Солнечный человек Приднестровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы выявить общие и специфические черты творчества Пироженко Леонида Андреевича. Проанализировать значение формирования различных видов изобразительного искусства в Приднестровье в период его жизни. Исследовать индивидуальное творчество Леонида Андреевича как театрального художника. А также исследовать его работу в направлении объединения художников Приднестровской Молдавской Республики. В частности Союз художников Приднестровья, где Леонид Андреевич Пироженко первый председатель.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3
I.КРАТКИЙ ОБЗОР ИСКУССТВА ПМР………………………6
1.1.Искусство…………………………………………………………6
1.2.Художники Приднестровья……………………………….......9
II. СОЛНЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРИДНЕСТРОВЬЯ…………..12
2.1. Биография Леонида Андреевича Пироженко....................12
2.2. Творческая деятельность Леонида Андреевича Пироженко…………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….29
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ…………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

ПИРОЖЕНКО ТОЧНАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 55.01 Кб (Скачать файл)

  ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Т. Г. ШЕВЧЕНКО

Филиал ПГУ им. Т.Г. Шевченко в  г. Рыбница

Кафедра декоративно–прикладного  искусства

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА  НА ТЕМУ: Солнечный человек Приднестровья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Рыбница

                                               2013

                        СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3

 

 

I.КРАТКИЙ ОБЗОР ИСКУССТВА ПМР………………………6

 

1.1.Искусство…………………………………………………………6

1.2.Художники Приднестровья……………………………….......9

 

 

II. СОЛНЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРИДНЕСТРОВЬЯ…………..12

 

2.1. Биография Леонида Андреевича Пироженко....................12

2.2. Творческая деятельность Леонида Андреевича

Пироженко…………………………………………………………….16

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….29

СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ…………………………………………30

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

                                    ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе  рассмотрим творчество сценографа, живописца, графика Пироженко  Леонида Андреевича. Каждый из этих видов искусств хорош по-своему и  решает свои проблемы и задачи.

Синтетическое искусство театра имеет большое  значение для воспитания духовности в человеке, для развития его способности  воспринимать произведения искусства  всех видов и жанров. Проблема изучения и сохранения традиций в искусстве  имеет важнейшее значение в контексте  подъема уровня культуры общества в  Приднестровье.

Актуальность выбранной темы и  новизна исследования. Понимание особенностей сценографии, т. е. визуального аспекта спектакля, развивает лучшие духовные качества личности, расширяет кругозор, повышает способность ассоциативного мышления. Изучение сценографии является, безусловно, актуальным. Представить картину творческой жизни республики без театра невозможно.Знание законов и принципов того или иного вида искусства, этапов его развития позволяет воспринимать его глубже и полноценнее. В полной мере сказанное относится к творчеству театральных художников. Исследования в этой сфере актуальны еще и в силу кратковременности жизни явлений сценографического искусства, произведение художника в его полном виде умирает вместе со спектаклем. Изучение истории сценографии в Приднестровье, её развитие  представляют большой интерес для искусствознания.

Цель  и поставленные задачи. Цель данной работы выявить общие и специфические черты творчества Пироженко Леонида Андреевича. Проанализировать значение формирования различных видов изобразительного искусства в Приднестровье в период его жизни. Исследовать индивидуальное творчество  Леонида Андреевича как театрального художника. А также исследовать его работу в направлении объединения художников Приднестровской Молдавской Республики. В частности Союз художников Приднестровья, где Леонид Андреевич Пироженко первый председатель.

Необходимо раскрыть тему курсовой работы, сформулировав следующие задачи:

    • Исследовать пластические искусства ПМР;
    • Выявить основные пути развития современного ИЗО;
    • Рассмотреть и систематизировать живописные и графические работы Леонида Андреевича;
    • Представить видеоряд, представляющий большой интерес для изучения.

