Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 23:24, реферат
XVIII столетие в истории России стало поистине судьбоносным. Оно явилось временем коренных перемен, вызванных петровскими реформами. Своими преобразованиями Петр I круто повернул Россию на Запад. Этот поворот и его последствия для развития России и русской культуры стали предметом острого спора ученых и мыслителей, который с особой силой разгорелся в XIX. веке и продолжается по сей день.
Цель контрольной работы - изучить русскую культуру в XVIII веке, многоуровневую целостную структуру в единстве ее внешних и внутренних связей и определить ее влияние на дальнейшее развитие культуры России.
Введение 3
Русская культура в 18 веке 4
1.Общие черты эпохи первой четверти 18 века
2.Просвещение
3.Русское искусство первой половины 18 века
4.Русское искусство второй половины 18 века
5.Музыка 18 века
6.Русская наука Заключение
Литература
Министерство образования и науки Российской Федерации
(ВлГУ)
Институт (факультет) малого и среднего бизнеса
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«ИСТОРИЯ»
на тему
«Русская культура в 18 веке»
Выполнила:
ст-ка. гр. ТДИ-214
Е. Е. Ивлева
Принял:
к.и.н., доцент
Л. В. Кириллова
Владимир, 2014
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Русская
культура в 18 веке
1.Общие черты
эпохи первой четверти 18 века
2.Просвещение
3.Русское искусство
первой половины 18 века
4.Русское искусство
второй половины 18 века
5.Музыка 18 века
6.Русская наука
Литература
Введение
В XVIII веке замечательный представитель немецкого Просвещения Иоанн Гердер говорит: «Нет ничего менее определенного, чем это слово - «культура», - и поясняет важность проблемы: «... В каких чертах следует усматривать культурность? Способствует ли культура счастью людей?». Такая постановка вопроса объяснима: само понятие было новым. Только в восемнадцатом столетии под культурой стали понимать «уровень развития духовных и практических навыков различных народов». Однако осмысление тех или иных сторон этого социального явления имело место уже в древних цивилизациях. Древние греки проводили различие между своей «воспитанностью» и «дикостью» варваров, тем самым определяя особенности культуры различных народов. Философы античности сопоставляли «природное» и «нравственное». В средние века в европейской философии сложился определенный комплекс идей, породивших впоследствии понятие «цивилизация», тесно связанное с культурой /2, с.75-105/.
Со времен Гердера прошло два столетия неустанных философских и эстетических поисков, однако и XX век свидетельствует: ни одно понятие общественных наук не вызывает такого расхождения во взглядах, такого многообразия суждений, как понятие «культура».
Как самостоятельное явление социальной жизни культура впервые была рассмотрена лишь во второй половине XVIII века, в эпоху Просвещения.
XVIII столетие в истории
России стало поистине
Цель контрольной работы - изучить русскую культуру в XVIII веке, многоуровневую целостную структуру в единстве ее внешних и внутренних связей и определить ее влияние на дальнейшее развитие культуры России.
Общие черты эпохи первой четверти 18 века
В 18 веке произошел
«Русское Просвещение - важный
период в развитии русской культуры ,
означавший постепенный переход от традиционной
древнерусской культуры , которая
сочетала в себе черты родового, общинного
уклада и средневековья со слабо развитыми
феодальными отношениями, к культуре Нового
времени (русской классической культуре 19 ве
Петровские преобразования
в корне изменили весь строй культурной
и общественной жизни России. Рушатся
старые "домостроевские" обычаи средневекового
церковно-схоластического мировоззрения.
Неоценимый вклад в развитие русской культуры XVIII века
Возникший новый механизм передачи
культурных знаний (светские школы, гражданский шрифт и т.д.)
способствовал демократизации
Наряду с сохранением старых традиций расширились связи с культурами других стран. В стране вырос интерес к античности, получил развитие художественный стиль барокко.
" Век разума и просвещения"
- так говорили о своем времени
Таким образом, на развитие России в XVIII веке огромное влияние оказали реформы Петра I в области образования, науки, а также вводимая им европеизация быта и открытость русского общества для усвоения европейской культуры . Глубокий практицизм, характеризовавший всю деятельность Петра I, отличал и его политику в области просвещения и культуры.
