Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 17:40, реферат
За последние годы значительно оживился интерес людей и зрителей к эстетическому осмыслению явлений, как классического художественного наследия, так и современного искусства, к воспитанию вкуса и правильного понимания прекрасного. Особенно усилился этот интерес в последнее время в связи с оживленными дискуссиями вокруг проблем современного искусства, его особенностей, его достижений и отдельных недостатков. Достижения изобразительного искусства весьма заметны в различных видах искусства, заметны они и в скульптуре.
Введение
1. Скульптура- вид изобразительного искусства;
2. История развития скульптуры;
Заключение
Список использованных источников
Министерство образования
Белорусский государственный университет культуры и искусств
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: История искусств: изобразительная
на тему: Скульптура как вид искусства
Выполнила студентка
ФЗО группа № 111
Акулёнок Татьяна Олеговна
Минск 2013
План
Введение
1. Скульптура- вид изобразительного искусства;
2. История развития скульптуры;
Заключение
Список использованных источников
Введение
За последние годы значительно
оживился интерес людей и зрителей
к эстетическому осмыслению явлений,
как классического
Если спросить любого человека, знает
ли он, что такое скульптура, "конечно,
да",- ответит он. Но если спросить
его, что он понимает под словом "скульптура",
имена каких великих
1. Скульптура- вид изобразительного искусства.
Скульптура [от лат. skulpo – вырезаю,
высекаю] – ваяние, пластика, вид изобразительного
искусства, произведения которого имеют
объемную трехмерную форму и выполняются
из твердых или пластичных материалов.
Скульптура – пространственно-
Скульптура проявляет определенную близость
к архитектуре: она также имеет дело с
пространством и объемом, подчиняется
законам тектоники и материальна по своей
природе. Но в отличие от архитектуры она
не функциональна, а изобразительна. Главными
специфическими чертами скульптуры являются
телесность, материальность, лаконизм
и универсальность.
Материальность скульптуры обусловлена
способностью человека осязать объем.
Но высшей формой осязания в скульптуре,
выводящей его на новый уровень восприятия,
становится способность человека «зрительно
осязать» воспринимаемую через скульптуру
форму, когда глаз приобретает способность
соотносить глубину и выпуклость разных
поверхностей, подчиняя их смысловой целостности
всего восприятия.
Материальность скульптуры проявляется
в конкретности материала, который обретая
форму, перестает быть объективной реальностью
для человека и становиться материальным
носителем художественной идеи.
Скульптура – это искусство преображения
пространства посредством объема. Каждая
культура приносит свое понимание соотношения
объема и пространства: античность понимает
объем тела как расположение в пространстве,
средние века – пространство как ирреальный
мир, эпоха барокко – пространство как
среда, захваченная скульптурным объемом
и покоренная им, классицизм – равновесие
пространства, объема и формы. XIX век позволил
пространству “войти “ в мир скульптуры,
подарив объему текучесть в пространстве,
а XX век, продолжив этот процесс, сделал
скульптуру подвижной и проходимой для
пространства.
Лаконичность скульптуры связана с тем
фактом, что она практически лишена сюжетности
и повествовательности. Поэтому ее можно
назвать выразителем отвлеченного в конкретном.
Легкость восприятия скульптуры - только
кажущаяся. Скульптура символична, условна
и художественна, а значит сложна и глубинна
для восприятия.
Различают две основные разновидности скульптуры: круглую скульптуру и рельеф. В круглой скульптуре обычно обработаны все ее стороны, и поэтому зрителю хочется обойти ее кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа.
Круглая скульптура
Всегда связана с определенной пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Они располагаются на поверхности в соответствии с характером лепки, а также с местоположением источника освещения. Есть ряд разновидностей круглой скульптуры. Основные из них - статуя, группа из двух или более фигур, связанных между собой по содержанию и композиционно, голова, бюст (погрудное или поясное изображение человека).
Главными типами круглой скульптуры являются: статуя, статуэтка, бюст, торс и скульптурная группа.
Бюст - погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.
Скульптурный станок - деревянный треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которую помещают создаваемое произведение круглой скульптуры.
Статуэтка - вид мелкой пластики; статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера. Статуя - свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост, а также животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте. Так называемая конная статуя изображает всадника.
Торс - скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.
