Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 17:40, реферат
За последние годы значительно оживился интерес людей и зрителей к эстетическому осмыслению явлений, как классического художественного наследия, так и современного искусства, к воспитанию вкуса и правильного понимания прекрасного. Особенно усилился этот интерес в последнее время в связи с оживленными дискуссиями вокруг проблем современного искусства, его особенностей, его достижений и отдельных недостатков. Достижения изобразительного искусства весьма заметны в различных видах искусства, заметны они и в скульптуре.
Введение
1. Скульптура- вид изобразительного искусства;
2. История развития скульптуры;
Заключение
Список использованных источников
Однако не всякий памятник будет хорошо выглядеть на фоне открытого пространства площади. Если скульптор решил композицию памятника в виде сидящей фигуры, этот памятник более уместен в парке, в "интерьере" двора, или на фоне архитектурного сооружения, чем посреди площади большого города. Такую статую гораздо естественнее и органичнее поместить там, где нет шумного движения, где окружающая обстановка располагает зрителей остановиться возле скульптуры, посидеть и, не торопясь, рассмотреть ее на близком расстоянии. Кроме того, радиус обозрения сидящей фигуры из-за невыразительности точки зрения со спины сокращается до 180 градусов окружности, и поэтому лучше, если сидящая фигура своей тыльной стороной примыкает к стене здания или зелени парка.
В художественном замысле всякого памятника очень важна роль пьедестала. Это не просто подставка под фигурой (чтобы лучше было видно). Это именно пьедестал, на который вознесен герой за его заслуги перед народом. Пьедестал должен соответствовать архитектурному окружению, характеру, стилю и масштабу памятника в целом. Часто его грани оформляются рельефами, полнее раскрывающими историческое значение героя. Наиболее принятое отношение фигуры к пьедесталу - 1:1, хотя встречаются и другие пропорции.
Немалую роль в установке памятника играет его положение по отношению к странам света, отчего зависит характер его освещения в то или иное время дня.
Особым разделом монументальной скульптуры является скульптура мемориальная (надгробие), которую устанавливают на могилах в память заслуг и нравственных достоинств умерших. История искусства знает огромное количество типов надгробий - от величавых египетских пирамид до скромного русского деревянного креста-голубца на сельском кладбище. Если городской монумент словно бы обращается ко всем, то надгробный памятник - чаще всего лишь к близко подошедшему человеку. Звучание мемориального надгробного памятника обычно бывает лирическим, интимным. Но высокий строй мыслей и чувств, выражаемый подобными произведениями, их очищенность от повседневной суеты сообщают им несомненные черты монументальности. Повествуя об умерших и напоминая о них, надгробная скульптура эмоциональна по своему характеру и обращается прежде всего к чувству. По форме надгробия чрезвычайно различны. Это либо портрет умершего (статуя, бюст, рельеф), либо аллегорические фигуры гениев, плакальщиц, порой также сопровождающие портретное изображение умершего, или, наконец, это просто архитектура так называемых "малых форм", иногда украшенная урной, драпировками или различными аллегорическими знаками, символизирующими кратковременность человеческой жизни.
Монументально-декоративная скульптура
Познакомимся теперь с монументально-декоративной скульптурой. Ее можно встретить буквально на каждом шагу. Она тесно связана с архитектурой, а говоря шире - вообще с окружением и включает все виды скульптурного убранства зданий, как изнутри, так и снаружи: статуи на городских мостах, группы на фасадах зданий, в нишах или перед порталом, рельефы и т. д. Монументально-декоративная скульптура решает большие идейно-образные задачи. Скульптура развивает и разъясняет идею и назначение сооружения, в то же время усиливая звучание архитектурных форм (иногда по соответствию, а иногда по контрасту).
Блестящим примером архитектурно-скульптурного
синтеза в искусстве
В монументально-декоративной скульптуре, так же как и в скульптуре монументальной, большое значение имеет пропорциональность масштабов и соотношение объема памятника и пространства, в котором он поставлен. При этом скульптору нужно иметь в виду не только математические масштабы и правильные соотношения с пропорциями архитектуры, но и возможности человеческого видения и восприятия. К монументально-декоративной скульптуре относится и садово-парковая скульптура: статуи, бюсты, фонтаны, декоративные вазы и т. п. Эта скульптура тесно связана с пейзажем парка, хорошо гармонирует то с зеленым фоном, то с красками осенней листвы.
Станковая скульптура
Она называется так потому, что
устанавливается на станке или подставке
и предназначается для
Скульптура малых форм
Особым видом станковой
3. Материалы для изготовления скульптур
Важен и сложен вопрос выбора материала для скульптуры, связь материала с содержанием и формой, допустимость перевода одного и того же произведения в различные материалы. Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале.
По большому счету скульптуры можно
делать из чего угодно. Классическая скульптура
- мраморная скульптура. Именно этот
великолепный материал - роскошный
внешне и удобный в обработке
- использовали художники античности
и Возрождения. Но времена меняются,
и в начале ХХ века скульпторы принялись
высекать свои творения преимущественно
из гранита. Дело не в том, что мировые
запасы мрамора иссякли. Просто этот
камень не выносит современной экологии
и под воздействием окружающей среды
неуклонно разрушается. Современная
городская и парковая скульптура
чаще всего высечена из гранита или
же отлита из металла - в основном бронзы
или других стойких к коррозии
сплавов. Для русско-советских парков
традиционны деревянные скульптуры
во главе с национальным символом
- косолапым мишкой. Скульптура благородна,
стационарна. Художественное литье
скульптур по моделям в земляные
формы. Это простейший способ получения
отливок скульптур. Шаблон скул
Материалы для изготовления моделей скульптур:
1. Пластилин, гипс, пластик, дерево.