Русская наука
В первой четверти XVIII в. были начаты изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие рудные залежи на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного района и Бакинской нефти. Обследовались внутренние районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средняя Азия. Эти работы подготовили издание в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым «Атласа Российского». (В середине XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный «Атласу» И. К. Кириллова.) Экспедиции В. Беринга достигли пролива между Азией и Америкой, названного его именем. С.П.Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки».
Имена С.Челюскина, двоюродных братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий. В 60-70-е годы были организованы Академические экспедиции П. С. Палласа, С. Г. Гмелина, И. И. Лепехина и др. по изучению природы и культуры народов России, оставившие после себя подробные описания Поволжья, Урала, Сибири.
180В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов
положили начало русской
Ряд оригинальных станков и механизмов сконструировал механик Л. К. Нартов, работавший в петровское время. Во второй половине века выдающийся ученый-самоучка И. И. Ползунов на 20 лет раньше англичанина Д. Уатта создал паровую машину. Однако в условиях крепостничества это изобретение не получило практического использования и было забыто. В нищете закончил свои дни еще один замечательный изобретатель — И. П. Кулибин, чей проект одноароч-ного 300-метрового моста через Неву и диковинные изделия до сих пор поражают воображение людей.
Собственных кадров ученых в России было недостаточно, и на первых порах в Академию наук приглашались иностранные специалисты. В России работали выдающиеся ученые того времени: математик Л. Эйлер, основатель гидродинамики Д. Бернулли, естествоиспытатель К. Вольф, историк А. Шлецер. Однако рядом с ними зачастую оказывались иностранцы-авантюристы, не имевшие никакого отношения к науке. С приходом в Академию в середине XVIII в. М. В. Ломоносова произошел заметный рост числа русских специалистов-ученых.
Академия наук в 60—70-х годах провела пять экспедиций, обследовавших огромные территории. Для того чтобы яснее представить себе деятельность этих экспедиций и их значение для науки, остановимся на одной из них, руководимой академиком И. И. Лепехиным. В 1768 г. экспедиция направилась по течению Волги в Астрахань, обследовав Оренбургские степи, повернула к северу вдоль Уральского хребта, проникла в район Вычегды, на Северную Двину и добралась до Архангельска. Пройдя по побережью океана, она через Олонецкий край в декабре 1772 г. вернулась в Петербург.
Экспедиция вела тщательные записи, которые легли в основу «Дневных записок» Лепехина. Мы находим здесь описание животного и растительного мира, рудников и заводов, достопримечательностей городов и сел, обычаев и быта народов. Свое исследование Лепехин снабдил рисунками. Имя академика Лепехина сделалось известным не только в России, но и за границей. В 1767 г. он получил ученую степень доктора медицины в Страсбургском университете, в 1776 г. стал членом Берлинского общества испытателей природы. «Записки» Лепехина были, не в пример многим другим научным сочинениям того времени, написаны на русском, а не на латинском или немецком языке. Лепехин занимался и педагогической деятельностью. В течение 16 лет он состоял инспектором академической гимназии и отдавал много времени и сил заботам о ее учениках. Разрабатывая материалы своей экспедиции, Лепехин в то же время исполнял в Академии наук ряд других обязанностей: он был членом комиссии для издания переводов, вел академическое издание сочинений Ломоносова, участвовал в составлении этимологического словаря.
Во второй половине XVIII в. закладываются основы научной биологии в России. В 1793 г. вышел первый в России медицинский журнал — «Санкт-Петербургские врачебные ведомости».
Вторая четверть XVIII в. является временем становления исторической науки в нашей стране. Начинается собирание и издание исторических источников. Крупнейший дворянский историк этого времени В. Н. Татищев работает над своей «Историей Российской», в которой делает попытку связно изложить события русской истории с дворянской точки зрения. Работой Татищева пользовался в уже упоминавшейся «Древней Российской истории» М. В. Ломоносов, из нее исходил и М. М. Щербатов, создавая в 70-х годах XVIII в. свою «Историю Российскую от древнейших времен». «История» Щербатова проникнута стремлением возвеличить дворянство, оправдать крепостное право и дворянские привилегии. Напуганный Крестьянской войной под предводительством Е. И. Пугачева, автор осуждает народные движения, хотя и понимает неизбежность их. Другой дворянский историк — И. Н. Болтин, вдумчивый и проницательный ученый и критик, занимался историей не только дворянства, но и купечества, духовенства, ремесленников. В своих трудах он возвеличивал крепостнический строй, самодержавную власть царя и власть помещиков над крепостными.