Живопись не случайно относят к  изобразительному искусству,  в её основе лежит зрительно воспринимаемое изображение, созданное цветом красок и отражающее различные стороны действительности, внешние проявления чувств, воли людей в мимике лица, жестах, событиях жизни и т.д.  
          Выразительное изображение действительности в живописи также предполагает художественное пространство и время, которые не менее важны для декораций. Ведь чувства и черты воли людей непосредственно проявляются не только и не столько в цвете, сколько в мимике лица, жестах, движениях тела, находящегося в определенном пространстве. И чтобы изобразить эти проявления чувств людей, различные предметы, явления действительности, нужно посредством цвета создать объективную видимость объема и расположения персонажей, всех изображенных предметов в пространстве, передать движение·изменение во времени. Живопись не копирует реальное пространство, объемы, а выражает отношение человека к этому пространству, которое зависит от его переживаний, настроений.  
          Но без графики не может существовать остальное изобразительное искусство, так как рисунок является основой всех начал. Графика использует в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки (цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль). При рисовании графикой, обычно используют не больше одного цвета (кроме основного черного, в редких случаях — два). Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой поверхностью бумаги — главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Наиболее общий отличительный признак графики — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги

Основа  для написания работы:-художественные произведения мастеров, монографии,статьи, рукописи, книги различного характера.

Новизна исследования и личный вклад автора:Постараться определить место художника-сценариста в искусстве Приднестровья. 

Теоритическая и практическая значимость:В основе данной работы лежит ознакомление с деятельностью художника театра,его вклад в изобразительное искусство Приднестровья.

Курсовая  работа состоит из введения,двух глав основной части, заключения, списка используемой литературы и списка приложений .Текст изложен на 29 страницах и 10 приложений.

                I.КРАТКИЙ ОБЗОР ИСКУССТВА ПМР

 

                        1.1. Искусство

 

Дивный край вдоль берегов  древней и извилистой реки – это  Приднестровье.  Узенькая полоска  земли на  карте, но как богата история этих мест, как щедра природа, как многолик народ и разнообразно национальные традиции. Приднестровская  земля, знавшая войны и стихийные  бедствия, всегда была для людей  источником жизни, надежд и вдохновения. Плодородна земля Приднестровья  потому - что впитала в себя дух  великих и малых народов, гений  знаменитых личностей и безвестных талантливых людей. Жизни бунтаря  Е.Пугачёва короля Карла12 , предков  И.Айвазовского  великого поэта Пушкина, генералиссимуса А. Суворова, хирурга  Н. Склифосовского  певца  Вертинского   и многих других в разные временны были связаны с этой землёй.

С провозглашением 2 сентября 1990г. приднестровской государственности начался новый этап в истории культуры края. Неотъемлемой частью государственной политики ПМР изначально являлось сохранение и развитие культуры, защита духовных и нравственных ориентиров народа, консолидация общества[3].

Работники культуры, творческая интеллигенция вносили весомый  вклад в дело становления государства. Прорыв информационной блокады путем  создания государственной сети средств  массовой информации явился большой победой приднестровцев[8].

В ПМР зарегистрировано 319 памятников республиканского и местного значения. Все они находятся под  охраной государства, о чем свидетельствует  принятый в декабре 1997 г. Верховным Советом республики закон «Об охране и использовании памятников археологии, истории и культуры» и утвержденный в мае 2001 г. Коллегией Министерства просвещения «Реестр памятников археологии, истории и культуры Приднестровской Молдавской Республики». В октябре 2001 г. принят закон «О музейном фонде и музеях в Приднестровской Молдавской Республике», дающий возможность реализовать инвестиционные программы поддержки музеев и памятников республики. Ибо жив народ, пока жива его историческая, духовная память[1].

Старейшая в Приднестровье, Республиканская  картинная галерея г.Бендеры была создана в 1971 г., ее коллекцию составляют 3668 произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства и филателии. Это центр культурно-просветительной работы, исследований современного искусства, эстетического и нравственного воспитания на лучших образцах классического искусства. В ее стенах было представлено творчество итальянского графика XVIII в. Д.Б. Пиранци, французских рисовальщиков XIX века О. Домье и П. Гаварни, выставки из собраний Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Академии художеств СССР, Государственного музея искусств народов Востока, Государственной Третьяковской галереи, Киевского русского музея и др[8].

Прочие картинные галереи ПМР (Республиканская галерея Тираспольского государственного объединенного музея, Рыбницкая (1990 г.) и Дубоссарская (2001 г.)) также являются центрами художественной культуры, просветительства и воспитания на лучших образцах изобразительных искусств.

В республике функционируют 8 детских  художественных школ, в том числе  старейшая - им. А. Фойницкого - в г. Тирасполе, школы в Каменке, Бендерах, Дубоссарах. В них предусмотрена начальная профессиональная подготовка, состоящая из 4-летнего цикла обучения. Дети занимаются по 13 часов в неделю, осваивают мастерство рисунка, живописи, композиции, скульптуры, изучают историю искусств. Желающие могут продолжить художественное образование в профессиональных учебных заведениях Приднестровья. В 1996г. в Тираспольском строительном лицее введена специальность «строительный дизайн». В 1994г. открывается отделение изобразительного искусства и черчения в филиале Приднестровского госуниверситета (г.Рыбница), в 1996г. - отделение архитектуры в составе инженерно-технического факультета. В 1997г. в Бендерском теоретическом лицее создается художественное  отделение, а в 1999году появляется возможность получить среднее специальное художественное образование в Бендерском художественном училище[1].

