Религия и Искусство Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 16:06, реферат

Краткое описание

Большинство произведений искусства Египтян имело религиозное назначение, и религия закрепила в виде незыблемых правил – канонов многие черты древнейших памятников искусства. Древнеегипетское искусство не предназначалось для созерцания, его назначением было служить душам умерших и той вечной жизни, которая ожидала их после земной смерти.
Огромную роль в развитии искусства Древнего Египта сыграла мифология как отражения мировоззрения и мировосприятия египтян. Египетская мифология оказывала влияние на все сферы жизни египтян.

Содержание

Введение 3
1.Религия в Древнем Египте 4
1.1.Культ богов 4
1.2.Вера в загробную жизнь 5
1.3.Обожествление фараонов 6
1.4.Жречество Древнего Египта 6
2.Искусство Древнего Египта 8
2.1.Каноны в древнеегипетском искусстве 8
2.2.Гробницы Древнего Египта 10
2.3.Устройство древнеегипетских храмов 10
2.4.Сцены труда в гробницах 11
Заключение 12
Список использованных источников 13

Вложенные файлы: 1 файл

Религия и Искусство Древнего Египта.docx

— 32.93 Кб (Скачать файл)

 

Введение 3

1.Религия в Древнем Египте 4

1.1.Культ богов 4

1.2.Вера в загробную жизнь 5

1.3.Обожествление фараонов 6

1.4.Жречество Древнего Египта 6

2.Искусство Древнего Египта 8

2.1.Каноны в древнеегипетском искусстве 8

2.2.Гробницы Древнего Египта 10

2.3.Устройство древнеегипетских храмов 10

2.4.Сцены труда в гробницах 11

Заключение 12

Список использованных источников 13

 

Введение

История культуры древнего Египта показывает, что эта цивилизация  не всегда была монолитной и могущественной, она переживала периоды расцвета и упадка. 
 Различного рода противоречия, порожденные роскошью правящей верхушки и нищетой народа, столкновениями власти фараона с властью жрецов, подчас расшатывали и ослабляли египетское государство. А войны с соседями, соперничество других мощных империй порой ставили под угрозу целостность империи фараонов. Но, не смотря на все эти обстоятельства, внутренние силы оказались достаточно велики, раз эта империя в течении почто тридцати веков, всякий раз оправлялась от очередного удара, продолжала воплощать высшую ступень человеческой цивилизации своего времени. Основная причина высокой жизнестойкости египетской державы, как считали исследователи, была заключена в религиозных убеждениях древних египтян.

 

 

1.Религия в Древнем Египте

1.1.Культ богов

Первоначально пантеон египетских богов отличался хаотичностью, несогласованностью и противоречивостью. Богов в  Древнем Египте было много, в каждом городе их было несколько. Главным был  бог солнца Ра, царь и отец богов. Одним из важнейших был Осирис – бог смерти, олицетворявший умирающую и воскресающую природу.  Египтяне верили, что после смерти и своего воскрешения Осирис стал царем подземного царства. Не менее важной была богиня Исида – покровительница плодородия и материнства. Богиней истины и порядка считалась Маат. 
 Древние египтяне признавали всех богов почитавшихся местными традициями. У каждого из них было свое имя, своя история, основные атрибуты и символика, делавшие их единственными в своем роде. Жители каждого города глубоко чтили покровительствующее им божество, от которого зависело их благополучие. 
 Со временем, в период создания единого государства, сложилась некая божественная иерархия и упорядочились культы многочисленных богов и связанные с ними религиозно-мифологические представления. Идея единовластия привела к возвышению культов богов, крупнейших религиозных и политических центров. 
 Теперь главное божество любой провинции (нома) считалось воплощением солнца, это отразилось и на их именах: Амон-Ра, Манту-Ра, Себек-Ра. 
 В древности каждое божество имело свое зооморфное тождество.  Оно представлялось в облике какого-либо животного, птицы, рыбы или насекомого. Так, бог Гор изображался в виде сокола, богиня Сехмет – львицы, Исида – змеи, Анубис – шакала, бог воды и разлива Нила Себек – крокодила. 
 На более позднем этапе религии происходит антропоморфизация божеств, то есть наделение их человеческими качествами. Развитие животноводства породило отдельно самостоятельные культы животных, среди которых наиболее распространенным был культ священного быка Аписа. 
 Существование государства не мыслились египтянами без богини Маат – божественного порядка и истины. Боги творцы уничтожают изначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе они выступают в роли всеобщей гармонии Маат. 
 Во главе всего пантеона древнеегипетских богов стоял бог солнца Ра, творец всего живого, рожденный из хаоса и победивший мрак. Он создал первое поколение богов, от которого пошли все последующие. Верховный солнечный бог Ра почитался в виде человека, с солнечным диском на голове и изображался в священной ладье.

