Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 16:06, реферат
Большинство произведений искусства Египтян имело религиозное назначение, и религия закрепила в виде незыблемых правил – канонов многие черты древнейших памятников искусства. Древнеегипетское искусство не предназначалось для созерцания, его назначением было служить душам умерших и той вечной жизни, которая ожидала их после земной смерти.
Огромную роль в развитии искусства Древнего Египта сыграла мифология как отражения мировоззрения и мировосприятия египтян. Египетская мифология оказывала влияние на все сферы жизни египтян.
Введение 3
1.Религия в Древнем Египте 4
1.1.Культ богов 4
1.2.Вера в загробную жизнь 5
1.3.Обожествление фараонов 6
1.4.Жречество Древнего Египта 6
2.Искусство Древнего Египта 8
2.1.Каноны в древнеегипетском искусстве 8
2.2.Гробницы Древнего Египта 10
2.3.Устройство древнеегипетских храмов 10
2.4.Сцены труда в гробницах 11
Заключение 12
Список использованных источников 13
Введение 3
1.Религия в Древнем Египте 4
1.1.Культ богов 4
1.2.Вера в загробную жизнь 5
1.3.Обожествление фараонов 6
1.4.Жречество Древнего Египта 6
2.Искусство Древнего Египта 8
2.1.Каноны в древнеегипетском искусстве 8
2.2.Гробницы Древнего Египта 10
2.3.Устройство древнеегипетских храмов 10
2.4.Сцены труда в гробницах 11
Заключение 12
Список использованных источников 13
История культуры древнего
Египта показывает, что эта цивилизация
не всегда была монолитной и могущественной,
она переживала периоды расцвета и упадка.
Различного рода противоречия, порожденные
роскошью правящей верхушки и нищетой
народа, столкновениями власти фараона
с властью жрецов, подчас расшатывали
и ослабляли египетское государство. А
войны с соседями, соперничество других
мощных империй порой ставили под угрозу
целостность империи фараонов. Но, не смотря
на все эти обстоятельства, внутренние
силы оказались достаточно велики, раз
эта империя в течении почто тридцати
веков, всякий раз оправлялась от очередного
удара, продолжала воплощать высшую ступень
человеческой цивилизации своего времени.
Основная причина высокой жизнестойкости
египетской державы, как считали исследователи,
была заключена в религиозных убеждениях
древних египтян.
Первоначально пантеон египетских
богов отличался хаотичностью, несогласованностью
и противоречивостью. Богов в
Древнем Египте было много, в каждом
городе их было несколько. Главным был
бог солнца Ра, царь и отец богов.
Одним из важнейших был Осирис – бог смерти,
олицетворявший умирающую и воскресающую
природу. Египтяне верили, что после
смерти и своего воскрешения Осирис стал
царем подземного царства. Не менее важной
была богиня Исида – покровительница
плодородия и материнства. Богиней истины
и порядка считалась Маат.
Древние египтяне признавали всех богов
почитавшихся местными традициями. У каждого
из них было свое имя, своя история, основные
атрибуты и символика, делавшие их единственными
в своем роде. Жители каждого города глубоко
чтили покровительствующее им божество,
от которого зависело их
Со временем, в период создания единого
государства, сложилась некая божественная
иерархия и упорядочились культы многочисленных
богов и связанные с ними религиозно-мифологические
представления. Идея единовластия привела
к возвышению культов богов, крупнейших
религиозных и политических
Теперь главное божество любой провинции
(нома) считалось воплощением солнца, это
отразилось и на их именах: Амон-Ра, Манту-Ра,
Себек-Ра.
В древности каждое божество имело свое
зооморфное тождество. Оно представлялось
в облике какого-либо животного, птицы,
рыбы или насекомого. Так, бог Гор изображался
в виде сокола, богиня Сехмет – львицы,
Исида – змеи, Анубис – шакала, бог воды
и разлива Нила Себек – крокодила.
На более позднем этапе религии происходит
антропоморфизация божеств, то есть наделение
их человеческими качествами. Развитие
животноводства породило отдельно самостоятельные
культы животных, среди которых наиболее
распространенным был культ священного
быка Аписа.
Существование государства не мыслились
египтянами без богини Маат – божественного
порядка и истины. Боги творцы уничтожают
изначальный хаос, и в созданном ими человеческом
обществе они выступают в роли всеобщей гармонии Маат.
Во главе всего пантеона древнеегипетских
богов стоял бог солнца Ра, творец всего
живого, рожденный из хаоса и победивший
мрак. Он создал первое поколение богов,
от которого пошли все последующие. Верховный
солнечный бог Ра почитался в виде человека,
с солнечным диском на голове и изображался
в священной ладье.