Свыше трёх тысяч работников культуры  трудятся в Приднестровье.

 

                        1.2.Художники Приднестровья

 

В 80 годы перестройка изменила не только общественно политическое устройство не только экономические отношения, но и искусство. Оно радовалось свободе, возможности использовать новые  средства  выражения, новые формы  представления своих произведений.[9]. 

В сложное время политических баталий  и военного конфликта 1992 года  художники  были вместе со своим народом и  в первые годы становления  ПМР  активно участвовали в общественной жизни.  В1993 г  был создан Союз Художников Приднестровья.  Первым председателем был выбран Л. Пироженко.  Он объединил художников разных возрастов и разных привязанностей в искусстве идеей содружества при полной свободе творчества[1].

 На 2012 год союз объединяет 50 человек, и хотя не велика  география их местонахождения- 33 человека живут в Тирасполе  , 8  в Бендерах , 4- в Рыбнице,  по одному в Москве Киеве  Витебске, - география  участие  в выставках очень широкая.  Первое представление СХП   в Москве состоялось в 1993г  в Культурном центре МИДа России, где были показаны произведения  Л. Глущенко, Г.Зыкова, П. Китаева,  В. и А. Куличенки и И.М. Антонюка[10].

 В 1998г , 2001 и 2002 г в Центральном доме художника на Крымском валу были организованы выставки союза художников ПМР и персональные экспозиции. Выезды художников в разные города России  и Украины стали традиционными. Расширились возможности художников по участию в международных выставках, симпозиумах, мастер- классах и разнообразных проектах. Поездки в Австралию И. Антонюк, Словению  Ю. и А. Салко, Турцию М. Руденко, Болгарию М. Хилинская, Л Пироженко,  Румынию В.и А. Куличенко, Германию М. Балан, В. Иванов, Ю. Салко, во  Францию Панов способствовали не только творческому развитию самих мастеров, но и вкладу в подъём  на новый уровень Приднестровского искусства. Для любого художника большое значение имеет общение с молодёжью.  Союза художников ПМР – инициатор молодёжных конкурсов “Искусство кисти молодой” “Юный художник ПМР“.  Многие мастера отдают своё время педагогической деятельности. Благодаря М. Руденко, В. Радованову, Н. Брозницкому, В. Завьялову и многим другим художественные школы ПМР сохранили лучшие традиции классической модели художественного  образования. Инициатива же и постоянный поиск И. Мосийчука, В. Постойкина  способствуют развитию в ПМР средней и высшей ступени художественного образования[8].

«Союз художников ПМР - один из самых активных творческих общественных организаций нашей республики, который достойно представляет изобразительное искусство ПМР на выставках зарубежных странах:  в России, Украине, Германии, Словении, Молдове и других государствах. Мастерство по достоинству  оценено многими престижными международными премиями, призами и дипломами. За прошедшие годы  налажены широкие связи с творческими организациями других стран, что в значительной мере способствует духовному развитию нашего государства» - пишет Н.В. Егорова [5c.35]

Приднестровские художники не похожи друг на друга. Подвести их произведения под единый стиль не возможно. В  этом состоит особенность современного искусства Приднестровья и проявляется  его значение и привлекательность. Каждый художник  самостоятелен  в собственном выборе и манере, свободен от штампов, имеет свой предпочтения в искусстве, свой почерк и темперамент. Соответственно, творчество приднестровских  художников – это яркая палитра  разнообразия в географическом и временномпространстве[8].  
        Первый председатель союза художников Приднестровья, заслуженный деятель искусств ПМР, один из ярких сценографов СССР, Леонид Андреевич Пироженко любил повторять: ”Изобразительное искусство Приднестровья – это чистый широкий поток, в который, как родники, вливаются творения зрелых мастеров и молодых художников (1). Поток этот бывает бурным, бывает, замедляет ход и ширится, но он никогда не иссякает, потому что каждый ручеёк, его наполняющий, вносит свежую и чистую струю”[9].

Информация о работе Солнечный человек Приднестровья