2. Воск, парафин, стеарин; технический желатин, столярный клей.
3. Полистирол (пенопласт) - ячеистый пластик.
Для получения нескольких одинаковых
моделей скульптуры из воска применяют эластичную форму.
С целью тиражирования восковых моделей
для отливки одинаковых скульптур или деталей художественных произведений,
например литых украшений для художественной ограды, изготавливают резиновую пресс-форму. Скульптурные прои
4. Цветовая гамма скульптур
Почти вся скульптура нового времени
(за исключением фарфора и
5. Процесс создания скульптурного произведения
Сначала скульптор лепит маленький
эскиз из пластилина или из глины,
передающий первоначальный замысел. Затем
воспроизводит эскиз в глине
в большем размере и
Жанры скульптуры:
- Самый популярный жанр в скульптуре
– портрет.
Развитие портретного жанра в скульптуре
идет практически параллельно с представлениями
о роли личности в истории. В зависимости
от этого понимания портрет становится
то более реалистичным, то идеализированным.
Формы портрета в истории были разнообразными:
маски мумий, герма [четырехгранный столб
с портретной головой] у греков, римский
бюст. Портрет стал разделяться по назначению:
парадный и камерный.
- Анималистический
жанр развивается в скульптуре еще
раньше, чем портрет. Но настоящее развитие
он получает с крушением антропоцентрических
представлений о мире и осознании человеком
единой материальности мира.
- Особое место в скульптуре получает жанр фрагмента – отдельных
частей тела человека. Скульптурный
фрагмент возникает на основе коллекционирования
фрагментов античных статуй и развивается
как самостоятельное явление, обладающее
новыми художественно-эстетическими возможностями
для выражения содержания, в котором нет
заданного сюжета, а есть только пластический
мотив. Родоначальником этого жанра считают
О. Родена.
- Исторический
жанр связан с отражением конкретных
исторических событий и рассказом об их
участниках. Чаще всего этот жанр реализует
себя в монументальных формах.
1.2
Выразительные средства скульптуры..
Выразительность скульптуры достигается
с помощью особой архитектоники форм,
построения основных планов, объемов масс,
ритмических отношений, составляющих
единое целое. Содержание художественного
образа в скульптуре воплощается в материальных
объемах и формах, которые занимают трехмерное
пространство.
Основными эстетическими средствами скульптуры
выступают объем, силуэт, пропорции, светотень,
т.е. построение объемной формы, пластическая
моделировка, разработка силуэта, фактура,
материал, иногда цвет.
Главное средство выражения в скульптуре
– ее объем. Она смотрится со всех сторон:
возможен круговой осмотр или восприятие
с нескольких точек зрения. Главный предмет
изображения в скульптуре – человек. Но
скульптура не обращена к обыденной, случайной,
будничной жизни. Она увековечивает и
запечатлевает все самое прекрасное, возвышенное,
героическое в человеке. Скульптура может
правдиво показать фигуру, лицо, сложные
переживания, настроения, характер, порывы,
мечты и надежды человека. Часто она тяготеет
к образу-символу с открытым историческим
или философским содержанием. Таковы скульптуры
Микеланджело, Коненкова, Мухиной и др.
Соответственно идее и образу скульптор
выбирает материал. Нет случайности в
том, что одна работа выполняется в дереве,
другая – в мраморе, третья – в бронзе.
Бронза, например, дает возможность большой
детализации; дерево обладает пластичностью,
мрамор – теплотой, камень – образным
обобщением. Однако работа не сразу появляется
в материале. Вначале скульптор уточняет
свой замысел на бумаге, затем лепит в
глине, пластилине или гипсе. И лишь после
этого переводит замысел в окончательную
жесткую пластику выбранного материала.
Средства изобразительности и выразительности
скульптуры – свет и тень. Плоскости и
поверхности изваянной фигуры, отражая
свет и бросая тени, создают пространственную
игру форм, эстетически воздействующую
на зрителей. Бронзовая скульптура допускает
резкое разделение света и тени, проницаемый
же для световых лучей мрамор позволяет
передать тонкую светотеневую игру. Эта
особенность мрамора использовалась древними
художниками: так, нежный розоватый, чуть-чуть
просвечивающий мрамор статуи Венеры
Милосской поразительно искусно передает
нежность и упругость тела женщины.
Венера Милосская – это самая известная
статуя из всех, что были созданы во времена
Древнего мира. Она выполнена из мрамора
и изображает богиню любви – Афродиту.
Статуя была обнаружена в 1820 году на греческом
островке Мелос. В наше время она хранится
в Лувре. Сначала учёные предполагали,
что статуя Венеры Милосской относится
к классическому периоду греческого искусства.
Однако в наши дни принято считать, что
она была создана позднее, примерно в 100
году до нашей эры. Мы до сих пор не знаем имени скульптора,
создавшего этот шедевр, однако на постаменте
статуи можно прочитать часть следующей
надписи: "Адрос из Антиохии в Малой
Азии". Это даёт нам возможность предполагать,
что автора звали Анасандрос или Александрос.