Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:17, контрольная работа
В художественном наследии Древнего Рима едва ли не первое место занимает скульптурный портрет. Римские портреты воссоздают образы знаменитых политических деятелей Рима, римских императоров и граждан великой республики.Римские портретисты впервые попытались разрешить задачу, которая в конечном счете стоит и перед современными художниками, - передать не только внешний индивидуальный облик человека, но и отличительные особенности его характера.
введение
этрусский портрет
Портрет эпохи Республики
Раннеимператорского времени
Период флавиев
Траян
Адриан
Антонин
3 век н э
Заключение
Введение.
В художественном наследии Древнего Рима едва ли не первое место занимает скульптурный портрет. Римские портреты воссоздают образы знаменитых политических деятелей Рима, римских императоров и граждан великой республики.Римские портретисты впервые попытались разрешить задачу, которая в конечном счете стоит и перед современными художниками, - передать не только внешний индивидуальный облик человека, но и отличительные особенности его характера. Именно в искусстве Древнего Рима были заложены основы последующего развития реалистического портрета.При сравнении римского портрета с предшествующим ему греческим наиболее четко проявляются его характерные особенности.В период классики греческие скульпторы создают не столько портрет определенного человека, сколько некий обобщеный образ, воплощающий в конкретном изображении четры, которые характеризуют поэта, философа или полководца.Римский портрет в свою очередь вырос на иных основах.Иным был весь уклад жизни,характер искусства , основы мировоззрения римлян, отличавшегося конкретностью и трезвым практицизмом.Все эти рационалистические черты наиболее ярко выражены именно в искусстве римского портрета.Римский портрет изначально был призван изображать конкретного гражданина Римского государства, сознававшего свое значение как самостоятельной личности.Именно этим и объясняется развитие в Риме, наряду с официальными портретами должностных лиц и императоров, изображения частных лиц. Возникновение римского портрета тесно связано с развитием в Риме культа предков, уходящего своими корнями в религию и обычаи народов, населявших Италию до подчинения её Римом, особенно этрусков.В изображениях предков скульпторы стремились достигнуть иконографического сходства.Ранние портреты времени Республики отмечены доходящим до натурализма правдоподобием в передаче лица человека.В период поздней Республики впервые появляется воздействие греческого, главным образом эллинистического искусства,сообщающее римскому портрету интерес к внутреннему миру человека при сохранении максимальной точности в облике портретируемого.Эта объективная передача внешности сохраняется на всем протяжении существования римского портрета. При изучении истории римского портрета возникают определенные трудности , связанные с его исторической судьбой.После падения Римской империи произведения античной живописи и скульптуры подвергались уничтожению. Лишь единичные памятники продолжали стоять на улицах и площадях Рима.Особым почитанием пользовалась конная статуя Марка Аврелия, которую считали изображением императора Константина, который в начале IV века до н.э. объявил христианство государственной религией Римской империи. Очевидно, именно это обстоятельство и предохранило скульптуру от безжалостного уничножения.С эпохи Возрождения начинается новая жизнь античных памятников. Интерес к греческому и римскому искусству не мог не коснуться скульптурного портрета- непосредственного изображения человека античной эпохи, в которой люди нового времения видели свой идеал.Найденные среди руин античных городов произведения оказали несомненное воздействие на творчество крупнейших мастеров эпохи Возрождения.Именно с этой эпохи распространяется практика копирования античных подлинников.Высокая ценность произведений античного искусства привела к появлению большого числа подделок, то есть новых произведений, подражающих античным. Но не воспроизводящих точно какой-то определенный античный оригинал.Наиболее широко распространилось «искусство» подделок в Италии. Эти подделки иногда делались настолько удачно, что многие из них принимались за античные подлинники, занимали почетное место в собраниях музеев и получили широкую известность как лучшие образцы античного искусства.В качестве примера: голова Юлия Цезаря в Британском музее долгое время считалась лучшим портретом прославленного полководца и государственного деятеля, пока в действительности не оказалась работой конца XVIII века. Наряду с созданием новых произведений, имитирующих античные подлинники , уже в эпоху Возрождения распространился обычай реставрировать древние скульптуры, найденные в поврежденном состоянии. Дополнение античных памятников , сделанное даже хорошими мастерами, искажало их. Реставрации и подделки внесли большую путаницу в изучение античного портрета. В настоящее время в крупнейших музеях мира ведется работа по отделению подлинных произведений от позднейших подделок. Существует целый ряд других окончательно не решенных проблем, связанных с изучением римского портрета. К их числу относится проблема восприятия самими римлянами их изображений. Далеки от разрешения и вопросы о природе реализма в искусстве Греции и Рима.
