Солнечный человек Приднестровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы выявить общие и специфические черты творчества Пироженко Леонида Андреевича. Проанализировать значение формирования различных видов изобразительного искусства в Приднестровье в период его жизни. Исследовать индивидуальное творчество Леонида Андреевича как театрального художника. А также исследовать его работу в направлении объединения художников Приднестровской Молдавской Республики. В частности Союз художников Приднестровья, где Леонид Андреевич Пироженко первый председатель.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3
I.КРАТКИЙ ОБЗОР ИСКУССТВА ПМР………………………6
1.1.Искусство…………………………………………………………6
1.2.Художники Приднестровья……………………………….......9
II. СОЛНЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРИДНЕСТРОВЬЯ…………..12
2.1. Биография Леонида Андреевича Пироженко....................12
2.2. Творческая деятельность Леонида Андреевича Пироженко…………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….29
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ…………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

ПИРОЖЕНКО ТОЧНАЯ КУРСОВАЯ.docx

— 55.01 Кб (Скачать файл)

Как указывает Н.В. Егорова «В новый 21 век искусство Приднестровья вошло без растерянности. Продолжает формироваться приднестровская художественная школа. Её можно охарактеризовать как пост советскую, в которой традиции классического искусства, социалистического реализма и авангардные течения обогатились, а для выражения своих мыслей, настроений и переживаний у художников и новые средства, и новые возможности»[5.c.26].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       II.СОЛНЕЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК ПРИДНЕСТРОВЬЯ

 

2.1. Биография Леонида Андреевича Пироженко

 

Пироженко Леонид Андреевич, родился 27 мая 1937 года в  городе Рава-Русская, Западной Украины. Главный художник Государственного театра драмы и комедии им. Аронецкой, член союза художников СССР,  председатель Союза художников Приднестровья, заслуженный деятель искусств ПМР.Раннее детство прошло в селе Широкое, Криворожского района, Днепропетровской области ,Украина[9c.9] .                                                           В 1953 году окончил среднюю школу № 26 города Кривого Рога. Леонид Андреевич уезжает в Калининград к старшему брату-художнику, надеясь там поступить в художественное училище. Проходя по центральной улице города, случайно прочитал объявление о приеме на курсы радистов и решил стать радистом. После окончания шестимесячных курсов его направили на Светловскую МРС судовым радистом. До службы в армии  окончил курсы судовых радистов, работал на рыболовном траулере на Балтике[6.c.9].                                                                                          С 1956 по 1960 годы проходил срочную службу на флоте. Как лучший радист учебного отряда в Кронштадте был призван в Москву в Центральный узел связи ВМФ СССР. Заочно в это же время учился в народном университете искусств Центрального дома народного творчества имени Н.К. Крупской. За время прохождения службы участвовал в состязаниях радиотелеграфистов, получал грамоты за 1-2 места. Одна из грамот подписана начальником главного штаба ВМФ     адмиралом  В.Ф.Зозуля[6.10].                                                                                                                                          В 1960 году поступил в Московское художественное училище им. 1905 года на театральное отделение, руководителем которого была Т. Б. Серебрякова, дочь знаменитой русской художницы З.Е. Серебряковой, участницы объединения «Мир Искусства», одной из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. За время учебы проходил практику в Большом театре оперы и балета, главным художником был В.Ф. Рындин - народный художник СССР; в театре им. Маяковского, главным режиссером был народный артист СССР Н.П. Охлопков; в Малом театре, вместе с однокурсниками восстанавливали спектакль «Горячее сердце», главные роли играли народные артисты СССР Яншин, Грибов. «Присутствовать на репетиции, года они работали,- вспоминал Л. Пироженко, - одно удовольствие, такое запоминается на всю жизнь». Но самый отлаженный организм, где больше всего бывали студенты художественного училища это МХАТ им. Горького, где была художником декорационных мастерских педагог Л. Пироженко–Т.Б.Серебрякова[6].                                                    После окончания училища с 1965 до 1972 года по распределению начал работу сначала художником, затем главным художником в русском театре им. Шевченко города Кривой Рог. В 1973 году в украинском академическом музыкальном драматическом театре им. Шевченко в городе Днепропетровск. С 1973 по 1975 годы главным художником в областном драматическом театре им. Щепкина в городе Белгород. С 1975 до 1980 года главным художником Семипалатинского областного русского драматического театра им. Достоевского. За время работы в перечисленных театрах регулярно участвовал в краевых, областных, республиканских выставках.                       Пять работ были отобраны для передвижной выставки по областным центрам, работы «В ночь лунного затмения» М. Карима, «Разгром» М. Захарова и И.Прута, экспонируются в Киевском театральном музее.               

