Становление художников нового типа в Русском искусстве 18 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение такого явления в Российской истории 18 века, как крепостные мастера, на примере творчества Михаила Шибанова. Выяснение его специфики в общем контексте развития как творчества мастера, так и русского искусства второй половины XVIII вв.

Задачи:

1. Рассмотреть основные характерные особенности эпохи XVIII вв., повлиявшие на становление Михаила Шибанова;

2. Определить основные периоды его жизни и творчества;

3. Выявить специфические черты, присущие художнику и рассмотреть дошедшие до нас произведения;

4. Сделать вывод о значении творчества Михаила Шибанова для истории русского искусства.

Содержание

Введение
Русское искусство XVIII вв.
Крепостные художники в искусстве XVIII вв.
Творчество Михаила Шибанова
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Становление художников нового типа в Русском искусстве 18 века.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

     Содержание:

  1. Введение
  2. Русское искусство XVIII вв.
  3. Крепостные художники в искусстве XVIII вв.
  4. Творчество Михаила Шибанова
  5. Заключение
  6. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

  XVIII век - очень важная веха в истории России и развитии русской культуры. Реформы Петра I затронули в той или иной степени все стороны экономики, государственного устройства, военного дела, просвещения, общественной мысли, науки и культуры. Эти преобразования приобщали Россию к достижениям современности, помогали преодолеть отсталость, поставить страну в один ряд с влиятельными державами Европы.

     Россия перенимала, осваивала и перерабатывала опыт западноевропейских стран в разных областях человеческой деятельности, в том числе и в сфере искусства. Этот процесс шел несколькими путями: приобретение за границей готовых произведений искусства; привлечение иностранных специалистов для работы в России и для подготовки отечественных кадров; посылка русских людей за государственный счет за границу в качестве так называемых пенсионеров для учения или совершенствования в своем деле.

     Эпоха конца XVIII - начала XIX вв.дала нам немало имен из области искусства, тех людей, которые обогащали и прославляли культуру России, оставляя потом редчайшие жемчужины своего творчества. И многие из прославленных мастеров были крепостными.

     Целью данной работы является рассмотрение такого явления в Российской истории 18 века, как крепостные мастера, на примере творчества Михаила Шибанова. Выяснение его специфики в общем контексте развития как творчества мастера, так и русского искусства второй половины XVIII вв.  

  Задачи: 

  1. Рассмотреть основные характерные особенности эпохи XVIII вв., повлиявшие на становление Михаила Шибанова; 

  2. Определить  основные периоды его жизни  и творчества; 

  3. Выявить  специфические черты, присущие художнику и рассмотреть дошедшие до нас произведения;

  4. Сделать  вывод о значении творчества  Михаила Шибанова для истории русского искусства. 

  Отметим, что, несмотря на имеющую исследовательскую  базу по творчеству художника, он, на наш, взгляд, все же является недостаточно изученным, а потому практическая ценность нашей работы состоит в том, что материал, представленный здесь, может служить для дальнейшего знакомства с наследием Михаила Шибанова в частности и с искусством рубежа веков в целом.  
 
 

    Русское искусство XVIII вв. 

     XVIII век был знаменателен для России  заметными переменами и значительными  достижениями в области искусства.  Изменились его жанровая структура,  содержание, характер, средства художественного  выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена происходил процесс “обмирщания” русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры, для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, через которые предстояло пройти свой путь и ему. Однако поначалу процесс перестройки художественного сознания русских мастеров протекал с большими трудностями, в методе их работы еще сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи. 

     Идея  основания в России своей школы  разных художеств появилась еще  при Петре I, который дал указание о разработке проекта такой Академии, хотя прошло еще не мало времени, прежде чем удалось реализовать эту идею. Поначалу подготовка мастеров велась в различных местах и городах. Это была и Петербургская типография, и Оружейная палата в Москве, однако необходимость дальнейшего развития художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIII века. И в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Уже в 1758 г. стараниями М. В.  Ломоносова и И. И.  Шувалова (президент Академии 1757-1763 гг.) сюда прибыла группа московских и петербургских юношей, склонных к художествам. Преподавание в Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н.  Жилле, живописцы С.  Торелли, Ф.  Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В это время Академия становится и законодателем художественных идей, и учебным заведением. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были и архитекторы И.  Старов, В.  Баженов, скульпторы Ф.  Шубин, Ф.  Гордеев, художники А.  Лосенко, Д.  Левицкий и др. С основанием Академии художеств эпизодические поездки русских учеников за границу превращаются в постоянную практику учебы и работы за границей, которой удостаивались лучшие выпускники.

Русское искусство, как мы увидим, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских  началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен. 

     Развитие  искусства середины XVIII в. делится  на два этапа: 30-е годы – мрачное  время правления Анны Иоанновны, засилья иноземцев, и 40–50-е годы – годы елизаветинского правления, некоторого смягчения нравов предыдущего времени, роста национального самосознания, поощрения всего отечественного, время сложения стиля русского барокко, знаменующего синтез всех видов искусства.

