Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 12:01, реферат
В начале 17 века во фламандском искусстве были окончательно преодолены средневековые религиозные формы и жанры. Распространялись светские сюжеты и жанры: исторический и аллегорический, мифологический, портретный и бытовой жанр, пейзаж. Вслед за маньеризмом из Италии проникли академизм болонской школы и караваджизм. На основе скрещивания реалистической традиции старонидерландской живописи и караваджизма развивалось реалистическое направление, достиг расцвета монументальный стиль барокко. Крупнейшим художественным центром Фландрии со второй половины 16 века стал Антверпен, сохранявший значение крупного европейского денежного рынка.
Введение………………………………………………………………3 стр.
1.Искусство Фландрии……………………………………………….. 4 стр.
2.Творчество П.П.Рубенса…………………………………………… 5 стр.
3.Своеобразие творчества П.П.Рубенса в жанре портрета………... 10 стр.
Заключение………………………………………………………….... 24 стр.
Список литературы…………………………………………………....26 стр.
Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа. 1619-1620 гг. Мюнхен, Старая пинакотека.
«Похищение дочерей Левкиппа» (1619—1620; Мюнхен)—пример обращения Рубенса к мифологической теме. Движения всадников, похищающих молодых женщин, полны мужественной решительности и энергии. Пышные тела женщин, тщетно взывающих о пощаде, эффектно выделяются на фоне ярких развевающихся тканей, вздыбленных вороного и золотисто-рыжего коней, смуглых тел похитителей. Звучный аккорд красок, бурность жестов, разорванный, беспокойный силуэт всей группы ярко передают силу порыва жизненных страстей. Примерно к этому же времени относятся многочисленные «Вакханалии», в том числе «Вакханалия» (1615—1620; Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
«Похищение дочерей Левкиппа»
и «Вакханалия» в живописном отношении
образуют переход к зрелому периоду
в творчестве Рубенса (1620—1630). К началу
Этого периода относится цикл
«Жизнь Марии Медичи» (1622—1625; Лувр),
занимающий важное место среди других
монументально-декоративных композиций
Рубенса. Этот цикл весьма характерен
для его понимания
Поскольку картины этого
цикла выполнены в основном учениками
Рубенса, то наибольший интерес в
художественном отношении представляют
написанные собственноручно Рубенсом
эскизы, по которым осуществлялись
в его мастерской сами композиции.
Эскиз «Коронация Марии Медичи»,
хранящийся в Эрмитаже, представляет
собой подмалевок, слегка тронутый
несколькими мазками
В своих исторических композициях Рубенс не всегда ограничивается слаганием пышной хвалебной оды властителям, часто ее недостойным. В некоторых композициях, посвященных историческим событиям древности, он утверждал свое представление об историческом герое — мужественном борце за свои идеалы. В отличие от классицистов 17 в. Рубенс при этом не столько воспевал победу долга и разума над чувством и страстью, сколько раскрывал красоту непосредственного единства чувства и мысли героя, охваченного страстным порывом к борьбе, к действию. Примером такого рода исторических композиций Рубенса является находящийся в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Эскиз к погибшей мюнхенской картине «Муций Сцевола».
Рубенс. Персей и Андромеда. 1620-1621 Эрмитаж.
Рубенс, Поклонение волхвов. 1624 г. Антверпен, Музей изящных искусств.
Восхищение человеком, богатством
его ярких чувств и переживаний
нашло свое выражение в «Поклонении
волхвов» (1624; Антверпен, Музей) и в
«Персее и Андромеде» (1620—1621; Эрмитаж).
В «Поклонении волхвов» Рубенс освобождается
от моментов повышенной театральности,
свойственной его более ранним алтарным
композициям. Это полотно отличается
сочетанием праздничности, естественной
жизненности образов и
Рубенс. Портрет сына. Рисунок Итальянский карандаш, сангина. Ок. 1620 г. Вена, Алъбертина.
Рубенс был замечательным мастером рисунка. Его подготовительные рисунки к картинам поражают умением в немногих полных динамики штрихах и пятнах схватить характер формы, взятой в ее движении, передать общее эмоциональное состояние образа. Рисункам Рубенса свойственна широта и свобода исполнения: то усиливая, то ослабляя нажим карандаша на бумагу, он схватывает характерный силуэт фигуры, передает напряженную игру мышц (этюд к «Воздвижению креста»). В одном из подготовительных рисунков к «Охоте на кабана» Рубенс сочным сопоставлением света и тени уверенно лепит форму, передает контрасты узловатых, напряженно изгибающихся стволов дерева и легкого трепета пронизанной мерцающим светом листвы. Живописная выразительность, повышенная эмоциональность, великолепное чувство динамики, артистическая гибкость техники — характерные черты мастерства рисунка Рубенса.
Обаяние живописного языка
Рубенса раскрывается и в его
портретах зрелого периода. Портрет
в творчестве Рубенса не имел такого
значения, как в творчестве Хальса,
Рембрандта или Веласкеса. И все
же портреты Рубенса занимают своеобразное
и важное место в искусстве 17 века.
Портрет Рубенса в известной
мере продолжает в новых исторических
условиях гуманистические традиции
портрета Высокого Возрождения. В отличие
от мастеров итальянского Ренессанса
Рубенс сдержанно, но выразительно передает
свое непосредственное личное отношение
к портретируемому. Его портреты
полны чувства то симпатии, то вежливо-почтительного
уважения, то радостного восхищения моделью.
