Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:49, контрольная работа
Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца XVIII - 1-й пол. XIX вв. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков - героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска поэтику двоемирия.
Введение
Романтизм в русской живописи начала ХIХ века
1.1. Романтическая взволнованность и раскрытие человеческой личности в портретах О.А. Кипренского
1.2. Идеал русской красоты в бытовом жанре А.Г. Венецианова
1.3. Эмоционально насыщенная живопись в пейзажах С.Ф. Щедрина
Влияние К.П. Брюллова на русскую живопись
Роль Академии художеств в формировании исторической живописи
3.1. Творчество Ф.А. Бруни.
Библиография
Заключение
Брюллов вернулся в Россию в 1835 году. "Последний день Помпеи" укрепил авторитет Академии художеств, вызвал развитие интереса к искусству в широких кругах русского общества. Но ни превзойти это свое произведение, ни даже сравняться с ним в других своих крупных картинах ("Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году", 1839-1843гг.; росписи купола Исаакиевского собора, 1843-1848гг.) художник не смог. Обстановка николаевской реакции угнетала его. Лучшие полотна в зрелый период творчества были написаны им только в области портретной живописи. С блестящим мастерством написана Брюлловым большая портретная композиция "Всадница" (1832г.). В полотне "Графиня Ю.П. Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью Амацилией Паччини" (ок. 1839г.) он, внешне следуя приемам декоративно-парадного портрета, создал образ, полный поэзии и правды жизни.
К замечательным произведениям русской живописи второй трети XIX века принадлежат его портреты представителей русской интеллигенции, знакомых и близких художника: В. А. Жуковского (1837-1838гг.), Н.В. Кукольника (1836г.), И.А. Крылова (1839г.) и других. В портрете А.Н. Струговщикова (1840г.) Брюллов пластически точно передал нервное лицо молодого писателя, тонкие кисти его рук. В наиболее известном автопортрете (1848г.), написанном после тяжелой болезни, он создал прекрасный образ талантливого творца. Портрет отличается виртуозным мастерством живописной лепки, насыщенностью горячего колорита, построенного на излюбленной художником гамме золотисто-коричневых и черных тонов.
Реалистическая сущность искусства Брюллова блестяще проявилась в одной из его последних работ - проникновенном и богатом по психологической характеристике портрете археолога М.А. Ланчи (1851г.). Освещенное смуглое худощавое лицо ученого словно погружено в зеленовато-коричневую среду фона, красный цвет халата находит отклик в чуть заметном румянце щек. Общая красочная гамма спокойна и сложна, художника не увлекают звонкие тона, характерные для его ранних произведений.
К этому же времени относятся произведения бытового жанра, расширяющие диапазон творчества Брюллова: художник с исключительной непринужденностью и меткостью воплотил в серии набросков сепией сцены из жизни неаполитанской бедноты.
Брюллов был главой прогрессивной части академической школы своего времени. Неприятие официальной действительности, возмущение ею, стремление к возвышенному идеалу, характерные для художника, были созвучны настроениям передовых людей того времени. В его академической мастерской в 1840-х годах занимались украинец Т.Г. Шевченко, в освобождении которого от крепостной неволи Брюллову (наряду с А.Г. Венециановым) принадлежит большая заслуга, затем грузин Г. Майсурадзе, армянин Я. Овнатанян и другие. Их произведения свидетельствуют о плодотворном воздействии русской живописи на искусство формирующихся национальных художественных школ. Угадывая тенденции дальнейшего развития русского искусства, Брюллов поощрял П.А. Федотова в его увлечении бытовым жанром.
3. Роль Академии художеств в
формировании исторической
Академия художеств
является оплотом стиля классицизма и
исторической живописи, которая расцвела
пышным цветом в эту эпоху и дала искусству
замечательные имена В.К. Шебуева, А.Е.
Егорова, А.И. Иванова, Д.И. Иванова. Профессора
Академии Художеств задают своим выпускникам
темы из героического прошлого русского
народа: «Дмитрий Донской на Куликовом
поле», «Призвание князя Пожарского».