1.2.Вера в загробную жизнь

Развитие древнеегипетской культуры происходило под непосредственным влиянием заупокойных культов. По верованиям древних египтян, душа продолжает жить, если сохранить тело умершего, в которое она время от времени возвращается. Из тела вынимали внутренности, вымачивали его в соляном растворе, пеленали в белые ткани, пропитанные душистыми смолами. Такое тело не разлагалось, а высыхало. Высохшие тела называют мумиями. Но чтобы попасть в загробный мир, необходимо было не только сохранить мумию, но и оставить в гробнице точный скульптурный портрет умершего, чтобы его душа – «двойник», его жизненная сила «ка» не перепутала тело, узнала свой облик и возвратилась в него. Поэтому гробницы и храмы наполнялись портретными статуями и рельефами, которые были вполне реалистичны и передавали портретное сходство.  
Египтяне верили, что в загробном царстве много воды, а пшеница − в рост человека. Не всякая, однако, душа туда попадает. Души умерших людей судит бог Осирис. Он беспощаден к нарушителям воли богов − их души пожирает страшное чудовище.

1.3.Обожествление фараонов

Сооружение пирамид, гигантских усыпальниц, - яркое свидетельство  того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданных и после его смерти.  
 Религия в Древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону. За нарушение приказов фараона она грозила засухой, чумой, нашествием врагов, а после смерти человека судом Осириса. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, установили не люди, а боги. Фараона называли «сыном бога» и «великим богом». Не только простые люди, но и вельможи падали перед фараоном на землю и целовали след его ноги. Большой честью считалось, если фараон позволял целовать свою сандалию. 
 Обожествление фараонов и страх перед гневом богов мешали борьбе трудящихся с эксплуататорами. Религия в Египте укрепляла царскую власть и рабовладельческий строй.

1.4.Жречество Древнего Египта 

Египтяне считали, что  тот, кто получил хороший урожай, вылечился от тяжелой болезни, получил  награду фараона, − заслужил милость богов. Они обращались к богам с молитвами и приносили им жертвы. 
 Жилищами богов считались храмы; там стояли их идолы. Крестьяне несли в храм мешочки с зерном, корзины с овощами. Богатые люди жертвовали храмам золото, рабов, скот; фараоны дарили также поля плодородной земли. Храмы владели огромными богатствами. Главному храму в городе Фивы принадлежало более 80 тысяч рабов. При храмах были «служители богов» − жрецы. Считалось, что жрецы кормят богов − перед идолами они ставили еду. 
 Распоряжаясь богатствами храмов, жрецы были крупными владельцами рабов, скота, земли и золота. Они беспощадно эксплуатировали своих рабов и должников, защищали интересы рабовладельцев и власть фараона. 
 Влияние жрецов в Египте было огромно. Многие египтяне верили, что жрецы встречаются с богами, передают им просьбы людей, а боги через жрецов объявляют людям свою волю. Слова жреца считались словами бога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Искусство Древнего Египта

