Сценарно - режиссерские особенности детских праздников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение возможных способов воспитания высоких культурно-нравственных идеалов и организации качественного досуга детей. Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:
Рассмотреть основные критерии и особенности детских праздников.
Изучить предпочтения и интересы детей младшего и среднего школьного возраста.
Проанализировать сценарий детского праздника.

Содержание

Введение
Понятие и сущность детского праздника……………….......……………4
Праздник как элемент развития личности ребенка, воспитательная сторона праздника……………….........…………..5
Учет психолого – педагогических особенностей детской аудитории при организации праздника, мероприятия…………..11
Классификация современного детского праздника………….......……..16
Особенности организации детских праздников…………….......………17
3.1. Игра в структуре праздника……………….........…………………...20
3.1.1. Виды игр……………………………………………………………21
Герой детского праздника………………………………………...23
Особенности выразительных средств…………………………….24
4. Подготовка детского праздника………………………………………….25
4.1. Основные ошибки при написании сценария для детского праздника на примере приложения №1……………………………………27
5. Заключение……………………………………….......…………………...29
Список используемой литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 82.28 Кб (Скачать файл)

Понимание детского праздника, как сложной системы различных субъективно-объективных и личностно-общественных отношений и основанных на них видов деятельности детей и подростков, позволяет выявить основные элементы праздника и структурные взаимоотношения между ними. Праздник объединяет в себе различные характеристики, будучи и познавательным отражением действительности и ее оценкой, выражением духовного мира личности и социальным явлением, видом игровой, эстетической деятельности, средством воспитательного воздействия. И все эти характеристики системно взаимосвязаны, являясь разными аспектами нерасторжимого в своей целостности художественно-педагогического процесса взаимодействия детей и взрослых в проведении праздника.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение. Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.

В психологии, философии, педагогике представлены различные классификации видов деятельности. Наиболее распространенной является следующая классификация:

- репродуктивная деятельность, направленная на получение уже  известного результата известными  средствами;

- продуктивная (творческая) деятельность, направленная на выработку  новых целей и соответствующих  им средств или достижение  известных целей с помощью  новых средств.

Творческая деятельность – это деятельность человека, в ходе которой он создает нечто новое. Не важно, будет ли это какой-нибудь вещью внешнего мира или построением ума или чувства.

Ведущим видом деятельности у детей является деятельность репродуктивная, т.к. ведущий вид мышления – наглядно-действенный, наглядно-образное только формируется, а словесно-логическое мышление на данном этапе развития практически отсутствует. Дети все действия выполняют «по шаблону», их мышление очень конкретизировано, и как следствие этого говорить о творческой деятельности еще рано. На данном этапе формируются предпосылки для развития творческой деятельности в последующем.

Основой любого праздника является музыкальная деятельность. В массовом проявлении она состоит из песен и танцев.

В процессе постановки танца проводится большая работа по развитию слухового восприятия, крупной моторики, координации и мышечной памяти. Также танец позволяет детям через набор определенных движений почувствовать характер и ритм музыки.

Не последнюю роль в празднике для детей играет речевая деятельность, которая, в основном, сводится к разучиванию стихотворений. Чтение стихов и другая речевая деятельность на празднике не только желательна и возможна, но и необходима, т.к. это создает богатейшие возможности для развития речи, создает так необходимую для детей со сниженным слухом речевую среду; ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою ответственность: он должен говорить, говорить так, чтобы его поняли. Детям нравится выступать, показывать то, что они умеют. Праздник является хорошей ситуацией для активизации речи.

Большую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика, внимание и аккуратность.

Дети, готовясь к празднику, делают подарки родителям (открытки маме к 8 марта), участвуют в процессе оформления зала (снежинки, украшения для елки к Новому Году, листья к празднику осени и т.п.), используя для этого аппликацию, оригами и рисование. Очень важно, чтобы ребенок понимал, что своим трудом он участвует в общем деле. Детям интересно наблюдать, как их стараниями привычный зал превращается то в сказочный заснеженный лес, то в весеннюю зеленую полянку, то в осенний парк.

Общение, как особый вид деятельности, активно используется как в процессе подготовки, так и непосредственно при проведении праздника. Оно происходит между детьми и родителями, персонажами действия и конечно же между самими детьми. И очень важная задача– создать в коллективе теплую, доброжелательную обстановку, научить детей терпимости, наладить их общение «на равных», так, чтобы не было обиженных и обделенных, чтобы яркое, веселое, доброе событие в жизни ребенка – праздник – не обернулось для него психической травмой, чтобы в его памяти на долгие годы остались только хорошие, светлые воспоминания, а не горькая обида.

Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: передача информации, взаимодействие и взаимовосприятие. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для режиссера, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить детей в совместную деятельность, наладить взаимопонимание и взаимодействие.

 

1.2 Учет психолого – педагогических особенностей детской аудитории при организации праздника, мероприятия.

Этот пункт следует рассматривать через исследование основных возрастных категорий детской аудитории в хронологическом порядке.

 

Дошкольный возраст

В первые семь лет ребенок проходит большой и сложный путь развития. Это ярко отражается в играх, которые год от года становятся богаче по содержанию, сложнее по организации, разнообразнее по характеру.Уже в первые годы жизни у ребенка складываются предпосылки для овладения простейшими формами деятельности. Первой из них является игра. Данная форма деятельности и является основной весь дошкольный период жизни ребенка. Но дошкольник редко осознает потребности, которые толкают его играть. И целью его деятельности является сама осуществляемая деятельность, а не те практические результаты, которые достигаются с ее помощью.Главное отличие психологии ребенка заключается в том, что внутренний, психологический план (ценности, представления, мотивация и т.д.) у него только складывается и находится в процессе интенсивного становления. Это порождает характерные особенности детей раннего возраста. Прежде всего, это поглощенность текущим моментом. Жизнь малыша происходит преимущественно в настоящем времени. Сознание не направлено в будущее (ничего не предвидит) и не учитывает прошлого (не опирается на опыт других и даже на свой собственный). Вся жизнь, все радости и огорчения происходят «здесь и сейчас». Поведение маленького ребенка целиком определяется воспринимаемой ситуацией, тем, что он видит и слышит, — то есть является ситуативным. В раннем возрасте у детей не бывает равнодушного или отстраненного отношения к вещам. Каждая вещь заряжена для ребенка притягивающей или отталкивающей силой и соответствующим образом провоцирует его на действие. Зависимость от ситуации характеризует не только поведение, но и внутреннюю, психическую жизнь ребенка.  

  В играх детей третьего года жизни проявляются те черты, которые получают развитие впоследствии: подражание взрослым, создание игровых образов, стремление активно действовать, знакомиться с окружающим. На третьем году начинает развиваться воображение, в игре появляется роль, а к концу третьего года – несложный сюжет. В этот период происходит переход к настоящей дошкольной игре. 

  Ребенок третьего года жизни способен ставить в игре посильную цель, прилагать усилия к ее достижению, находить способы выполнения задуманного. Следовательно, в этом возрасте развиваются мышление и воображение. 

  Очень важно с самого начала развивать у детей активность и самостоятельность в игре, не ограничивать ее повторением действий взрослого, а сочетать подражание с творческой выдумкой. Однако, игры маленьких детей возникают в основном под влиянием зрительных образов: ребенку требуется пример для подражания.  

  Практика показала, что не только трехлетние, но и двухлетние дети находят разнообразное применение игрушке-материалу, особенно важной для фантазии, изобретательности (лоскуты материи, картонные коробки, дощечки).  

 Для маленького ребенка  особенно важно доброжелательное  отношение к его игре взрослых, их помощь, участие, руководство. Ведущий должен уделять внимание каждому ребенку.  

  Для этого возраста также характерны игры, возникающие по ассоциации: дети разговаривают по телефону, слушают, как тикают часы (подносят к уху колечко, говорят «тик-так»). 

  Практика показывает, что игры детей 2-4 лет в основном неустойчивы. Это проявляется в частой смене игрушек, а следовательно, и игровых образов, которые могут возникнуть в силу подражания. 

  У детей этого возраста много совместных игр, которые существенно отличаются от коллективных игр старших дошкольников. Малыши еще не умеют согласовывать свои действия, замыслы, да в этом и нет необходимости – содержание игр слишком просто, однообразно. Детей объединяет общая цель, интерес к одной и той же игрушке, стремление к подражанию. 

  Игры детей четвертого года жизни получают значительное развитие. Расширяется их тематика, четче становится игровой замысел, развивается устойчивость в его выполнении. Роли часто распределяются до начала игры, но детям еще трудно договориться самостоятельно, поэтому особое значение приобретают руководство и помощь взрослых.  

