Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:04, реферат
В настоящее время возрос интерес к краеведению, т.е. комплексному изучению родного края в различных аспектах: природно-географическом, культурном, историческом. Многие учителя в своей урочной и во внеурочной деятельности всё чаще обращаются к проблеме использования краеведческого материала с целью формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, развитию творческих способностей, воспитания уважения к культуре и истории родного края. Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу.
Введение
1. Музей образовательного учреждения как
яркое явление отечественной культуры и образования
1.1 История вопроса
1.2 Особенности школьного музея
1.3 Профили и жанры школьных музеев
1.4 Цель, задачи, обязательные условия для создания школьного музея
1.5 Функции школьного музея
Заключение
Список используемой литературы
Создание школьного музея как составляющая образовательного пространства
Содержание
Введение
1. Музей образовательного учреждения как
яркое явление отечественной культуры и образования
1.1 История вопроса
1.2 Особенности школьного музея
1.3 Профили и жанры школьных музеев
1.4 Цель, задачи, обязательные
условия для создания
1.5 Функции школьного музея
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В настоящее
время возрос интерес к
Понимание огромных возможностей образования и "воспитания историей" привело к осознанию активного участия самих учителей и их воспитанников в краеведческих исследованиях. Тематика краеведческих исследований обширна: история семьи, семейные традиции, история улиц, сёл, деревень, погостов, храмов, предприятий, учреждений. Как сохранить этот уникальный материал для современников и потомков, как использовать итог поисковой деятельности для формирования знаний, умений, ценностных ориентаций, как на основе его развивать творческие способности учащихся, воспитывать у них уважение к культуре и истории родного края? Мы считаем, что достойным местом хранения, использования, популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является школьный музей. К идее создания музея приходят в процессе длительной краеведческой работы, когда накопленный материал требует оформления, систематизации, размещения. Как организовать работу музея?
Это и послужило
выбору темы нашего
Объект исследования: музей образовательного учреждения.
Предмет исследования: организация музея в образовательном учреждении
Представляя школьный музей как одну из форм существования воспитательной работы, мы поставили цель: описание педагогических действий, в которых реализуются задачи, содержание и методы организации школьного музея.
Для достижения данной цели мы выдвинули следующие задачи:
В своей работе мы использовали следующие методы:
Данная работа состоит из введения, двух разделов, Заключения, Списка использованной литературы.
Мы считаем,
что данная работа будет
1.1 История вопроса
Понятие "музей" ввели в культурный обиход человечества древние греки. Истоки этого понятия необходимо искать в феномене коллекционирования. Завгородняя О.Н считает: «Уже на заре своей истории человечество собирало и стремилось сохранить всевозможные предметы: литературные и научные тексты, зоологические и ботанические гербарии, художественные полотна, природные редкости, останки древних животных. В России музеи появились в эпоху Петра I. Открывая первый русский музей в 1719 году, он определил цель: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились". [1, 15]. К концу XVIII века в России создаются общедоступные экспозиции с целью просвещения основной массы посетителей. В конце века в России уже около 150 музеев с общедоступными экспозициями с целью просвещения (музей техники, ремёсел, приборов). В России собственно музейно-образовательная традиция. Новый наглядный метод обучения в стенах музея горячо поддерживают К.Д. Ушинский, Н.А. Корф. В 1864 году в Петербурге появляется совершенно новый тип музея - педагогический музей. Основу его собрания составили наглядные пособия по народному образованию. В начале века в связи с подъёмом краеведческого движения в России большой размах получило открытие общественных музеев, созданных по инициативе общественности, и действующих на общественных началах. Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, на предприятиях. Это музеи Боевой Славы, Трудовой Славы, музеи, посвящённые деятелям коммунистической партии, за которыми закрепляется статус политико-просветительского учреждения. В связи с изменением в общественно-политической и экономической жизни России данные общественные музея закрылись, оставив большой практический опыт по созданию, организации деятельности, структуре общественных музеев. Возросшие потребности российского общества к изучению и сохранению русской культуры, русских традиций, истории крупных и малых городов, сёл, школ, судеб людей, семей, династий способствуют возрождению такого социального института как общественные музеи.