Хрисоэлефантинная скульптура - скульптура из золота и слоновой кости, характерная для античного искусства. Хрисоэлефантинная скульптура состояла из деревянного каркаса, на который наклеивались пластины из слоновой кости, передававшие обнаженное тело; из золота исполнялись одежда и волосы.
Принципы композиции в круглой скульптуре несколько отличаются от принципов композиции такого же сюжета в живописи. Скульптор стремится к предельной лаконичности, суровому отбору и сохранению лишь тех совершенно необходимых деталей и частностей, без которых смысл произведения был бы неясен. Такое самоограничение вытекает из природы скульптурного блока - камня или дерева, целостный объем которого нельзя чересчур дробить. Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока. В круглой скульптуре очень трудно решить многофигурную сцену. Фигуры надо как можно больше сблизить и вместе с тем позаботиться о том, чтобы одна фигура не заслоняла другую, так как слитность их помешает выявлению четкого силуэта. Работая над многофигурными композициями, скульпторы строят их в расчете на круговое обозрение и продумывают силуэт всего произведения в целом. Так построена композиция многих памятников: "1000-летию России" в Новгороде, Екатерине II в Ленинграде, Шевченко в Харькове, генералу Ефремову в Вязьме и других. В каждом из этих памятников фигуры развернуты во все стороны, как лучи от композиционного центра, и для осмотра всего памятника зритель обязательно обойдет его кругом.
Роль рельефа как вида скульптуры весьма значительна. Он обладает древней историей, большими художественными возможностями, имеет свои художественные и технические особенности.
Рельеф (от итальянского relievo - выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской). Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным). Композиция фигур в рельефе развертывается вдоль плоскости, которая служит и технической основой изображения и одновременно фоном, позволяющим воспроизводить в рельефе пейзаж и многофигурные сцены. Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа.
Различают низкий рельеф, или барельеф (от французского слова bas - низкий), то есть такой, в котором изображение меньше чем наполовину своего объема выступает над плоскостью фона, и высокий рельеф, или горельеф (от французского слова haut - высокий), когда изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично даже отрывается от фона. Рельеф по отношению к фону может быть не выпуклым, а вогнутым, углубленным, то есть как бы обратным. Такой рельеф называется "койланоглиф". Он был распространен в искусстве Древнего Востока, Египта и в античной резьбе по камню. "Классический рельеф", особенно характерный для искусства античности и классицизма, имеет большей частью гладкий фон. Примером такого рельефа может служить всемирно известный фриз Парфенона, изображающий торжественное шествие афинских граждан в храм Афины в день праздника великих Панафиней. Высокое мастерство композиции, ритмичной и э то же время необычайно естественной, прелесть лепки изящных драпировок заставляют предполагать, что автором этого фриза, возможно, был сам Фидий (V в. до н. э.) или его ближайшие талантливые помощники.
Классический рельеф обладает
чертами монументальности: изображение
на гладком фоне не разрушает плоскости
стены, а как бы стелется параллельно
этому фону. Такой рельеф легко
представить себе в виде фриза - горизонтальной
полосы, обегающей стену какого-либо
здания. Поэтому "классический рельеф"
можно отнести к разделу
Но есть вид рельефа, который
вовсе не связан с архитектурой и
даже "противопоказан" ей. Это
так называемый "живописный рельеф".
По своим задачам он близок к живописной
картине, имеет несколько планов,
создает иллюзию уходящего
Первым и, пожалуй, основным является раздел монументальной скульптуры, к которой относятся однофигурные и многофигурные памятники, монументы в память выдающихся событий и бюсты-монументы. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины), долговечностью материала. Монументальная скульптура служит делу пропаганды важнейших преобразующих общественных идей. Памятник всегда обращается к широким массам зрителей и утверждает положительный образ (разумеется, с точки зрения тех, кто этот памятник сооружает). Городские памятники (их сооружение обычно находится под контролем государства) увековечивают тех людей, которые приобрели всеобщую известность. Нельзя поставить на городской площади памятник лицу, которое близко только самому скульптору - жена, брат, друг (не только по причинам техническим и экономическим), тогда как создать их портреты для выставки или музея в станковом плане вполне возможно. Именно здесь и проходит водораздел между станковым и монументальным искусством.
Монументальная скульптура.
Скульптура: - рассчитанная на конкретное архитектурно-пространственное или природное окружение; - адресуемая массовому зрителю; - призванная конкретизировать архитектурный образ и дополнить выразительность архитектурных форм новыми оттенками.
Мастер монументального