Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 11:14, реферат
Краткое описание
Цель работы – рассмотреть русский народный танец как вид искусства. Для раскрытия поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить историю возникновения русского народного танца. 2. Изучить основные жанры русского танца.
Содержание
Введение 1. Возникновение русского народного танца 2. Русский танец как художественное целое 2.1 Общие признаки и схема жанра 2.2 Музыка и костюм как составные части целого 3. Основные жанры русского танца 3.1 Хоровод 3.2 Пляска Заключение Список литературы Приложение
В заключении отметим,
что народный танец нужен людям, и в этом
причина его тысячелетнего существования.
В танце отражается жизнь людей: их труд,
мысли, настроения, чувства, умения и познания.
Народный танец нужен людям как вид искусства,
создающий красоту очень своеобразными
выразительными средствами: пластическими
и музыкальными, динамическими и ритмичными,
зримыми и слышимыми. Этими средствами
он служит человеку в жизни, помогая в
труде и праздниках, в горе и радости. Интерес к прошлому
своего народа, к формированию обычаев,
традиций, к региональным особенностям
русским народным танцем.
Для народного танца
органическое содержание характера движения,
музыки и костюма является непременным
условием.
За основу
классификации русских народных танцев
берется их хореографическая структура.
Русский народный танец делится на два
основных жанра - хоровод и пляска.
Если сравнивать фигурные построения
хоровода и пляски можно обнаружить общее
и различия.
Основой фигурного построения
танца является круг и линейное построение.
Они используются как в хороводе, так и
в пляске. Причём очень часто в этих жанрах
фигуры смешиваются, то есть в пляске можно
увидеть основные построения хоровода
и наоборот. Это доказывает существование
тесной связи между хороводом и пляской.
Существуют и различия в фигурах
двух основных жанров. Так построения
хороводов очень плавно переходят друг
в друга, они как бы перетекают, переливаются.
Основу композиции этого танца составляет
круг, линии используются реже. Фигуры
плясок более чётки и конкретны, их смену
легче проследить, большее внимание здесь
уделяется лексике, нежели фигурным перестроениям.
Эти различия существуют потому, что пляска
и хоровод несут в себе разные задачи,
цели. У каждого из этих жанров своё назначение
и содержание, и для раскрытия идеи используются
свои средства, одними из которых и являются
различные фигуры и перестроения: для
постановки танца таких как "круг",
"два круга рядом", " круг в круге",
" восьмёрка", "гребень", "улитка",
"змейка", "колонна", "улица",
"ворота" и т. д., для плясок это "
шен", "звёздочка", "карусель",
" челнок", "ручеёк"и т. д.
Итак, танец - это не только набор
движений, соединённых между собой. Танец
- это большое понятие, включающее в себя
и разнообразные движения, и определённую
композицию, и подходящую мелодию, и костюм,
и идею. Без этих компонентов танец теряет
смысл, перестаёт быть интересным для
зрителя.
Список литературы
Бачинская Н. «Русские
хороводы и хороводные песни»,М.-Л.,Музгиз,1958.
Голейзовский К. «образы русской народной хореографии», М., Искусство, 1964.
Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.
Климов А. Основы русского народного
танца. – М.: Московского государственного института культуры, 1994.
Устинова Т. А. Избранные русские
народные танцы. – М.: Искусство, 1996.
Приложение
Основные фигуры хороводов.
Фигура может начинаться из линии, но
чаще является развитием круга. Ведущий
разрывает круг и, продолжая двигаться
внутри него, начинает делать повороты
направо и налево, подражая изгибам змеи.
Другие исполнители, не разрывая рук, следуют
за ведущим.
"Круг"
Число участвующих в круге не ограничено,
но их должно быть не менее трёх человек.
Парни и девушки, повернувшись лицом к
центру круга и взявшись за руки, образуют
замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения
отходят от корпуса под небольшим углом
вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе
идёт "посолонь" – по солнцу, или
по часовой стрелке, но может идти и против.
"Два круга рядом"
Круги находятся на небольшом расстоянии
друг от друга или совсем рядом. Каждый
круг может двигаться как по часовой стрелке,
так и против неё. Повороты обоих кругов
происходят одновременно или в одну, или
в разные стороны.
