Сравнение образа человека в период Древней Греции и Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:23, реферат

Краткое описание

На первом, мифологическом этапе своего развития в условиях первобытных, примитивных человеческих сообществ, она воссоздает человека в его всеобщих, родовых качествах, о чем свидетельствуют многочисленные палеологические статуэтки женщин или наскальные изображения охотников, где неизменна индивидуальность, а отчетливо доминируют родовые черты женщины либо мужчины-охотника.
На втором этапе исторического развития, в эпоху существования древних цивилизаций и их культур на передний план выступают и становятся доминирующими особенные черты определенной социальной общности, - отчетливо проявляющиеся в изображениях древнеегипетских воинов, индийских танцовщиц, древнегреческих героев или римских легионеров.

Содержание

Введение
1. Периодизация культуры Древней Греции и Древнего Рима
2. Образ человека в культуре Древней Греции
3. Образ человека в культуре Древнего Рима
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Образ человека в др Греции.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО» в г. Калининграде

(Филиал ФГБОУ  ВПО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского»  в г. Калининграде)

______________________________________________________________

 

 

 

 

 

Реферат

по  дисциплине

  «История Искусств и культуры»

 

 

 

Тема: «Сравнение образа человека в период Древней Греции и Древнего Рима »

 

Студент: Клёвова А.П.

 

Специальность: 070601.65

 

Группа: 10-Дс

 

 

 

Преподаватель:

Филончикова И.М.

 

 

 


 

 

 

 

 

http://www.mgutu-kld.ru/

Калининград 2013

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Периодизация культуры Древней Греции и Древнего Рима

2. Образ человека в  культуре Древней Греции

3. Образ человека в  культуре Древнего Рима

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Культура есть специфический человеческий способ деятельности, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамическая система символов, идеалов, образцов, традиций, норм поведения, воплощаемая в социальном развитии человека, в его духовном мире. А это означает, что именно человек творит культуру, но одновременно и культура творит человека. Таким образом, в силу своей человекосотворенной и одновременно человекотворческой сущности культура во всех своих проявлениях, типах, видах, формах обращена к человеку как зеркало, смотрясь в которое, он стремиться глубже себя познать и понять, стать интереснее, привлекательнее, лучше.

Обращенность культуры к человеку, оставаясь постоянной по существу, в своих направлениях, формах выражения  все время изменяется. Исторически  и логически они развертываются на трех восходящих друг над другом "ярусах".

На первом, мифологическом этапе  своего развития в условиях первобытных, примитивных человеческих сообществ, она воссоздает человека в его  всеобщих, родовых качествах, о чем  свидетельствуют многочисленные палеологические статуэтки женщин или наскальные изображения охотников, где неизменна индивидуальность, а отчетливо доминируют родовые черты женщины либо мужчины-охотника.

На втором этапе исторического  развития, в эпоху существования  древних цивилизаций и их культур на передний план выступают и становятся доминирующими особенные черты определенной социальной общности, - отчетливо проявляющиеся в изображениях древнеегипетских воинов, индийских танцовщиц, древнегреческих героев или римских легионеров.

В данной работе мы рассмотрим образ человека в древнегреческой  и древнеримской культуре.

 

 

1. Периодизация  культуры Древней Греции и  Древнего Рима

 

Прежде, чем перейти к раскрытию  образа человека рассмотрим периодизацию культуры Древней Греции и Древнего Рима.

Историю Древней Греции сейчас принято  делить следующим образом:

I. Эпоха крито-микенской или  дворцовой цивилизации (III-II тысячеления  до н. э). О ее высоком уровне  развития свидетельствует развитая  письменность, технические изобретения  (водопровод и бассейны), наличие астрономических знаний, расцвет искусства (фрески царских дворцов в Кноссе и Фесте, расписные каменные сосуды, изящные изображения женщин, керамика). Крито-микенская (царская) цивилизация, существовавшая одновременно с великими государствами Древнего Востока и взаимодействовавшая с ними, заложила основы для дальнейшего развития античной (antiquus - древний) культуры.

II. Гомеровские ("темные") века (ХI-IX в до н. э) характеризовалась  упадком культуры, так как в  XI в. до н.э. в Грецию вторглись дорийцы, принесшие примитивные формы культуры - так называемый геометрический стиль искусства, похожий на искусство неолита. Общество того времени было безграмотным. Широкое распространение получили мифологические представления, послужившие основой развития античной науки, литературы и искусства.