Несмотря на грандиозность замыслов и положительность идей, историческая живопись первой трети XIX века не принесла русскому искусству больших достижений. В разработке темы исторический живописец был скован требованиями официального правительственного заказа или условиями академической «программы», то есть картины, которая писалась с целью получения академического звания. Индивидуальность художника в этих произведениях отходила на второй план, подчиняясь требованиям нормативной эстетики. Но, тем не менее, именно в рамках канона, не в обход его и, не ломая его, большие мастера сумели выразить особенности своего миропонимания, найти свой собственный язык и отразить новые для своего времени эстетические идеалы. Поэтому творчество одного живописца как часть общей закономерности, как звено исторического развития культуры может дать многое для понимания искусства эпохи в целом.
3.1. Творчество Ф.А. Бруни.
Академия художеств в конце XIX века начала терять свое ведущее положение в искусстве. Она становилась более консервативной. В этом отношении показательна творческая судьба Федора Антоновича Бруни (1799-1875) - ее крупнейшего мастера. Ф. А. Бруни - сын швейцарского итальянца, "мастера живописного и скульптурного дела", который в 1807 г. переехал с семьей в Россию. В 1809 г. Федор Бруни был принят в Воспитательное училище при Петербургской Академии художеств, затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева; закончил Академию в 1818 г.
Весной 1820 г. по приглашению княгини 3.А. Волконской отправился в Италию, там много и серьезно работал и рано приобрел известность. Крупный успех принесла ему картина "Смерть Камиллы, сестры Горация" (1824). В этом образцовом по строгости стиля произведении классицизма обнаружились некоторые черты, роднящие художника с искусством романтизма. Черты романтизма проступали и в других работах Бруни - в "Портрете 3.А. Волконской в костюме Танкреда" (1820-е), а особенно в картине "Вакханка, поящая амура" (1828), отличавшейся радостной чувственностью. Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма.
Живя
в Италии на свой счет, молодой
художник работал по частным
заказам. Пользовался покровительством
княгини Волконской, посещал ее
светский салон в римском
В 1826 по заказу Общества поощрения
художеств в Петербурге занимался гравированием
на меди своих композиций на сюжеты из
«Истории государства Российского» Н.М.Карамзина.
С 1828 за копии с фресок Рафаэля «Торжество
Галатеи» и «Изгнание Элиодора из Иерусалимского
храма» (1827) стал получать денежную помощь
на правах пенсионера русского правительства.
За эти копии и свои оригинальные живописные
произведения в 1834 он удостоен звания
академика Императорской Академии художеств
в Петербурге. В 1833-1834 Ф.А.Бруни начал работать
над композицией на библейский сюжет –
большеформатной картиной «Медный змий».
В 1836 по повелению
Николая I был вызван в Петербург для преподавания
в Академии художеств. В этом же году получил
звание профессора 2-й степени «по части
живописи исторической и портретной».
Занимаясь преподаванием в Академии, Бруни
работал и как живописец. В Петербурге
был привлечен к работе над росписью церкви
Зимнего дворца, исполнил живописные запрестольные
образа: для Казанского собора «Покров
Божией Матери», «Моление о чаше» для церкви
Академии художеств. Написал ряд картин
для частных лиц. В январе 1837 художник
запечатлел черты умершего А.С.Пушкина.
Рисунок итальянским карандашом был сделан
в квартире поэта на Мойке.
В 1838 уехал в Рим для окончания картины «Медный змий», работу над которой завершил в 1841. Привезя её в Петербург, он показал это произведение сначала Николаю I в Зимнем дворце, а затем и публично – в Академии художеств. Император наградил живописца орденом Святого Владимира IV степени, что давало право потомственного дворянства. Работа получила широкое признание публики. Художника, в общественном мнении, стали ставить рядом с именем К.П.Брюллова.
В тот
же период художник вновь
Создавая
свои живописные работы в
В 1846 талантливый
живописец вновь приглашен в
педагоги Императорской Академи
Одновременно Ф.А.Бруни
исполнял многочисленные обязанности
и поручения Академии: участвовал в создании
и управлении Мозаическим заведением
при Академии художеств (1846–1871), где делали
мозаики для Исаакиевского собора и др.
