Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 01:48, курсовая работа
Лирико-эпические и сказочные образы, созданные Виктором Михайловичем, как любое большое искусство, распознающее и равно формирующее духовное развитие общества, вошли в круг идейно-эстетических запросов его современников, став неотъемлемой частью наследия русской культуры.
ВВЕДЕНИЕ
Я всегда был убежден, что…в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим. (В. М. Васнецов)
Говоря о В.М. Васнецове, мы подразумеваем виртуозного мастера исторической картины, новатора в этом жанре живописи, человека, чье имя стоит в одном ряду среди тех деятелей русского искусства, кто определил направление и значимость художественного процесса второй половины XIX века. Яркий облик великого русского художника-классика неразрывно связан с добрыми серо-голубыми глазами, длинной, сходящейся «долотом» светло-русой бородой, с огромной полукруглой палитрой, широкими кистями, муштабелем и длинным халатом, живописно замазанным неотмывающейся масляной краской.
Лирико-эпические и
сказочные образы, созданные Виктором
Михайловичем, как любое большое
искусство, распознающее и равно
формирующее духовное развитие
общества, вошли в круг идейно-
Мастер уже при жизни, не смотря на трудности и подводные камни, снискал народное признание и любовь, что, естественным образом привлекало к себе взгляды критики. Именно поэтому еще современники Васнецова как можно более тщательно изучали художественные и стилистические особенности, предпочтения мастера, характерные для его творческого процесса, явив впоследствии множество открытий для последующих исследователей искусства мастера.
И это не случайно, так как по прошествии лет меняется и угол зрения – и если современники оценивали искусство художника в условиях сложившейся идейно-демократической обстановки, то мы, спустя практически целое столетие, совершенно иным взглядом смотрим на те же самые произведения.
Мы ничуть не меньше продолжаем любить и ценить то дорогое, самобытное и истинно русское, что привнесли художники прошедших столетий. Его работы заставляют вспомнить о былых доблестях и заслугах нашего народа. И ведь вспоминаются не интриги и войны, существовавшие во все времена, а сила и мощь, несгибаемый стержень русского народа.. На русских сказках мы до сих пор воспитываем своих детей, и, хочется верить, эта традиция не угаснет никогда. Именно поэтому так близка и так актуальна проблема русской сказки, ее отображение в нашей жизни.
Поскольку сказка в живописных произведениях представляет собой жанр исторической живописи, то начать следует именно с нее и в целом с живописи 19 века. Проблему складывания исторической картины в русской живописи рассматривали многие исследователи русского искусства. Если же говорить непосредственно о творчестве В.М. Васнецова, то на сегодняшний день о его выдающихся произведениях, творческих особенностях и жизненном пути написано огромное множество монографий, исследовательских работ, отзывов, очерков и т.д.
Основополагающими при написании стали работы А.Г. Верещагиной «Художник. Время. История»[3] и «Историческая картина в русском искусстве. Шестидесятые годы XIX века». В первой работе автор представляет историческую живопись как законченный, идейно и стилистически единый период развития данного жанра, выявляет круг мастеров и их произведения, принадлежащих данному жанру, определяет главные особенности творческого вклада, сделанные художником для развития русской исторической живописи.
Вторая работа рассматривает время становления реалистической живописи и прекрасно характеризует интересующий нас период времени – вторую половину XIX века.
Говоря о работе М.М. Раковой «Русская историческая живопись середины XIX века» [6], следует обратить внимание на то, что автором дается общий очерк русской исторической живописи середины XIX века. Тут рассматриваются общественно-исторические условия, повлиявшие на ход развития искусства, тут раскрываются существенно важные черты в формировании жанра исторической картины этого времени, обусловившие проблематику академической живописи. Именно эти сведения помогают раскрыть содержание первой главы, т.к. обусловили логический переход к следующему этапу - второй половине XIX века.
Очень подробно рассматриваются все этапы становления исторической живописи у Э.В. Кузнецовой в работе «Исторический и батальный жанр»[7]. Автор рассматривает путь развития исторической картины в русской и живописи, характерные черты и особенности, присущие данному жанру живописи. Помимо этого, в работе нашли свое обобщение мысли о русской культуре в целом.
Особого внимания заслуживает работа А. Бенуа «История русской живописи в 19 веке» [1], которая была использована в написании обеих глав. Это связано с тем, что автор воссоздал общую картину развития русской живописи XIX века. Он попытался осмыслить, что представляла собой в целом история русского искусства XIX века, насколько полно воплотилось умение художников остро чувствовать и передавать другим свои впечатления, какими вообще оказались художественные итоги XIX века.
Что касается передвижников, то он отдавал им должное в том плане, что они повернули русское искусство в сторону национального, опровергнув академические каноны. Считал, что в лучших произведениях выражен национальный «народный дух». В.М. Васнецову среди передвижников посвящен значительный раздел, в котором с особой теплотой отмечал, что «…он заговорил о самых дорогих для нас вещах в такое время, когда это было наименее возможно…
Отдельно необходимо упомянуть о таких исследователях искусства, как Э.В. Померанцева и В.И. Плотников. Именно их работы «Судьбы русской сказки», «Русская народная сказка», «Фольклор и русское изобразительное искусство», а так же «Сказка в творчестве русских художников» авт.-сост. Н.Ф. Шаниной[8] помогли раскрыть специфику нашей работы. Сказочные сюжеты берут свои истоки в русском фольклоре, имеют свои, только им присущие каноны, особенности и нюансы. Для того, чтобы художник в полной мере мог донести до зрителя свой замысел, необходимо учитывать эти принципы.