План
Этрусский портрет
В середине 1-го тысячелетия до н. э. этруски были наиболее высоко развитым народом центральной и северной Италии. Они появились на ее территории в начале 1-го тысячелетия. Вопрос об их происхождении до сих пор остается не решенным; наиболее правдоподобно, что они пришли с Востока, из Малой Азии. Античные авторы сообщают, что древнейшие произведения искусства Рима, такие, как знаменитая Капитолийская волчица, были созданы этрусскими скульпторами, а первые римские храмы были построены этрусскими архитекторами.В конце 4 века до н. э. в Риме работали этрусский скульптор Вулка, изготовивший статую Юпитера для Капитолийского храма, и другие скульпторы.Проблема происхождения скульптурного портрета Этрурии тесно связана с религиозными воззрениями древних этрусков.В религии этрусков культ мертвых играл чрезвычайно большую роль.Об этом свидетельствуют роскошные гробницы, снабженные богатыми погребальными дарами.У этрусков уже в раннее время вместилище праха умершего- урна, хранившая пепел сожженого тела снабжалась изображением человеческого лица.Уже в VIII-VII веках до н. э. крышки урн украшались масками, схематично и примитивно передающими человеческое лицо.Однако урны с масками просуществовали недолго, уже в VII веке их сменяют канопы- урны , крышки которых исполнены в виде человеческой головы.Сами канопы воспринимаются как тела умерших.Ручки сосуда нередко имеют форму рук.Главное внимание уделено лицу.Головы каноп похожи друг на друга и дают представление о сильных, сдержанных и суровых создателях этих изображений.Они, конечно, не могут считаться портретами в нашем смысле слова, но в них есть явное стремление к конкретности изображения и полное отсутствие идеализации. Начиная с VI века до н.э. в Этрурии широко распространяются каменные и терракотовые саркофаги и урны- пеплохранилища, на крышках которых изображаются возлежащие усопшие. Одним из наиболее ранних является саркофаг супружеской четы из Черветри(вторая половина VI в). Супруги изображены возлежащими в позе пирующих на крышке саркофага- сюжет, широко распространенный в этрусском искусстве.Головы и лица супружеской четы исполнены гораздо тщательнее, чем их тела.Намечается интерес к человеческому лицу, характерный для этрусского искусства, который в результате приводит к созданию портрета. Один из первых этрусских скульптурных портретов- бронзовая голова мальчика(Флоренция, Археологический музейконецIV-III века до н.э. ). В правильном лице мальчика с широко открытыми глазами, спокойно смотрящими вдаль, сильны черты обобщенности, отражающей воздействие греческого искусства. Но передача волос, падающих длинными прядями на лоб, кубическое построение головы- чисто этрусские особенности, восходящие к головам древних каноп. В асимметричном положении глаз и ушей, в легкой кривизне рта заметно стремление передать индивидуальные черты.Немного позднее создан шедевр этрусского портрета- голова Брута, которая находится во дворце Консерваторов в Риме.Это портрет незаурядной личности, исполненный с большой художественной силой.Сохранились инкрустированные из пластинок слоновой кости и темного камня глаза, сообщающие лицу удивительную живость.Голова с плотно прилегающими прядями волос слегка наклонена вперед.Худощавое лицр, прорезанное глубокими морщинами, принадлежит человеку, прожившему нелегкую жизнь, но не привыкшему отступать перед трудностями. Трактовка лица «Брута» индивидуальна, но скульптор стремится к большему: здесь впервые в италийском потрете сделана попытка передать характер человека. На рубеже IIи I веков до н.э. было создано произведение завершающее ряд этрусских портретов и открывающее новый ряд- портретов римских. Речь идет о знаменитой статуе Оратора, найденной в Тразименском озере в 1566 году и хранящейся в Археологическом музее Флоренции. На кайме одежды сохранилась надпись, что статуя воздвигнута в честь Авла Метелла.