Развитие древнеегипетской
культуры происходило под
Египтяне верили, что в загробном царстве
много воды, а пшеница − в рост человека.
Не всякая, однако, душа туда попадает.
Души умерших людей судит бог Осирис. Он
беспощаден к нарушителям воли богов −
их души пожирает страшное чудовище.
Сооружение пирамид, гигантских
усыпальниц, - яркое свидетельство
того, сколь велика была в Египте
вера в особую божественную силу царя,
распространявшуюся на
Религия в Древнем Египте требовала беспрекословной
покорности фараону. За нарушение приказов
фараона она грозила засухой, чумой, нашествием врагов, а после
Обожествление фараонов и страх перед
гневом богов мешали борьбе трудящихся
с эксплуататорами. Религия в Египте укрепляла
царскую власть и рабовладельческий строй.
Египтяне считали, что
тот, кто получил хороший урожай,
вылечился от тяжелой болезни, получил
награду фараона, − заслужил милость
богов. Они обращались к богам с
Жилищами богов считались храмы; там стояли
их идолы. Крестьяне несли в храм мешочки
с зерном, корзины с овощами. Богатые люди
жертвовали храмам золото, рабов, скот;
фараоны дарили также поля плодородной
земли. Храмы владели огромными богатствами.
Главному храму в городе Фивы принадлежало
более 80 тысяч рабов. При храмах были «служители
богов» − жрецы. Считалось, что жрецы кормят
богов − перед идолами они ставили еду.
Распоряжаясь богатствами храмов, жрецы
были крупными владельцами рабов, скота,
земли и золота. Они беспощадно эксплуатировали
своих рабов и должников, защищали интересы
рабовладельцев и власть фараона.
Влияние жрецов в Египте было огромно.
Многие египтяне верили, что жрецы встречаются
с богами, передают им просьбы людей, а
боги через жрецов объявляют людям свою
волю. Слова жреца считались словами бога.
Составной частью религиозных
культов и заупокойных ритуалов
было искусство. Оно было тесно связано
с религией, которая боготворила
силы природы и земную власть. Поэтому
религия и мифология являются ключом
к пониманию всей художественной
Особенно ярко взаимосвязь религии и искусства
выразилась в архитектуре – ведущем египетском
виде искусства. Архитектуре, в свою очередь, были подчинены
В силу целого ряда причин многие художественные
представления египтян сложились очень
рано и сохранялись на протяжении не только
столетий, но и тысячелетий. Отсюда и художественное
творчество как неотъемлемая часть культурной
системы должно было неукоснительно следовать
как общекультурным, так и художественным
традициям.
Потребность зафиксировать устоявшиеся
нормы и принципы культуры сформировала
особое художественное мышление египтян
и выработала развитую систему канонов
(совокупность обязательных художественных
приемов и правил, определяющих нормы
в изобразительном искусстве), предписывавших
художнику правила пользования пропорцией
и светом (канон пропорции и канон света),
схемы изображения людей и животных (иконографический канон).
Впервые в истории канон становится важнейшим
художественным принципом, определяющим
Канон был установлен в изображении стоящего,
идущего, сидячего человека, а так же для
рисования цветка лотоса и священных животных.
До наших дней дошли рисунки и росписи
на стенах гробниц, храмов и дворцов, предметов
домашнего обихода, в которых художник
строго придерживался определенных правил.
Все рисунки египетских мастеров были
линейными и плоскими, в них не было объема,
перспектив и светотени. Линейные рисунки
раскрывались цветом без введения дополнительных
тонов и цветных теней. Фигуры очерчивались
резким контуром: мужские – черным, женские
- красным.
Особое внимание уделялось изображению
человеческой фигуры. Был разработан специальный
канон, созданный на основе изучения и
измерения фигуры человека с математической
точностью. Этот канон основывался на
законах фронтальности. Фигура изображалась
так, словно на нее смотрят с разных сторон:
голова в профиль, глаза в фас, а живот
– в три четверти.
Размер фигуры человека определялся его
социальным положением. Например, фигура
фараона или знатного человека изображалась
в несколько раз крупнее приближенных
и тем более рабов. Фигуры взрослого и
ребенка отличались не пропорциями а
В скульптурных изображениях человека
уже в Древнем Египте был выработан строго
определенный канон. Стоящая статуя выполнялась
с выдвинутой вперед левой ногой и опушенными
руками, прижатыми к телу.
