Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 00:00, контрольная работа
В конце 4 тыс. до н.э. племена земледельцев, поселившихся на берегу реки Нил создали мощную цивилизацию с выработанной государственной системой и высоким уровнем развития художественной культуры, которой суждено было стать фундаментом для развития последующей культуры других народов. Это государство появившееся в Египте в 2990 – 2880гг. до н.э. в результате объединения Верхнего и Нижнего царств. Его основателем считается Менес – родоначальник первой династии египетских фараонов. Искусство Древнего Египта – золотой фонд мировой культуры.
ВВЕДЕНИЕ
Искусство Древнего Египта
Искусство Древней Греции
Искусство Древнего Рима
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЗАОЧНЫЙ НАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСКУССТВ
Контрольная работа № 1 на тему:
«Стили
в искусстве Древнего мира: древнеегипетский,
древнегреческий и
Курс: Основы искусствоведения
2-ая
ступень, История искусства
МОСКВА
2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Искусство Древнего Египта
Искусство Древней Греции
Искусство Древнего Рима
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В конце 4 тыс. до н.э. племена земледельцев, поселившихся на берегу реки Нил создали мощную цивилизацию с выработанной государственной системой и высоким уровнем развития художественной культуры, которой суждено было стать фундаментом для развития последующей культуры других народов. Это государство появившееся в Египте в 2990 – 2880гг. до н.э. в результате объединения Верхнего и Нижнего царств. Его основателем считается Менес – родоначальник первой династии египетских фараонов. Искусство Древнего Египта – золотой фонд мировой культуры.
Эпоха Античности длилась почти 15 столетий и вобрала в себя расцвет и упадок двух грандиозных цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима, обусловивших дальнейшее развития всей европейской культуры. Античностью называется и художественный стиль, объединивший характерные черты этих великих культур. Искусство Древней Греции явилось фундаментом европейской культуры. Предысторией Античного искусства является искусство эгейского мира.
Искусство Древнего Египта
Египет - одно из древнейших
государств мира, а его искусство
- один из самых ранних вкладов в
историю культуры стран Древнего
Востока. Шесть тысяч лет тому
назад в плодородной долине Нила,
изолированной от внешних врагов
песками пустынь, возникли первые государства,
объединенные в конце 4 - начале 3 тыс.
до н. э. в централизованную деспотию. К
этому же времени относятся величайшие
произведения древнеегипетского изобразительного
искусства и архитектуры, до сих пор поражающие
своим величием, грандиозностью и мощью.
Нигде и никогда до этого времени не было
создано столь зрелых и совершенных скульптурных
портретов, столь ясных и монументальных
архитектурных форм. Никогда еще человек
и его жизнь не играли в искусстве такой
важной роли, не привлекали такого пристального
внимания художников, а тема человеческого
труда не была так акцентирована.
Хотя
в искусстве Древнего Египта образ человека
был связан с религиозным культом, с прославлением
и обожествлением правителя, мастера сумели
выразить в своих произведениях внутреннюю
значительность и силу чувств, остро и
смело обрисовать характерны.
Египетские пирамиды, храмы с рельефами
и росписями, ставившие целью прославление
земных и небесных владык, свидетельствовали
о большой художественной одаренности
одного из древнейших народов мира, увлекательно
и ярко рассказывали о его жизни, о красоте
природы и людей, которых искусство обессмертило.
Особенности величественной природы Египта:
дыхание засушливых и грозных ветров пустыни,
пепельный цвет песчаных равнин, обилие
в недрах гор различных пород камня и отсутствие
леса - во многом определили суровую красоту
родившегося на этой ночве искусства.
Египетская культура развивалась медленно.
Сложившиеся в древности каноны, правила
и традиции, сохраняясь тысячелетиями,
передавались из поколения в поколение.
Это объяснялось застойным характером
древневосточных общин, деспотической
властью фараонов, предельно ограничившей
свободу личности, и пережитками первобытнообщинного
строя, сохранившимися до позднего времени.