2.1.Каноны в древнеегипетском искусстве

Составной частью религиозных  культов и заупокойных ритуалов было искусство. Оно было тесно связано  с религией, которая боготворила  силы природы и земную власть. Поэтому  религия и мифология являются ключом к пониманию всей художественной культуры Древнего Египта. 
 Особенно ярко взаимосвязь религии и искусства выразилась в архитектуре – ведущем египетском виде искусства. Архитектуре, в свою очередь, были подчинены живопись и скульптура. 
 В силу целого ряда причин многие художественные представления египтян сложились очень рано и сохранялись на протяжении не только столетий, но и тысячелетий. Отсюда и художественное творчество как неотъемлемая часть культурной системы должно было неукоснительно следовать как общекультурным, так и художественным традициям.  
Потребность зафиксировать устоявшиеся нормы и принципы культуры сформировала особое художественное мышление египтян и выработала развитую систему канонов (совокупность обязательных художественных приемов и правил, определяющих нормы в изобразительном искусстве), предписывавших художнику правила пользования пропорцией и светом (канон пропорции и канон света), схемы изображения людей и животных (иконографический канон). 
 Впервые в истории канон становится важнейшим художественным принципом, определяющим творческую деятельность художника. Эти образы, освященные религией, не подлежали изменению, и при создании произведений необходимо было строго их придерживаться. Требования канонов передавались художниками из поколения в поколение. Существовали даже специальные руководства для художников, записанные на папирусе. Тем самым древнеегипетские художники выступали в роли хранителей священных законов художественного творчества. Общественный статус был высок и почетен. Иногда его приравнивали к сану жреца. Но его деятельность не рассматривалась как самодостаточная. Живописец, скульптор, литератор были призваны своим творчеством реализовывать высшие общественные установки и отказываться от любых форм творческого художественного экспериментаторства, выходящих за пределы предписанных законов. 
 Канон был установлен в изображении стоящего, идущего, сидячего человека, а так же для рисования цветка лотоса и священных животных. До наших дней дошли рисунки и росписи на стенах гробниц, храмов и дворцов, предметов домашнего обихода,  в которых художник строго придерживался определенных правил. 
 Все рисунки египетских мастеров были линейными и плоскими, в них не было объема, перспектив и светотени. Линейные рисунки раскрывались цветом без введения дополнительных тонов и цветных теней. Фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным, женские - красным. 
Особое внимание уделялось изображению человеческой фигуры. Был разработан специальный канон, созданный на основе изучения и измерения фигуры человека с математической точностью. Этот канон основывался на законах фронтальности. Фигура изображалась так, словно на нее смотрят с разных сторон: голова в профиль, глаза в фас, а живот – в три четверти.  
Размер фигуры человека определялся его социальным положением. Например,  фигура фараона или знатного человека изображалась в несколько раз крупнее приближенных и тем более рабов. Фигуры взрослого и ребенка отличались не пропорциями а размером. 
 В скульптурных изображениях человека уже в Древнем Египте был выработан строго определенный канон. Стоящая статуя выполнялась с выдвинутой вперед левой ногой и опушенными руками, прижатыми к телу.  
Сидячая статуя представляла собой фигуру с симметрично положенными на колени руками или согнутой в локте рукой. Оба типа статуй были всегда пропорциональны, симметричны, фронтальны и статичны. Их туловища напряженно выпрямлены, прямо поставленная голова высоко поднята, а спокойно-беспристрастный взгляд устремлен вдаль.

2.2.Гробницы Древнего Египта

Великим достижением технического и художественного мастерства человека явились создание египтянами архитектурных  сооружений. Ими были созданы гигантские пирамиды и гробницы. Каждая пирамида являлась центром целого архитектурного ансамбля заупокойных святилищ.  
 В гробницу помещали статуи ее хозяина, высеченные из камня или вырезанные из дерева. Умершего изображали в величавой позе, он и после смерти должен был остаться тем же, кем был при жизни, − фараоном или вельможей. Однако лица у всех статуй различны; египетские скульпторы достигли большого мастерства в изображении человеческих лиц. Жизненность статуй еще больше возрастала оттого, что их раскрашивали и вставляли им глаза из хрусталя и цветных камней. Входящему в гробницу кажется, что на него смотрит не статуя, сделанная несколько тысяч лет назад, а живой человек.