"Круг в круге"
Один круг большой, а внутри него круг
поменьше. Внешний круг движется по солнцу,
а внутренний как по солнцу, так и в противоположном
направлении.
"Корзиночка"
Фигура образуется из двух кругов (круг
в круге). Внешний состоит из парней, внутренний
из девушек. В кругах должно быть равное
количество участников. Стоя лицом к центу,
парни и девушки берутся за руки, образуя
каждый свой круг. Сделав шаг к кругу девушек,
парни поднимают руки, и через головы партнёрш
отпускают их на руки девушек. Число пар
– не менее четырёх. Руки могут находиться,
как внутри круга, так и снаружи. Для этого
парни, а потом девушки поднимают руки
и через головы партнёров опускают их
за спины.
"Восьмёрка"
Эта фигура образуется из двух кругов,
стоящих рядом. Круги движутся в разные
стороны и в определённый момент ведущие
одновременно разрывают их, и участники
через одного переходят из одного круга
в другой. Образуется рисунок похожий
на цифру "восемь". "Восьмёрку исполняют,
как по одному, так и парами. Количество
участников или пар в каждом круге должно
быть одинаковым.
"Улитка"
Эта фигура образуется из круга. Ведущий
разрывает общий круг и, продолжая движение
в том же направлении, заводит новый круг
внутри большого, затем заводит второй,
третий и т. д. "Развивание" фигуры
может быть разным.
1 - вый вариант. Продолжая движение, ведущий
делает разворот влево на 180 градусов и
начинает выводить хороводную цепь по
образовавшемуся между кругами коридору.
Движение идёт постепенно увеличивающимися
кругами до образования первоначального
круга.
2 – ой вариант. Хоровод останавливается,
участники стоят лицом к центру круга.
Ведущий, пригнувшись, проходит под руками
одной пары первого внутреннего круга,
затем второго и т. д., пока не выйдет из
последнего внешнего круга, ведя за собой
хороводную цепь.
3 – ий вариант. "Развивает" "улитку"
второй ведущий, находящийся на другом
конце хороводной цепи. Все участники
начинают движение в обратном направлении,
повторяя тот же рисунок, что и при "завивании".
Круги идут по концентрической окружности,
но постепенно увеличиваясь.
"Змейка". Эти линии могут сходиться
одновременно или одна линия стоит на
месте, а другая идёт на неё, или одна линия
отступает, а другая идёт на неё. Линии
могут состоять из девушек и парней, а
могут быть смешанными.
"Колонна"
Это построение рядами. Каждый ряд состоит
из нескольких человек (не менее двух).
В каждом ряду
должно быть одинаковое количество участников,
стоящих на небольшом расстоянии друг
от друга. Несколько таких рядов образуют
"колонну". Ряды стоят в затылок один
другому. "Колонна" – представляет
собой вытянутый прямоугольник, у которого
длина больше ширины.
"Улица"
Два ряда, стоящие параллельно на небольшом
расстоянии, лицом друг к другу, образуют
Фигуры, описанные ниже, могут состоять
из одних девушек, или одних парней, или
парнями и девушками вместе. Исполнители
могут быть выстроены в одну линию или
соединены парами. Положение рук определяется
постановщиком, фигуры исполняются в движении.
"Ворота"
1 – вый вариант. Исполнители стоят двумя
линиями ("улица") парами одна против
другой. Пары одной линии берутся за руки
и поднимают их, образуя "ворота",
другие руки могут быть опущены или соединены
с руками других пар. Другие участники
(стоящие напротив) парами проходят через
противоположные воротца.
2 – ой вариант. Все пары одной линии, соединив
и подняв руки, образуют непрерывные "воротца".
Другая линия с разъединёнными руками
проходит по одному в каждые "ворота".
3 – ий вариант. Исполнители стоят в кругу.
Ведущий разрывает его и через центр ведёт
остальную цепь за собой. Подойдя к любой
паре, все проходят через воротца, которые
она образует.
4 – ый вариант. Пары, взявшись за руки,
стоят по кругу. Одна половина пар стоит
по часовой стрелке, а другая против неё.