В 1973 году за оформление спектакля  «Соло для часов с боем»  О. Заградника был награжден грамотой министерства культуры СССР за подписью  Е. Фурцевой.                                                 В 1974 году за сценографию детского спектакля «Три волшебных конверта» П.Шарманди, стал лауреатом Всесоюзного смотра венгерской драматургии. На фестивале русской классики за сценографию «Чайки» А. Чехова, «за лучшее художественное оформление года» получил диплом  I степени.                                     С 1980 года по приглашению Министерства культуры МССР служил Тираспольскому русскому драматическому театру, ныне  Государственный театр драмы и комедии им. Н.С. Аронецкой в должности главного художника.                                    За время работы в театрах Пироженко оформил около 200 спектаклей по произведениям русской и зарубежной классики, современной драматургии, музыкальных и детских спектаклей. На сцене Тираспольского театра им оформлено более 50 спектаклей.[8.c.19] Среди которых «Поздняя любовь» А. Островского, (2) «Касамаре» И. Друце, (3)  «Униженные и оскорбленные» Ф. Достоевского, «Берег» Ю. Бондарева, «Безымянная звезда», «Дядя Ваня» А. Чехова, «Тереза Ракен» Э. Золя, «Пролетарская мельница счастья»  В. Мережко, «Саркофаг» В. Губарева,(4) «Самоубийца» Н. Эрдмана, «Девичник» Во  время работы в Тирасполе оформлял спектакли по приглашению других театров в  Харькове, Днепропетровске, Ивано-Франковске, Черновцах, Тернополе (Украина), Оренбург, Петрозаводск (РФ), Кустанай (Казахстан), Видин (Болгария)[1].    Пироженко Леонид Андреевич является одним из основателей первого творческого союза  в Приднестровской Молдавской Республике – союза художников Приднестровья, который был основан 12 декабря 1992 года, его первый председатель. Избирался на эту должность пять раз, возглавлял Союз более 10 лет [1].

В 1987 году награжден  нагрудным знаком «Отличный работник культуры МССР», в 1997 году награжден  медалью «За трудовую доблесть», присвоено звание «Заслуженный деятель  искусств ПМР».                                                                                                                           В 2002 году – к 65-летию со дня рождения автора выставка в ТОМ    В 2006 год – вставка памяти Пироженко Леонида Андреевича в ДХШ им. А. Фойницкого .В 2006 году – выставка памяти в ГУ РКГ им. А.В.Лосева                              В 2007 году – к 70-летию со дня рождения автора в ТОМ. Выставка в полной мере раскрывает многогранную творческую деятельность талантливого художника, гражданина и удивительно светлой души человека[8].

 

2.2 Творческая деятельность Леонида Андреевича Пироженко.

«Скупость, лаконизм, публицистичность, приверженность к образной детали, но едкой, мощной, не просто говорящей, а кричащей – вот главные черты  Пироженковского театра»  В. Мажурин

Театральный декоратор... Как, часто  пользуясь этим определением, мы не задумываемся над тем, что есть в  этих словах нечто такое, что обедняет, суживает значение роли художника в  театре. Декорировать, украшать сцену - это лишь малая часть той задачи художника, которая всякий раз встает перед ним в процессе создания спектакля. Быть подлинным театральным  художником - значит быть одним из полноправных авторов, одним из творцов театрального действа[2].