Сидячая статуя представляла собой фигуру
с симметрично положенными на колени руками
или согнутой в локте рукой. Оба типа статуй
были всегда пропорциональны, симметричны,
фронтальны и статичны. Их туловища напряженно
выпрямлены, прямо поставленная голова
высоко поднята, а спокойно-беспристрастный
взгляд устремлен вдаль.
Великим достижением технического
и художественного мастерства человека
явились создание египтянами архитектурных
сооружений. Ими были созданы гигантские
пирамиды и гробницы. Каждая пирамида
являлась центром целого архитектурного
ансамбля заупокойных святилищ.
В гробницу помещали статуи ее хозяина,
высеченные из камня или вырезанные из
дерева. Умершего изображали в величавой
позе, он и после смерти должен был остаться
тем же, кем был при жизни, − фараоном или
вельможей. Однако лица у всех статуй различны;
египетские скульпторы достигли большого
мастерства в изображении человеческих
лиц. Жизненность статуй еще больше возрастала
оттого, что их раскрашивали и вставляли
им глаза из хрусталя и цветных камней.
Входящему в гробницу кажется, что на него
смотрит не статуя, сделанная несколько
тысяч лет назад, а живой человек.
Фараоны и жрецы могли собирать на строительные работы тысячи ремесленников, крестьян и рабов. Это позволяло им воздвигать величественные храмы, которые внушали веру в могущество богов и фараонов. Перед храмом и в храме стояли статуи фараонов высотой в 5−6 раз больше человеческого роста. На стенах и на многих колоннах были вырезаны гигантские изображения фараонов. Путь к храму шел между двумя рядами величавых каменных сфинксов. За ними высилась передняя стена с двумя мощными башнями. Узкий вход между ними вел во двор храма. Кровли храмов поддерживали разнообразные столбы или колонны. Одни из них были высечены в виде пучка стеблей папируса, другие − стройной пальмы, третьи увенчивались каменным цветком. В конце двора, ярко освещенного солнцем, находился огромный зал, погруженный в таинственный полумрак. В нем тесно друг к другу стояли десятки мощных колонн, а на потолке сверкали золотые звезды. За залом было святилище, входить в которое могли только главные жрецы и фараон. Мерцающие огоньки светильников слабо освещали поставленных там идолов.
Египтяне верили, что загробный
мир — это продолжение земной
жизни, поэтому все, чем пользовался
человек на земле, может понадобиться
ему и в царстве мертвых. Поэтому
в гробницах помещали сделанные из дерева
и глины фигурки поваров, носильщиков,
других рабов и слуг, которые должны были
работать на хозяина; были даже фигурки
надсмотрщиков за рабами. Все фигурки
на одно лицо − рабовладельцу было безразлично,
кто на него будет работать.
Так же в гробницах присутствовал
рельеф и настенные росписи, которые содержали
развернутое повествование на религиозные,
исторические и бытовые темы. Был выработан
тип строго ритмической композиции этих
плоскостных, идущих полосами изображений,
отличающихся красотой и отточенностью
силуэтов и контуров. На стенах гробниц
художники писали картины, изображающие
хозяйство рабовладельца.
Большинство произведений искусства
Египтян имело религиозное
Огромную роль в развитии искусства Древнего
Египта сыграла мифология как отражения
мировоззрения и мировосприятия египтян.
Египетская мифология оказывала влияние
на все сферы жизни египтян. Объяснение
явлений действительности основывалось
на мифологических представлениях, и какую
бы сторону жизни в Древнем Египте мы не
рассматривали, всюду присутствуют сакральные
знаки и символы, всюду реальное тесно
переплетается с мифическим. И, конечно
же, мифологические воззрения Древнего
Египта нашли широкое отражение в искусстве.
В египетской мифологии в целом существовало
очень много богов, однако в каждом номе
складывался свой пантеон и культ богов,
воплощенных в небесных светилах, камнях,
деревьях, животных, птицах, змеях. Мифологические
и религиозномагические представления
древних египтян стали предпосылкой для
создания непревзойденного по силе воздействия
искусства.
1.Садохин А.П., Грушевицкая
Т.Г. История мировой культуры
2010
2.Бонгард-Левин Г.М. Древние цивилизации
1989
3.Борзова Е.П. История мировой культуры
2002
4.Баранов Н.В., Веймарн Б.В., Виппер Б.Р.,
Иогансон Б.В., Полевой В.М., Федоров-Давыдов
А.А. Краткая художественная энциклопедия
Искусство стран и народов мира 1962
5.Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций
2011
6.Уоллис Бадж Древний Египет: духи, идолы,
боги 2009