                

     В середине века в России по-прежнему трудились и иностранные мастера, приглашенные царским двором. Во время правления Елизаветы Петровны это были в основном художники, работавшие в стиле рококо, например, итальянец Пьетро  Ротари (1707–1762), прославившийся своими изящными изображениями девичьих головок, которые составили в Петергофском дворце «Кабинет мод и граций»; немец Георг Христофор Гроот (1716–1749), создавший парадные по композиции, но маленькие по размеру, рокайльные  по стилю, затейливые, грациозные портреты (Елизаветы Петровны, ГРМ; вел. кн. Екатерины Алексеевны, ГРМ, и пр.). Совсем ненадолго в конце 50-х годов приезжал из Парижа такой замечательный живописец, как Луи Токке (портрет А. Воронцовой в образе Дианы – ГЭ).  Но несомненно, однако, и то, что рядом с западными мастерами рокайльного направления уже совершенно самостоятельно выступает ряд отечественных художников с ярко выраженной самобытностью, донесших до нас национальные традиции русского искусства. И если раньше, в петровское время, иностранцы (Каравакк, Таннауер, Пино) играли важную роль в процессе обмирщения искусства, то теперь иностранные и русские мастера, по верному определению исследователя, существуют «на паритетных началах». Как правило, большинство из отечественных художников работали в стенах Канцелярии от строений, исполняя и монументальные заказы, проявляя поражающую универсальность в умении создавать все своими руками, – от плафонов и панно до театральных декораций к опере, рисунков обоев, росписи хоругвей и, конечно, икон как для постоянных, так и для походных церквей. Но дошли, как уже говорилось, из всего этого обширного наследия только портреты. Причем по письму они архаичнее, чем произведения петровских пенсионеров Никитина или Матвеева. 

                    Художники середины века не  учились за границей, они учились дома, и учились по старинке, сохраняя традиции старой русской живописи. Отсюда удивительные контрасты иногда не только в творчестве одного художника, но и в одном произведении. Но отсюда и удивительное, неповторимое обаяние их портретописи. 
 

Крепостные  художники в искусстве XVIIIвв . 

     Восемнадцатый век — век блестящего восхождения  русского искусства на вершину мировой  классики.  
По глубине идей, простоте и ясности художественного языка изобразительное искусство в России XVIII века превзошло все современное ему мировое искусство, причем своих успехов оно достигло в кратчайший исторический срок.

     Подъем  изобразительного искусства в XVIII веке был связан с подъемом общественного  самосознания русского народа, с развитием  науки, философии, общественной мысли. Известно, какое огромное значение для всех сторон духовной жизни страны имела деятельность такого универсального гения, как Ломоносов, и наших великих просветителей XVIII века — Радищева и Новикова. Известно, сколь большое значение имела преобразовательная деятельность Петра I в начале XVIII века. 

     Эстетика  художников XVIII века, в большинстве  выходцев из крепостного крестьянства или служилых сословий, во многом исходила из жизненных идеалов крестьян, из здорового представления народа о прекрасном. Она получила свое наиболее яркое выражение у А. Н. Радищева в его «Путешествии из Петербурга в Москву». Там он высказывает мысли о красоте, во многом предвосхищающие положения Н. Г. Чернышевского в его знаменитой диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности». 