Художник Леонид Андреевич Пироженко  работал в области сценографии, живописи, графики. Сценография, вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера (декорация), все, с чем он имеет дело, играет, действует (материально-вещественные атрибуты). При этом в качестве выразительных средств сценография может использовать: во-первых, то, что создано природой, во-вторых, предметы и фактуры быта или производства, и, в-третьих, то, что рождается в результате творческой деятельности художника (от масок, костюмов, вещественного реквизита до живописи, графики, сценического пространства, света, динамики и пр).Сценография в структуре театрального образа определяет его визуальную значимость, которая вместе с другими гранями образа, формируемыми сюжетно-драматической линией развития и звуко-музыкальным строем, образуют художественную целостность образного строя конкретного театрального произведения, в его неповторимости, индивидуальности. Сценографическое решение спектакля находится в контексте драматического диалога и постоянно испытывает его влияние. Зритель смотрит и слушает спектакль одновременно, и эти два момента восприятия находятся в постоянной корректировке друг друга, разделить их невозможно: услышанное влияет на зрительное восприятие, взгляд акцентируется на определенных сценических деталях в зависимости от того, что он услышал, или наоборот, увидел и заставляет по-новому отнестись к произнесенному тексту. Из всего вышеизложенного можно выделить что сценография, в некотором роде пространственное решение спектакля[1].

С детских лет он впитывал в себя очарование родной природы. Пристрастие  к изобразительному искусству проявилось у него еще с самого детства, любил рисовать, интересовался живописью, играть в шахматы и наблюдать за звездами. «Моя любовь к прекрасному еще с раннего детства побуждала воспроизводить все увиденное и дорогое мне как в рисунке, так и в лепке. Изображал и лепил разные человеческие фигурки, животных, птиц. В этом творчестве никогда не было перерыва, потому что желание рисовать было всегда и постоянно. Я мечтал стать настоящим художником» - рассказывает Пироженко[9].

Через два года - служба в Военно-Морском  флоте, сначала в Крондштате, затем  три года в Москве в Центральном  узле связи в Ленинских Горках. Но любовь к рисованию не угасла. Командование выделило мастерскую, где  матрос Пироженко много рисовал, писал портреты своих сослуживцев[1].

С живописными полотнами мастеров мирового искусства он с увлечением знакомится в Третьяковской галерее  и Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, а также на художественных выставках, которые он старался не пропускать.

В 1960 году, еще не успев снять  матросскую форму, Пироженко сдает  документы в Московское художественное училище памяти 1905 года. Конкурс  был огромный - двадцать человек  на одно место. Успешно сдав вступительные  экзамены, он становится студентом  театрального факультета. Сохранившиеся  в училище традиции П.И. Петровичева, Н.П. Крымова, В.Н. Бакшеева, работа с  учащимися таких педагогов, как  В.Д. Победин, Л.А. Щитов, A.M. Дубинчик, Т. Б. Серебрякова, - именно учеником последней считает себя Пироженко, - открыли прямой путь к профессиональному мастерству. Годы учебы в Москве дали молодому художнику многое. Наряду с систематическими занятиями в училище он посещает семинары в ГИТИСе, которые проводили такие известные режиссеры, как Захарова, Гончаров и Завадский. Каждый год он проходил практику во МХАТе, театре им. В. Маяковского и ГИТИСЕ, где совместно с художниками и режиссерами театров принимал участие в восстановлении спектаклей «Горячее сердце» А. Островского и «Егор Булычев и другие» М. Горького[9].

Пироженко вспоминает: «Нас в училище  воспитывали в стремлении к синтезу  искусств, я не замыкался в рамки  только одного вида творчества, но пробовал свои силы в самых различных областях искусства. Кроме театральных декораций  я писал маслом пейзажи, натюрморты, портреты»[5.c.42].