Одновременно пары начинают движение.
Одна половина пар поднимает "ворота",
а другие пары проходят под ними и наоборот.
5 – ый вариант. Чётное число пар стоит
по кругу, каждые две пары расположены
лицом по кругу. Одновременно все начинают
двигаться по кругу, пары, идущие по часовой
стрелке, образуют "ворота", другие
пары проходят под ними и наоборот.
"Гребень"
Две линии, выстроившись, друг против друга,
движутся навстречу. Руки исполнителей
свободно опущены вниз. Обе линии встречаются
друг с другом, и исполнители, продолжая
двигаться, проходят сквозь линии правым
или левым плечом.
Основные фигуры групповой традиционной
пляски.
В групповых плясках кроме фигур, перешедших
из хороводов, существуют свои различные
построения – фигуры, типичные для групповых
плясок. Среди них не только традиционные,
давно вошедшие в пляску. Встречаются
фигуры, сочинённые недавно. Различные
построения для плясок продолжают сочиняться
и в профессиональных и в самодеятельных
коллективах до сегодняшнего дня.
"Шен".
Парни и девушки стоят в парах по кругу,
затем пары одновременно поворачиваются
лицом друг к другу и берутся правыми руками,
левые руки у всех свободно опущены. Все
начинают двигаться по кругу, подавая
друг другу поочередно то правые, то левые
руки, до тех пор пока не встретятся со
своим партнером. Девушки двигаются по
движению часовой стрелки, парни – в противоположном
направлении. Эти переходы могут исполнятся
также парами и тройкой, не только по кругу,
но и по прямой линии.
"Звездочка"
Фигура "звездочка" может быть построена
из одинакового числа парней и девушек
или же только из одних парней или из одних
девушек. Но исполнителей должно быть
не менее трех или более восьми человек.
Наиболее распространенная "звездочка"
– состоит из четырех человек: два парня
и две девушки. Парень и девушка одной
пары, повернувшись правыми плечами, подают
друг другу правые руки, другая пара кладет
свои соединенные правые руки крестообразно
на их кисти. Исполнители могут соединяться
и левыми руками, тогда правые руки будут
открыты в стороны или находиться на талии
и т. д.
"Карусель"
В основе этой фигуры лежит "звездочка".
В построении этой фигуры может участвовать
не менее трех пар. Юноши, подав друг другу
правые руки, образуют "звездочку",
а левыми держат правые руки девушек. В
другом варианте "звездочку" образуют
девушки, а юноши держат их за руки. Руки
девушек и парней в "карусели" могут
быть соединены и при помощи платочков,
лент, поясов и т. д.
"Челнок"
Эту фигуру может исполнять любое четное
число пар. Исходным положением чаще всего
бывают две параллельные линии, стоящие
на небольшом расстоянии друг от друга.
Повернувшись лицом друг к другу, парень
и девушка, составляющие пару, подают обе
руки, которые могут находиться и в параллельном
и перекрещенном положении. Пары, стоящие
в одной линии, располагаются по отношении
к парам в другой линии таким образом:
девушки стоят спиной друг к другу, а парни
– лицом. Может быть и наоборот, в зависимости
от условий пляски. Все пары одновременно
начинают двигаться навстречу друг другу,
и на середине, держа равнение, проходят
между двумя парами. Линии меняются местами.
Не меняя положения, пары возвращаются
на свои места, проходя вновь меж теми
же парами. Иногда пары исполняют эти переходы,
стоя в одной линии, круге или их построения
"круг в круге", по диагонали квадрата
и т. д.
"Ручеек"
Исполнители стоят парами на небольшом
расстоянии друг от друга, в затылок друг
другу – колонной. Каждая пара, взявшись
за руки, образует широкие "ворота".
Пары, стоящие в конце колонны, слегка
согнувшись и прижавшись друг к другу
плечами, проходят через все образовавшиеся
"ворота" и становятся впереди колонны.
Затем идет следующая пара и т. д., до тех
пор пока все пары снова не окажутся в
первоначальном порядке. "Ручеек"
может начинать пара, стоящая вначале
колонны.