Юхневич М. Ю считает «В разные периоды истории нашей страны детские, школьные музеи переживали подъёмы и спады. Также подъёмы и спады переживали и исследования, посвящённые особенностям школьных музеев, их основным функциям, направлениям работы. В настоящее время переживается "музейный бум" в связи с поисками в России национально объединяющей идеи, лежащей в основе воспитания гражданина новой России. Педагоги, музееведы отводят большую роль в этом поиске музеям, как хранителям социальной памяти поколений [16;76]. Т.Ю. Юренева в монографии "музей в мировой культуре" впервые комплексно исследует музей как феномен мировой цивилизации, анализирует причины и обстоятельства возникновения музеев, прослеживает эволюцию музейных учреждений.
В.Е. Туманов в книге "Школьный музей", предназначенной для педагогов, знакомит читателей с проблемами и методами организации и деятельности школьных музеев. В книге делается попытка осмысления и трактовки термина "школьный музей" [13; 52].
Известный в кругу
специалистов музейного дела
кандидат педагогических наук, ведущий
сотрудник Российского
Проблемам внедрения
новых музейных технологий, интерактивных
занятий посвящают свои
Труды Е.Л. Галкиной - кандидата педагогических наук, Г.Б. Денисовой - кандидата исторических наук, освещают проблемы работы с Советом (активом) музея.
Департамент образования
Вологодской области совместно
с областным центром детского
и юношеского туризма
Правовой основой
деятельности школьных музеев
являются Письмо Министерства
образования и науки РФ №
28-51-181/16 от 12 марта 2003г. "О деятельности
музеев образовательных
Карпова О. Б предполагает, что в современном понимании музей - это:
Музей понимается
как учреждение, собирающее, хранящее
и демонстрирующее предметы
Третья статья устава Международного совета музеев гласит: "Музей - постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, использованием, популяризацией и экспонированием свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а так же для удовлетворения духовных потребностей"[10 ….].
1.2 Особенности школьного музея
Термин "школьный
музей" является обобщающим. До
некоторой степени это
Смирнова Л.
М считает, что относительная
условность термина "школьный
музей" заставила
Он адресован
детской аудитории, имеет ярко
выраженную образовательную
Рассматривая
школьный музей как центр
Поэтому "музейность"
обретает здесь новое качество.
Передача социальной памяти
Школьный
музей обладает такими
Школьный музей служит своим творцам.
Те, кто создают
музей, являются и его
Хитьков Н.А, считает.что школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных дисциплин и с дополнительным образованием. Подобная связь существует между школой и музеями других типов, но не является столь тесной и продуктивной. Школьный музей более чем какой-либо другой, включён в жизнь местного сообщества, а "качество жизни" его самого непосредственным образом связано с отношением к нему со стороны местной администрации, близлежащих предприятий и учреждений. [15, 42].
Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея. Профиль школьного музея зависит от выбранного направления поисковой исследовательской деятельности. Музееведы выделяют следующие профили:
Реализовать свою самобытность, неповторимость, выразить свою возможность интегрироваться в учебно-воспитательный процесс школьный музей может в определении жанра. К жанрам музеев, главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс, известные музееведы Е.Л. Галкина и М.Ю. Юхневич относят следующие:
Музей - экспозиция (выставка).
Музей – мастерская (студия).
Музей – лаборатория.
Музей - клуб, музей – театр.
Музей - адаптационный центр.
Музей - экскурсионное бюро.
Музей – игротека.
Музей – кафе.
Музей – ярмарка. [16;37].
Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, как правило, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жёсткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализировано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определённой, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации. В условиях школы такой музей чаще становится фактом престижа, внешкольная, кружковая, досуговая деятельность представлена минимально.
Информация о работе Создание школьного музея как составляющая образовательного пространства