При всем том личное отношение
Рубенса к своим моделям имеет
одну важную общую черту . Это благожелательность,
общая положительная оценка героя
изображения. С одной стороны, такое
понимание образа человека соответствовало
целям официального барочного портрета,
посвященного изображению «достойных»,
«значительных» лиц; с другой стороны,
в таком отношении к человеку
находил свое выражение жизнеутверждающий
оптимизм и гуманизм самого Рубенса.
Поэтому Рубенс, в общем верно
и убедительно передавая черты
сходства с моделью, в отличие
от Рембрандта и Веласкеса, не слишком
углубляется в передачу всего
индивидуального своебразия физического
и психологического ее облика. Сложные
внутренние противоречия в нравственной
жизни личности остаются вне его
поля зрения. В каждом портрете Рубенс,
не порывая с характеристикой
индивидуальных черт, подчеркивает общее,
характерное для общественного
положения модели. Правда, в портретах
властителей, например в портрете Марии
Медичи (1622— 1625; Прадо), правдивость
и жизненная сила характеристики
лишь с трудом прорываются сквозь
условность парадного барочного
портрета; поэтому гораздо большую
художественную ценность имеют для
нас портреты лиц или близких
художнику, или не стоящих на вершине
социальной иерархии. В портретах
доктора Тульдена (ок. 1615 - 1618; Мюнхен),
камеристки (ок. 1625; Эрмитаж)? Сусанны
Фоурмен (1620-е гг.; Лондон) и в некоторых
автопортретах эта
В портрете камеристки Рубенс передал обаяние жизнерадостной молодой женщины. На теплом фоне выделяется ее окруженное жемчужно-белой пеной воротника лицо; пушистые пряди золотистых волос обрамляют ее виски и лоб. Легкие золотистые рефлексы, горячие прозрачные тени, сопоставленные со свободно положенными холодными бликами, передают трепет жизни. Камеристка чуть повернула голову, и свет и тени скользят по лицу, в глазах блестят искры света, пряди волос трепещут и тускло мерцает в тени жемчужная серьга.
Среди портретов Рубенса
позднего периода заслуживает упоминания
его автопортрет, хранящийся в Венском
музее (ок. 1638). Хотя в композиции дают
себя знать черты парадного
Рубенс. Портрет Елены Фоурмен с детьми. После 1636 г. Париж, Лувр.
Среди поздних портретов
мастера особенно привлекательны портреты
второй жены художника — молодой
Елены Фоурмен. Лучший среди них
луврский портрет Елены Фоурмен
с детьми (после 1636). В этом портрете
почти не чувствуется влияние
принципов барочного парадного
портрета, отброшены роскошные аксессуары
и пышные одежды. Вся картина проникнута
чувством спокойного и безмятежного
счастья. Изображение матери и детей
полно естественной непринужденности
и вместе с тем особой прелести.
Молодая мать держит на коленях младшего
сына и с задумчивой нежностью
склонила к нему лицо. Нежное золотистое
сияние окутывает легкой дымкой все
формы, смягчает яркое звучание пятен
красного цвета, создает атмосферу
спокойной и торжественной
Портрет в рост обнаженной
Елены Фоурмен с накинутой
на плечи отороченной густым мехом
шубой («Шубка», 1638—1639; Вена) выходит
за рамки портретного жанра. Передавая
чувственное обаяние своей
Рубенс. Вирсавия. 1635 г. Дрезден, Картинная галлерея.
Рубенс изображает Елену
Фоурмен не только в портретах. Ее
черты мы узнаем и в «Андромеде»
(1638—1640; Берлин) и в «Вирсавии» (ок.
1635; Дрезден). Картина для Рубенса
— пиршество для глаза, утоление
его жадной любви к праздничному
богатству бытия. В дрезденском
полотне звучание красного цвета
покрывала, наброшенного на сиденье
и сопоставленного с черно-
Тема чувственного богатства жизни, вечного ее движения находит свое наиболее непосредственное выражение и в «Вакханалиях» Рубенса. Буйной толпой вторгаются в картину опьяненные вином фавны, сатиры, сатирессы. Иногда (в «Триумфе Силена», конец 1620-х гг.; Лондон) толпа производит впечатление части бесконечного шествия, обрезанного рамой картины.
Одним из самых примечательных произведений этого типа является эрмитажный «Вакх» (между 1635 и 1640 гг.). Вакх Рубенса весьма далек от гармонически прекрасного Вакха Тициана («Вакх и Ариадна»). Толстая фигура жизнерадостного обжоры, сидящего на бочке из-под вина, чем-то близка по духу созданному де Кастером образу Ламме Гоодзака — чрева Фландрии. Вся композиция «Вакха» воспринимается как откровенный гимн физиологической радости бытия.
Занимавшие такое важное
место в творчестве Рубенса 1610-х
гг. барочные по общему характеру алтарные
композиции в поздний период отходят
на второй план и обычно выполняются
мастерской почти без участия
самого художника. Когда же мастер сам
обращается к работам подобного
рода, он создает произведения, полные
реалистической выразительности. Его
алтарная композиция «Видение св. Ильдефонса»
(1630—1632; Брюссель, эскиз в Эрмитаже)
очень показательна в этом отношении.
Примечательно, что эскиз отличается
гораздо большим реализмом
Рубенс. Крестьяне, возвращающиеся с полей. После 1635 г. Флоренция, галлерея Питти.
Пейзаж Рубенса развивает
нидерландские традиции, придавая им
новый идейный смысл и
Информация о работе Своеобразие творчества П.П.Рубенса в жанре портрета