Создание школьного музея как составляющая образовательного пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:04, реферат

Краткое описание

В настоящее время возрос интерес к краеведению, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом. Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу.

Содержание

Введение
1. Музей образовательного учреждения как
яркое явление отечественной культуры и образования
1.1 История вопроса
1.2 Особенности школьного музея
1.3 Профили и жанры школьных музеев
1.4 Цель, задачи, обязательные условия для создания школьного музея
1.5 Функции школьного музея
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

БЕЛЬЦЕВА РЕФЕРАТ НОЯБРЬ.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

 

Создание  школьного  музея  как  составляющая  образовательного  пространства

 

 

Содержание

Введение

1. Музей образовательного  учреждения как

 яркое явление отечественной  культуры и образования

1.1 История вопроса

1.2 Особенности школьного  музея

1.3 Профили и жанры школьных музеев

1.4 Цель, задачи, обязательные  условия для создания школьного  музея

1.5 Функции школьного  музея

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    В настоящее  время возрос интерес к краеведению,  т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом. Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране".

       Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к осознанию активного участия самих учителей и их воспитанников в краеведческих исследованиях. Тематика краеведческих исследований обширна: история семьи, семейные традиции, история улиц, сёл, деревень, погостов, храмов, предприятий, учреждений. Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности учащихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Мы считаем, что достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является школьный музей. К идее создания музея приходят в процессе длительной краеведческой работы, когда накопленный материал требует оформления, систематизации, размещения. Как организовать работу музея?    

    Это и послужило  выбору темы нашего исследования: Музей как форма воспитательной работы. Совместная деятельность воспитанников и воспитателя по созданию школьного музея облекается в определённые организационные формы, которые в педагогике обозначены как формы воспитательной работы.

Объект исследования: музей образовательного учреждения.

Предмет исследования: организация музея в образовательном учреждении

Представляя школьный музей  как одну из форм существования воспитательной работы, мы поставили цель: описание педагогических действий, в которых реализуются задачи, содержание и методы организации школьного музея.

Для достижения данной цели мы выдвинули следующие задачи:

  • изучить и проанализировать имеющуюся литературу по проблеме создания школьного музея;
  • раскрыть сущность, функции школьного музея;
  • охарактеризовать основные принципы, этапы деятельности по созданию школьного музея;

В своей работе мы использовали следующие методы:

  • анализ научной литературы по проблеме исследования;
  • изучение нормативно-правовой деятельности при создании музея;
  • моделирование условно созданного музея в образовательном учреждении.

    Данная работа  состоит из введения, двух разделов, Заключения, Списка использованной  литературы.

     Мы считаем,  что данная работа будет полезна  и интересна организаторам школьных  музеев, педагогам дополнительного образования, всем, кто  интересуется  историей  донского  края.

 

 

 

  1. Музей образовательного учреждения как яркое явление отечественной культуры и образования

 

1.1 История вопроса

    Понятие "музей"  ввели в культурный обиход  человечества древние греки. Истоки этого понятия необходимо искать в феномене коллекционирования. Завгородняя О.Н считает: «Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить всевозможные предметы: литературные и научные тексты, зоологические и ботанические гербарии, художественные полотна, природные редкости, останки древних животных. В России музеи появились в эпоху Петра I. Открывая первый русский музей в 1719 году, он определил цель: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились". [1, 15]. К концу XVIII века в России создаются общедоступные экспозиции с целью просвещения основной массы посетителей. В конце века в России  уже около 150 музеев с общедоступными экспозициями с целью просвещения (музей техники, ремёсел, приборов). В России собственно музейно-образовательная традиция. Новый наглядный метод обучения в стенах музея горячо поддерживают К.Д. Ушинский, Н.А. Корф. В 1864 году в Петербурге появляется совершенно новый тип музея - педагогический музей. Основу его собрания составили наглядные пособия по народному образованию. В начале века в связи с подъёмом краеведческого движения в России большой размах получило открытие общественных музеев, созданных по инициативе общественности, и действующих на общественных началах. Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, на предприятиях. Это музеи Боевой Славы, Трудовой Славы, музеи, посвящённые деятелям коммунистической партии, за которыми закрепляется статус политико-просветительского учреждения. В связи с изменением в общественно-политической и экономической жизни России данные общественные музея закрылись, оставив большой практический опыт по созданию, организации деятельности, структуре общественных музеев. Возросшие потребности российского общества к изучению и сохранению русской культуры, русских традиций, истории крупных и малых городов, сёл, школ, судеб людей, семей, династий способствуют возрождению такого социального института как общественные музеи.

     Юхневич М. Ю считает  «В разные периоды истории нашей страны детские, школьные музеи переживали подъёмы и спады. Также подъёмы и спады переживали и исследования, посвящённые особенностям школьных музеев, их основным функциям, направлениям работы. В настоящее время переживается "музейный бум" в связи с поисками в России национально объединяющей идеи, лежащей в основе воспитания гражданина новой России. Педагоги, музееведы отводят большую роль в этом поиске музеям, как хранителям социальной памяти поколений [16;76]. Т.Ю. Юренева в монографии "музей в мировой культуре" впервые комплексно исследует музей как феномен мировой цивилизации, анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев, прослеживает эволюцию музейных учреждений.

В.Е. Туманов в книге "Школьный музей", предназначенной для педагогов, знакомит читателей с проблемами и методами организации и деятельности школьных музеев. В книге делается попытка осмысления и трактовки термина "школьный музей" [13; 52].