Устойчивость религиозных представлений
и культовое назначение памятников искусства
определили веками установленные строгие
правила выбора тем, расположения сцен
в рельефах и живописи, поз и жестов в круглой
скульптуре. На протяжении веков в египетском
искусстве отбирались наиболее совершенные
способы изображения и выразительные
средства. В пределах канонов мастера
сумели передать сложный и величавый образ
человека, отразить богатство мифологических
представлений.
Историю
Древнего Египта, как и историю культуры,
принято делить на следующие большие периоды:
1) Додинастический период (4 тыс. до н. э.);
2) Древнее царство (3200—2400 гг. до н. э.);
3) Среднее царство (21— нач. 19 вв. до н. э.);
4) Новое царство (16—11 вв. до н. э.).;
5) Позднее время (11 в.— 332 г. до н. э.).
Каждый из этих периодов явился значительным этапом в развитии древнеегипетского искусства, которое имело свои спады и подъемы, связанные с историческими судьбами, переживаемыми страной. Завершающим в истории Древнего Египта считается 332 г. до н. э., когда страна была завоевана войсками Александра Македонского и включилась в орбиту эллинистического мира.
Основные памятники Древнего Египта
Додинастический период
Керамика с росписью. Шиферная плита фараона Нармера.
Древнее царство – древнеегипетская классика
Расцвет строительства гробниц. Ступенчатая пирамида Джосера. Некрополь в Гизе – пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина, большой Сфинкс.Статуя писца Каи, статуя вельможи Ранофера.
Характерные черты стиля:
Особенности канона древнеегипетского рельефа: плоскостность, построение пространственных планов параллельными рядами друг над другом, ритмические повторы, разномасштабность фигур.
Особенности изображения людей: сочетание поворота в фас и в профиль в одной фигуре, зависимость размера фигуры от положения изображаемого. В рельефах и росписях, изображающих шествия и процессии утвердился композиционный прием.
Среднее царство
Белая молельня в Карнаке. Кубовидные статуи. Архитектурное искусство погребальных сооружений. Храм-гробница Аменемхета III (лабиринт). Стелла Хенену. Роспись гробницы принца Кхнумхотепа в Бени-Хасан. Стенные росписи гробниц.
Характерные черты стиля:
Усложняется образ человека в скульптуре, появляется внутренняя напряженность.
Закрепление типов египетских рельефов: углубленный, выпуклый и плоский с углубленным контуром. Отступление от канонов и большая живость росписей во второстепенных сюжетах.
Новое царство
Погребения в Долине царей, долине цариц, храмы в Карнаке и Люксоре. Антропоморфные саркофаги. Бюсты Эхнатова и Нефертити (скульптор Тутмос). Строительство в Абу-Симбеле. Скальный храм Рамсеса II. Рельеф “Плакальщики” из Мемфиса. Сокровища гробницы Тутанхамона (саркофаг, золотая маска, трон, рельеф и изображением юного Тутанхамона с женой на прогулке в саду, алебастровые вазы, роспись на ларце “Охота на львов”).
Характерные черты стиля:
На смену спокойным
Возникновение амарнского искусства (его шедевры - бюсты Эхнатова и Нефертити (скульптор Тутмос), сокровища гробницы Тутанхамона.
Позднее время
Новое мемфисское (архаическое искусство рельефов). Основание Александрии. Портреты. Скарабеи. Распространение культа животных.
Характерные черты стиля:
Эллинизация культуры.
Искусство Древней Греции
Древнегреческое искусство заняло в истории культуры человечества особо важное место. Это в значительной мере объясняется своеобразием исторического развития Древней Греции. В рамках рабовладельческого общества в Древней Греции сложились первые в истории принципы демократии, которые дали возможность сформироваться передовым идеям, утверждавшим красоту и величие человека. Несмотря на то, что благами демократии пользовались лишь свободные граждане полиса — рабы полностью исключались из сферы общественной жизни, являясь лишь одной из форм собственности,— эта ограниченная демократия все же была важным шагом по пути прогресса в истории общества.
