Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 11:14, реферат
Краткое описание
Цель работы – рассмотреть русский народный танец как вид искусства. Для раскрытия поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить историю возникновения русского народного танца. 2. Изучить основные жанры русского танца.
Содержание
Введение 1. Возникновение русского народного танца 2. Русский танец как художественное целое 2.1 Общие признаки и схема жанра 2.2 Музыка и костюм как составные части целого 3. Основные жанры русского танца 3.1 Хоровод 3.2 Пляска Заключение Список литературы Приложение
Введение
1. Возникновение русского народного танца
2. Русский танец как художественное
целое
2.1 Общие признаки и схема жанра
2.2 Музыка и костюм как составные части
целого
3. Основные жанры русского танца
3.1 Хоровод
3.2 Пляска
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Танец – это самый древний и
богатый вид искусства: очень интересный,
многогранный, яркий, несущий в себе огромный
эмоциональный заряд. Народный танец является
родоначальником всех направлений танца,
которые формировались в течение многих
веков на его основе, это и классический,
и историко-бытовой, и эстрадный, и современный
танец. Мода и течение времени не смогли
повлиять на него, а там более заставить
вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он
несёт в себе историю создавшего его народа.
Каждое поколение свято хранит память
о своих предках и бережёт всё, что отражает
их жизнь. В этом плане народный танец
стал бесценным сокровищем, показывающим
быт, основные занятия, традиции, события,
происходящие в жизни людей. Изучая народный
танец, мы путешествуем по планете. Благодаря
этому виду искусства, можно побывать
в любом уголке мира, познакомиться с историей
этого края, узнать национальные особенности
этой территории, и для этого вовсе не
обязательно переплывать океан преодолевать
огромные расстояния.
У русского народного танца
своя многовековая история. В V - VII веках
на народные танцы налагали отпечаток
древние языческие представления. После
принятия христианства народное творчество
выражается в скоморошестве. В середине
XVI столетия русская церковь выступает
против танцев. В VIII веке народный танец
вновь актуален, появляются новые грани
танца. После Октябрьской революции новым
проявлением танцевального творчества
народа стали профессиональные ансамбли
танца, а также самодеятельные коллективы.
Художественная самодеятельность стала
своеобразным преемником и продолжателем
традиций русской народной хореографии.
Если раньше русские танцы исполнялись
в основном на праздниках, игрищах, свадьбах,
то теперь они занимают большое место
в репертуаре профессиональных театров.
Народные танцы имеют самые разнообразные
названия: иногда по песне, под которую
танцуются ("Камаринская", "Сени"),
иногда по количеству танцоров ("Парная",
"Четверка"), иногда название определяет
рисунок танца ("Плетень", "Воротца").
Многие люди посвятили свою
жизнь изучению народного танца. Об их
открытиях написано множество книг. Занимаясь
народным танцем уже не один год, я часто
задаю себе вопрос: "А что же входит
в понятие "танец"? Может быть, это
просто набор движений или нечто большее?"
На этот вопрос я и постараюсь отыскать
ответ в нескольких источниках.
Цель работы – рассмотреть
русский народный танец как вид искусства.
Для раскрытия поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения
русского народного танца.
2. Изучить основные жанры русского
танца.
Самая передовая в мире, российская
хореография, достигла огромных успехов
в профессиональном искусстве, сделала
немало и в сфере народного танца. Неутомимые
собиратели и знатоки отечественной классики:
И.А. Моисеев, П.П. Вирский, Т.А. Устинова,
О.Н. Князева, В.В. Окунева, А.Э. Чижин, Н.С.
Надеждина, И.А. Чарнадская, Ф.К. Сударкин,
С.Д. Рудыева, М.Д. Яницкая, А.И. Перчихина
и многие другие постоянно пополняют запас
русской народной хореографии.
1. Возникновение
русского народного танца
Русский народный танец один
из наиболее распространенных и древних
видов народного творчества. Он возник
на основе трудовой деятельности человека.
В танце народ передает свои мысли, чувства,
настроения, отношения к жизненным явлениям.
Развитие русского народного
танца тесно связано со всей историей
русского народа. Каждая новая эпоха, новые
политические, экономические, административные
и религиозные условия отражались в формах
общественного сознания, в том числе и
в народном творчестве. Все это несло с
собой известные перемены в быту русского
народа , что, в свою очередь, накладывало
отпечаток и на танец, который на многовековом
пути своего развития подвергался различным
изменениям.
Русский народный танец развивался
в различных направлениях. В языческие
времена он был необходимой принадлежностью
культовых обрядов. Эти танцы долго хранили
следы быта, туда и религиозных верований.