III. Эпоха собственно античной  цивилизации:

1. архаический период (VIII-VI в до  н.э. - время становления Эллады, ее  экономического и социально-культурного  подъема, формирования полисов  (городов-государств) как раннеклассовых рабовладельческих городов-государств, классического рабства, денежного обращения. В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства - материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство - архитектура, скульптура, живопись. Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так как полисная демократия предоставляла такую возможность, защищая ее права и свободу. Архаическая культура - исходный рубеж классической культуры Эллады.

2. классический период (V-IV вв. до  н. э) - пора наивысшего расцвета  древнегреческой культуры, развития  демократии, прежде всего Афинской, пора наивысшего расцвета древнегреческой  культуры во всех ее сферах. В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства - материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство - архитектура, скульптура, живопись.

3. эллинистический период (IV-I вв. до н.э. - период от начала похода Александра Македонского на Восток до завоевания Римом Египта) - это время кризиса полиса, утраты Древней Элладой политической самостоятельности. С падением полиса начался упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность.

История римской культуры делится  на периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима:

I. Царский Рим (VIII-VI вв. до н.э.) - этот период начинается с  основания Рима в 753 г. до н.э. К концу этого периода Рим сложился как город-государство греческого типа. От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, способы гадания. Заимствованы были и одеяние римлян - тога, форма дома с атрием - внутренним двориком - и т.д.

II. Ранняя Римская республика (V-IV вв. до н. э). В эпоху ранней  Республики Риму удается подчинить  себе весь Апеннинский полуостров, причем большую роль в развитии  его культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре.

III. Поздняя Римская республика (III-I вв. до н. э). В период поздней  Республики с 60-х гг. III в. до  н.э. Рим вел постоянные войны  за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы было разрушение Карфагена (главного соперника Рима) и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине II в. до н.э. Рим становится мощной средиземноморской державой. Примерно в это же время в государстве изменяется внутриполитическая обстановка - начинаются гражданские войны, приведшие к падению Республики. Временная военная диктатура (например, Суллы (138-78 до н. э) или Цезаря (100-44 до н. э) к концу I в. до н.э. сменяется принципатом - наследственной диктатурой под республиканской оболочкой.

Римская культура позднереспубликанской  эпохи представляла собой соединение многих начал (этрусского, исконно римского, италийского, греческого), что обусловило эклектизм1 многих ее сторон.

IV. Расцвет Римской империи (I-II вв. до н. э).

Эпоха ранней империи - принципата (конец I в. до н.э. - II в. н. э) - время расцвета римского государства, которое превращается в огромную империю, включавшую Восточное  Средиземноморье, Северную Африку, большую  часть Европы. Высшего расцвета достигает римская юриспруденция, римская историография. Во многих городах империи развивается крупное строительство - создаются новые храмы, дворцы, театры, цирки, термы и т.д.  В I-II вв. н.э. появляются два самых известных римских архитектурных памятника: Колизей - самый большой амфитеатр Античного мира, вмещавший около 50 тысяч зрителей, наблюдавших за травлей зверей и гладиаторскими боями, и Пантеон (храм во имя всех богов) - самое знаменитое античное купольное сооружение высотой 43 м. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркулануме и Стабиях, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н.э.

В конце II в. н.э. в Римской империи  начинается кризис, который в III в. охватывает все государство и носит всеобъемлющий характер. Его наиболее ярким проявлением были частая смена императоров, отпадение провинций, появление в различных частях империи самостоятельных правителей. Характерными признаками кризиса античной культуры являются низкий уровень грамотности, огрубление нравов, пессимизм, широкое распространение христианства.

V. Упадок Римской империи (III-V вв. до н.э.). В период поздней  империи (конец III - конец V вв.) изменяется форма римского государства:  принципат уступает место доминату - неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских признаков. История культуры позднего периода империи проходила в борьбе разлагающейся античной традиции с новыми, христианскими, принципами.

С установлением домината ситуация в империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе (греческий Византии).

Восточная Римская империя  продолжала существовать до 1453 г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. Западная Римская империя прекратила свое существование в 476 г., когда был низложен последний император. Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья.