Греческие племена населяли Балканский полуостров, острова Эгейского моря и узкую прибрежную полосу малоазийского побережья.
Произведения
греческого искусства поражали последующие
поколения реализмом и
В
пору наивысшего расцвета греческой рабовладельческой
демократии в 5 в. до п. э. сознание свободного
грека было проникнуто чувством гражданской
ответственности, в органическом единстве
соединялись в нем личные и общественные
интересы. Наиболее значительные постройки,
а также произведения монументальной
скульптуры и живописи принадлежали всей
общине, а позже городу-государству. Вплоть
до 4 в. до н. э. в частном пользовании отдельных
граждан находились лишь небольшие статуэтки
и произведения прикладного искусства
(вазы и т. п.). Греки придавали большое
значение доблести человека, проявляющейся
в его облике и поступках. Человек-гражданин
полиса мыслился как всесторонне развитая
личность: он участвовал в решении государственных
дел, закалялся физически в гимнастических
играх, в случае необходимости он становился
воином. Полис стремился также обеспечить
его всестороннее эстетическое развитие.
В связи с этим возникло понятие о гармоничной
человеческой личности, об идеале.
Большую роль в
развитии эстетического чувства
играли общественные культовые празднества,
а затем театральные
Искусство Древней Греции было связано
с религиозным культом и с мифологией.
Но греческая религия не знала ни касты
жрецов, ни вероисповедной догматики,
которая накладывала свою печать на искусство
Египта и Двуречья.
Греки
чтили память своих предков-героев, наделяя
их всеми чертами возвышенной человечности,
почитали определенные места в природе
(места подвигов, знаменательных событий
в жизни). Культ мест и героев имел государственное
значение. Религиозные верования греков
имели общие истоки с мифологией, сложившейся
еще в конце доклассового общества. Они
воплощали в наивно-фантастических и художественно-наглядных
образах всю сумму представлений греков
о действительности. В чрезвычайно разнообразных
мифах древних греков содержались зачатки
науки, философии, а не только религии.
Греческие храмы постоянно украшались
изображениями, утверждающими красоту
и величие человеческого коллектива, например
победоносной борьбы людей — греков, руководимых
Аполлоном, с безобразными кентаврами
(согласно мифам, кентавры — полулюди,
полукони), которые воплощали темные стихийные
силы природы.
Поэтическая сила и гуманистическая основа
мифологических образов способствовали
утверждению героики и образа идеальной
гармоничной личности в греческом искусстве.
Философские взгляды, отчасти политические
воззрения и прежде всего литература и
искусство Древней Греции, непосредственно
или через эллинистическую и римскую культуру
оказали огромное влияние на всю последующую
историю культуры человеческого общества.
История Древней Греции
и соответственно история греческого
искусства прошли следующие периоды
развития:
1. Гомеровская Греция (11 — 8вв. до н. э.).
2. Архаика, период образования рабовладельческих
городов-государств (7 — 6вв. до н. э.).
3. Классика, период расцвета греческих
городов-государств (5 и 4вв. до и. э.). В этом
периоде принято выделять раннюю классику
(490 — 450-е гг. до н. э.); высокую классику
(450—410 гг. до н. э.); позднюю классику (конец
5 — 4вв. дон. э.).
4. Эллинистический период ( кон. 4 в. до
н. э. - 1в. до н. э.).
Основные памятники Древней Греции
Гомеровская Греция
Многообразие форм сосудов: амфора (для вина), кратер (для смешивания вина и воды), пиксида (коробочка для хранения косметики), энохойя (сосуд для разливания вина).
Характерные черты стиля:
Геометрический стиль в керамике, орнамент меандр. Благородные строгие формы сосудов, подчеркнутые росписью, располагавшейся фризами по форме изделия. В росписи используются геометрические и растительные мотивы, стилизованные фигурки людей.
