Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 12:01, реферат
В начале 17 века во фламандском искусстве были окончательно преодолены средневековые религиозные формы и жанры. Распространялись светские сюжеты и жанры: исторический и аллегорический, мифологический, портретный и бытовой жанр, пейзаж. Вслед за маньеризмом из Италии проникли академизм болонской школы и караваджизм. На основе скрещивания реалистической традиции старонидерландской живописи и караваджизма развивалось реалистическое направление, достиг расцвета монументальный стиль барокко. Крупнейшим художественным центром Фландрии со второй половины 16 века стал Антверпен, сохранявший значение крупного европейского денежного рынка.
Введение………………………………………………………………3 стр.
1.Искусство Фландрии……………………………………………….. 4 стр.
2.Творчество П.П.Рубенса…………………………………………… 5 стр.
3.Своеобразие творчества П.П.Рубенса в жанре портрета………... 10 стр.
Заключение………………………………………………………….... 24 стр.
Список литературы…………………………………………………....26 стр.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Искусство Фландрии……………………………………………….. 4 стр.
2.Творчество П.П.Рубенса…………………………………………… 5 стр.
3.Своеобразие творчества П.П.Рубенса в жанре портрета………... 10 стр.
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В начале 17 века во фламандском
искусстве были окончательно преодолены
средневековые религиозные
Главой фламандской школы живописи, одним
из величайших мастеров кисти прошлого
был Питер Пауль Рубенс (1577—1640). В его творчестве
ярко выражены и мощный реализм и национальный
своеобразный вариант стиля барокко. Всесторонне
одаренный, блестяще образованный, Рубенс
рано созрел и выдвинулся как художник
огромного творческого размаха, искренних
порывов, смелых дерзаний, бурного темперамента.
Прирожденный живописец-монументалист,
оформитель театральных зрелищ, график,
архитектор-декоратор, талантливый дипломат,
владевший несколькими языками, ученый-гуманист,
Рубенс пользовался почетом и славой при
княжеских и королевских дворах Мантуи,
Мадрида, Парижа, Лондона.
Рубенс — создатель огромных барочных
патетических композиций, то запечатлевающих
апофеоз героя, то исполненных трагизма.
Сила пластического воображения, динамичность
форм и ритмов, торжество декоративного
начала составляют основу его творчества.
Рубенс родился в городе Зигене (Германия),
куда, спасаясь от преследований инквизиции,
эмигрировал его отец. Образование получил
в латинской школе Антверпена, живописи
обучался у романиста Отто ван Веениуса
и Ван Ноорта, приверженца национальной
традиции. Поездка в Италию, где он изучал
творчество Микеланджело, Леонардо да
Винчи, Тициана, Веронезе, Корреджо, Караваджо,
а также памятники античности, способствовала
быстрому творческому росту.
1.ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ.
Разделение Нидерландов на Фландрию (С 17 в. под Фландрией подразумевалась не только собственно Фландрия, самая богатая область южных Нидерландов, но и все южные Нидерланды в целом.) и Голландию было обусловлено развитием нидерландской буржуазной революции. Феодальное дворянство Фландрии вместе с местной крупной буржуазией, испуганные размахом народного революционного движения, пошли на компромисс с испанскими Габсбургами и предали революцию. Аррасская уния 1579 г. была выражением этого компромисса; она закрепила протекторат испанской монархии над южными провинциями. Вокруг испанских наместников сгруппировалось дворянство и католическое духовенство Фландрии. Ценой предательства национальных интересов дворянство сумело сохранить ряд своих сословных привилегий, а фламандская крупная буржуазия, скупая земли и приобретая дворянские звания, сама превращалась в своеобразную земельную аристократию. Католицизм сохранил в стране свои господствующие позиции.
Развитие буржуазных отношений если и не было окончательно приостановлено, то все же значительно замедлилось. Ряд важнейших отраслей промышленности потерпел значительный ущерб. Самый большой город Фландрии Антверпен после разгрома его в 1576 г. испанскими войсками потерял свое былое значение центра мировой торговли и денежного рынка. Все же в течение первой половины 17 в. в оправившейся от военной разрухи стране наблюдался некоторый экономический подъем.
В условиях победы абсолютистско-дворянских
сил буржуазия была вынуждена
вкладывать в землю часть капиталов,
не нашедших приложения в области
промышленности. Наряду с сельским
хозяйством известное развитие получили
также и некоторые новые
В 17 в. прогрессивные общественные тенденции во Фландрии воплотились главным образом в области искусства, где они выразились, не входя в открытое противоречие с господствующим строем и господствующей идеологией.
Период расцвета фламандского искусства охватывает собой первую половину 17 в. Именно в это время складывается замечательная фламандская художественная школа, занявшая выдающееся место в истории европейской культуры и давшая таких мастеров, как Рубенс, Ван Дейк, Иордане, Снейдерс, Браувер.