Все исследования в большей или меньшей степени раскрывают специфику народного творчества, выделяют особенности русского фольклора, которые, прежде всего, привлекают внимание русских художников.
Достаточно подробно изложена жизнь и творчество художника в одноименных работах А.К. Лазуко и Э. Пастон «В. Васнецов» [9]. Благодаря этим работам, мы получаем более полное представление о волнующей нас проблеме.
Большое внимание мы уделили сборнику «В.М. Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников»[2]. Именно в ней автором было найдено огромное множество отзывов и о самом художнике, и о его творчестве. Помимо этого, в его дневнике содержатся некоторые интересные моменты, помогающие правильно определить истоки творчества мастера.
Тем не менее, не смотря на такое обилие литературы по избранной нами теме, как уже оговаривалось выше, данная проблема остается достаточно актуальной и в наше время, именно поэтому целью данной работы стала попытка осветить сказочные сюжеты в произведениях В.М. Васнецова.
Для более полного
раскрытия темы нами были
1. рассмотреть живопись XIX века и эволюцию исторической картины как живописного жанра;
2. выявить отличительные особенности живописи второй половины XIX века;
3. раскрыть творческий метод художника;
4. проследить творческий процесс художника с момента перелома в пользу сказочно-былинных сюжетов вплоть до последних работ.
Объектом работы явилось изучение исторической живописи второй половины XIX века, а предметом – художественные принципы и творческий метод, использованные В.М. Васнецовым при написании сказочных сюжетов.
Данная работа представлена на страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, списка иллюстраций.
Во введении раскрывается актуальность темы, дается обзор литературы, ставятся цели и задачи.
Первая глава состоит из двух параграфов. В первом параграфе раскрываются события, обусловившие становление русской исторической живописи, рассматривается, каким образом менялось отношение передовых общественных и культурных деятелей, официальных инстанций к русской исторической картине в целом на протяжении нескольких столетий, вплоть до конца XIX века.
Во втором параграфе рассматривается непосредственно историческая живопись второй половины XIX века, а так же дается оценка той роли, которую она сыграла в это время.
Вторая глава так же состоит из двух параграфов, первый из которых представляет собой раскрытие творческого метода мастера и художественных особенностей, характерных для произведений В.М. Васнецова, а второй рассматривает историю развития творческого пути мастера при работе над сказочными и былинными сюжетами.
При работе были использованы методы анализа научной литературы и биографический метод.
Глава I
1.1 Стремительное становление русской пейзажной живописи первой половины XIX столетия
Изучая литературу, мы пришли к выводу, что начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года, которая в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Эпоха Освобождения дала сильный толчок культурному развитию России. [1.с53]
Для русского изобразительного искусства были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты. Молодых талантливых русских художников не удовлетворяли рамки академизма. Поэтому они чаще обращались к портретному жанру.
В живописи воплотились романтические
идеалы эпохи национального подъема. Отвергнув
строгие, не допускающие отступлений принципы
классицизма, художники открыли многообразие
и неповторимость окружающего мира. Это
не только отразилось в привычных уже
жанрах – портрете и пейзаже, но и дало
толчок к рождению бытовой картины, которая
оказалась в центре внимания мастеров
второй половины столетия. Пока же первенство
оставалось за историческим жанром. Он
был последним прибежищем классицизма,
однако и здесь за формально классицисстическим
«фасадом» скрывались романтические идеи
и темы. Это очень хорошо раскрывает в
своей работе А.Г. Верещагина[3.с12]
Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное
направление в европейской и американской
духовной культуре конца 18 - 1-й пол. 19 вв.
Отразив разочарование в итогах Французской
революции конца 18 в., в идеологии Просвещения
и общественном прогрессе. Романтизм противопоставил
утилитаризму и нивелированию личности
устремленность к безграничной свободе
и «бесконечному», жажду совершенства
и обновления, пафос личной и гражданской
независимости. Мучительный разлад идеала
и социальной действительности - основа
романтического мировосприятия и искусства.
Утверждение самоценности духовно-творческой
жизни личности, изображение сильных страстей,
изображение сильных страстей, одухотворенной
и целительной природы, у многих романтиков
- героики протеста или борьбы соседствуют
с мотивами «мировой скорби», «мирового
зла», «ночной» стороны души, облекающимися
в формы иронии, гротеска поэтику двоемирия.
Интерес к национальному прошлому (нередко
- его идеализация), традициям фольклора
и культуры своего и других народов, стремление
создать универсальную картину мира (прежде
всего истории и литературы), идея синтеза
искусств нашли выражение в идеологии
и практике Романтизма. [5.с23]
В изобразительном искусстве Романтизм
наиболее ярко проявился в живописи и
графике, менее отчетливо - в скульптуре
и архитектуре (например, ложная готика).
Большинство национальных школ Романтизма
в изобразительном искусстве сложилось
в борьбе с официальным академическим
классицизмом.
Информация о работе Сказочные сюжеты в произведениях В.М. Васнецова