Греческая архаика
Возникновение городов государств. Строительство театров, храмов, общественных зданий. Фигуры юношей-атлетов (куросы). Вазопись. Работа мастерской Андокида.
Характерные черты стиля:
Античный тип храма: целла, колоннада перед входом из четного количества колонн, трехступенчатое каменное основание, антаблемент, двухскатная крыша с треугольными фронтонами с двух сторон. Скульптурный декор храма.
Формирование классической ордерной системы.
Дорический, ионический и коринфский типы колонн.
Архаическая круглая скульптура. Архаическая улыбка.
Вазопись ориентализирующего и чернофигурного типов. Позже краснофигурная вазопись.
Греческая классика
Афинский Акрополь. Работы Фидия: статуя Афины-воительницы для Акрополя и статуя Зевса для храма бога в Олимпии (хрисоэлефантинная техника). Статуи: Возничий колесницы из Дельф; Дискобол, Афина и Марсий Мирона; Дорифор, Диадумена, Раненая амазонка.
Новые типы зданий – гимнасии, пританеи (для торжественных обедов и приемов), телестрионы. Храм Аполлона с Бассах.
Характерные черты стиля:
Гармония с окружающей средой в архитектуре. Основной тип храма – периптер дорического ордера. Ассиметричность в расположении памятников архитектуры и скульптуры. Канон (правило) Поликлета. Мрамор разных цветов. Контраст легких колонн и кариатид с массивными основаниями. Коринфский ордер.
Поздняя классика
Театр в Эпидавре (рассчитан на 1000 зрителей). Гробница Мавзола в Галикарнасе. Храм Артемиды в Эфесе. Памятник хорэга Лисистрата в Афинах. Саркофаги. Статуя Афродиты Книдской, Аполлон-сауроктон (скульптор Прокситель). Скульптуры “Отдых Гермеса”, “Апоксиомен” (скульптор Лисипп). Рельеф храма Афины Аллеи в Тигее, Менада (скульптор Скопас). Терракотовая мелкая пластика. Вазопись. Фигурные сосуды для душистых масел.
Характерные черты стиля:
Преувеличенно пышный характер архитектуры. Светлые здания. Совмещение различных ордеров в одной постройке. Ионические колоннады со статуями. В Вазописи полихромия и пейзажи многофигурных бурных сцен.
Эллинизм
Фаросский маяк, Родосский колосс (бог солнца, родосская школа), Александрийская библиотека. Олимпион (диптер).
Скульптура. Александрийская школа – бытовой жанр. Мальчик с гусем, Нил. Пергамская школа – патетика образов, динамизм, гигантомания, смена света и тени, высокий рельеф. Алтарь Зевса в Пергаме. Родосская школа – круглая скульптура крупной формы. Ника Самофракийская, Лаокон с сыновьями, Казнь Дирки.
Характерные черты стиля:
Гигантские формы. Храм – диптер. Разные школы и направления.
Искусство Древнего Рима
К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тибре, стал аристократической рабовладельческой республикой. Завоевав Апеннинский полуостров и утвердив господство во всем Средиземноморье, Рим превратился к середине 2 в. до н. э. в могучую державу. Приток рабов и ценностей из покоренных провинций обогатил государство, но он способствовал росту имущественного неравенства, увеличению масштабов крупного землевладения и рабовладения, разорению римского крестьянства, углублению классовых противоречий. Борьба римского крестьянства за землю, а покоренных италийских племен за политические права, гражданские войны 1 в. до н. э., многочисленные восстания рабов (восстание рабов в Сицилии 2—1 вв. до п. э., грандиозное восстание Спартака — 1 в. до п. э.) свидетельствовали о кризисе Римской республики, оказавшейся неспособной управлять обширной многоплеменной державой. После разгрома восстаний и завершения гражданских войн начался период стабилизации и расцвета рабовладельческой формации, но уже в условиях жестокой диктатуры империи.