Так отошла в историю Римская  империя и ее культура. Однако ее культурное наследие не погибло. Оно  и по сей день является существенным ингредиентом западной культуры.

 

 

 

 

 

 

2. Образ человека  в культуре Древней Греции

 

Яркой чертой греческой культуры является антропоцентризм. Именно в Афинах философ  Протагор провозгласил знаменитый тезис: "человек есть мера все вещей". И хотя Протагор был софистом и  имел в виду, прежде всего право  каждого гражданина на отстаивание своей точки зрения, но девиз этот можно рассматривать и более широко, применительно к оценке роли человека в мироздании как таковом.

Для греков человек был олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого. Вот почему человеческий облик, представленный самым прекрасным образом, стал эстетической нормой для Древней Греции, был не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства.

Назначение культуры у древних  греков - содействие гармоническому развитию, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) человека, политическому и нравственно-духовному - гражданина.

Именно такой человек был  главным объектом и смыслом культуры. Если герой египетской, месопотамской  или индийской культуры сильный своей загадочностью, сверхъестественностью, связью с небом и его стихийными силами, то герой культуры Древней Греции - реальный человек.

В Древней Греции большое  значение придавалось формам человеческого  тела, существовал культ тела. Об этом свидетельствуют сохранившиеся произведения искусства - скульптура, вазопись, керамика, на которой изображено много разнообразных, часто стилизованных человеческих типов. Представление о красоте человека, прежде всего, ассоциировалось с его положительными нравственными качествами. Прекрасный мужчина был олицетворением мужества, разумной силы и сосредоточенности; прекрасный юноша - символом ловкости, очарования и различных других добродетелей, свойственных его возрасту. Внешний облик человека как бы символизировал определенный уровень его внутреннего мира. В мире, где гармоничность тела понималась как выражение гармонии духа, безобразное означало недостаток разума, благородства, силы, характера, выступало как отрицание позитивных ценностей.

Древние греки пытались через тело человека и благодаря ему, воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии.

В античной Греции процветали различные  виды искусства, включая пространственные: архитектура, скульптура, вазопись. Основные характеристики искусства Древней Греции: гармония, уравновешенность, упорядоченность, успокоенность, красота форм, пропорциональность. Оно глубоко гуманистично, ибо рассматривает человека как "центр Вселенной и меру всех вещей". Искусство носит идеалистический характер, так как представляет человека в его физическом и моральном совершенстве. Образ человека в искусстве Древней Греции - это кристально ясная, очищенная от случайностей концентрация прекрасных духовных и физических качеств реального человека.

История античного искусства включает в себя несколько этапов.

Крито-микенский, или  эгейский, период в искусстве (III-II тысячелетие  до н. э). Искусство этого периода  характеризует высокое мастерство художников и зодчих Крита.

Своеобразие крито-микенского искусства - в особом понимании жизни природы  и места в ней человека, а  также в свободе обращения  со старинными традициями и предписаниями  религиозных ритуалов. Изображение  человека мы видим в сохранившихся фресках, маленьких фигурках, расписной керамике той поры. Обожествление природы и красоты, радость бытия, ликующее восприятие мира отражены в искусстве Крита, считающемся самым изящным и абсолютно законченным в своем мастерстве из всех, до и после него возникших. Образы критян вполне соответствуют их представлениям о мире. Фигуры на изображениях всегда хрупкие, с осиными талиями, словно готовые переломиться.

Фрески сохранившиеся в уникальном памятнике художественной культуры Крита Кнооском Дворце свидетельствуют о том, что главный герой критского искусства - человек, его впечатления от окружающей жизни, которые были положены в основу изображения пейзажа и животных. Великолепны изображения придворных дам в ниспадающих платьях, открывающих грудь. Их прически украшены диадемами, а руки и шеи - драгоценностями. Условность в изображении фигур - грудь и плечи даны анфас, а ноги и лицо в профиль, изобилие зооморфных мотивов и цветовое решение - яркие локальные синие, красные, зеленые тона - вызывают ассоциации с искусством Древнего Египта. Но здесь, в Кносском дворце, принципы изображения более свободные, не подчиняющиеся жестким канонам, характерным для египетского искусства.

Информация о работе Сравнение образа человека в период Древней Греции и Древнего Рима