Заказы для дворцов, храмов и для различных корпораций, особенно в первой половине века, способствовали широкому распространению в живописи монументально-декоративных тенденций. Именно в живописи с наибольшей полнотой выразились прогрессивные черты культуры Фландрии: реализм, народность, яркая жизнерадостность, торжественная праздничность образов.
В условиях Фландрии официально господствующим искусством было барокко. Более того, именно Фландрия наряду с Италией явилась в первой половине 17 в. одним из основных очагов формирования барочного направления в искусстве. Однако фламандское барокко во многом существенно отличалось от итальянского. Искусство Рубенса, Иорданса, Снейдерса и других мастеров в приподнятых и торжественных формах отражало дух жизнеутверждающего оптимизма, порожденный жизненными силами фламандского общества. Именно эта особенность развития барокко во Фландрии, выраженная в искусстве Рубенса, давала возможность развития реалистических черт в рамках самой барочной системы, и притом в гораздо большей мере, чем это было возможно в Италии.
Период относительного подъема
во Фландрии завершается примерно к
середине 17 века. Под гнетом испанского
абсолютизма фламандская
2.ТВОРЧЕСТВО П.П.РУБЕНСА.
Установление испанского
протектората и сохранение католицизма
в качестве господствующей религии
вызвали во фламандской культовой
архитектуре 17 в. распространение форм
римского барокко, пропагандируемого
иезуитами. Прообразом некоторых ранних
фламандских церковных построек
была церковь Джезу в Риме (не
сохранившаяся до нашего времени
иезуитская церковь 1606—1616 гг. в Брюсселе
работы Ж. Франкара, церковь св. Карла
Борромея в Антверпене П. Хейсенса,
1614—1621 гг.). Однако вскоре зодчие Фландрии
сумели на основе местных традиций
создать самобытный вариант барокко.
Его отличает не столько изощренность
и оригинальность плановых и объемно-пространственных
решений, сколько общий дух
Наибольший интерес в
архитектуре Фландрии 17 в. представляет,
однако, не культовое, а светское строительство,
в котором полнее и ярче могли
проявиться складывавшиеся веками местные
традиции. Они были настолько прочными
и жизненными, что перед ними бессильным
оказался даже авторитет Рубенса, воздействие
которого во многих областях художественной
жизни Фландрии было определяющим.
Во время пребывания в Италии Рубенс
посетил Геную, где увлекся великолепными
произведениями архитектуры 16 века. Выполненные
им архитектурные зарисовки по возвращении
на родину были награвированы Николасом
Рейкемансом и составили
Гийом Xесиус. Церковь св. Михаила в Лувене. 1650-1666 гг. Западный фасад.
Рубенс. Арка и павильон во дворе дома Рубенса в Антверпене. 1611- 1618 гг.
Однако тип монументального дворца не получил развития на фламандской почве. В итальянском духе было создано в 1611—1618 гг. лишь единственное произведение — собственный дом Рубенса в Антверпене. Небольшой ансамбль, включающий ряд построек с расписными фасадами, въездными воротами и садом с павильоном, переходя в дальнейшем от владельца к владельцу, подвергся значительным перестройкам. С 1937 г. начались капитальные работы по его восстановлению, законченные в 1947 году.
Даже сейчас, несмотря на
то, что в настоящем своем виде
дом Рубенса является в значительной
мере результатом реконструкции, можно
почувствовать волнующую
Дом Рубенса представляет своего рода исключение в общей картине развития фламандского светского зодчества 17 века. Как и в предшествующие столетия, во Фландрии господствовал возникший в Нидерландах еще в эпоху средневековья тип многоэтажного (до пяти этажей) дома с узким в три-четыре оси фасадом и высоким фронтоном. Соприкасаясь боковыми глухими стенами, здания выходили на улицу фасадами, которые составляли сплошную уличную застройку.
Эволюция жилой архитектуры
17 в. во Фландрии шла главным образом
по пути создания созвучных эпохе
новых форм архитектурно-декоративного
решения фасадов. Строгие линии
треугольных или ступенчатых
фронтонов сменились более
К сожалению, далеко не все прекрасные памятники фламандской архитектуры 17 в. дошли до наших дней. Частые пожары и особенно ожесточенный обстрел Брюсселя французскими войсками в 1695 г. уничтожили многие из них. Уже после обстрела, в 1696—1720 гг. под руководством архитектора Гийома де Брейна (1649—1719) была восстановлена брюссельская Гран-плас — одна из замечательных площадей Европы, позволяющая судить о характере сложившегося во Фландрии городского ансамбля.
Цеховые дома на Гран-плас в Брюсселе. 17 в.
Центр старого города —
Гран-плас — представляет собой
прямоугольную площадь со сторонами
110 X 68 м. Сплошная периметральная застройка,
прерываемая лишь выходами ведущих
на площадь узких и малоприметных
улочек, сообщает ансамблю впечатление
строгой замкнутости. Расположенная
на южной стороне площади
Информация о работе Своеобразие творчества П.П.Рубенса в жанре портрета