 Повышается активность, восприимчивость детей: новая игрушка, зрительный образ быстрее и  легче вызывают у них игровые  ассоциации. На формирование игры  большое влияние оказывает художественное  слово. Например, игра в «сказку»  возникает не только в результате  инсценировки, но и после рассказывания  сказки. 

  Все виды работ вызывают живой интерес у детей. 

  Работа становится составной частью игры, обогащает ее содержание.

Чтобы сделать игру более интересной и увлекательной, ведущий использует различные методические приемы.  

 Таким образом, объединение  детей этого возраста в игре  получает новое качество. Они  начинают понимать, что всем вместе  можно сделать игру веселой  и интересной.

С детьми 3-5 лет можно проводить: 1) подвижные игры на координацию движений. Например, танец, в котором необходимо повторять фигуры за ведущим; 2) театрализованные представления и карнавалы. 

Младший школьный возраст

В шестилетнем возрасте дети приступают к систематической, общественно оцениваемой учебной деятельности. Обучение становится основой дальнейшего развития и определяет социально-психологические особенности этой группы. В школе трансформируются старые типы взаимоотношений: «ребенок - воспитатель» в «ученик- учитель», а отношения «сверстник - сверстник» и «ребенок - родители» приобретают новую окраску. Новая система взаимоотношений связана с общественными обязанностями и более высоким уровнем ответственности. Характерными психологическими особенностями детей этого возраста являются: эмоциональность, стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. Этим определяется основной воспитательный метод - метод массового воздействия. А наиболее характерными формами работы становятся детские утренники и массовые игры. Наибольший эффект имеют наглядно-образные формы воздействия. Поэтому главная задача организаторов - через яркие, эмоциональные игры формировать нравственное начало, развивать интересы, способности, расширять кругозор, развивать память. В связи с этим полезно проводить: 1) творческие игры и конкурсы; 2) ролевые игры с элементами сказочности; 3) подвижные, спортивные игры; 4) викторины, аукционы; 5) театрализованные представления. Из циклов мероприятий можно предложить «Веселые старты», «Конкурс почемучек, или хочу все знать».

Средний и старший школьный возраст

Иногда эту социальную группу (11-14 лет) называют трудной, или критической. Продолжается быстрый биологический рост, начинается половое созревание, но социальное развитие задерживается. В это время наблюдаются возрастные заболевания (шумы в сердце, головные боли, вегето-сосудистая дистония). Люди в этом возрасте ощущают себя взрослыми, но окружающие взрослые так не думают. Отсюда происходит эмоциональная лабильность, «взрывчатость» подростков, их стремление держаться со сверстниками и взрослыми на равных, а также скрытность, строптивость и агрессивность. Подростки подражают взрослым в одежде, манере речи и, к сожалению, во вредных привычках, у девочек проявляются элементы кокетства. При этом подростки остаются романтиками: пишут стихи и пытаются осознать свою роль в жизни общества. Посредством занятий в различных кружках и секциях происходит обогащение и расширение жизненных познаний. При работе с подростками используется индивидуальный подход. Целесообразно проводить мероприятия, помогающие находить ответы на вопросы: 1) вечера с морально-этической тематикой; 2) вечер вопросов и ответов (встреча с психологом); 3) сюжетно-игровые программы. При подготовке праздника нужно предусмотреть пути, по которым будет развиваться активная деятельность его участников: чего будет ожидать и чем захочет заняться празднично настроенная публика.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ

Современные художественно-массовые мероприятия разнообразны по своему содержанию и по формам.  Наиболее популярные формы на сегодняшний день: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, тематические вечера, концерты и др. Многие из них составляют неотъемлемую часть деятельности в культурно-досуговой работе с детьми, которая реализуется по средствам учреждений среднего образования, дополнительного образования, центрами по работе с детьми, а также родителями.

Можно выделить следующие виды праздников, которые больше всего подходят для детей:

1. День рождения - праздник, который  ребенок любого возраста начинает  ждать задолго до даты проведения. Это личный праздник, где малыш  главное действующее лицо. Становясь  старше на один год, он испытывает  радость и удовлетворение. Обычно  на торжество приглашаются самые  близкие друзья. Чтобы этот день  запомнился надолго, нужно красиво  и ярко оформить помещение, придумать оригинальные и красочные приглашения для гостей и т. д.

Информация о работе Сценарно - режиссерские особенности детских праздников