Это этрусская скульптура, изображающая римского магистра в обычной для должного лица позе оратора.Призывая своих слушателей к вниманию, он протягивает вперед правую руку- жест, который станет традиционным и будет многократно повторен в римских произведениях.Особенно интересно лицо; утрата инкрустированных глаз лишила его доли выразительности.Тем не менее это портретное изображение конкретного человека, не очень значительного, не красивого. Голова слегка приподнята, он как бы приготовился начать свою речь. Округлое лицо с полными щеками прорезано морщинами, неправильной формы рот слегка приоткрыт. Небрежно перекинутая через плечо тога, спадающая складками, обрисовывает его фигуру.В этой скульптуре нет элементов идеализации образа, свойственной греческому портрету.Прозаическая точность воспроизведения натуры- характерная особенность раннеримского портрета- проявляется здесь впервые с такой откровенностью и точностью. Таким образом, на территории древней Италии к I веку до н.э. были созданы основы дальнейшего развития скульптурного портрета, осуществленного уже римскими скульпторами.Разумеется, римский портрет нельзя считать прямым продолжением этрусского- это качественно новое явление, новый этап в развитии античного портрета.Но традиции этрусского искусства оказались основой, на которой выросло искусства Рима.
Портрет эпохи Республики
Римский скульптурный портрет
как самостоятельное и
Раннеимператорское время 30 г. До н.э. – 68 г. Н.э.
С правления Августа начинается
период Римской империи.Важным аспектом,
повлиявшим на сложение римского искусства
этого периода, стало греческое искусство
классического периода, чьи строгие формы
пришлись кстати при создании величественной
империи.Строгие формы классическкой
греческой скульптуры были созвучны идеям
величия империи.Для скульптуры этого
периода характерны простота,сдержанность,четкость
формы и стремление к обобщенности,сочетающиеся
с присущим римлянам стремлением к документальной
точности воспроизведения.Это направление
получило название августовского классицизма.Важное
место в скульптуре концаI века до н.э.
–начала I века н.э. принадлежит изображениям
самого Августа.Одно из них- мраморная
голова,найденная в Вероне.Юный Октавиан
изображен с бородой,обозначенной мелкими
прядями на подбородке.В этом портрете
еще нет той идеализации,которая появляется
в дальнейшев в портретах императора.По
трактовке образа он еще напоминает портреты
позднереспубликанского периода.Для процесса
раскрытия образа Августа важен бюст в
Капитолийском музее в Риме.Резкий поворот
головы,живой беспокойный взгляд под сдвинутыми
бровями,беспорядочные пряди волос над
лбом- все напоминает портреты поздней
Республики,выполненные под влиянием
эллинистического искусства.Это наиболее
выразительный и жизненный бюст Августа.В
то же время образ уже подвергся идеализации.Более
поздние портреты Августа выдержаны в
духе классицизирующего искусства.В расцвете
власти он изображен в знаменитой статуе
из виллы Ливии в Прима Порта.Август представлен
обращающимся с речью к войску, в позе
оратора, с поднятой правой рукой.Бедра
Августа охватывает плащ,расположенный
красивыми складками.Построение статуи
свидетельствует об изучении мастером
искусства классической Греции.Подобно
скульптурам Поликлета и Лисиппа,Август
изображен опирающимся на правую ногу,левая
свободно отставлена назад.Однако протянутая
вперед рука изменяет основной ритм фигуры.Героическая
нагота греческих статуй носит здесь условный
характер-обнажены только ноги Августа.Нагота
их своеобразно сочетается с одеждой римского
полководца-туникой и панцирем.Голова
статуи- сложившийся тип портретов Августа
зрелого возраста:прямой лоб,небрежная
прическа падающий на лоб волос с характерным
разделением прядей над правым глазом,красивый,чуть
изогнутый нос,тонкие.плотно сжатые губы,спокойный
