: Кронека и Рейнгардта в Германии, Антуана во Франции, Крэга в Англии, Ленского в России. До этого функции режиссера носили не столько художественно-творческий, сколько административно-технический характер и мало отличались от обязанностей нынешнего помрежа (помощника режиссера). Творческие функции, составляющие главное содержание современного режиссерского искусства, раньше брал на себя, обычно явочным порядком, кто-нибудь из наиболее авторитетных участников общей работы — автор пьесы, первый актер, художник или антрепренер.

Вложенные файлы: 1 файл

Режиссерский замысел.doc

— 688.50 Кб (Скачать файл)

 

Режиссерский замысел в процессе создания спектакля

Теоретические исследования процесса режиссерской разработки спектакля и проблемы замысла, осуществленные советским театроведением, основывались на широком практическом опыте советской сцены. Изучение истории создания спектаклей, составивших славу советской сцены, дает большой и разнообразный материал, позволяющий конкретно проследить, как в ходе создания того или иного крупного произведения замысел режиссера определял собою творческие искания всех создателей спектакля.

 

В числе театральных спектаклей, сыгравших значительную роль предлагаемых в период становления советского театра -"Бронепоезд 14-69" Вс.Иванова на сцене МХАТ, спектакль названный теоретиками и критиками детищем Станиславского именно потому, что его замысел привел к созданию незабываемой картины, к которой стремился Станиславский: "Революция, бронепоезд, победа.

 

Анализу процесса создания "Бронепоезда" посвящена довольно обширная критическая и научная литература, в том числе отдель-ная книга Поляковой Е. , глава в двухтомном исследовании о Ста-ниславском Строевой М.Н. , большая статья Судакова, работавшего над спектаклем, статьи Маркова. В оценке спектакля и его значения в истории МХАТ и всего советского театра авторы единодушно ссылаются на слова А.В.Луначарского о спектакле: "Да, "Бронепоезд" оказался подарком МХАТ I Октябрю, который не только должен быть принят революцией радушно, но который свидетельствует о богатстве тех перспектив, которые расстилаются теперь перед нами, когда театры, один за другим окончательно причаливают к нашему берегу и вступают в работу вместе со всеми строителями социализма"1.

 

В постановке "Бронепоезда" как нельзя более полно воплотилась социальная активность и художественная направленность режиссерской разработки спектакля и замысла. Еще в 1922 г. Станиславский писал о том, что невозможно продолжать старое, для нового же нет людей. Говорил он и о том, что еще нет драматургии, литературы, которая сполна бы вобрала эпоху революции, вскрыла бы ее социальный и гуманистический смысл. Говорил, но упорно искал материал, который позволил бы ему создать монументальную картину революционных свершений. "Долгим и трудным был путь театра от приятия революции к ее осмыслению и пониманию. Постоянно наблюдая происходящее в стране, участвуя в ее жизни, деятели театра поняли, что цель их теперь "показать революцию через душу человека".

 

"Бронепоезд 14-69" явился высшей точкой и завершением тех подступов к современной теме, которые брал МХАТ.

 

Определяющую роль в создании спектакля сыграл замысел, найденный Станиславским, те задачи, которые он поставил перед коллективом театра, Вс.Ивановым в ходе переработки его "Партизанских повестей" в пьесу "Бронепоезд 14-69". Идейно-художественная концепция спектакля родилась у Станиславского при первом знакомстве с повестью. Шенно поэтому он и предложил тогда еще мало известному писателю Иванову совместно с режиссером Н. Судаковым и зав.литом П.Марковым написать одноименную пьесу, главным героем которой по замыслу Станиславского должен стать народ.

