Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 01:48, курсовая работа
Лирико-эпические и сказочные образы, созданные Виктором Михайловичем, как любое большое искусство, распознающее и равно формирующее духовное развитие общества, вошли в круг идейно-эстетических запросов его современников, став неотъемлемой частью наследия русской культуры.
Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. В большинстве случаев его произведения не следовали буквально источникам. Васнецовская «Аленушка», созданная по мотивам русской сказки, тоже весьма отдаленно напоминает ее по сюжету. В сказке колдунья топит героиню. К речке, на дне которой лежит Аленушка, приходит ее брат, обращенный в козленка, и просит защитить от надвигающейся на него беды. А сестра отвечает, что не может подняться: «Серый камень на дно тянет. Мне ли не тошно, мне ли не горько». Настроение этой последней фразы и постарался передать Васнецов, создав поэтичный, обобщенный образ горькой печали. Основным материалом для его создания послужила заложенная в русском фольклоре идея теснейшей связи переживаний человека с природой, как бы откликающейся на мысли и чувства людей. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек. Все пронизано поэтической грустью. (Приложение №1)
Картина «Ковер самолет»
Идея создания данного полотна была предложена художнику меценатом Саввой Мамонтовым, на то время являвшийся председателем правления железной дороги, только начинающей строиться. Он заказывает для кабинета правления три картины, в числе которых и «Ковер-самолет». 1880 г. По задумке Саввы, сказочное средство передвижения должно было стать символом прогресса, доступности быстрого и проходимого транспорта. Картина Васнецова «Ковер-самолет» - это одна из первых работ автора, в которых обыгрывается сказочная тематика.
Чуть позже Васнецов решается отдать картину на суд общественности и выставляет на восьмой выставке передвижников. Реакция публики оказалась неоднозначной: одни восторгались работой, а другие – осуждали ее. Тем не менее, о художнике заговорили, как никогда раньше. тем более это первая картина художника, написанная на сказочную тематику. Сам чудо ковер внешне напоминает огромную птицу с выгнутой головой и широко раскрытыми крыльями. Видно, что Иван-царевич мчится через безграничные равнины с реками и полями. Он возвращается из долгого путешествия в тридесятое царство. Там ему удалось взять в плен волшебную жар-птицу. Васнецову пришлась по вкусу именно это сказка, ведь именно в ней в немного наивной форме отображается идея преодоления бескрайних воздушных просторов. [10.с7]
Рассматривая картину, можно легко узнать социальные мотивы, присущие большинству работ того времени. Но в отличие от остальных, картина Васнецова «Ковер-самолет» передает эти мотивы необычайно ярко и понятно. Ее можно назвать одновременно и простой, и гениальной. Пожалуй, именно такое сочетание и стало причиной разногласия критиков. Жар-птица – единственный полноценный источник света на картине. Даже луна, видная на заднем плане, не может с ней сравниться. Ковер пестрит диковинными узорами, некоторые из которых до боли напоминают магические руны – возможно, именно благодаря им ковер может летать. Сам Иван является олицетворением мужества. Он не боится упасть, и уверенно смотрит вдаль – в свое будущее. Богатырь готов встретиться с новыми испытаниями, уготованными судьбой, не смотря на трудности жизненного бытия.(Приложение №2)
Картина Васнецова «Витязь на распутье» - положила начало целому ряду работ, посвященных русским былинам. Впервые художник занялся набросками этой картины в начале 1970-х, но со временем они были основательно исправлены и переделаны.
Изначально планировалось, что всадник будет повернут к зрителю лицом. Был даже своеобразный прототип – брат Васнецова, с которого и рисовался витязь. Кроме того, в первых версиях была видна дорога, которую художник со временем решил убрать. По словам живописца, кардинальные изменения были задуманы с одной целью – лучше передать эмоции.
Художник закончил работу в 1877 году, а в 1878, на шестой передвижной выставке картину впервые представили на суд общественности. Эта работа – переломный момент в творчестве художника, ведь впервые вместо привычного реализма и острой социальной тематики зрителю представили фольклорный образ. Несмотря на композиционные решения резкие смены жанра обычно воспринимаются негативно, но «витязь» был одобрен.