и ясный взгляд.Идеализация лица в духе
греческой классики хорошо сочетается
с правильными чертами Августа. Женский
портрет получает более самостоятельное
значение, чем ранее.Важное место принадлежит
портретам супруге Августа,Ливии.Ливия
изображена в длинной,спадающей до пят
одежде римской матроны-палле.Римский
мастер переработал известный в греческом
искусстве тип одетой женской статуи.Лицо
Ливии с большими,шароко расставленными
глазами портретно,хотя в нем уже чувствуется
элемент идеализации.В правление Августа
впервые появляются детские портреты.Портрет
из собрания Эрмитажа изображает Гая Цезаря,любимого
внука Августа.В нем хорошо переданы особенности
детского возраста- полные щеки,пухлый,чуть
приоткрытый рот.Образ,несомненно,
При преемниках императора Августа — правителей из династии Юлиев-Клавдиев, классицистическое направление в портрете продолжает сохраняться. Традиционным становится изображение обожествленного императора. Также популярны портретные статуи в виде стоящих героизированных фигур (Германик, Лувр).Германик изображен идущим.Хорошо переданы стройность и юношеская грация фигуры. Но все же тибериевский классицизм оказывается холоднее и скучнее, чем августовский. Из передового художественного направления, которое отражало идеалы времени, оно превращается в академическое и отвлеченное. Черты лица зачастую идеализированы.С 40-х гг. постепенно возрождается интерес к передаче индивидуальных особенностей человека, в менее заметной степени в портретах эпохи Калигулы и более очевидно в клавдиевских. Известный пример — статуя Клавдия в ротонде Ватиканского музея, где он изображен в образе Юпитера в венке. Очевиден диссонанс между идеализированным классическим телом и портретной головой пожилого мужчины. Подобная реалистичность (оттопыренные уши, морщины на лице,маленькие глубоко запавшие глаза) впервые появляются в портретах императоров. В эпоху Нерона продолжается развитие реалистического направления, и даже из официального портрета исчезает идеализация. Скульпторы стремятся к максимальному сходству и передаче характеров. Портрет эпохи Клавдия и Нерона считается переходным от августовского классицизма к искусству Флавиев.
Портрет Флавиев
Стабильная эпоха правления династии Флавиев привела к очередному взлету культуры, который коснулся и портрета. Хотя реализм остается основной чертой римского портрета на протяжении всей эпохи его развития, флавиевский портрет использует собственные приемы — динамические и пространственные композиции, тонкая передача фактуры при сохранении обычной четкости построения. Мастера черпают вдохновение и из эллинистического греческого портрета. К концу периода живописность, которая является одной из главных особенностей стиля этого портрета, все больше усиливается. Флавиевские мастера не останавливались на передаче старческих лиц; они изображают и молодых женщин, как бы любуясь своеобразием их черт и красотой. Эти портреты менее строги, чем классицизирующие портреты эпохи Августа, они полнокровнее, в них ощущается живой темперамент и женское очарование портретируемых.Одним из лучших поретов раннего периода считается портрет императора Веспасиана,хранящийся во Флоренции, в Уффици.Голова дана в живом повороте,ее форма,очень компактная,передает характерные для Флавиев несколько укороченные пропорции лица.Переходы из одной плоскости в другую сделаны мягко и живописно.Пространственность построения головы,хивописность трактовки поверхности,доходящие до иллюзорности.свидетельствуют об использовании наследия эллинистического искусства.Эти особенности стиля направлены на усиление характера в образе,на максимальную заостренность индивидуальных особенностей портретируемого,состовляющую специфику римского портрета.В этом заключается отличие портретов флавиевских от эллинистических, в которых больше обобщенности и характеристика образа не столь индивидуальна.