 

В повести Иванова его поразил неведомый ему мир крестьянской стихи, эпический размах этого движения, яркая эмоциональность, самобытность характеров и противопоставленная крестьянской стихии целенаправленная позиция партии, единственной силы, способной втянуть крестьянство в революцию, направить бурный поток народной жизни по ее руслу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

По предмету: "Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество"

 

ТЕМА: "Сценарий - как литературная основа массовых праздников и театрализованных представлений"

 

Иркутск 2009

 

 

План

 

Введение

 

Глава № 1. Драматургия культурно-досуговой программы

 

1.1 Основные понятия

 

1.2 Сравнительный анализ драматургии  культурно-досуговой программы и  театра

 

1.3 Сценарий - литературная основа  культурно-досуговой программы

 

Глава № 2. Методика разработки сценария культурно-досуговой программы

 

2.1 Сценарный замысел в культурно-досуговой программе

 

2.2 Композиционное построение сценария  культурно-досуговой программы

 

2.3 Художественный монтаж сценария  культурно-досуговой программы

 

 

Введение

 

В жизни страны, региона, города, поселка, села, в каждом трудовом коллективе, в каждой семье есть неповторимый событийный материал, который позволяет специалистам определить тему культурно-досуговой программы.

 

В современных условиях социальная обстановка в обществе довольно противоречива, направления развития досуговой деятельности не адекватно выражают направления развития общества. Люди, в первую очередь учащаяся молодежь, проявляют инициативу и самодеятельность в выборе содержания и форм свободного времяпрепровождения. Практика свидетельствует, что в силу отсутствия необходимого опыта культурно-досуговой деятельности, ограниченности общей культуры, узости духовных интересов личность избирает далеко не самые конструктивные формы наполнения своего досуга. Зачастую в неформальных объединениях молодежи проявляются экстремизм, групповой эгоизм, элементы национализма, деструктивные формы поведения. И это с особой силой ставит проблему корректного и конструктивного драматургического влияния на культурно-досуговую деятельность.

 

Рассматривая драматургию культурно-досуговых программ как, важную часть технологии культурно-досугового процесса, следует подчеркнуть, что она имеет свою специфику. Еще в начале века на смену получившим в то время признание теоретическим установкам в области театрального действа, утверждавшим схематизм, канонизацию драматургического построения культурно-досуговой программы, пришла действенная теория, раскрывающая процесс драматургизации культурно-досуговой деятельности, которая развивается и улучшается, по сей день.

 

И только при использовании этой теории, можно написать сценарий, отвечающий всем правилам, законам и критериям.

 

В наше же время существует такая проблема, как написание и использование в культурно-досуговых программах сценариев, заранее написанных от рук непрофессионалов. Это в свою очередь приводит к тому, что сценарий не отвечает стандартам написания, а отсюда следует, что культурно-досуговая программа, построенная по этому сценарию, будет - безграмотна, некачественна, возможно, на 80 % неинтересна, неудачна. Так как, в любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от правильности его построения.

 

Например, существует четкая структура построения культурно - досуговой программы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и финал. Каждый названный элемент в структуре композиции имеет свое определенное функциональное назначение. И если при построении культурно-досуговой программы отступить от правил и выпустить из виду, какой - нибудь элемент, например кульминацию (Кульминация - наивысшая точка развития конфликта.) то, логическая законченность программы будет утеряна. А так как все элементы структуры построения программы связанны между собой неразрывно, упустив один из них, в культурно-досуговой программе сценарист (режиссёр) не сможет выразить свою идею, и это, прежде всего, приведет к тому, что культурно-досуговая программа станет бессмысленна и не интересна для аудитории.

 

Напоминая о том, что в любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от правильности его построения, хочу сказать, что: "Каждый человек, который способен творить, произведения искусства, просто обязан знать законы их построения!"

 

Объект: Сценарий Культурно-досуговой программы.

 

Предмет: Драматургия Культурно-досуговой программы.

 

Цель: Теоретическое и практическое осмысление методики разработки сценария.

 

Задачи:

 

* Исследовать основные закономерности.

 

* Изучить специальную литературу.

 

* Рассмотреть основные понятия.

 

* Проанализировать сценарий.

 

 

Глава № 1. Драматургия культурно-досуговой программы

 

1.1 Основные понятия

 

Эпос - устное народное творчество, повествование , излагаемое от первого лица , имеющее хронологический порядок , к которому относятся сказки , сказания , мифы , предания. Для эпоса характерно физическое действие без особых психологических переживаний персонажей. Словесное действие в форме диалогов и монологов в эпосе исключено. Основными персонажами эпоса являлись народные герои, силы стихий, которые олицетворяли например , в Древней Греции титаны и мифические герои. С появлением письменности к эпосу стали относить произведения прозы.