В 1982 году, специально для Саввы Мамонтова, художник рисует другой вариант картины, который и стал окончательным. Васнецов использовал холст большего размера, а также доработал детали и цветовую гамму. Критики одобрили полотно, которое Мамонтов забрал в свою коллекцию. [2.с99]
На холсте мы можем увидеть витязя оказавшийся на распутье, склонившегося над придорожным указателем. Основной акцент сделан на проблеме выбора, подобная жизненная ситуация может произойти с каждым. Пойти дальше, и взглянуть в глаза проблемам, или свернуть с дороги в поисках более легкого пути?
Особое внимание стоит уделить двум скелетам под камнем-указателем: в одном угадывается человек, а второй сильно напоминает лошадь. Кто знает, может быть, это останки другого всадника, который когда-то пытался здесь пройти? Ну а завершением композиции можно считать виднеющуюся вдали воду, которая может оказаться смертоносным болотом, и кроваво-красный закат – манящий, угнетающий, пугающий.
Картина Васнецова на распутье с 1982 года находится в Государственном русском музее, ее размер – 167*299 сантиметров. А первую версию, в увеличенном размере, можно найти в Серпуховском историко-художественном музее.(Приложение №3)
Картина «Три богатыря» написана в 1898 году, над этим поистине исконно русским живописным шедевром он трудился около двадцати лет. Три богатыря гордо стоят на холмистой равнине под хмурым пасмурным небом отчизны, в любой момент наши богатыри готовы отразить врага и защищать свою любимую родину матушку Русь Если сегодня эта картина три богатыря состоит и двух слов, то у Васнецова название картины было довольно таки длинным, как и задумывал сам мастер: Богатыри Алеша Попович Илья Муромец и Добрыня Никитич. Илья Муромец - это русский былинный герой, он самый сильный и мудрый, восседает на черном коне и вглядывается в даль в поисках врагов. С его мускулистой руки свисает тяжелая булатная палица, в другой руке острое копье на изготове. Слева от Ильи Муромца, на белом коне богатырь Добрыня Никитич, будучи готовым к бою, он грозно вынимает свой тяжелый богатырский меч. От одного только вида этих первых двух богатырей враг может вздрогнуть и повернуть обратно. Справа от Ильи Муромца на красно золотистом коне восседает Алеша Попович, левой рукой он держит свой меткий лук, от стрелы которого ни один враг еще не увернулся. Его сила кроется в его хитрости и смекалке. В этой велико-русской троице Алеша никому не дает поскучать, в часы отдыха он может грамотно пошутить, рассказать интересную историю и на гуслях поиграть. Характеры Трех богатырей переданы Васнецовым воистину непререкаемо, в них отражено величавое спокойствие в котором присутствует дух правого дела, пресечь который никому не позволено. Картина три богатыря самая значительная в творчестве Васнецова, в русской живописи ни один художник не уходил так глубоко. как Васнецов отдавая себя полностью былинно эпическим сюжетам. После окончания над этой работой произведение с тремя богатырями было куплено Павлом Михайловичем Третьяковым и сегодня шедевр находится в Третьяковской галерее.(приложение №4)
Картина «Иван царевич на сером волке» написана в 1889 году в Киеве, когда он работал во Владимирском соборе.Сюжетом картины является сказочная тема позаимствованная из народных русских сказок, Иван царевич и Прекрасная Елена спасаются от настигающей их погони на сером волке. Что бы раскрыть в картине Иван царевич на сером волке сказочное олицетворение, Васнецов постарался как бы уйти от настоящих реалий, стараясь передать таинственный дух сказки, окрасить в красках мир народной фантазии. Все действие в картине происходит среди сказочно таинственных деревьев великанов на фоне утренней зари. Серый волк большими прыжками несет на своей спине Ивана царевича и Елену Прекрасную по темному дремучему лесу, наших сказочных персонажей окружает атмосфера печали и тревоги, если их нагонят, то разлука неминуема. Но Елена Прекрасная находится в крепких объятиях своего спасителя Ивана Царевича, который всегда побеждает своих врагов. Волка Васнецов изобразил в картине сказочно огромным и могучим, он резво перепрыгивает топкое болото с кувшинками. Справа на переднем плане картины на фоне дремучего леса зацвела яблонька, говорящая о начале новой жизни и любви. Сегодня картина Иван царевич на сером волке находится в Третьяковской галерее.(Приложение №5)
Картина «Снегурочка» даже не планировалась автором. Еще в 1880 г он даже и подумать не мог, что начнет работать над новым для себя образом. Но в 1881, Савва Мамонтов решает поставить пьесу Островского «Снегурочка», и предлагает Васнецову заняться декорациями, который соглашается. [9.с2]