Наука в России XVIII в. развивалась как часть науки мировой. Русские ученые не только творчески воспринимали достижения западноевропейских ученых, но и сами оказывали все возрастающее влияние на мировую научную мысль. Общий уровень развития науки в России был ниже, чем в Западной Европе, но тем большее значение приобретает каждое новое ее достижение. Издания Российской Академии наук были известны ученым других стран. За рубежом внимательно следили за научной жизнью Петербурга. Когда трагически, от удара молнии, погиб русский физик Г. В. Рихман, в Германии, Англии и Франции появились отклики на его смерть с описанием опытов покойного.
Почетными членами Петербургской академии были избраны выдающиеся деятели зарубежной науки — философ-материалист Д. Дидро, французский естествоиспытатель Ж. Бюффон, американский ученый и революционер В. Франклин.
Однако успехи русского просвещения и науки не стали достоянием трудовых масс. Массы были оторваны от достижений культуры, жили далекими от нее интересами. Самодержавие боялось распространения знаний. «Черни не должно давать образования, поелику она будет знать столько же, сколько вы да я, то не станет повиноваться нам в той мере, в какой повинуется теперь»,— писала Екатерина II фельдмаршалу П. С. Салтыкову.
Создание инженерного вуза.Во
второй половине XVIII века в Российской
империи началось бурное развитие горного
дела, особенно на Урале. Для горной промышленности
нужны были многочисленные специалисты,
в т.ч. высшей квалификации. Приглашение
в Россию инженеров-иностранцев дорого
обходилось государственной казне, да
и качество их работы не всегда удовлетворяло
запросы горнорудной промышленности.
В этих условиях группа башкирских рудопромышленников
во главе с Исмаилом Тасимовым в 1771 г. обратилась
в Берг-Коллегию (орган руководства горнорудной
промышленности России) с предложением
о создании училища по подготовке горных
специалистов.В докладе Сенату от 10 марта
1771 г. Берг-Коллегия одобрила предложение
“О заведении горной школы” и признала
его полезным и нужным для Горного корпуса.
Все предложения и материалы по созданию
горного учебного заведения Берг-Коллегия
передала на рассмотрение обер-прокурора
Сената М.Ф.Соймонову. Доклад “Об учреждении
горного училища при Берг-Коллегии” с
проектом училища и планом обучения Сенат
представил императрице Екатерине II, которая
утвердила его 21 октября 1773 г. Торжественное
открытие Петербургского горного училища
состоялось 28 июня 1774 г.Согласно уставу
Горного училища в вуз разрешалось принимать
детей дворян и разночинцев, владевших
латинским, французским и немецким языками,
а также основами арифметики, геометрии
и химии. В первый набор училища вошли
23 чел., в т.ч. 19 студентов Московского университета,
Все студенты являлись российскими подданными
в возрасте от 16 до 23 лет. По первоначальному
плану студенты Горного училища должны
были обучаться 4 года и осваивать математику,
физику, химию, механику, гидравлику, металлургию,
минералогию, маркшейдерское искусство,
черчение и рисование.Учебный процесс
в Горном училище сочетал в себе теоретические
и практические занятия. Например, лекции
по химии профессор И.И. Хемницер сопровождал
интересными опытами. Полезные практические
занятия по физике и минералогии проводил
профессор И.М. Ренованц. Для лучшей практической
подготовки студентов в самом училище
проводили примерную промывку и плавку
руд. Расходные материалы для практических
занятий, ежегодно по 100 пудов, доставлялись
с казенных и частных заводов.Устав горного
училища требовал от преподавателей формировать
у студентов профессиональные инженерные
качества. Для этого по инициативе первого
директора училища М.Ф. Соймонова во дворе
вуза был построен “примерный рудник”,
в забоях выработки которого находились
вмазанные естественные штуфы различных
горных пород ископаемых рудных элементов.
Позже учебный рудник училища стал составной
частью первого отечественного Горного
музея в Петербурге.Финансирование училища
осуществлялось за счет государственной
казны, а также регулярными отчислениями
от доходов уральских горнопромышленников.
На нужды училища шли также деньги от продажи
части Гороблагодатского железа. Помощь
инженерному вузу оказывали меценаты
со всей России.Этих средств было вполне
достаточно для развития учебно-материальной
базы училища, оплаты труда профессорско-