 

Лирика - литературные произведения, в которых значительное место занимают личные переживания героев или авторов, так же описание природы.

 

Драма - произведение литературы, в котором описание событий ведется через диалог действующих лиц, предназначенное для зрелищного воплощения. Особенностью драмы является развитие конфликта посредствам диалогов и монологов. Для пояснения написанного автором используются ремарки.

 

Сценарий - четвертый самостоятельный род литературы, в котором синтезировались элементы эпоса, лирики и драмы.

 

Сценарий - это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, какие художественные произведения используются, в какой обстановке происходит действие.

 

Драматургия - сюжетно - образная концепция (взгляд) культурно - досуговой программы, будь то просмотр спектакля, кинофильма, эстрадного номера, обряда. Драматургия - это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.

 

Сценарный план - набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории.

 

Либретто - более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения.

 

Литературный сценарий - подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб.

 

Режиссерский сценарий - развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

 

Культурно - досуговая программа - это результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей.

 

Форма культурно - досуговой программы - это угол зрения специалиста на проблему, структура, образуемая на основе организации материала и аудитории.

 

Замысел представляет собой - задуманное автором (сценаристом, режиссером) построение программы, включающий в себя разработку основной мысли (темы, идеи) и элементы творческого процесса ее воплощения.

 

Композиция - (соединение, расположение, составление) построение художественного произведения.

 

Монтаж - метод культурно-досуговой деятельности, позволяющий скомпоновать выступления реальных лиц, цитаты из документов, отрывки из произведений художественной литературы, кинофильмов, музыкальные фрагменты и другие элементы.

 

1.2 Сравнительный анализ драматургии  культурно-досуговой программы и  театра

 

Современное понимание технологии культурно-досуговой деятельности как комплексного, гибкого педагогического инструмента воздействия на человека, с учетом его психологии, в том числе и в условиях домашнего досуга, привело к необходимости определения границ деятельности учреждений культуры. Ведомственная разобщенность учреждений культуры (Министерство культуры РФ, ведомства, творческие союзы, профсоюзы), отсутствие координирующего центра, разобщенность в деятельности разных ведомств, хаотичность использований форм и методов работы порождают много негативных проблем. Особенно остро встает вопрос о драматургии культурно-досуговой деятельности.

 

Драматургия является основой, связующей тканью, на которой в различных формах можно реализовывать разнообразные направлении культурно-досуговой деятельности. Подбор и использование драматургического материала являются важнейшим фактором эффективности культурно-досуговой деятельности. Прежде всего, здесь следует учитывать: форму деятельности (массовая, групповая, индивидуальная); место проведения (домашний досуг или учреждение культуры); состав аудитории. С точки зрения, драматургии, культурно-досуговая программа - это результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей.

 

Драматургия - это сюжетно-образная концепция (взгляд) культурно-досуговой программы, будь то просмотр спектакля, кино-фильма, эстрадного номера, обряда и т.д. Драматургия - это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.

 

Но если в театральном творчестве в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса и на основе ее литературного материала создается идейно-насыщенный, созвучный современности, органичный в исполнении актеров спектакль, то в культурно-досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального фактического материала, реальных актеров, которыми является аудитория. Конечно, сферы применения здесь различны: в одном случае - пьеса, на основе которой строится спектакль с учетом идейно-тематической основы, заложенной автором, в другом - конкретная исходная, реальная ситуация. В одном случае режиссер идет от пьесы к жизни, а в другом наоборот - от жизни к пьесе, где представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами.

 

В театре драматургическая концепция спектакля предопределяется границами материала пьесы, а в культурно-досуговой программе - исходным, общественно значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации, выраженной в художественной форме.

Информация о работе Режиссерский замысел, как интуитивная проникновение в художественную истину