Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:36, курсовая работа
Цель данной работы выявить общие и специфические черты творчества Пироженко Леонида Андреевича. Проанализировать значение формирования различных видов изобразительного искусства в Приднестровье в период его жизни. Исследовать индивидуальное творчество Леонида Андреевича как театрального художника. А также исследовать его работу в направлении объединения художников Приднестровской Молдавской Республики. В частности Союз художников Приднестровья, где Леонид Андреевич Пироженко первый председатель.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3
I.КРАТКИЙ ОБЗОР ИСКУССТВА ПМР………………………6
1.1.Искусство…………………………………………………………6
1.2.Художники Приднестровья……………………………….......9
II. СОЛНЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРИДНЕСТРОВЬЯ…………..12
2.1. Биография Леонида Андреевича Пироженко....................12
2.2. Творческая деятельность Леонида Андреевича Пироженко…………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….29
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ…………………………………………30
Как указывает Н.В. Егорова «В новый 21 век искусство Приднестровья вошло без растерянности. Продолжает формироваться приднестровская художественная школа. Её можно охарактеризовать как пост советскую, в которой традиции классического искусства, социалистического реализма и авангардные течения обогатились, а для выражения своих мыслей, настроений и переживаний у художников и новые средства, и новые возможности»[5.c.26].
II.СОЛНЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРИДНЕСТРОВЬЯ
2.1. Биография Леонида Андреевича Пироженко
Пироженко Леонид Андреевич,
родился 27 мая 1937 года в городе Рава-Русская,
Западной Украины. Главный художник Государственного
театра драмы и комедии им. Аронецкой,
член союза художников СССР, председатель
Союза художников Приднестровья, заслуженный
деятель искусств ПМР.Раннее детство прошло
в селе Широкое, Криворожского района,
Днепропетровской области ,Украина[9c.9]
.
В 1973 году за оформление спектакля
«Соло для часов с боем»
О. Заградника был награжден грамотой
министерства культуры СССР за подписью Е.
Фурцевой.
В 1987 году награжден
нагрудным знаком «Отличный работник
культуры МССР», в 1997 году награжден
медалью «За трудовую доблесть»,
присвоено звание «Заслуженный деятель
искусств ПМР».
2.2 Творческая деятельность Леонида Андреевича Пироженко.
«Скупость, лаконизм, публицистичность, приверженность к образной детали, но едкой, мощной, не просто говорящей, а кричащей – вот главные черты Пироженковского театра» В. Мажурин
Театральный декоратор... Как, часто пользуясь этим определением, мы не задумываемся над тем, что есть в этих словах нечто такое, что обедняет, суживает значение роли художника в театре. Декорировать, украшать сцену - это лишь малая часть той задачи художника, которая всякий раз встает перед ним в процессе создания спектакля. Быть подлинным театральным художником - значит быть одним из полноправных авторов, одним из творцов театрального действа[2].
Художник Леонид Андреевич Пироженко работал в области сценографии, живописи, графики. Сценография, вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера (декорация), все, с чем он имеет дело, играет, действует (материально-вещественные атрибуты). При этом в качестве выразительных средств сценография может использовать: во-первых, то, что создано природой, во-вторых, предметы и фактуры быта или производства, и, в-третьих, то, что рождается в результате творческой деятельности художника (от масок, костюмов, вещественного реквизита до живописи, графики, сценического пространства, света, динамики и пр).Сценография в структуре театрального образа определяет его визуальную значимость, которая вместе с другими гранями образа, формируемыми сюжетно-драматической линией развития и звуко-музыкальным строем, образуют художественную целостность образного строя конкретного театрального произведения, в его неповторимости, индивидуальности. Сценографическое решение спектакля находится в контексте драматического диалога и постоянно испытывает его влияние. Зритель смотрит и слушает спектакль одновременно, и эти два момента восприятия находятся в постоянной корректировке друг друга, разделить их невозможно: услышанное влияет на зрительное восприятие, взгляд акцентируется на определенных сценических деталях в зависимости от того, что он услышал, или наоборот, увидел и заставляет по-новому отнестись к произнесенному тексту. Из всего вышеизложенного можно выделить что сценография, в некотором роде пространственное решение спектакля[1].
С детских лет он впитывал в себя очарование родной природы. Пристрастие к изобразительному искусству проявилось у него еще с самого детства, любил рисовать, интересовался живописью, играть в шахматы и наблюдать за звездами. «Моя любовь к прекрасному еще с раннего детства побуждала воспроизводить все увиденное и дорогое мне как в рисунке, так и в лепке. Изображал и лепил разные человеческие фигурки, животных, птиц. В этом творчестве никогда не было перерыва, потому что желание рисовать было всегда и постоянно. Я мечтал стать настоящим художником» - рассказывает Пироженко[9].
Через два года - служба в Военно-Морском флоте, сначала в Крондштате, затем три года в Москве в Центральном узле связи в Ленинских Горках. Но любовь к рисованию не угасла. Командование выделило мастерскую, где матрос Пироженко много рисовал, писал портреты своих сослуживцев[1].