Но по мере разложения первобытно- общинного
строя, в связи с разделение труда и ростом
городов, из среды народа выделились люди-
плясуны, профессиональные сочинители
и исполнители музыки, песен и плясок.
В Древней Греции таких людей называли
мимы. В различных местностях они носили
различные наименования, но сущность их
деятельности, в своем многообразии, одна:
профессионалы низших родов сценических
забав. Они выступали на площадях, праздниках
и ярмарках.
О древности танцев на Руси
говорят дошедшие до наших дней предания
о свайных постройках на Ладожском озере
в дохристианский период. На них собирали
девицы и молодцы «хороводились и играли
кругами».
В V - VII веках народный танец
исполняли в лоне «игрищ». На их характер
налагали отпечаток древне-языческого
представления. В VIII - IX веках складывается
первое древнерусское государство - Киевская
Русь. Принятие христианства способствовало
развитию культуры: возводятся храмы,
развивается письменность. Народное творчество
получает выражение в скоморошестве. Скоморохи
сыграли огромную роль в развитии и популяризации
русского народного танца: зарождаются
сценические формы народных творчеств.
Скоморохи владели высокой
техникой пляса, но их искусство, глубоко
народное, уходило корнями в языческие
игрища и обряды. В XII веке очень популярным
становится жонглирование, которое достигает
полного расцвета в XIII веке. Танец жонглирования
был виртуозен, с сильной примесью акробатических
движений с применением темпов элевации.
Ноги выворотны, часто вытянут носок. Жонглер
сам сочиняет и исполняет поэзию и музыку
и в то же время танцует, показывая акробатические
трюки и фокусы, водит обезьян. Занимает
порой высокое положение, порой «нищенствует».
В XIV и XV веках становятся очень популярными
«танцы ряженых», которые и по сей день
бытуют в наших праздниках.
В конце XV века русский народ
окончательно освобождается от татаро-
монгольского ига. Это способствует мощному
подъему национальной культуры. В 1571 году
была создана «Потешная палата» царя Михаила
Романова, в которую вошли наиболее талантливые
скоморохи. А в 1629 году среди них появился
первый известный в истории учитель танцев
на Руси- Иван Лодыгин. Однако, в средние
века усиливающиеся влияние церкви негативно
сказывается на народном творчестве. Видя
в народных танцах и песнях пережитки
язычества церковь называла их сатаническими
и угрожала всякими бедами и наказаниями
в аду музыкантам, танцорам, певцам. В 1648
году под влиянием церкви царь Алексей
Михайлович издает указ о преследовании
скоморохов.
Однако, несмотря на притеснения
и угрозы, тяжелую жизнь, не остановилось
развитие талантливого русского народа.
Восемнадцатый век
- это эпоха, связанная с именем Петра I,
блестящего реформатора. В этот период
произошли серьезные преобразования в
культуре: танец приобретает более светский
характер. При дворе становятся популярные
европейские танцы: французская кадриль,
менуэт, полонез и другие. В I половине
XVIII века центральным танцем был менуэт,
который пришелся ко двору у русских исполнителей,
т.к. он требовал на исполнение как раз
тех черт, которые присуще русской женщине:
это пластика и ее природная скромность,
мягкость и выразительность танца. И лишь
в народе русский танец не только сохранился,
но и развивается, принимает новые разновидности.
Так, в результате влияния западных салонных
танцев в русском быту появляется кадриль,
полька и др. Попадая в деревню, они коренным
образом изменяются, приобретают типично
русские местные черты, манеру и характер
исполнения, лишь отдаленно напоминая
своих западных собратьев.
После Октябрьской
революции новым проявлением танцевального
творчества народа стали профессиональные
ансамбли танца, а также самодеятельные
коллективы. Художественная самодеятельность
стала своеобразным преемником и продолжателем
традиций русской народной хореографии.
Если раньше русские танцы исполнялись
в основном на праздниках, игрищах, свадьбах,
то теперь они занимают большое место
в репертуаре профессиональных театров.
2. Русский танец как
художественное целое
2.1 Общие признаки
и схема жанров
Танец - это яркое, красочное
творение народа, являющееся эмоциональным,
художественным, специфическим отображением
его многовековой, многообразной жизни.
Он воплотил в себе творческую фантазию
людей, глубину их чувств. Народный танец
всегда имеет ясную тему и идею - он всегда
содержателен. В нём существует драматургическая
основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные
художественные образы, создающиеся благодаря
разнообразным пластическим движениям,
пространственным рисункам (построениям).