В 1885 году творцу выпал шанс повторить опыт работы с образом ледяной красавицы, которым он и воспользовался, занявшись оформлением оперы Римского-Корсакова. Этот опыт натолкнул художника на идею создания собственной картины, которой он тут же и занялся. Времени на работу ушло немало, а готовая картина увидела мир только в 1899 году. Образ Снегурочки, исполненный Васнецовым, публика приняла очень тепло. При более внимательном знакомстве с данным произведением зритель осознает, что картина Васнецова «Снегурочка» - это не просто образ волшебной красавицы. Художник представляет нам историю, наполненную целой гаммой эмоций. Центральным объектом, безусловно, является сама героиня. Присмотревшись, мы можем увидеть, что Васнецов не просто создал образ красивой девушки. Ее лицо, разведенные в стороны руки, неуверенная походка – все это свидетельствует о переживаемых эмоциях. Страх, неуверенность, тоска по дому, и стремление идти дальше – вот, что видит зритель. Особое внимание стоит уделить глазам красавицы, которые излучают невероятную печаль, передающуюся зрителю. Кажется, что дева сейчас заплачет… Но нет, Снегурочка просто не может плакать. Нагнетает атмосферу и общий пейзаж. Ночь, заснеженные деревья, огни далекого поселка, едва заметная ловушка впереди, и свет – исходящий не от звезд, а от снега. Все это выглядит притягательно, и в то же время враждебно. Картина навевает какую-то тревогу, переживание за одинокую, беззащитную девушку… И надежду на то, что Снегурочка все-таки дойдет до своей цели. Вопреки всему.Сейчас картина Васнецова «Снегурочка» находится в Третьяковской галерее, ее размер – 116*80 сантиметров.(Приложение №6)
В.М. Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто обратился к «украшению жизни».
Таким путем Васнецов пришел к решению принципиально новых задач, центральной из которых была задача создание единого, охватывающего разные виды искусства, стиля, основанного на национальных традициях. Именно поэтому художник в своем творчестве обращается к уже найденным в русском фольклоре, древнерусском искусстве и архитектуре способам выражения, прежде всего образной системе русского искусства, а затем его стилистике.
Созданные Васнецовы картины « Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке» проникнуты искренней поэтичностью, исполненные веры в богатырские силы русского народа. Васнецов, одним из первых обратился к русскому фольклору, стремится придать своим работам эпический характер, в поэтической форме воплотить вековые народные идеалы и высокие патриотические чувства.
Эти картины Васнецова знают почти все. Эти картины выставлены в Третьяковской галерее.
Великий русский человек оставил нам в наследство свои картины и завещание – ценить и беречь землю, на которой мы живем и которая питает наши сокровенные мысли, чувства, нашу жизнь. Виктор Михайлович Васнецов выполнил поставленную перед собой задачу – выразил «красоту, мощь и смысл наших родных образов». В творчестве он стремился понять и постигнуть русские национальные истоки. «А я всю жизнь только и стремился как художник разгадать и выразить русский дух».
Вера в будущее России у художника сильна: «Это ведь наша матушка – Русь! Ее, как и дубы, голыми руками не возьмешь! Не страшны ей ни метели, ни ураганы, ни пронесшиеся столетия!» Искренняя вера Васнецова в Россию вдохновляла и его друзей – художников. Е.Д.Поленова признавалась: «У Васнецова я не училась в прямом смысле слова, то есть уроков у него не брала, но как-то набиралась около него русского народного духа». Репин писал Васнецову: «Если кто меня шевелил, учил самому важному в искусстве – творчеству, так это ты; да не меня одного. Ты огромное впечатление производишь на всю русскую школу».
Гражданственности учит нас творчество Васнецова. Гражданскую позицию выразил друг Васнецова – скульптор М.М.Антоколький, представитель Абрамцевского художественного кружка: « Мы, старые художники, воспитанные на русской почве, русском духе, смотрим на задачу искусства, как на активную, а не пассивную… мы хотим видеть в искусстве былины, сказки, эпос, драму, историю прошлого и события настоящего; мы хотим, чтобы наши собратья творили не одними руками и глазами, но и мыслью, воображением… Я не перестаю верить в силу души России; все мои работы, все мои думы, вся радость и горе, которыми мой дух питается, - все это от России и для России».
Информация о работе Сказочные сюжеты в произведениях В.М. Васнецова