2.3.Устройство древнеегипетских храмов

Фараоны и жрецы могли  собирать на строительные работы тысячи ремесленников, крестьян и рабов. Это  позволяло им воздвигать величественные храмы, которые внушали веру в могущество богов и фараонов. Перед храмом и в храме стояли статуи фараонов высотой в 5−6 раз больше человеческого роста. На стенах и на многих колоннах были вырезаны гигантские изображения фараонов. Путь к храму шел между двумя рядами величавых каменных сфинксов. За ними высилась передняя стена с двумя мощными башнями. Узкий вход между ними вел во двор храма. Кровли храмов поддерживали разнообразные столбы или колонны. Одни из них были высечены в виде пучка стеблей папируса, другие − стройной пальмы, третьи увенчивались каменным цветком. В конце двора, ярко освещенного солнцем, находился огромный зал, погруженный в таинственный полумрак. В нем тесно друг к другу стояли десятки мощных колонн, а на потолке сверкали золотые звезды. За залом было святилище, входить в которое могли только главные жрецы и фараон. Мерцающие огоньки светильников слабо освещали поставленных там идолов.

2.4.Сцены труда в гробницах

Египтяне верили, что загробный  мир — это продолжение земной жизни, поэтому все, чем пользовался  человек на земле, может понадобиться ему и в царстве мертвых. Поэтому в гробницах помещали сделанные из дерева и глины фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг, которые должны были работать на хозяина; были даже фигурки надсмотрщиков за рабами. Все фигурки на одно лицо − рабовладельцу было безразлично, кто на него будет работать. 
 Так же в гробницах присутствовал рельеф и настенные росписи, которые содержали развернутое повествование на религиозные, исторические и бытовые темы. Был выработан тип строго ритмической композиции этих плоскостных, идущих полосами изображений, отличающихся красотой и отточенностью силуэтов и контуров. На стенах гробниц художники писали картины, изображающие хозяйство рабовладельца.

 

 

Заключение

Большинство произведений искусства  Египтян имело религиозное назначение,  и религия закрепила в виде незыблемых правил – канонов многие черты древнейших памятников искусства. Древнеегипетское искусство не предназначалось  для созерцания, его назначением  было служить душам умерших и  той вечной жизни, которая ожидала их после земной смерти. 
 Огромную роль в развитии искусства Древнего Египта сыграла мифология как отражения мировоззрения и мировосприятия египтян. Египетская мифология оказывала влияние на все сферы жизни египтян. Объяснение явлений действительности основывалось на мифологических представлениях, и какую бы сторону жизни в Древнем Египте мы не рассматривали, всюду присутствуют сакральные знаки и символы, всюду реальное тесно переплетается с мифическим. И, конечно же, мифологические воззрения Древнего Египта нашли широкое отражение в искусстве. 
 В египетской мифологии в целом существовало очень много богов, однако в каждом номе складывался свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, животных, птицах, змеях. Мифологические и религиозномагические представления древних египтян стали предпосылкой для создания непревзойденного по силе воздействия искусства.

 

 

 

 

Список использованных источников

1.Садохин А.П., Грушевицкая  Т.Г. История мировой культуры 2010 
2.Бонгард-Левин Г.М. Древние цивилизации 1989 
3.Борзова Е.П. История мировой культуры 2002 
4.Баранов Н.В., Веймарн Б.В., Виппер Б.Р., Иогансон Б.В., Полевой В.М., Федоров-Давыдов А.А. Краткая художественная энциклопедия Искусство стран и народов мира 1962 
5.Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций  2011 
6.Уоллис Бадж Древний Египет: духи, идолы, боги 2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Религия и Искусство Древнего Египта