    Известный в кругу  специалистов музейного дела  кандидат педагогических наук, ведущий  сотрудник Российского института  культурологи, директор Детского музея г. Москвы М.Ю. Юхневич, представил концепцию развития школьных музеев в современных образовательных системах, обобщил материал о музейно-педагогических традициях с середины XIX века, раскрыл сущности культурно-образовательной деятельности школьного музея, рассмотрел проблемы взаимодействия музея со школой. Автор посвятил серию книг, методических пособий ("Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России", "Я проведу тебя в музей", "Школьный музей на рубеже веков", "Детский музей: прошлое и настоящее") данным проблемам. [16;84].

    Проблемам внедрения  новых музейных технологий, интерактивных  занятий посвящают свои исследования  Е.Г. Артёмов, Л.А. Васильева,  М.В. Куликова, Т.Н. Казанцева.

    Труды Е.Л. Галкиной - кандидата педагогических наук, Г.Б. Денисовой - кандидата исторических наук, освещают проблемы работы с Советом (активом) музея.

    Департамент образования  Вологодской области совместно  с областным центром детского  и юношеского туризма выпустили  в свет серию методических рекомендаций в помощь организаторам школьных музеев: "Создаём музей вместе", "Маленькое окно в большой мир", "Школьный музей: жизнь в творчестве", где можно познакомиться с новыми подходами в теории и практике музейно-педагогической и краеведческой работы, с материалами из опыта работы.

     Правовой основой  деятельности школьных музеев  являются Письмо Министерства  образования и науки РФ №  28-51-181/16 от 12 марта 2003г. "О деятельности  музеев образовательных учреждений", "Инструкция по учёту и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах", Приказ Министерства культуры СССР от 12.03.1988 года 

Карпова О. Б предполагает, что в  современном понимании музей - это:

  • Учреждение, занимающееся собиранием, изучением и экспонированием предметов - памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью;
  • Хранилище ценностей, исследовательский институт и образовательное учреждение одновременно;
  • Место информационного обмена представителей различных этносов, поколений, возрастов, профессий, и т.д. [4; 21].

   Музей понимается  как учреждение, собирающее, хранящее  и демонстрирующее предметы истории,  культуры.

Третья статья устава Международного совета музеев гласит: "Музей - постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, использованием, популяризацией и экспонированием свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а так же для удовлетворения духовных потребностей"[10 ….].

 

1.2 Особенности школьного  музея

   Термин "школьный  музей" является обобщающим. До  некоторой степени это название  условно, т.к. традиционно к  школьным музеям относят все  музеи, созданные на общественных началах с активным участием школьников в школах, в учреждениях дополнительного образования, в клубах по месту жительства. Т.е., к школьным музеям, по существу, относят все общественные музеи, создаваемые при активном участии учащихся.   

   Смирнова Л.  М считает, что относительная  условность термина "школьный  музей" заставила Минобразование  России уточнить и дополнить  старое название, и в новом  "Положении о школьном музее"  музей именуется "музеем образовательного  учреждения", в скобках "школьным музеем". Музей в образовательном учреждении создаётся "в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся  [12; 65]

   Он адресован  детской аудитории, имеет ярко  выраженную образовательную направленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность и сотворчества учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также других помощников и партнёров.

    Рассматривая  школьный музей как центр музейно-педагогической  и краеведческой работы в школе,  специалисты констатируют, что он является уникальной точкой преломления культуры и образования.   

    Поэтому "музейность" обретает здесь новое качество. Передача социальной памяти осуществляется  как бесконечный акт творческой  реализации и культуротворчества  его создателей и "пользователей", к которым относятся руководитель школьного музея, школьный актив, а также, в той или иной степени, учащиеся школы, педагоги-соратники и добровольные помощники.

      Школьный  музей обладает такими качественными  и количественными параметрами, которые, в конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями:

    Школьный музей  служит своим творцам.

    Те, кто создают  музей, являются и его основными  "потребителями" или "пользователями". Это отличает школьный музей от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц для других.

    Хитьков Н.А, считает.что школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных дисциплин и с дополнительным образованием. Подобная связь существует между школой и музеями других типов, но не является столь тесной и продуктивной. Школьный музей более чем какой-либо другой, включён в жизнь местного сообщества, а "качество жизни" его самого непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местной администрации, близлежащих предприятий и учреждений.  [15, 42].

 

    1. Профили и жанры школьных музеев

 

  Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея. Профиль школьного музея зависит от выбранного направления поисковой исследовательской деятельности. Музееведы выделяют следующие профили:

  • исторический;
  • естественнонаучный;
  • картинная галерея;
  • мемориальный музей;
  • технологический;
  • экологический.

    Реализовать свою самобытность, неповторимость, выразить свою возможность интегрироваться в учебно-воспитательный процесс школьный музей может в определении жанра. К жанрам музеев, главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс, известные музееведы Е.Л. Галкина и М.Ю. Юхневич относят следующие:

Музей - экспозиция (выставка).

Музей – мастерская (студия).

Музей – лаборатория.

Музей - клуб, музей –  театр.

Музей - адаптационный  центр.

Музей - экскурсионное  бюро.

Музей – игротека.

Музей – кафе.

Музей – ярмарка. [16;37].

   Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, как правило, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жёсткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализировано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определённой, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации. В условиях школы такой музей чаще становится фактом престижа, внешкольная, кружковая, досуговая деятельность представлена минимально.

Информация о работе Создание школьного музея как составляющая образовательного пространства