Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 01:03, реферат
Основы композиции едины для всех видов искусств. Создание любого объекта предметно-пространственной среды, будь то ювелирное изделие, спичечная этикетка, костюм, прибор, машина, интерьер или городская среда с ее дизайнерскими элементами, - это обязательно работа с формой. В своей основе она направлена на поиск того важного и существенного, что в полной и глубокой мере отвечает строгим функциональным (утилитарным, конструктивным, экономическим и др.) требованиям. Конечная же ее цель – достижение художественной выразительности формы. В целом ход такой работы представляет собой сложный и неразрывный процесс формообразования
Средства построения композиции
Основы композиции едины для всех
видов искусств. Создание любого объекта
предметно-пространственной среды, будь
то ювелирное изделие, спичечная
этикетка, костюм, прибор, машина, интерьер
или городская среда с ее дизайнерскими
элементами, - это обязательно работа
с формой. В своей основе она
направлена на поиск того важного
и существенного, что в полной
и глубокой мере отвечает строгим
функциональным (утилитарным, конструктивным,
экономическим и др.) требованиям.
Конечная же ее цель – достижение художественной
выразительности формы. В целом ход
такой работы представляет собой сложный
и неразрывный процесс формообразования.
Эффективность прохождения этого процесса
определяется как достижение сдержанности
в построении композиции или логически
обоснованный выбор композиционных средств.
Эти средства чрезвычайно разнообразны.
Каждое из них обладает специфическими
композиционными свойствами или художественными
возможностями. Разделяются они на два
основных вида:
Обратимся к каждому из этих видов.
Графика
Используется как средство передачи
на плоскости той или иной смысловой
(текстовой или
Выделяется как графический
По форме характеризуется
Это могут быть: прямая тонкая линия, карандашный
штрих, узкоконечное перо, штрих кистью,
круглое перо, толстый фломастер, тонкий
фломастер, процарапанная линия, перо
по "сырому", штрих палочкой, мягкий
грифель, кисть с растровой доводкой, штрих
"в полкисти", кисть "по сырому",
протирка кистью, рельефная линия и множество
других.
Задача заключается в том, чтобы, во-первых,
эффективно использовать этот арсенал
с целью наиболее яркого раскрытия характера
линий, а во-вторых – достичь максимальной
художественной композиции. Первая решается
с помощью использования изображенных
или созданных «своих» линейных форм.
Вторая, более сложная, сводится к построению
композиции, гармонично сочетающей эти
формы. При построении возможно пространственное
изображение геометрических фигур при
помощи утончения или утолщения линий
или их тональной (светотеневой) моделировки.
Композиционной задачей может служить
также передача при помощи линий эффекта
переплетения фигур, их наложения друг
на друга, расположения под углом к зрителю,
перехода контурной формы в силуэтную
форму и т.д.
Самые сложные задачи – выявление линиями
разного ритмического строя графической
композиции, облегчение верха, утяжеление
низа, сохранение плоскости и др.
В отличие от точки и линии
пятно, как правило, заполняет большую
часть графической плоскости. С
использованием пятна значительно
расширяется палитра средств
построения графической композиции.
В эту палитру включаются и
те многочисленные и разнообразные
формы тоновой графики, которые
получаются при использовании столь
же многочисленных и разнообразных
приемов ее разработки. Каждая такая
форма обладает своими специфическими
композиционно-художественными
Более сложная задача – гармоничное сочетание
в графической композиции разных тоновых
элементов. Такие элементы могут использоваться
как при построении плоскостной композиции,
так и в изображении объемов и пространства.
Тонально – плоскостная разработка достигается
в основном за счет применения разного
рода заливочных, пастозных и растровых
(равномерно заполненных точками или линиями)
графических форм. Задание на объемно-пространственное
изображение строится на основе использования
разного рода «растяжек», «отмывок», светотеневых
построений, доводок и штриховок.
В принципе решение любой композиционной
задачи требует использования своих приемов
тоновой графики. Так, достижение эффекта
четкого сочетания силуэтных графических
форм основывается на применении аппликации
– черной и белой накладной бумаги. Выразительное
сочетание сложных по характеру графических
форм достигается, например, за счет применения
вырезок из газет, журналов, проспектов
и т. п. (коллажа).
При сопоставлении тоновых и линейных
форм важно добиться гармоничной связи
между ними с целью наиболее яркого раскрытия
их художественных свойств и сохранения
целостности всей графической композиции.
Решение подобной композиционной задачи
предполагает использование простых геометрических
фигур, причем в минимальном количестве.
При таком использовании четче выявляется
характер формальной графической композиции.
С композиционной точки зрения цвет
представляет собой специфическое
средство, вызывающее у зрителя дополнительные
эмоциональные ощущения по поводу графической
формы. Он способствует достижению ее
большей выразительности.
Пластика
Пластические композиционные средства
отличаются от графических средств
тем, что выражаются в формах, развитых
не в двух, как на плоскости, а
в трех основных координатных направлениях:
по горизонтали, вертикали и глубине.
Разное развитие формы в том или
ином направлении обуславливает
разный его пластический характер –
линейный, плоскостной, объемный и пространственный.
Остановимся на каждом их этих видов
пластических форм.