     Русские художники XVIII века свой идеал народной красоты воплотили в целом  ряде полотен. Обаятелен портрет  неизвестной женщины в крестьянской одежде И. Аргунова. Портрет дочери художника Д. Левицкого Агаши  в сарафане невольно вызывает в памяти прелестный образ Анюты, описанный Радищевым в «Путешествии из Петербурга в Москву». А. Лосенко в своей картине «Владимир и Рогнеда» дал выразительные образы русских крестьян-воинов и трогательный облик крестьянки, служанки Рогнеды. М. Шибанов дал целую галерею образов русских крестьян в своих картинах «Сговор» и «Крестьянский обед», причем сделал он это с большой теплотой, достоинством и красотой. В. Боровиковский представил старого крестьянина под видом аллегории зимы, быть может, тем самым намекая на суровую, тяжелую жизнь народа, а в миловидном облике торжковской крестьянки Христиньи он явно выявил свои симпатии к простому народу. Многие художники, в силу своих личных влечений, втайне от своих господ, вопреки их запретам изображать «низшие сословия», обращались к образам простых людей. Один из них, И. Ерменев, трагическая судьба которого так мало еще исследована, служил своей кистью обездоленному трудовому народу. В своих рисунках он показал нищую, убогую крепостную Русь: крестьян за бедным обедом, слепых, поющих на базаре, нищих с котомками за плечами, одетых в лохмотья с широкими заплатами. Мы находим здесь прямую параллель радищевскому обличению народной нищеты и ярма крепостничества.  
Не следует думать, что только к этим явлениям в искусстве сводилось плодотворное влияние на него народных, демократических, антикрепостнических идеалов. В условиях безграничного господства крепостников, когда художник стоял в прямой, часто крепостной зависимости от своих господ и заказчиков, он вынужден был считаться с их требованиями. А цари и вельможи, высокопоставленные аристократы, кичащееся своей родовитостью дворянство требовали, чтобы художники служили удовлетворению их тщеславия, возвышению их рода, их прославлению, идеализации. Как трудно было в этих условиях внести в портретные изображения вельмож правдивые черты их характера, дать правдивую, реалистическую характеристику их личности! И все же русские художники умели это делать. Их не покидало здоровое чувство реализма. С какой силой охарактеризован дегенеративный облик Павла скульптором Ф. Шубиным, как тонко обрисован облик аристократа, «бриллиантового князя» Куракина в картине В. Боровиковского! Русские художники XVIII века создали разносторонний психологический и социальный портрет русского общества своего времени. Та сметливость, острота и меткость, с какими охарактеризовано в этих картинах русское дворянство, были выражением трезвого и иронического взгляда народа на своих господ. Самый оптимизм, сочность живописи, реализм ее были порождены народным, полнокровным, оптимистическим ощущением жизни, веры народа в свое лучшее будущее.  
Богат и сложен обрисованный художниками XVIII века внутренний мир русских женщин. Чертами задушевности, человечности отмечены обаятельные образы В. Суровцевой (Рокотов), М. Дьяковой (Левицкий), М. Лопухиной (Боровиковский). Наряду с этими произведениями среди женских портретов XVIII века мы видим властных, жестоких помещиц-крепостниц, лукавых и надменных придворных дам. 

     Народные идеалы оплодотворяли все передовое искусство XVIII века. Даже те произведения, которые больше всего подчинены были канонам официальной эстетики, — парадные портреты, официальные исторические полотна, — даже они прекрасны в той мере, в какой в них чувствуется дыхание этой живительной силы. Все передовое искусство XVIII века сложилось на почве народного мировоззрения, обостренного его страстным стремлением освободиться от оков крепостничества. Известно, что это стремление нашло свое выражение в широком стихийном крестьянском восстании, которым руководил Емельян Пугачев. 

Тема героического преодоления тяжелых жизненных  испытаний является одной из основных в русском искусстве XVIII века. Вспомним «Прометея» Ф. Гордеева. Русский ваятель  нашел в нем средства выразить нечеловеческие страдания и в  то же время неугасимый пламень надежды на освобождение. В статуе «Марсий» Ф. Щедрина и особенно в изваянии М. Козловского «Поликрат» с необычайной силой и красотой выражена тема протеста и борьбы. Борьба с темными силами должна закончиться, по представлениям русских художников XVIII века, торжествующей победой человека. В этом выражается надежда народа на искоренение социального зла.  
Эта прогрессивная реалистическая линия в искусстве XVIII века, отражающая материалистическое, демократическое мировоззрение народа, противостояла придворному, пустому и фальшивому, в основе своей идеалистическому, искусству крепостников. 

     В многовековом древнерусском искусстве  и в особенности в искусстве XVII века складывались и развивались  те элементы, которые, как ростки нового в недрах средневекового, идеалистического, по преимуществу религиозного искусства, подготовили переход из мира религиозной фантастики в мир реальной действительности. В древнерусском искусстве накапливались и все больше и больше проявлялись реалистические черты. 

     В своем творчестве русские художники XVIII века исходили прежде всего из художественного  наследия, которое было им оставлено  их русскими предшественниками.  

Творчество  Михаила Шибанова 

      Крепостной художник Михаил Шибанов принадлежит к числу самых своеобразных и вместе с тем загадочных фигур в русском искусстве XVIII века. 
О жизни русских художников этого времени, даже самых прославленных, мы знаем вообще очень мало, но о Шибанове известно еще меньше, чем о ком-либо из современных ему мастеров. Архивные документы не дают о нем почти никаких сведений, а мемуаристы не удостаивают крепостного живописца хотя бы беглым упоминанием. Неизвестны даже даты его рождения и смерти. Мы не знаем, как сложилась его судьба, как он стал художником, где и у кого учился. Количество его работ, сохранившихся до нашего времени, слишком недостаточно для того, чтобы ясно представить себе развитие его творчества. Если бы он не подписывал своих произведений, самое имя Шибанова вряд ли стало бы известно потомству. А между тем с этим именем связаны выдающиеся по своим художественным достоинствам вещи — несколько прекрасных портретов и две картины, принадлежащие к лучшему среди того, что создало русское искусство в XVIII веке.
 

Информация о работе Становление художников нового типа в Русском искусстве 18 века