Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:04, реферат
В настоящее время возрос интерес к краеведению, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом. Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу.
Введение
1. Музей образовательного учреждения как
яркое явление отечественной культуры и образования
1.1 История вопроса
1.2 Особенности школьного музея
1.3 Профили и жанры школьных музеев
1.4 Цель, задачи, обязательные условия для создания школьного музея
1.5 Функции школьного музея
Заключение
Список используемой литературы
Все записи в инвентарной книге делаются аккуратно, чёрными или фиолетовыми чернилами, исправления, которые допускаются только в крайнем случае, вносятся красными чернилами и удостоверяются записью "исправленному верить" - и подписью руководителя музея.
Феномен школьного музея состоит в том, что его воспитательное влияние на детей и подростков наиболее эффективно появляется в осуществлении направлений музейной деятельности. Участие их в поисково-исследовательской работе, изучение описание музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга, овладению ими различными приёмами и навыками краеведческой и музейной работы, помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края "изнутри", понять как много сил и души вложили их предки в экономику, культуру края. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию своих прав, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству" .
Министерство образования и науки РФ рассматривает музей образовательного учреждения как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи. Воспитательная функция основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета и осуществляется в различных формах культурно-образовательной работы музея. Музееведы выделяют следующие музейные формы:
Лекция;
Экскурсия;
Консультация;
Научные чтения;
Кружки;
Клубы;
Исторические и литературные вечера;
Встречи с интересными людьми;
праздники;
Концерты;
Конкурсы, викторины;
Исторические игры и т.д. .
В Положении о музее образовательного учреждения к традиционным функциям относится:
комплектование, изучение, учёт, хранение музейных предметов;
использование музейных
предметов, музейных форм коммуникации
как средства историко-патриотического,
нравственно-эстетического
Заключение
В нашем исследовании для достижения поставленной цели, описание педагогических действий, в которых реализуются задачи, содержание и методы организации школьного музея, были намечены и решены несколько задач:
Решая первую задачу «изучить и проанализировать имеющуюся литературу по проблеме создания школьного музея» мы выяснили, что школьный музей адресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчества учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнёров. Школьный музей более чем какой-либо другой, включён в жизнь местного сообщества, а "качество жизни" его самого непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местной администрации, близлежащих предприятий и учреждений. Для решения последующих задач мы выяснили сущность и функции школьного музея, основные принципы и этапы деятельности по созданию школьного музея. Мы проанализировали данную исследовательскую работу следующими авторами: Завгородней, Юхневича, Туманова, Карповой, Смирновой, Хитькова, Подласого и др.
Так как задачи исследования решены, то мы считаем, что цель исследования достигнута.
Список используемой литературы:
1. Завгородняя О.Н.
Музей истории учебного
4. Карпова О.Б. Школьный музей: жизнь в творчестве. Методические рекомендации в помощь организаторам музеев учреждений образования. - Вологда, 2008 -21с.
5. Маленкова Л.И. Теория
и методика воспитания: Учеб. пособие
для студентов пед. Вузов и
начинающих педагогов
6. Нагорский Н. Музейная
педагогика и музейно-
7. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для ВУЗов/ И.П. Подласый. - Кн.2 - М.: Владос, 2004 -7С.
8. Положение о музее истории учебного заведения, при ГОУ СПО "Тотемский педагогический колледж", работающего на общественных началах, от 21.02.2006 г.
9. Письмо Министерства образования РФ от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 "О деятельности музеев образовательных учреждений".
10. Примерное Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее). Из Письма Министерства образования от 12.03.2003 г. № 28 - 51 - 181/16.
11. Прутченков А. Музейная педагогика // Воспитание школьников. - 2002- 109с.№5.
12. Смирнова.Л.М. Три этапа создания музея // Музей. - 1982. – 65с.
13. Туманов В.Е. Школьный музей. - М., 2002-22с,-52с.
14. Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев // Воспитание школьников. – 2001 – 79с,- 94с.
15. Хитьков Н.А. Школьный
музей, его значение и
16. Юхневич М.Ю. Детский музей: прошлое и настоящее // Ориентиры культурной политики. - Информационный выпуск № 4. - М., 1997. – 37с,-76с,-84с.(Министерство культуры РФ. Российский институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма. Главный информационно-вычислительный центр).
Информация о работе Создание школьного музея как составляющая образовательного пространства