Окончив училище и получив звание театрального художника, Пироженко  начинает творческую деятельность в  Криворожском драматическом театре им. Т. Шевченко. Здесь он проявил  себя человеком большой работоспособности, высокой требовательности к себе, художником широких творческих устремлений[1].

Одну за другой  оформляет он выразительные, впечатляющие постановки. Среди них следует отметить такие, как «От имени любви» А. Андреева, «Конармия» Добронравова, Воронова, Шалевича, «С любовью не шутят» Кальдерони. Разнообразные по жанру, по содержанию, а, следовательно, и по стилю исполнения спектакли, оформленные художником, оказались наделенными лаконизмом и строгостью и в то же время особой поэтичностью. Все они выделяются трепетностью замысла, идеи, общего композиционного и колористического строя. В этих работах он выступает продолжателем реалистических традиций театральной живописи. Именно средствами живописи Пироженко добивается максимальной выразительности декораций. «Хорошая декорация так же необходима спектаклю, как хорошее исполнение главных ролей или хорошая пьеса. Без хороших декораций нет настоящего спектакля», - писал A. Эфрос. Эта заповедь великого маэстро стала творческим кредо для Пироженко – сценографа[8]

В Криворожском театре он проработал более семи лет. За гол творческой деятельности оформил свыше двадцати спектаклей самых разнообразных  по характеру и жанру. Не все в  одинаковой степени удалось художнику.

Лучшие работы Пироженко - декорации  к произведениям B. Распутина «Живи  и помни»,(5) А. Чехова «Чайка», Шарманди «Три волшебных конверта», Славина «Интервенция», Алешина «Дон Жуан в Севилье». Здесь обнаружились не только тонкий вкус художника чувство стиля, профессиональное мастерство, но и глубокая содержательность декораций. Владение цветом и рисунком дает возможность Пироженко уже на стадии эскизов сделать сценически убедительной ту среду действия, которая воплотится затем на подмостках[8].

С тонким проникновением в творческий замысел драматурга художником, оформлены  декорации к пьесам Рощина и А. Абдуллова, Б. Брехта и Е. Шварца, Гельмана и Э. Володарского.

В театральных декорациях второй половины 1970-х годов произошли перемены, наложившие отпечаток на весь художественный образ спектакля.

Раньше характерны были такие сценические  построения, в которых образная пластическая характеристика мест действия считалась  основной, где в решении этой проблемы живопись вместе с архитектурой играла первостепенную роль, где определенная гармония целого, красота этой гармонии и ее известная торжественность  придавали сценическому действию особый, небудничный характер[1].

На этих принципах строились  декорации художника, к таким  спектаклям, как «Серебряная свадьба» В. Мережко, «Поздняя любовь» А. Островского, «Прежде Чем пропоет петух» А. Буковчана.(6) Основу искусства Пироженко составляло одно общее начало - органическое стремление к художественной правде.

К концу 1970-х годов задачи театрального художника начали определяться по-иному: создать на сцене не образ места, а образ самого действия. Проще  и легче стали решаться проблемы сценического времени и пространства. Воображение зрителя обрело возможность  незатруднительно переноситься из настоящего в будущее - Изобразительный язык театра значительно обогатился. Обогатился стиль работы и Пироженко. Изысканно  простое соединение фактур, цвета, архитектурных  объемов становится органичным, обогащает  пластическую и эмоциональную среду театров[8].

Колористический дар художника  наиболее ярко раскрылся в постановках  Днепропетровского и Белгородского  театров («Вирус кохання»,(7) «Чайка А. Чехова). Чтобы не отвлекать внимание зрительного зала от происходящего на сцене, от внутреннего мира героев, сценограф прибегает к лаконичному изобразительному языку, строго отбирая из всего арсенала живописно-пластических решений лишь то, что помогает актеру выявить замысел произведения.

Информация о работе Солнечный человек Приднестровья