Танцевальный образ воспринимается
как непосредственно, так и путём ассоциаций.
Правдивость, конкретность и художественность
танцевальных образов определяется их
содержанием и танцевальной лексикой,
органической связью с мелодией, её характером,
ритмом и темпом.
Танец в специфической художественной
форме выражает и раскрывает духовную
жизнь народа, его быт, эстетические вкусы
и идеалы. В ходе развития общества народный
танец приобрёл большее самостоятельное
значение, стал одной из форм эстетического
воспитания, Народ создал изумительные
по красоте и рисунку танцы с разнообразным
содержанием. Красочные хороводы, мудрёные
кадрили, виртуозные, целомудренные пляски
солистов, лихие переплясы и так далее
говорят о богатстве и большом многообразии
русского народного танца. Он имеет свои
оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся
признаки, свои глубокие национальные
корни и богатые многовековые исполнительские
традиции. Это самостоятельный, самобытный,
высокохудожественный вид творчества
русского народа. В древности танец имел
религиозно – магический смысл и исполнялся
с определенной целью по праздникам. Со
временем он утратил религиозные черты
и превратился в бытовой танец, выражающий
чувства, настроение исполнителя. Нарушилась
и обязанность исполнения танца по определённым
временам года.
Связь русского народного танца с конкретными
обрядами была характерна для хороводов,
игр и немногих видов пляски. Кадриль,
перепляс или одиночная пляска с обрядами
связанны не были.
Русский народный танец в каждом
регионе отличается лексикой, приёмами,
манерой и стилем исполнения, сложившихся
ярких, замысловатых коленец, выразительных
положений и переплетений рук в сочетании
с чётким ритмом, оригинальным рисунком,
источником появления которого может
служить всё, что нас окружает (природа,
труд, быт, продукты художественного творчества
– посуда, одежда, кружева и т. д.)
Русские народные танцы классифицируются
не по временам года, месту их исполнения
и поводу, а их хореографической структуре
и общим устойчивым признакам. Вот некоторые
из них.
Стиль – характерные черты
и свойства (особенности) выразительных
средств, которые качественно отличают
один танец от другого.
Танцевальная лексика является самым
важным выразительным средством в танце.
Жесты, мимика, позы, движения рук, головы,
корпуса, ног - её составляющие.
В русском народном танце лексика представляет
собой наиболее сконцентрированную форму
с ярко выраженным национальным колоритом,
поэтому по ней можно определить, какому
региону, области, селу, району принадлежит
танец. Существует несколько видов танцевальной
лексики:
1. Образная – создаёт ассоциацию с определённым
образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её
называют эмоционально – подражательной.
2. Естественно – пластическая
– подсказанная самим действием, развивающимся
в танце.
3. Традиционная – выработанная веками,
находящаяся в постоянном развитии, о
чём свидетельствуют танцы, созданные
в наши дни, отличающиеся от старинных
танцев не только выразительностью, манерой
исполнения, но и богатством танцевальных
движений.
Интонация – это совокупность
выразительных средств. Например, одно
и то же движение, исполненное в разном
темпе, будет выражать различное состояние
танцора: быстрый темп – радость, медленный
– грусть, задумчивость. Малейшее изменение
того или иного движения изменит характер
и содержание действия.
2.2 Музыка и костюм
как составные части целого
Музыка – душа танца. Она является
одним из его выразительных средств, отражает
темперамент, чувство ритма, национальные
черты и особенности её создателя (народа).
Народная музыка насыщена энергией, внутренней
силой, удалью и задором, в медленных танцах
отличается выразительностью и напевностью.
Долгое время в народном быту танцы были
связанны с песнями и исполнялись под
них. Но постепенно стали появляться танцы,
исполняемые только под музыку.
Поскольку каждый народный танец имеет
множество вариантов, то и музыка меняется
от танца к танцу. Традиционные народные
мелодии имеют в основе двух – и трёхдольную
метрическую структуру. В каждом танце
музыка должна соответствовать сюжету,
рисунку, лексике и костюму.
Костюм и народный танец находятся в постоянной
зависимости друг от друга. Костюм – это
не только внешняя форма танца, он органически
связан с его содержанием, является его
"визитной карточкой". В многочисленных
вариантах народного костюма есть множество
общего, это придаёт ему национальный
характер, поэтому при конструировании
сценического костюма необходимо учитывать
характерные особенности танца и народа
(выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление,
крой). Случайно подобранный костюм, не
характерный для данного региона, мелодии,
ритма и движений значительно снижает
убедительность постановки. Русская народная
одежда, используемая в танце, многообразна,
отличается высоким художественным вкусом.