С живописными полотнами мастеров
мирового искусства он с увлечением
знакомится в Третьяковской галерее
и Музее изобразительных
В 1960 году, еще не успев снять матросскую форму, Пироженко сдает документы в Московское художественное училище памяти 1905 года. Конкурс был огромный - двадцать человек на одно место. Успешно сдав вступительные экзамены, он становится студентом театрального факультета. Сохранившиеся в училище традиции П.И. Петровичева, Н.П. Крымова, В.Н. Бакшеева, работа с учащимися таких педагогов, как В.Д. Победин, Л.А. Щитов, A.M. Дубинчик, Т. Б. Серебрякова, - именно учеником последней считает себя Пироженко, - открыли прямой путь к профессиональному мастерству. Годы учебы в Москве дали молодому художнику многое. Наряду с систематическими занятиями в училище он посещает семинары в ГИТИСе, которые проводили такие известные режиссеры, как Захарова, Гончаров и Завадский. Каждый год он проходил практику во МХАТе, театре им. В. Маяковского и ГИТИСЕ, где совместно с художниками и режиссерами театров принимал участие в восстановлении спектаклей «Горячее сердце» А. Островского и «Егор Булычев и другие» М. Горького[9].
Пироженко вспоминает: «Нас в училище воспитывали в стремлении к синтезу искусств, я не замыкался в рамки только одного вида творчества, но пробовал свои силы в самых различных областях искусства. Кроме театральных декораций я писал маслом пейзажи, натюрморты, портреты»[5.c.42].
Окончив училище и получив звание
театрального художника, Пироженко
начинает творческую деятельность в
Криворожском драматическом театре
им. Т. Шевченко. Здесь он проявил
себя человеком большой
Одну за другой оформляет он выразительные, впечатляющие постановки. Среди них следует отметить такие, как «От имени любви» А. Андреева, «Конармия» Добронравова, Воронова, Шалевича, «С любовью не шутят» Кальдерони. Разнообразные по жанру, по содержанию, а, следовательно, и по стилю исполнения спектакли, оформленные художником, оказались наделенными лаконизмом и строгостью и в то же время особой поэтичностью. Все они выделяются трепетностью замысла, идеи, общего композиционного и колористического строя. В этих работах он выступает продолжателем реалистических традиций театральной живописи. Именно средствами живописи Пироженко добивается максимальной выразительности декораций. «Хорошая декорация так же необходима спектаклю, как хорошее исполнение главных ролей или хорошая пьеса. Без хороших декораций нет настоящего спектакля», - писал A. Эфрос. Эта заповедь великого маэстро стала творческим кредо для Пироженко – сценографа[8]
В Криворожском театре он проработал более семи лет. За гол творческой деятельности оформил свыше двадцати спектаклей самых разнообразных по характеру и жанру. Не все в одинаковой степени удалось художнику.
Лучшие работы Пироженко - декорации к произведениям B. Распутина «Живи и помни»,(5) А. Чехова «Чайка», Шарманди «Три волшебных конверта», Славина «Интервенция», Алешина «Дон Жуан в Севилье». Здесь обнаружились не только тонкий вкус художника чувство стиля, профессиональное мастерство, но и глубокая содержательность декораций. Владение цветом и рисунком дает возможность Пироженко уже на стадии эскизов сделать сценически убедительной ту среду действия, которая воплотится затем на подмостках[8].
С тонким проникновением в творческий замысел драматурга художником, оформлены декорации к пьесам Рощина и А. Абдуллова, Б. Брехта и Е. Шварца, Гельмана и Э. Володарского.
В театральных декорациях второй половины
1970-х годов произошли
Раньше характерны были такие сценические построения, в которых образная пластическая характеристика мест действия считалась основной, где в решении этой проблемы живопись вместе с архитектурой играла первостепенную роль, где определенная гармония целого, красота этой гармонии и ее известная торжественность придавали сценическому действию особый, небудничный характер[1].
На этих принципах строились декорации художника, к таким спектаклям, как «Серебряная свадьба» В. Мережко, «Поздняя любовь» А. Островского, «Прежде Чем пропоет петух» А. Буковчана.(6) Основу искусства Пироженко составляло одно общее начало - органическое стремление к художественной правде.
К концу 1970-х годов задачи театрального художника начали определяться по-иному: создать на сцене не образ места, а образ самого действия. Проще и легче стали решаться проблемы сценического времени и пространства. Воображение зрителя обрело возможность незатруднительно переноситься из настоящего в будущее - Изобразительный язык театра значительно обогатился. Обогатился стиль работы и Пироженко. Изысканно простое соединение фактур, цвета, архитектурных объемов становится органичным, обогащает пластическую и эмоциональную среду театров[8].
Колористический дар художника
наиболее ярко раскрылся в постановках
Днепропетровского и