Возглавил работу по организации русского
художественного отдела на Всемирной
выставке в Париже в 1867.
Был привлечен к службе
в Императорском Эрмитаже (хранитель картинной
галереи в 1849–1864), приобретал для его собрания
картины: в 1850 – в Гааге, в 1852 – в Париже
и итальянских коллекциях.
Его
наиболее известные русской
Как педагог он был
приверженцем классического образования
художников: основательность рисунка
и верность воздушной и линейной перспективы,
изучение натуры и образцов античности
и европейского Возрождения. «Рисование
с гипсов и натуры, – считал он, – не отуманивает
глаз учащихся, а приучает их, верно смотреть
на предметы, подмечать красоту форм в
их взаимном отношении между собою». В
период обучения важное место в его методике
занимали работы учеников на заданные
темы. Профессор считал это необходимым,
поскольку подобные задания развивали
мастерство рисунка и композиции. Они
тренировали воображение и память, способствовали
росту живописного мастерства и приучали
молодых учащихся к способности быстро,
умело, целенаправленно собирать необходимый
материал. Наиболее часто темы задавались
на античные сюжеты. Ф.А.Бруни считал, что
«только на античных сюжетах ученик может
высказать, насколько у него развито воображение
и как из соединения заученных форм голого
тела он может составить нечто целое».
Нередко предлагались темы на библейский
сюжет. Они тоже имели учебный характер
и для преподавания годились потому, что
большинство сюжетов оказывалось знакомыми
православной академической художественной
молодежи. При этом Бруни с сожалением
признавал, что «на библейские сюжеты,
задаваемые академией, смотрят у нас вообще
нерационально, ища в них совсем другого,
а не просто упражнений в живописи с натуры
и накладывания драпировок» (1860-е). Эти
принципы методики мастер применял во
все годы своей педагогической деятельности.
Лишь программа на золотую медаль, по мнению
Бруни, являлась первым самостоятельным
творческим опытом ученика.
Творчество живописца
было замечено и высоко оценено современниками.
Ф.А.Бруни был почетным профессором Академии
Святого Луки в Риме (1844), почетным членом
Московского художественного общества
(1844), почетным членом Академии художеств
Эмили в Болонье (1846), профессором 1-го класса
флорентийской Академии художеств (1851),
«достойным виртуозом» в Артистической
конгрегации святого Иосифа (1856), членом
по искусству в королевской Академии художеств
в Милане (1862).
По сей день Ф.А.Бруни в своих
произведениях, живописных и графических,
предстаёт перед зрителями возвышенным
по духу поэтом-романтиком.
Заключение
Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.
В своих полотнах русские живописцы-романтики выразили дух свободолюбия, активного действия, страстно и темпераментно взывали к проявлению гуманизма. Актуальностью и психологизмом, небывалой экспрессией отличаются бытовые полотна русских живописцев. Одухотворенные, меланхоличные пейзажи - опять та же попытка романтиков проникнуть в мир человека, показать, как живется и мечтается человеку в подлунном мире. Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. Это определялось и исторической обстановкой и традицией.
Особенности русской романтической живописи:
-просветительская идеология ослабла, но не потерпела крах, как в Европе. Поэтому романтизм не был ярко выражен;
-романтизм развивался параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь с ним;
-академическая живопись в России еще не исчерпала себя;
-романтизм в России не был устойчивым явлением, романтиков тянуло к академизму. К середине XIX в. романтическая традиция почти угасла.
Библиография
1. «Справочник по мировой культуре и искусству» С.М. Петкова, (2008г.)
2. «История русской живописи в 19 веке» Бенуа А.Н, (1993г.)
3. «Летопись жизни и творчества Карла Брюллова / Карл Павлович Брюллов» Столбова Е. (1999г.)
4. «Русская живопись первой половины XIX века» Шумова М.Н. (1978г.)
5. Cайты:
www.venecianov.ru
www.romantizm.info
ru.wikipedia.org
www.artsait.ru
Информация о работе Романтизм в русской живописи начала XIX века